Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предложения по продолжению



Вы можете продолжить обсуждение темы или попросить участников написать отчет. Можно предложить следующие темы:

• Каким образом богатство и власть влияют на уважение прав человека и челове­ческого достоинства?

• Налагают ли богатство и власть какую-то ответственность?

Тема бедности и ее последствий подробно рассматривается в упражнении «Гороскоп бедности» на странице 128.

Идеи для действий

Обратитесь в организацию, которая работает с неимущими в вашем районе, и выясните ее потребности на месте. Потом продумайте план проекта, чтобы каким-то образом ей помочь. Иногда одно лишь распространение информации о проблеме может послужить толчком к началу перемен. Например, вы можете предложить участникам обсудить вопросы распределения богатства с их родителями и друзьями.

 

Все равны - все различны»

 

«Все люди равны в общем и различны в частности. Общее равенство и частные

различия следует уважать» *

ТемыДискриминация и ксенофобия, общие права человека,

глобализация

Количество участников 6-60
Время 40 минут

Обзор Это упражнение - своего рода викторина, короткая и достаточно провокационная, чтобы вызвать интерес и стать основой для большой групповой дискуссии!

Соответствующие права

• Право на равенство при уважении достоинства

• Право на все права и свободы без дискриминации по признаку расы, цвета кожи, религии и т.д.

• Право на национальную принадлежность

Задачи

• Рассмотреть универсальность прав человека

• Дать возможность участникам ощутить свой этноцентризм, а также предубеждения в себе и в других. Развивать способность критически и самостоятельно воспринимать информацию

Материалы

• Тексты для раздачи

• Большие листы бумаги (АЗ) или доска с перекидными листами, маркеры (факультативно)

Подготовка

• Сделать копии раздаточного материала для всех участников, записать тезисы на доске или показать их на экране (важно, чтобы всем было видно!) с помощью проектора

Инструкции

1. Сообщите участникам, что следующее упражнение - это своего рода викторина, но ее конечная цель - не определение победителей и побежденных; соревнование - это всего лишь отправная точка.

2. Раздайте или покажите на экране две цитаты, дайте пять минут на их прочтение.

3. Попросите каждого участника определить:

а) Первоисточник, из какой книги или документа взят текст?

б) Из какой страны, части мира происходит автор второго текста?

4. Когда все готовы, разбейте участников на группы по три человека. Дайте им 20 минут на обсуждение ответов, а также на подготовку коллективного ответа на следующие вопросы:

• Почему они предпочли именно этот ответ, а не другой?

• Что говорят тексты об их авторах?

• Каково их мнение о текстах?

5.После завершения работы в группах соберите всех на общее заседание и попросите каждую группу по очереди ответить на вопрос а).

6.Предложите группам обосновать свои ответы.

7.Повторите эту процедуру, чтобы получить ответы на вопрос б).

8.Откройте фамилию автора, Саида аль-Андалузи из Испании, и приступайте к анализу и оценке.

Анализ и оценка

Начните с краткого обзора упражнения и, если вы считаете, что группа готова, переходите к изложению понятий этноцентризма и предубеждения. Задайте следующие вопросы (на общем занятии или, при необходимости, в малых группах):

• Удивило ли участников происхождение автора?

• Как они изначально пытались его определить? Строили догадки? Интуитивно? Действительно знали автора?

• Изменил ли кто-то свое мнение в ходе обсуждения в малых группах? Почему? Под влиянием группы или веских аргументов?

• Как участники защищали свои взгляды в группах? Энергично? Колебались?

• Почему автор описывает северян именно таким образом?

• Какие подсказки об авторе, его взглядах и культуре дает нам второй текст?

• В какой степени взгляды автора являются следствием его собственного
этноцентризма и предубеждений? Можно ли утверждать, что в те времена
культура народов северной Европы отставала от культуры автора?

• Могут ли участники привести подобные примеры из своего опыта, из книг? Каковы могут быть ощущения людей, которых считают менее полноценными?

• Какими бывают последствия того, что о людях судят не по их заслугам? Можете ли привести примеры из истории? Из действительности?

• Как противодействовать влиянию предубеждений?

• Есть ли в странах происхождения участников люди или группы, ставшие жертвами предубеждений? Кто именно?

 

Советы ведущим

Выдержки взяты из книги известного ученого из города Кордова в Андалузии (Испания), родившегося в 1029 году н.э. Саид аль-Андалузи славился своей мудростью и знаниями. Для него цивилизация и наука были тесно связаны со знанием Священного Корана. Однако познания его были велики не только в области религии, но и в области арабской литературы, медицины, математики, астрономии и других наук.

Не следует забывать, что в то время Средиземноморье и особенно арабские халифаты представляли собой центр «цивилизации». «На севере», как Саид называет северную Европу, науки не были так сильно развиты, как в арабском мире, Персии, Китае и Индии.

Следует помнить о том, что в зависимости от уровня группы может возникнуть необхо­димость показать, как можно более критически подходить к прочтению текста. Укажите, например, на то, что из второго текста вырисовывается культура и внешность автора - скорее всего он был темнокожим и курчавым. Критическое прочтение предполагает не только пони­мание содержания текста, но и обдумывание его контекста, личности автора и причин того, почему он пишет именно так, а не иначе. Понимание этого - важный шаг к полноте восприятия идейного содержания текстов (истории, стихов, песен, проч.) и к осознанию духовных ценностей, передаваемых ими.

Возможный способ введения в понятие этноцентризма - это объяснение участникам, что Саид с его темной кожей и курчавыми волосами является очень хорошим примером «чужака», человека, которого большинство европейцев не сочло бы нормальным. Важно также, чтобы в процессе дискуссии вы сумели довести до участников, что различия в культуре не делают людей «лучше» или «хуже». О других трудно судить непредвзято, так как мы считаем нормой свое собственное культурное восприятие. Осознание этого, то есть нашего собственного этноцентризма - важный шаг к его признанию в других, к умению успешно общаться с представителями других культур.

В конце занятия оставьте время на то, чтобы продолжить обсуждение затронутых вопросов. Например, поговорите о преподавании истории и о том, как много (или как мало) мы в Европе знаем о культуре других народов.

Примечание. Отрывки взяты из издания «Книга разновидностей наций - наука в Средневековье», автор Саид аль-Андалузи, перевод Семаан И. Салем и Алок Кумар. изд. «Юниверсити оф Тексас Пресс», Остин, 1991 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.