1. Попросите участников быстро вспомнить (это своего рода индивидуальный мозговой штурм) известные им проявления насилия в их окружении: школе, клубе, вузе, дворе и т.д. Уточните, что речь идет не о таких серьезных вещах, как терроризм или геноцид, а о «будничном» насилии, например, хулиганстве, издевательстве, словесном оскорблении, подтрунивании, грубых шутках и т.д.
2. Попросите участников взять маркеры и написать крупными буквами ключевые слова или короткие фразы, записывая каждое проявление на отдельном листе бумаги.
3. Соберите записи и быстро их просмотрите. Если одни и те же слова повторяются, оставьте только один лист, остальные удалите.
4. Объявите перерыв на пять минут, чтобы подготовиться ко второй части. Сложите листки пополам и повесьте их на «электропровод». Расстояние между листками должно составлять около 50 см. Листки следует закрепить с помощью клейкой ленты, чтобы они оставались на своих местах и не улетали.
Часть 2. На электростанции.
1. Пригласите участников на электростанцию, где они будут работать монтерами.
2. Разделите всех на две группы.
3. Объясните, что эта электростанция производит мощную «негативную энергию»; это очень тяжелая энергия, из-за чего часто происходят аварии. (Ваша задача состоит в том, чтобы изобразить такую аварию, разрезав шнур между двумя «проблемными» листами бумаги). Задача монтеров - исправить положение и пустить по проводам «положительную энергию».
4. Объясните, что, когда авария неизбежна, начинает мигать лампочка и раздается аварийный сигнал. Как только подача тока прекращается, по одному монтеру от каждой группы должны бежать к месту разрыва провода. Оба берутся каждый за свой конец шнура и соединяют их «для временного возобновления подачи тока».
5. Свободной рукой монтеры снимают ближайшие к разрыву листки и зачитывают их вслух.
6. С этого момента обе группы несут ответственность за устранение причин аварии. Дайте им пять минут, чтобы придумать решения для этих двух проблем.
7. Затем группы делятся между собой предложениями, обсуждают их и согласовывают свои решения по обеим проблемам. Эти решения записываются на новых листках и передают монтерам.
8. Монтеры связывают шнур и прикрепляют листки над соединением, чтобы ток шел уже не временно, а постоянно.
9. Повесьте два использованных листка с «проявлениями насилия» на стену, чтобы их можно было прочитать.
10. Теперь разрежьте провод в другом месте и повторите процедуру ремонта. Упражнение продолжается до тех пор, пока все листки с «проявлениями насилия» не будут сняты и заменены листками с «решениями».
11. В заключение снимите все листки с «решениями» со шнура и прикрепите их на стену рядом с «проявлениями насилия».
Анализ и оценка
Сначала обсудите ход упражнения, затем каждое проявление насилия вместе c предлагаемым рецептом его искоренения.
• Как чувствовали себя участники во время упражнения? Понравилось ли оно им? Чем? Почему нет?
• Какие были выявлены причины различных проявлений насилия?
• Реалистичны ли предложенные решения? В ближайшей перспективе?
• В долгосрочной перспективе?
• С какими трудностями или с каким сопротивлением можно столкнуться при реализации этих решений?
• Как молодежь может предотвратить насилие или бороться с ним?
• Какие права человека ущемляются в результате насилия?
Советы ведущим
Вам потребуется примерно 10 минут на проведение Части 1 (мозгового штурма), около 60 минут для работы на электростанции и 20 минут на анализ и выводы.
Пытайтесь провести это упражнение в быстром темпе, чтобы никому не было скучно.
Если участникам требуются дополнительные разъяснения по поводу того, как придумать нужную идею или лозунг для решения проблемы (пункт 6 инструкций), приведите следующий пример. Если на одном листке написано «издевательство», а на другом - «насилие по телевидению», одна группа может предложить семинары в школах по профилактике издевательства и запрет на трансляцию фильмов со сценами насилия до 11 вечера. Другая группа может предложить для искоренения издевательства обучение посредников из числа сверстников хулиганов и запрет на показ фильмов до 9 вечера. Обсудив эти предложения между собой, группы могут скомбинировать их или внести в них изменения, прежде чем записывать на бумаге свои «решения». Каждая группа может выдвинуть два или более предложений, но достаточно и одного.
Если участников немного, вы можете поработать и с одной группой «аварийной помощи». Смысл деления на две группы состоит в том, что две группы очень часто предлагают различные решения одной и той же проблемы, что расширяет круг возможных решений.
Эту методику можно адаптировать для рассмотрения любых вопросов, связанных с выявлением проблем и поиском решений.