Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 3. Учет, комплексный экономический анализ и внутренний контроль в системе экономической безопасности предпринимательской сферы малого бизнеса.



 

Целесообразно рассмотреть детально каждый элемент системы экономической безопасности предпринимательской сферы и их взаимосвязь.

По нашему мнению все элементы системы экономической безопасности не разделимы между собой и образуют сферу состояния надежности и устойчивости.

Слово "система" происходит от греческого systema, что означает целое, составленное из частей или множества элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Элементом системы является любая ее часть, не подлежащая расчленению при данном рассмотрении. Каждый элемент системы выполняет определенную функцию и также может быть сложным, состоящим из взаимосвязанных частей, т.е. представлять собой отдельную систему. Такой сложный элемент называют подсистемой.

В толковом словаре система определяется как инструмент, способ исследования процессов и явлений, т.е. имея перед собой некоторую цель, можно сконструировать (синтезировать) систему как некоторое абстрактное отображение реальных объектов. При этом система понимается как совокупность взаимосвязанных переменных, представляющих те или иные свойства, характеристики объектов, которые рассматриваются в данной системе[23].

Целесообразно рассмотреть детально каждый элемент системы экономической безопасности предпринимательской сферы и их взаимосвязи.

По мнению автора, все элементы системы экономической безопасности не разделимы между собой и образуют пирамиду надежности и устойчивости. Субъекты – руководители и собственники бизнеса управляют объектами, то есть малым бизнесом, совершая факты хозяйственной жизни.

Для поддержания сбалансированного и устойчивого состояния в предпринимательской сфере малого бизнеса необходимо учитывать факты хозяйственной жизни, проводить их комплексный экономический анализ и осуществлять внутренний контроль. Место взаимодействия элементов данной системы представляет собой поле экономической безопасности предпринимательской сферы.

Пространственное построение системы экономической безопасности в виде пирамиды представлено на пирамидальной схеме 4 (стр.49), в которой сверху вниз поступают команды от субъекта бизнеса для объекта (хозяйствующей структуры).

Схема 4. Пространственное представление элементов системы экономической безопасности предпринимательской сферы.

На основании распоряжений субъекта совершаются факты предпринимательской жизни, которые учитываются по трем направлениям (финансовый учет, налоговый учет, управленческий). Затем по данным учета осуществляется комплексный экономический анализ. На основании данных в учетных регистрах и показателей анализа осуществляется внутренний контроль. Фундаментом пирамиды является поле экономической безопасности предпринимательской сферы малого бизнеса (фундамент системы).

Результаты обработанных данных фактов хозяйственной жизни аккумулируются в поле (фундаменте) экономической безопасности предпринимательской сферы малого бизнеса, и затем передаются субъекту системы для принятия соответственных управленческих решении и координирующих мер.

Безопасность предпринимательской сферы определяется экономическим замыслом, который предполагает устойчивость, надежность и эффективность бизнеса. Любая система входит в состав большей системы, которая окружает ее и является для данной системы внешней средой. Факты предпринимательской жизни отражаются в первичных документах, и подлежат последующему учету, анализу и контролю.

По мнению автора, процесс обработки первичных документов фактов предпринимательской жизни, представляет собой мини систему в составе экономической безопасности, которая показанную на схеме 5 (стр. 51).

Факты предпринимательской жизни необходимо фиксировать, учитывать, анализировать и контролировать.

Фундаментальным элементом системы экономической безопасности предпринимательской сферы является учет, который возник 6000 лет назад. Материальными предпосылками становления учета - распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения.

 

Схема 5. Взаимосвязь элементов мини системы обработки первичных данных экономической безопасности в предпринимательской сфере.

Наиболее организованной была вначале система учета в Египте, Греции и Риме, где хозяйственный учет обеспечивал фиксацию фактов хозяйственной жизни, которая предполагала осуществление контроля над действиями принимающей решения администрации по управлению организацией. Изначально контроль осуществлялся посредством инвентаризации, позволявшей выявлять реальное положение дел, и документации, служившей их письменным, информационным, как бы мы теперь сказали, обоснованием. Многие положения, связанные с хозяйственным учетом, можно найти в кодексе Юстиниана.

Со средневековья начинается непосредственное регулирование хозяйственных операций при помощи бухгалтерского учета. В период правления Альфонса Мудрого в Кастилии (Испания) в 1263 г. был издан специальный закон об обязательном ежегодном составлении отчетности управляющими государственных предприятий. В это же время складываются три основные системы хозяйственного учета: простая (униграфическая) - объектом учета выступают наличие и движение ценностей; камеральная (сметная, бюджетная) - учитывается выполнение сметы расходов и доходов; двойная (диграфическая) - все факты хозяйственной жизни непременно фиксируются дважды в одинаковой сумме.

Все эти три системы сохранились до наших дней: простая система применяется малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему учета и отчетности, камеральная система существует во всех организациях, не ставящих целью получение прибыли, - бюджетные организации; двойная система принята во всех коммерческих организациях.

В Венеции в 1494 г. францисканский монах Лука Пачоли (1445 - 1517 гг.) опубликовал книгу, одна из частей которой называлась "Трактат о счетах и записях". Это было первое описание двойной бухгалтерии. На протяжении свыше пятисот лет идеи Луки Пачоли оказывали и все еще оказывают влияние на развитие учета как науки.

Лука Пачоли считал, что желающему в исправности вести торговлю необходимо выполнять три условия:

первое и самое главное - иметь наличные деньги и разного рода другие ценности, без помощи которых трудно вести торговлю;

второе - уметь вести книги и быстро считать;

третье - вести свои дела в должном порядке и как следует, чтобы без задержки получить всякие сведения как относительно долгов, так и требований[24].

Третье условие имеет весьма существенное значение, так как никто не в состоянии вести свои дела, если не будет соблюдать должный порядок в записях.

Идеи Луки Пачоли были развиты его последователями. В результате сформировалась такая наука, как бухгалтерский учет.

В 1941 г. Американский институт присяжных бухгалтеров дал следующее определение бухгалтерского учета: "учет есть искусство записи, классификации и обобщения счетов путем регистрации в денежных единицах сделок и событий, которые, по крайней мере в какой-то части, имеют финансовый характер, а также интерпретации полученных результатов", а в 1970 г. этим институтом было заявлено, что функция учета - "обеспечить количественную информацию, главным образом финансового характера, о хозяйствующих субъектах в целях использования этой информации для принятия управленческих решений".

В современных рыночных отношениях России лишиться собственности подвержены все образования хозяйствования и государственные, и частные, и общественные. Потеря состояния безопасности может наступить в результате банкротства или потери контрольного пакета акций. Целесообразно владеть учетно-аналитической информацией о состоянии собственности и его изменениях для принятия обоснованных управленческих решений и поддержки состояния стабильности.

С 1992 г. в России осуществляется реформирование учета и отчетности. Системы бухгалтерского учета и отчетности в странах с похожими политическими и социально-экономическими условиями имеют много общего.

Сложившиеся мировые юридические традиции в совокупности с бурным развитием экономики в XIX в. привели к возникновению двух моделей бухгалтерского учета, одним из главных различий между которыми является противоположный взгляд на проблему исчисления дохода и его связь с налогооблагаемой величиной.

Первая концепция возникла в XIX в. в Пруссии, где было введено правило: сумма бухгалтерской прибыли должна быть равна налогооблагаемой прибыли. Эта модель, получившая название налоговой (континентальной), до сегодняшних дней в различных модификациях преобладает в странах континентальной Европы. Ею руководствуются в учетных системах Германии, Франции, Швеции, Бельгии, Испании, Италии, Швейцарии и других странах[25].

Главная особенность налоговой концепции бухгалтерского учета состоит в том, что любой финансовый отчет должен быть составлен в интересах государства в лице налоговых органов. Таким образом, налогообложение оказывает значительное воздействие на систему бухгалтерского учета.

Основным достоинством этой концепции следует признать ее логичность и простоту. Она опирается на единственный основательный и авторитетный источник - закон. Бухгалтер ведет текущий учет, исчисляет финансовые результаты, учетную прибыль, которая является налоговой базой и отражает обязательства перед бюджетом. Для бухгалтера учет - это единая органически целостная система, которую нельзя разделить на части.

Финансовая отчетность согласно этой концепции отражает, прежде всего, интересы государства, а интересы других участников хозяйственных процессов оказываются второстепенными.

Вторая концепция, противоположная первой, получила распространение в Великобритании. Суть ее заключается в том, что сумма учетной (бухгалтерской) прибыли принципиально отличается от налогооблагаемой величины.

Эта модель получила название собственнической (англосакской). Она характерна для англоговорящих государств, таких как США, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и др.[26] Ее главная особенность состоит в том, что любой финансовый отчет должен быть составлен в интересах собственников (инвесторов), зависимость системы бухгалтерского учета от налогообложения крайне слабая. Достоинством концепции является ее реалистичность.

Данная концепция предполагает существование и ведение параллельно как бухгалтерского учета, так и учета для целей налогообложения (налогового учета). При этом финансовую отчетность составляют для собственников, акционеров, пайщиков, кредиторов, и, следовательно, так, как они считают нужным, а не так как этого хотели бы государственные чиновники. Поэтому правила бухгалтерского учета разрабатываются не государством, а профессиональными ассоциациями бухгалтеров.

Профессор А.С. Николаева отмечает, что "у российского законодателя имеется возможность выбора одного из двух путей создания информационной финансовой системы в интересах значительного круга пользователей (в лице государства - Минфин России, налоговые органы, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Минэкономразвития России, Центральный Банк РФ и др.):

первый путь - "каждому пользователю - по собственной информационной (учетной) системе";

второй путь предполагает применение в отношении такого объекта управления, как информационная система, принципа "управления по отклонениям", т.е. выбор в качестве основной такой учетной системы, которая в максимальной степени объективно удовлетворяет информационные потребности всех потребителей, и построение на ее основе "особенных информационных систем", удовлетворяющих специфические потребности в информации уже конкретных пользователей. ...законодатель пошел по первому пути"[27].

Е.В. Оломская считает полное разграничение систем бухгалтерского и налогового учета методически оправданным вариантом, поскольку они выражают разные экономические интересы и преследуют разные цели[28].

Автор солидарен с мнением профессора А.С. Николаевой в том, что "первый путь очень затратный: он резко увеличивает не только издержки на формирование и поддержание информационных систем у российских организаций, но и умножает государственные затраты на создание законодательно-нормативного обеспечения каждой из информационных систем, их обслуживание и контроль за исполнением требований. Кроме того, данный путь объективно содержит в себе как минимум две принципиальные опасности:

- во-первых, по причине "множественности" объектов управления, применения для разных целей одной и той же устоявшейся терминологии и понятий повышается риск создания неясного, противоречивого, т.е. некачественного законодательства, что, естественно, негативно влияет на исполнимость законодательства;

- во-вторых, резко возрастает бремя издержек на предприятии по созданию "индивидуальных под каждого государственного потребителя" систем информации, что может согласно принципу рациональности (эффект от информации должен покрывать затраты на ее формирование) привести к полному невыполнению требований законодателя в той или иной области, а значит, к необеспечению какого-либо пользователя необходимой информацией"[29].

По мнению автора, анализ правовых норм и научно-практических теорий позволяет сделать вывод о существовании на практике двух учетов фактов предпринимательской жизни, которые представлены на схеме 6 (стр. 57).

Законодатель дает понятие бухгалтерского учета его объектов и основные задачи.

 

Схем 6. Порядок организации бухгалтерского и налогового учета в России.

 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости[30].

Целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Законодатель определяет понятие налогового учета, который имеет цели отличные от бухгалтерского учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета[31].

Законодатель предлагает налогоплательщикам самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Первичные данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Исследования автора позволяют сформировать постулаты, разделяющие налоговый и бухгалтерский учет в современном хозяйствовании субъектов бизнеса, к которым относятся:

- законодательное определение целей бухгалтерского и налогового учета;

- обязанность, определенная законодательством ведения учетных политик: налоговой и бухгалтерской;

- применение метода двойной записи;

- наличие принципов бухгалтерского и налогового учета;

- обязанность ведения регистров: бухгалтерских и налоговых;

- обязанность представления бухгалтерской и налоговой отчетностей.

В современной рыночной экономике выделятся третья учетная система – управленческий учет.

Для эффективного управления хозяйственной деятельностью и формированием финансовых результатов хозяйственных субъектов малого бизнеса необходимо создание системы гибкой, достоверной и оперативной экономической информации. В этих условиях возрастают роль и значение бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет как источник информации включает в себя две важнейшие информационные системы предназначенные для внешних пользователей - в виде финансового учета и внутренних пользователей - в виде управленческого учета. Финансовый учет формирует информацию, необходимую для составления финансовой отчетности: о доходах и расходах хозяйствующего субъекта в поэлементном разрезе, о размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций, состоянии источников финансирования. Его ведение строго регламентировано и обязательно для каждого хозяйствующего субъекта, а решение о создании и функционировании системы управленческого учета зависит от администрации конкретного субъекта. Правила управленческого учета устанавливает само предприятие, учитывающее специфику деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач. Он объединяет в единую систему планирование, учет и анализ затрат по видам, местам формирования и объектам калькулирования, нормативный учет на базе полной и сокращенной себестоимости, методы ее калькулирования, планирование, учет и анализ инвестиций. Каждая из составных частей системы должна предусматривать методику аналитической оценки полученной информации с точки зрения возможностей использования для управленческих целей.

Цель управленческого учета - обеспечение менеджеров предприятия информацией, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. При этом к управленческому учету предъявляются требования, отличные от требований финансового учета.

Управленческий учет не является обязательным для применения. Его организация и методика не регламентируются законодательством. Решение о его внедрении принимает руководство хозяйствующего субъекта малого бизнеса. Сбор и обработка информации считаются целесообразными, если ее ценность для управления выше затрат на получение соответствующих данных. Следовательно, применение управленческого учета должно быть малозатратным, в тоже время необходимо полно и доступно раскрывать информацию в зависимости от их потребностей.

К основным требованиям управленческого учета относятся:

- направленность на достижение поставленной цели предпринимательства;

- обеспечение альтернативных вариантов решения поставленной задачи;

- участие в выборе оптимального варианта и в расчетах нормативных параметров его исполнения;

- ориентация на выявление отклонений от заданных параметров исполнения;

- интерпретация выявленных отклонений, их анализ и выработка корректирующих воздействий.

В качестве объектов управленческого учета выступают, с одной стороны, материальные, трудовые и финансовые ресурсы предприятия, с другой - непосредственно совокупность хозяйственных процессов и их результаты, составляющие финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Объекты управленческого учета находят свое отражение в информационной системе посредством определенных приемов и способов, которые вместе образуют метод управленческого учета. К специфическим способам управленческого учета относят: планирование; нормирование; бюджетирование, анализ отклонений, систему контрольных счетов.

Место управленческого учета в бухгалтерском учете субъекта бизнеса представлено схемой 7.

 

 

Схема 7. Место управленческого учета в системе бухгалтерского учета.

 

Учет фактов предпринимательской жизни в современной рыночной экономике России в концепции обеспечения экономической безопасности предпринимательской сферы представлен схемой 8 (стр. 63).

 

 

 

Схема 8. Учет фактов предпринимательской жизни для целей обеспечения экономической безопасности предпринимательской сферы.

По мнению автора, для малого бизнеса целесообразно организовывать бухгалтерский учет, в рамках которого возможно выделять систему бухгалтерского (финансового) учета, систему управленческого учета и систему налогового учета. Для простаты учета и экономии времени и финансов целесообразно дополнять бухгалтерскую учетную политику целями налогового учета и дополнять бухгалтерские регистры графами для налогового учета. Система бухгалтерского учета для малого бизнеса представлена на схеме 9.

Схема 9. Система бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса в России.

Такая организация системы учета будет более рациональной и экономичной.

Важным элементом системы экономической безопасности предпринимательской сферы является комплексный экономический анализ.

В современных условиях эффективное управление хозяйственно-финансовой деятельностью необходимо для предотвращения влияния отрицательных внешних и внутренних факторов. Управление невозможно без комплексного экономического анализа не только на оперативно-тактическом, но и на стратегическом уровне.

В системе экономической безопасности предпринимательской сферы экономический анализ является средством обоснования программы ее финансового оздоровления.

Посредством экономического анализа должно выполняться тщательное исследование не только внутренних, но и внешних факторов, оказывающих влияние на финансовые потоки и, как следствие, на финансовое состояние хозяйствующего субъекта.

Анализ позволяет выявить те причинно-следственные связи и взаимозависимости между отдельными объектами хозяйствования; оценить тенденции в развитии тех или иных процессов и определить наиболее эффективные, варианты решений.

Исследование автора позволяют сделать вывод о необходимости осуществления анализа по трем направлениям в целях обеспечения экономической безопасности малого бизнеса, представленные на схеме 10 (стр. 66):

1) анализ производственно-хозяйственной деятельности бизнеса;

2) анализ бизнес-планов и финансовых прогнозов.

3) анализ финансового состояния бизнеса;

Последовательность проведения анализа позволит обеспечить устойчивое состояние малого бизнеса в предпринимательской сфере.

 

 

Схема 10. Направления комплексного экономического анализа для обеспечения экономической безопасности предпринимательской сферы.

Фундаментальный элемент экономической безопасности предпринимательской сферы - внутренний контроль - определяет законность, надежность, своевременность, эффективность фактов хозяйственной жизни.

Система внутреннего контроля бизнеса, сформировалась к началу двадцатого века в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций, следование предписанной политике и процедурам бизнеса. Новые функции вывели понятие внутреннего контроля за рамки обычного бухгалтерского учета. Развиваясь и расширяя сферу своего приложения, внутренний контроль превратился в инструмент контроля над рисками. Его функции пересекаются с функциями управления рисками. Эффективная организация структуры субъекта предпринимательства предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна по возможности препятствовать, попыткам отдельных лиц нарушать требования руководства и обеспечивать разделение несовместимых функций.

Управляя хозяйствующей структурой необходимо осуществлять контроль законности, целесообразности совершения фактов хозяйственной жизни, своевременности и правильности отражения их в бухгалтерском учете.

Внутренний кон­троль, как одна из функций управления, представляет собой систему посто­янного наблюдения и проверки функционирования организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия управленческих решений по устранению, снижению, управлению рисками деятельности.

Внутренний контроль выступает как форма постоянной обратной связи, посредством которой руководитель и собственник получают необходимую информацию о дей­ствительном состоянии управляемого объекта и реализации управленческих решений.

От организации и развития внутреннего контроля во многом зависит не только современная постановка бухгалтерского учета, но и оперативное решение многих управленческих, правовых, налоговых и других проблем, в конечном итоге устойчивость финансового состояния субъектов малого бизнеса.

Большинство авторов полагают, что контроль представляет собой такую систему действий субъектов управления, которая направлена на постоянное выявление соответствия функционирования управляемого объекта заданным параметрам, планируемому его состоянию, выявление имеющихся отклоне­ний, их оценку и принятие необходимых решений.

А.А. Терехов рассматривает внутренний контроль как контроль админи­стративный и экономический (в том числе бухгалтерский)[32].

Классифицируя виды и методы контроля по субъектам проведения, В.И. Подольский определяет, что внутренний контроль - это независимая дея­тельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руково­дителя за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований, проводится в организациях специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами)[33].

В понятийно-терминологическом словаре по контролю, аудиту и реви­зии В.Д. Андреев определяет внутренний контроль как систему контрольных процедур, план организации и методы управления объектом в целях эффек­тивного проведения бизнеса, защиты активов, предотвращения ошибок, ак­куратности учетных проводок и своевременного представления финансовой информации. А внутрихозяйственный контроль, по его мнению, - самостоя­тельная форма контроля за производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью, осуществляемого внутри отдельной организации его отдела­ми и службами в непосредственной взаимосвязи с общественными организа­циями и имеющего своей задачей систематическое и повседневное наблю­дение за использованием всех видов ресурсов и максимальное повышение эффективности общественного производства[34].

Хозяйствующий субъект обязан организо­вать и качественно развивать систему внутреннего контроля. От своевременного качественного внутреннего контроля зависят не только сохранность активов, но и эффективность, и качество финансово-хозяйственной деятельности, и как следствие этого, кредитоспособность, уменьшение риска банкротства.

По мнению автора, внутренний контроль это независимая деятельность в хозяйствующем субъекте по оценке соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета (финансового, налогового, управленческого) с целью повышения эффективности управления и использования экономических ресурсов для максимального извлечения прибыли и защиты законных имущественных интересов.

Внутренний контроль формируется на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно-признанным принципам управления. Основой построения системы внутреннего контроля заключается:

- в определении внутренней среды хозяйствующего субъекта, которая слагается из этических ценностей, стиля управления, процесса принятия решений, политики в отношении персонала, компетентности сотрудников и, что крайне важно, отношения управленческого аппарата организации к внутреннему контролю;

-в анализе, оценке и управлении рисками, связанными с изменениями и нововведениями;

- в повседневном осуществлении контроля путем учета и отчетности;

- в делегировании и разделении полномочий;

- в ограничении права доступа к активам;

- в систематическом анализе (мониторинге);

- в санкционированном доступе к информации;

- в оценке надежности и эффективности.

Эффективной системой внутреннего контроля считается такая система, при которой проводятся следующие процедуры:

- арифметический пересчет;

- систематическая проверка, встречная сверка расчетов с поставщиками, покупателями и заказчиками;

- проверка правильность осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала;

- регулярная проверка плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей на предмет выяснения соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию;

- запросы третьим лицам для целей контроля информации;

- физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к активам предприятия, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам;

- исследование динамики хозяйственных показателей;

- сравнение плановых и сметно-хозяйственных показатели с фактически имевшими место и выясняются причины существенных расхождений.

Одним из этапов организации системы внутреннего контроля, на наш взгляд, является определение и выбор ее структуры.

Структура внутреннего контроля хозяйствующего субъекта определяет состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

В структуре внутреннего контроля важным является организация, политика, процедуры, отчетность по результатам контроля, разработка мероприятий по устранению выявленных нарушений, злоупотреблений.

Под организацией следует понимать самостоятельную службу или функциональные обязанности по контролю руководителей и специалистов. Ответственность возлагается в рамках полномочий, представляется отчетность перед вышестоящими руководителями, возможность быстрого реагирования при изменении как внутренних, так и внешних факторов, четкое определение роли и ответственности каждого отдела, надлежащий уровень контроля деятельности сотрудников и периодическая оценка результатов их работы.

Политика контроля утверждается на уровне руководства в соответствии с целями и задачами организации и доводится до сведения каждого.

Процедуры контроля обеспечивают разграничение функций, менеджеров и должны быть простыми и понятными, не противоречащими и не дублирующими друг друга.

По результатам контроля должны представляться отчеты, акты, справки, служебные записки, включающие в себя описание результатов и дана им оценка. При выявлении упущений, злоупотреблений отдельными лицами контролирующее лицо должно подготовить проект необходимых мероприятий для устранения их и представить руководству для принятия им решений.

Хозяйствующие субъекты малого бизнеса должны преследовать цель создание системы внутреннего контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а также своевременно выявляла и устраняла их

На наш взгляд целью внутреннего контроля является обеспечение надежности и полноты информации; соответствие политике, планам, процедурам, законодательству; обеспечение сохранности активов; эффективное использование ресурсов; достижение подразделениями поставленных целей посредством решения повседневных задач. Для этого необходимо:

1) сформировать для каждого подразделения организации набор прове­ряемых фактов хозяйственной жизни формирующих показатели их производственной деятельности;

2) обеспечить подразделения нормативно-правовыми актами;

3) дать перечень возможных допущений ошибок, нарушений нормативно-правовых актов и рекомендации по их недопущению.

При этом внутренние контролеры выполняют контрольные процедуры определенные должностными инструкциями.

Внутренний контроль организуется на средства хозяйствующего субъекта по решению руководства для повышения эффективности управления. Внутреннему контролю подвергаются все участки и структурные подразделения малого бизнеса, он охватывает финансово-экономическую деятельность в целом.

По этим причинам, когда идет речь о внутрихозяйственном контроле, то вводят такое понятие как система внутреннего контроля. По мнению ученных и практиков система внутреннего контроля состоит из следующих компонентов: системы бухгалтерского учета; контрольной среды; отдельных средств контроля.

Таким образом, система внутреннего контроля - это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также для своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) информации.

В малом бизнесе выбор формы внутреннего контроля зависит от сложности организационной структуры, правовой формы, видов и масштабов деятельности, целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности, отношения руководства к контролю и финансовой состоятельности.

Следовательно, элементы экономической безопасности предпринимательской сферы образуют сбалансированное и устойчивое состояние хозяйствующей структуры.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.