Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность, значение контроля и его роль в повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности малого бизнеса



Категория контроля долгое время используется в различных отраслях науки, и его значении для управления экономикой в России должно определяться на достижениях отечественной и мировой экономической мысли.

Результаты исследования свидетельствуют, как в России, так и за рубежом недостаточно разработана научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии контроля. Отсутствует единая классификация разнообразных видов, функций и методов контроля. Не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не получила должного осмысления в науке сущность бухгалтерского, налогового и управленческого учета в новых условиях хозяйствования.

Научно-практическое понимание контроля включает совокупность понятий, позволяющих сформулировать полное описание сущности контроля, а также средств и методов его организации. По нашему мнению, сущность контроля определяется следующими составляющими процесса: 1) определение целей, задач и объектов контроля; 2) взаимосвязь средств и методов контроля; 3)решение задачи; 4) достижение целей контроля.

Контроль занимает особое место в общей системе экономики, представляет собой специальные знания о принципах и методах установления законности, достоверности, экономической целесообразности финансово-хозяйственных процессов и управления.

Для решения актуальных проблем контроля, как в широком, так и узком плане необходимо определить концепцию контроля.

Под концепцией (от лат. conceptio - понимание, система) в экономической современной литературе понимается: определенный способ трактовки каких-либо явлений или основная точка зрения, или руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности и т.д. С.И. Ожегов определяет концепцию как "систему взглядов на что-нибудь".[75]

В Большом экономическом словаре концепция определяется как "система взглядов на процессы и явления в природе и обществе"[76].

Последовательная реализация системного подхода к построению концепции контроля предполагает предварительное рассмотрение более общей системы, в которую контроль войдет как одно из ее звеньев.

По нашему мнению элементы концепции контроля можно представить в следующем виде: 1) понятие контроля; 2) содержание контроля; 3) сущность контроля; 4) цель и задачи контроля; 5) принципы контроля; 6) система контроля; 7) процесс контроля; 8) оценка эффективности контроля.

Анализируя структуру элементов контроля можно определить, что исходным элементом концепции является определение самого понятия контроля. Слово control английского происхождения, что означает надзор, контроль, регулирование. В русский язык оно пришло из немецкого kontrolle - контроль, проверка (XVIII в.) или непосредственно из французского controlle, что в переводе означает "проверка, контроль, список"[77] .

В русском языке слово "контроль" имеет два значения: проверка, а также наблюдение в целях проверки; учреждение, ведающее такой проверкой[78].

Ученые и практики, как Российские, так и зарубежные дают различное определение понятия контроля. Для достаточного уровня понимания определения контроля мы рассмотрим точки зрения авторов, занимающихся этой проблемой. Определение понятие «контроля» представлено в таблице 50 (стр. 231).

 

 

Таблица 50 - Определение понятие «контроля»

№ п/п Понятие Определение Автор
Контроль «Учет, проверка счетов, отчетности» и «как присутственное место, занимающееся проверкой счетов»[79]   В.И. Даль  
Контроль Контроль (иноск.) - проверка (вообще), наблюдение за действиями (собственно учет)"[80]. М.И. Михельсон
Контроль Контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, т.е. особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления[81]. Л.И. Ворониной
Контроль Процесс обеспечения и достижения целей"[82].   Мескон, А. Хедоури
Контроль Контроль объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления"[83]   Ф.М. Русин
Управленческий контроль Управленческий контроль – одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы [84].   И.Н. Герчикова
Контроль Контроль - процесс наблюдения и проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, осуществляемый соответствующими субъектами управления в целях выявления отклонений от установленных параметров этой деятельности, устранения и предупреждения отрицательных явлений и тенденций [85].   Р.И. Криницкого
   
Окончание таблицы 50
Контроль Контроль как труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям - законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам; выявлению результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принципов организации и регулирования[86]. В.Г. Афанасьев
Контроль Контроль завершающая стадия процесса управления, сердцевиной которой является механизм обратной связи[87]. Е.А. Кочерин
Контроль Общие и родовые признаки контрольной деятельности свидетельствуют о ее общности с юридическим процессом как комплексной системой. Однако специфические особенности контрольной деятельности могут быть взяты в качестве критериев, доказывающих ее автономность среди иных элементов юридического комплекса: правотворчества и правоприменения[88]. Е.Ю. Грачева
Контроль Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта с целью устранить его отклонения от заданных параметров, направления процесса управления по установленным идеальным моделям, скорректировать поведение подконтрольного объекта[89]. В.Е. Чиркина
Контроль Контроль как одна из функций управления, выступающую в процессе управления как элемент обратной связи, поскольку по его результатам формируется активное управленческое воздействие и проводится корректировка ранее принятых решений и планов[90]. Л.И. Сотникова
Контроль Контроль - это комплексное изучение различных аспектов деятельности предприятий: экономической эффективности и законности осуществляемых хозяйственных операций, достоверности учетной и отчетной информации о хозяйственных и финансовых действиях при сопоставлении с фактическим состоянием объектов контроля[91]. В.И. Венедиктова
Контроль Контроль – это всеобъемлющий процесс: обеспечения и установления степени достижения основных целей и отклонений; выработки корректирующих действий; получения количественной и качественной информации о результатах управленческих воздействий. А.В. Шохнех

В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Эффективно поставленный контроль имеет стратегическую направленность, ориентированную на конечные результаты.

С точки зрения контрольно-ревизионной деятельности сущность контроля сводится к регулярной проверке соблюдения установленных правовых норм и выявлению нарушений.

Существующие подходы не столько отражают стремление дать универсальное понятие контроля, сколько являются следствием данного понятия через призму представителей различных направлений - философских, управленческих, политических, правовых и других. Понятие "контроль" следует рассматривать как многоуровневую систему, используемую в различных сферах человеческой деятельности.

В экономической сфере расширяется смысл понятия: контроль предполагает не только проверку хозяйственной деятельности, но и управление этой деятельностью, а в юридической и административной деятельности контроль тесно связывают с учетом и наполняют его признаковой характеристикой: "учет и контроль повсеместный, всеобщий, универсальный" рассматривают как "орудие искоренения недостатков" и "непременное условие совершенствования деятельности".

По нашему мнению, контроль - это всеобъемлющий процесс: обеспечения и установления степени достижения основных целей и отклонений; выработки корректирующих действий; получения количественной и качественной информации о результатах управленческих воздействий.

На современном этапе скалывается расширенная концепция контроля, отвечающая требованиям научно-технического прогресса и развития. Игнорирование концептуальных вопросов затруднит решение конкретных проблем в области контроля. В таблице 51 представлена концепция контроля.

 

Таблица 51 – Концептуальные основы контроля

КОНЦЕПЦИЯ КОНТРОЛЯ
№ п/п Составляющие концепции контроля Определение составляющих концепции контроля
1. Понятие контроля   Контроль - это системные действия, направленные на соответствие поставленным целям и задачам, для достижения желаемого результата исследуемого объекта в интересах субъекта.
Содержание контроля   Процесс, определяющий достоверность, эффективность и законность использования трудовых, финансовых, производственных, земельных и предпринимательских ресурсов.
3. Сущность контроля   Повышение эффективности экономических процессов, для развития научно-технического процесса.
4. Цель и задачи контроля   Цель контроля - это обеспечение необходимых результатов на уровне системы управления, которое достигается решением задач. Задачи контроля: 1) определение пределов допустимых отклонений; 2) установление основных контролируемых параметров; 3) сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах объекта контроля; 4) сравнение фактических результатов с плановыми показателями; 5) выявление отклонений фактических результатов от заданных параметров; 6) анализ причин полученных отклонений от установленных нормативов; 7) разработка программ и предложений о принятии мер воздействия для достижения намеченных целей.
5. Принципы контроля   1)Соответствие; 2) законность; 3) ответственность; 4) независимость; 5) компетентность; 6) объективность; 7) гласность; 8) научность; 9) непрерывность; 10) эффективность.
Система контроля   Основывается на целостном представлении о событиях или явлениях и исходит из двух основополагающих представлений: 1) не существует полностью изолированных явлений и ситуаций; 2) любое воздействие в рамках одного какого-либо явления или ситуации приводит к воздействию на связанные с ними явления или ситуации. 1. Субъект контроля 2. Объект контроля 3. Предмет контроля 4. Средства контроля 5. Контрольное поле 6. Временное поле
Процесс контроля   Реализация тактических и стратегических целей контроль, содержащий следующие этапы: 1) установление достигнутого уровня, стандартов, критериев и состояния выполнения поставленных целей; 2) установление отклонений от поставленных целей и определение степени допустимых отклонений; 3) установление причин отклонений и принятие необходимых корректирующих действий.
Оценка эффективности контроля Стратегический характер, нацелен на достижение цели, своевременен, оперативен, точен, выгоден и результативен.

Как отмечено в принятой девятым Конгрессом международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1997 г. Лимской декларации руководящих принципов контроля: "Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом" [92].

Содержание контроля не постоянно. Контроль является элементом надстройки над системой и развивается всегда вместе с развитием общественных отношений.

Содержание контроля претерпевает серьезные изменения в ходе смены общественно-экономических формаций, эволюционных изменений, развития политической системы общества, органов государственного управления, законодательной, исполнительной и судебной власти.

С позиций науки контроль рассматривается как форма обратной связи, посредством которой управляющая система получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и степени реализации управленческих решений (законов, актов, планов, программ, норм, стандартов, правил, приказов и т.п.).

По нашему мнению содержание контроля целесообразно рассматривать с двух методологических позиций:

1) контроль - это комплексная функция и неотъемлемая часть деятельности управления;

2) контроль - это самостоятельный управленческий процесс и целостная система.

Контроль в управлении хозяйствующим субъектом - это совокупность действий и операций по проверке различных сторон деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Особая специфика контроля как вида управленческой деятельности позволяет активно воздействовать на эффективность экономической деятельности предприятия.

Поскольку контроль, с одной стороны, является функцией управления, по отношению к которому он выступает средством и инструментом реализации политики, с другой стороны, это самостоятельная деятельность, имеющая свои методы, способы и формы реализации, необходимо рассматривать контроль как сложную, многоаспектную категорию[93].

На наш взгляд, экономическое содержание контроля следует определить как многогранную межотраслевую систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния в интересах оценки обоснованности и эффективности принятых решений и результатов их выполнения с целью выявить отклонения от требований этих решений и устранить неблагоприятные ситуации.

Третья составляющая, концепции контроля, является сущность контроля.

Наиболее полному пониманию сущности контроля способствует рассмотрение контроля в системе категорий «цель - средство – результат»[94].

Из анализа категорий «цель - средство – результат» сущность контроля есть выработка и осуществление эффективного и своевременного воздействия для обеспечения заданной эффективности достижения цели экономической деятельности.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей. Контроль не только позволяет выявить проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и помогает решить, нужно ли вносить радикальные изменения в принятые решения.

По нашему мнению, сущность контроля заключается в повышении эффективности экономической деятельности, для развития научно-технического процесса.

Четвертой составляющей концепции контроля являются определение целей и задач контроля.

Поскольку контроль является неотъемлемой частью деятельности по управлению, цель контроля подчинена общей цели, стоящей перед системой управления, и направлена на ее осуществление.

По нашему мнению, целью контроля нельзя считать выявление отклонений от принятых и утвержденных правил, процедур, законоположений.

Мы считаем, что цель контроля - это обеспечение получения результатов на уровне системы управления.

Цель контроля достигается решением задач. От грамотной формулировки задач контроля зависит и выполнение поставленной цели управления.

Среди задач контроля можно выделить основополагающие задачи:

- определение предела допустимых отклонений с учетом технологических особенностей производства;

- установить основные контролируемые параметры;

- сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности объекта контроля;

- сравнение фактических результатов с плановыми показателями;

- выявление отклонения фактических результатов от заданных параметров;

- анализ причин полученных отклонений от установленных нормативов;

- разработка программ и предложений о принятии по мере необходимости соответствующего воздействия для достижения намеченных целей;

- утверждение предложенных мер воздействия и организация его осуществления

- установление порядка осуществления обратной связи.

Пятой, важной составляющей концепции является установление принципов контроля, которые играют существенную роль в реализации указанных задач.

Термин "принцип" происходит от лат. principium - основа, начало. Под принципом понимается основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.[95].

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее определение принципа: "Научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают"[96].

Ученые и практики, исследующие тему принципов организации и осуществления контроля, определяют принципы, как одно из фундаментальных понятий.

Принцип контроля можно определить как общепризнанное правило действия в контрольных ситуациях. Принцип контроля воплощает экономические, социальные и другие закономерности сферы контроля и в то же время определяет строгие требования, согласно которым формируется и функционирует подсистема контроля в системе управления.

Нами предлагается таблица с различными мнениями о принципах контроля и взглядами на них (таблица 52 (стр.239)).

Принцип контроля является конкретизацией характерных особенностей контроля в системе управления, основывается на его закономерностях и служит конкретным выражением их действия. При этом принцип контроля может выражать действие всех или нескольких закономерностей, а также одной из них.

Сухачева Г.И обобщив предлагаемые в нормативных документах и научной литературе принципы контроля, предлагает выделить следующие принципы: 1) соответствие; 2) законность; 3) ответственность; 4) независимость; 5) компетентность; 6) гласность; 7) научность; 8) объективность; 9) непрерывность; 10) эффективность.

Таблица 52 - Определение принципов контроля

№ п/п Понятие Определение Автор
Принципы контроля Принципы контроля определяются политикой субъектов финансов, отраженной в соответствующих положениях организаций и граждан [97]. В. А. Фетисов
Принципы контроля Общие принципы контроля: независимость, объективность, компетентность и гласность[98].   Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая 9 Конгрессом международной организации высших контрольных органов в октябре 1977г.
  Принципы контроля Шесть основных принципов контроля: законность; объективность; независимость; гласность; разграничение функций и полномочий; подотчетность[99]. Ю. А.Данилевский
Принципы контроля Шесть основных принципов: законность, независимость, объективность, гласность, системность, профессиональная компетентность[100] Н.Н. Рожкова,
Принципы контроля Осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности[101] Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации"
Принципы контроля Общие принципы, на которых основана работа аудитора, установлены: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение[102] ФПСАД N 1:"Цель и основные принципы аудита финансовой (бух.) отчетности". Кодекс профессиональной этики аудиторов»
Принципы контроля Результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов; обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение); презумпция невиновности; согласованность действий...[103] Л.А. Аробозина
Принципы контроля Необходимо учитывать такие дополнительные принципы контроля, как ответственность, принцип сбалансированности и принцип системности[104]. В.В. Бурцева
Принципы контроля Соответствие; законность; ответственность; независимость; компетентность; объективность; гласность; научность.[105] Г.И. Сухачева

Мы разделяем точку зрения Сухачевой Г.И. и поддерживаем ее группировку принципов. Рассмотрим сущность всех предложенных принципов контроля

Принцип соответствия, подразумевающий, что содержание и организация контроля, его цели и задачи должны соответствовать задачам, стоящим как перед экономикой в целом, так и перед хозяйствующими субъектами в частности. Из принципа соответствия вытекают остальные принципы контроля.

Принцип законности устанавливает необходимость строгого соблюдения требований законов и основанных на них предписаний иных правовых актов всеми субъектами контроля.

Принцип ответственности заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры правовой ответственности. В рамках рассматриваемого принципа устанавливаются отношения ответственной взаимозависимости сторон контрольных правоотношений, что способствует достижению установленной цели.

Принцип независимости - общепринятый принцип контроля. Контрольные органы могут выполнять возложенные задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций, и защищены от постороннего влияния.

Принцип компетентности предполагает необходимый и достаточный уровень профессиональной подготовки работников контроля, их опыт и квалификацию, отвечающие поставленным задачам.

Принцип гласности предполагает предоставление по уровням управления общего объема контрольных доказательств и результатов в деталях, а общественности - информацию о результатах, не составляющие контрольную тайну.

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями, стандартами и управленческими решениями. При этом контроль строится строго на фактической и документальной основе.

Принцип научности означает, что контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов и приемов, установления степени соответствия практики управления ресурсами во всех сферах хозяйственной деятельности.

Принцип непрерывности означает, что поскольку процесс управления непрерывен, то и все объекты контроля подлежат постоянному, предварительному, текущему и последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и деятельности субъектов контроля.

Принцип эффективности (действенности) означает своевременность и полноту выявления отклонений, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

Шестой составляющей концепции системы контроля является система контроля. По нашему мнению системное мышление контроля основывается на целостном представлении о событиях или явлениях и исходит из двух основополагающих представлений:

1) не существует полностью изолированных явлений и ситуаций - все явления и ситуации связаны между собой множеством связей (не всегда для нас очевидных);

2) любое воздействие в рамках одного какого-либо явления или ситуации приводит к воздействию на связанные с ними явления или ситуации.

Кроме того, важно представлять, что такое граница системы, для того чтобы определить, какой элемент входит в систему, а какой - нет. Причем эта граница определяется с позиции некоего заинтересованного субъекта.

Выполнение любой управленческой деятельности предполагает наличие системы управления за ее осуществлением как совокупности различных элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Наличие системы обязательно для достижения целей контроля.

По нашему мнению система контроля состоит из следующих элементов: 1) субъект контроля; 2) объект контроля; 3) предмет контроля; 4) средства контроля; 5) контрольное поле; 6) временное поле.

Система контроля представляет собой контрольную среду, в которой взаимодействуют субъекты, объекты, предметы средствами контроля в определенных временных рамках.

Контрольное поле – это общие отношения, осведомленность и действия субъектов контроля, направленные на установление степени соответствия достигнутых результатов принятым решениям и оценку состояния объекта контроля на основе сопоставления поставленной цели с фактическим положением дел, выработки регулирующих мер и корректирующих воздействий.

Субъект контроля - это органы, организации, подразделения и лица, осуществляющие функции контроля и являющиеся носителями практической деятельности по осуществлению контроля, права, обязанности и ответственность которых регламентируются нормативно-правовыми актами.

По мнению Е.В. Шориной, именно субъекты выполняют функцию генератора складывающихся специфических социальных связей по поводу реализации конкретной нормы материального права в целях установления объективной истины и вынесения решения по делу. При помощи субъекта определяются задачи, характер, формы и объем контроля. По отношению к нему остальные компоненты имеют вспомогательный, производный характер[106].

Каждый субъект контроля обеспечивается соответствующими властными полномочиями, необходимыми для достижения целей, поставленных перед контролем. Множественность органов, осуществляющих контрольную деятельность, позволяет выделить критерии их систематизации:

- по характеру властных полномочий;

- организационно-правовым формам проведения контроля;

- направленности контрольной деятельности, характеру соединения юрисдикционных и организационных способов воздействия;

- юридическим последствиям контроля;

- контролю со стороны государственных, муниципальных органов и негосударственных контрольных органов;

- контролю со стороны правоохранительных органов [107].

Однако при этом следует выделять в качестве субъектов не только контролирующих лиц, являющихся активными носителями функций контроля и наделенных полномочиями контроля, но и подконтрольных субъектов, лиц, испытывающих контрольное воздействие. Несмотря на властный характер контрольно-процессуальных правоотношений, их субъекты связаны между собой коррелятивными связями и всегда корреспондируют друг с другом.

Деятельность по осуществлению контроля всегда связана с выполнением возложенных на контролирующий субъект обязанностей. Поэтому целесообразно выделять следующие группы контрольных полномочий контролирующего субъекта и, соответственно, корреспондирующие им контрольно-процессуальные права, обязанности и ответственность подконтрольных субъектов:

- полномочия на совершение контроля по своей инициативе беспрепятственно, в любое время в пределах своей компетенции;

- полномочия давать в случае необходимости соответствующим органам и должностным лицам указания обязательного характера по устранению вскрытых нарушений и их последствий;

- полномочия по привлечению к ответственности виновных должностных лиц;

- полномочия по выработке рекомендаций превентивного характера[108].

Объектом контроля признается предмет, на который направлено воздействие. Поскольку объект управления и объект контроля в сфере управления совпадают, объектами контроля могут быть как экономическая система в целом, отдельные отрасли, регионы, организации, так и процессы, происходящие внутри этих объектов, или отдельные элементы, относящиеся к объектам контроля[109].

Если субъекты представляют собой генерирующий компонент в составе правоотношения, то объекты характеризуют его с сущностной стороны.

Состояние и поведение объекта контроля, деятельность организации и органов управления в целом, в отдельных сферах или по отдельным операциям являются предметом контроля. Предмет контроля - определенное состояние объекта контроля на определенный момент или в определенном периоде.

Средства контроля представляют собой методы, приемы и процедуры, позволяющие выявлять и предупреждать возникновение в состоянии объектов и предметов контроля несоответствий действующему законодательству и принятым управленческим решениям.

Необходимым элементом системы контроля являются временные рамки, которые и определяют границы системы контроля для всех ее участников.

Седьмая составляющая концепции контроля - процесс контроля

Контроль выступает неотъемлемой составной частью процессов всех сфер жизнедеятельности человека, в задачу которого входят предвидение возможных ошибок, нарушений, отклонений и предотвращение их, а также в случаях их совершения обеспечение неотвратимости воздействия и пресечения соразмерно выявленному характеру отклонения.

Процесс контроля представляет реализацию тактических и стратегических целей контроль, содержащий следующие этапы:

1) установление достигнутого уровня, стандартов, критериев и состояния выполнения поставленных целей;

2) установление отклонений от поставленных целей и определение степени допустимых отклонений;

3) установление причин отклонений и принятие необходимых корректирующих действий.

При этом на каждом этапе реализуется целый комплекс различных мер.

Процесс установления достигнутого уровня наглядно показывает, как слиты функции контроля и планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации. Поставленные цели характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Конкретный критерий и состояние поставленной цели точно определяют то, что должно быть получено для того, чтобы достичь той самой поставленной цели. На данном этапе сопоставляется фактические показатели с плановыми и соответственно реализуются конкретные меры: что необходимо сделать, чтобы достичь запланированных целей, и что осталось не сделанным.

Процесс установления отклонений состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с поставленными целями. На этом этапе следует определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям и допустимым отклонениям. При этом принимается очень важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от принятых стандартов и критериев. На этой стадии процесса контроля дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, информации и ее оценке.

Определение масштаба допустимых отклонений - вопрос кардинально важный. Для того чтобы контроль был эффективным, он должен быть экономным. Преимущества системы должны перевешивать затраты на ее функционирование. Один из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принципу исключения. Состоит он в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от принятых стандартов, критериев и целей. На данном этапе необходимо дать конкретную оценку информации о полученных результатах, выделив при этом важную информацию, которая адекватно описывает исследуемое явление для принятия правильного решения.

После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Необходимо выбирать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарты, критерии и цели. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи и достигнуть поставленной цели.

Правильно установленные причины отклонений позволят не только выявить проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и помогут пользователям отчетности решить, нужно ли вносить радикальные изменения в принятые решения. Выявление отклонений и анализ причин этих отклонений, разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей, позволят обеспечить правильную оценку конкретной реальной ситуации и тем самым создадут все необходимые предпосылки для внесения корректив в запланированные цели.

Восьмая составляющая концепции контроля – оценка эффективности контроля. Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение цели, своевременен, оперативен, точен, выгоден и результативен. Следовательно, он должен быть надежным и носить не формальный, а реальный характер.

Контроль должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. Своевременность контроля заключается во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

По нашему мнению концептуальный подход к контролю определит решение многих экономических проблем, в том числе:

1) установление соответствия определенному порядку экономической деятельности;

2) определение закономерности хозяйствования;

3) раскрытие новых явлений в различных сферах экономики;

4) совершенствование экономической деятельности;

5) выявление спроса и посредством системы управления определение предложений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.