Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Веревочный курс». Общая вводная.



 

ВНИМАНИЕ: в списке ВК есть и новые упражнения – смотрите в конце данного материала (обратите внимание на то, что новые мероприятия нужно проводить в первую очередь)

Веревочный курс (далее «ВК») представляет собой серию тренинговых упражнений. «ВК» - это программа самообучения группы, в которой ее участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. В «ВК» нет места соревновательности. Важен собственный успех и опыт.

«ВК» может проводить одновременно для нескольких групп. В каждой группе упражнение проводит специально подготовленный ведущий.

Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.

Участники: оптимальное число участников в группе – 15 человек. Возраст участников с 14 лет. Участники одеты в спортивную форму.

Время проведения: время выполнения упражнений не регламентируется. Группа самостоятельно решает: продолжать упражнение или начать выполнять следующее. При желании группа всегда может вернуться к невыполненному упражнению.

Место проведения: большая территория, включающая участки леса и спортплощадку.

Инвентарь: деревья, веревки, футбольный, баскетбольный и волейбольный мячи, турник, шесты.

Обязательное требование «ВК»: обеспечение для его участников безопасности.

 

3.1 Функции ведущего:

- в начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом;

- во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте;

во время прохождения группой «ВК» поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников.

3.2 Рекомендации организаторам:

- организаторами «ВК» должны быть взрослые, прошедшие «ВК» в качестве участников;

- с целью обеспечения безопасности привлекать к оборудованию мест упражнений специалистов по работе с туристическим снаряжением;

- перед «ВК» провести инструктаж по технике безопасности с ведущими и участниками упражнений;

- в лагерях актива «ВК» рекомендуется проводить в форме сюжетной игры в организационный период смены;

- для осознания членами группы процесса ее развития следует организовать самоанализ действий группы.

 

3.3 Варианты организации самоанализа:

 

1. После каждого упражнения. Этот вариант наиболее приемлем при использовании «ВК» в качестве тренинга, когда наибольшее внимание уделяется психологическим аспектам взаимоотношений в группе. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения.

2. В середине «ВК» и после него. Этот вариант наиболее распространен среди организаторов и используется при проведении «ВК» с целью сплочения коллектива, находящегося на начальной стадии формирования. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, выявляют и анализируют пути их преодоления при выполнении последующих упражнений. После «ВК» участники группы подводят его итоги и отмечают изменения, произошедшие с группой в ходе его прохождения.

3. После всего «ВК». Данный вариант рекомендуется использовать только в случае, когда время на проведение «ВК» очень ограничено. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения, что в действиях группы мешало их быстрому преодолению. Для эффективности этого варианта самоанализа важно в ближайшее время дать возможность группе использовать сделанные выводы в любой другой коллективной деятельности.

 

3.4 Обращение к участникам перед началом «ВК»:

Дорогие друзья! Сейчас вам предстоит пройти серию испытаний, которая называется «Веревочный курс». Испытания достаточно сложные, и, чтобы ваша группа успешно их преодолела, каждому из вас придется приложить максимум усилий.

Некоторые испытания связаны с риском получения ссадин и более серьезных травм, поэтому вам необходимо постоянно помнить о технике безопасности, беречь и поддерживать друг друга.

В начале каждого испытания я буду зачитывать вам его задание и правила. Если у вас появятся вопросы, задайте их. Но по условиям «веревочного курса» я имею право только повторно зачитать задание и правила без дополнительных объяснений.

Если какое-либо испытание не удается долго пройти, вы можете перейти к выполнению следующего. При желании вы всегда можете вернуться к непройденному испытанию.

Вам нужно постараться за отведенное время пройти как можно больше испытаний. Это будет непросто, но я уверен, очень увлекательно.

Помните, что от вклада каждого в достижение общей цели зависит успех группы. Вы справитесь, если будете одной командой. Удачи!

Упражнения для «ВК»

 

4.1 ПАУТИНА» - (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИГРА)

 

Исходные условия: между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Расстояние между деревьями – 2,5 метра. Верхняя веревка – на высоте 1,5 метра над землей. Нижняя – на высоте 0,3 метра. Ячейки «паутины» такие, чтобы в них можно было каким-то образом пролезть участнику. Число ячеек на два-три меньше числа участников. Группа находится по одну сторону от «паутины».

Задание: пролезть всей группе через «паутину».

Ограничения:

- сквозь одну ячейку может пролезть только один человек;

- над «паутиной» и под ней могут пролезть два участника;

- обходить «паутину» нельзя ни в ту, ни в другую сторону;

- - нельзя касаться «паутины» (веревки);

- - при касании любым участником «паутины» (веревки) упражнение выполняется всей группой с самого начала.

-

4.2. «ИЗГОРОДЬ НА ПАСТБИЩЕ» – (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

Как показывает название, эту игру лучше всего проводить на лужайке или газоне. Но при необходимости Вы можете устроить ее и в гим­настическом зале. Натяните веревку на небольшой высоте (40-50 см) между двумя толстыми колоннами (деревьями) — это будет изгородь на пастбище. ВНИМАНИЕ: Игра похожа на старую «Изгородь» - но обратите внимание, что все участники должны все время держаться друг за друга не разрывая общую цепь!

 

1. Группа встает по одну сторону изгороди. Ее задача: перебраться че­рез изгородь, то есть перешагнуть через веревку.

2. При этом должны соблюдаться следующие правила:

• Веревки нельзя касаться — изгородь находится под напряжением.

• Группа должна действовать вместе — между всеми игроками должен быть постоянный физический контакт.

• Если в какое-то время или на каком-либо месте этот контакт теряется, вся группа начинает выполнять задание сначала.

• Не разрешается проползать под веревкой.

• Если кто-то задел изгородь, то всей группе делается предупреждение. После трех предупреждений задание нужно начинать выполнять заново.

3. Вы сами удивитесь, насколько творческими окажутся находки участников в процессе этой игры.

 

4.3. «АРХИПЕЛАГ»

В этой игре у нас будет целый архипелаг маленьких островов. Силуэты островов обозначаются связанными веревками. В начале игры каждый участник стоит на своем личном небольшом островке. Один за другим островки «погружаются в море», а их хозяева должны размещать­ся на оставшихся клочках суши. В связи с постоянным сокращением площади суши перед жителями островов встает проблема перенаселения. Все это означает, что игроки должны будут становиться все плотнее и плотнее друг к другу, пока на весь архипелаг не останется один остров. Для каждого игрока понадобится веревка (можно использовать бельевую). Все веревки должны иметь разную длину, чтобы окружность островов тоже была неодинаковой. (Например, веревки длиной 1,5 м вполне хватит для того, чтобы на такой площади смогли разместиться все игроки, если только сильно потеснятся, конечно.) Отставьте в стороны столы и стулья, чтобы освободить место.

 

1. Каждый игрок берет веревку и связывает ее концы. Теперь эти веревки кладутся на пол, так чтобы равномерно занимать имеющееся в вашем распоряжении пространство. Каждый стоит на своем собственном острове. Вводятся следующие правила:

• Никто не должен касаться ногами веревки и пола за пределами острова.

• На острове каждый находится в безопасности.

• Веревки нельзя двигать и привязывать к более крупным островам.

2. Когда руководитель группы дает команду «Поменяться», каждый должен найти для себя новый остров. Все это должно проходить спокой­но — никто не скачет в панике по всему помещению в поисках нового острова. Если человек нашел остров, он может добраться до него и по полу — в этом случае запрет на хождение по полу отменяется.

3. После двух или трех всеобщих хождений по разным островам руководитель группы после команды «Поменяться» незаметно убирает одну веревку. Теперь группе нужно решить, где разместить лишнего человека. Порой можно заметить легкое замешательство, прежде чем один из хозяев островов не пустит к себе «бездомного».

4. Когда все нашли себе место на островах, можно снова давать команду «Поменяться» и убрать еще одну веревку.

5. Раз за разом руководитель группы убирает по одной веревке, так что все больше игроков должны делить острова друг с другом. Дайте груп­пе достаточно времени найти решение в каждом случае — Вы должны подождать, пока все игроки не займут места на постоянно убывающих островах.

6. Оставьте в конце самый большой остров. Игроки должны будут потесниться, чтобы суметь уместиться на этом острове всей группой. Впро­чем, часто группа находит место и на более маленьком острове.

7. В конце подведите итоги.

(Варианты)

• Чтобы усложнить игру. Вы можете ввести следующее правило: игроки должны обязательно стоять на островах обеими ногами. В этом случае они не смогут встать плотнее все вместе на одном острове. Толь­ко учтите это при измерении длины веревок.

• Чтобы группа взаимодействовала лучше и планировала свои передвижения и размещения. Вы можете указать в правилах, что веревки нельзя двигать и связывать друг с другом. Не говорите участникам, чтобы они занимали самые большие острова, пусть лучше они сами до этого додумаются.

• Организуйте процесс обмена с игроками. Если Вы уже убрали несколько островов, можете показать участникам получившуюся у вас длинную веревку и спросить, сколько островков они отдадут за этот огромный остров. В зависимости от предложений игроков по этому поводу вы можете увеличить или уменьшить длину веревки с помощью завязывания на ней узлов — и таким образом предоставить им остров большей или меньшей площади. Все эти действия дадут груп­пе возможность осмысленно решать свои проблемы и сделают игру более динамичной и интересной.

 

4.4. «КОЛОДЕЦ» («Треугольник») она же «Электроизгородь»

Исходные условия: между тремя деревьями на высоте 1,5 метра натянута веревка. Расстояние между деревьями – 2 метра. Внутри «треугольника» лежит прочная палка длиной 1,5 метра, способная выдержать на себе взрослого человека. Группа находится внутри «треугольника» («колодца»).

Задание: всей группе выбраться из «колодца» через «верх» над веревками.

Ограничения:

- нельзя касаться веревки и пролезать под ней;

- при касании любым участником веревки упражнение выполняется всей группой с начала.

 

4.5. «БРЕВНО» («Обрыв»)

Исходные условия: вся группа встает в шеренгу на бревно, скамейку или поребрик (шириной 20 сантиметров и длиной 7-8 метров).

Задание: участникам группы поменяться местами так, чтобы первый с одного конца шеренги стал первым с начала другого, второй с конца стал вторым с начала и т. д.

Ограничения: при касании любым участником земли упражнение выполняется всей группой с начала.

 

4.6. «ПЕРЕПРАВА»

 

Исходные условия: между двумя деревьями на высоте 3,5-4 метров натянута прочная веревка. Расстояние между деревьями – 2,5 метра. К середине веревки привязана висящая вертикально прочная веревка с узлами в нижней части. Нижний конец висящей веревки - на высоте 0Ю5 метра над землей. Параллельно натянутой между деревьями веревке на земле чертятся две линии на расстоянии 1,5 метра от деревьев. Расстояние между линиями – 3 метра. Группа находится за одной из линий. Задание: всей группе переправиться за другую линию, при этом:

Ограничения:

- нельзя касаться земли между линиями;

- нельзя обходить деревья;

- нельзя перепрыгивать;

- при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой сначала.

 

4.7. «СТЕНА»

Исходные условия: отвесная стена высотой 2,5 метра и шириной не менее 3 метров. Группа находится с одной стороны стены.

Задание: всей группе перебраться через стену.

Ограничения: обходить стену нельзя.

 

4.8. «КРОКОДИЛ»

Исходные условия: участники садятся на землю (пол) вплотную друг за другом, вытянув в стороны ноги. Руки участников подняты над головой и согнуты в локтях. Первый участник встает и ложится спиной на руки сидящих за ним, скрестив свои руки на груди. Участники передают его на руках в «хвост» группы.

Задание: переправить таким образом всех участников.

Ограничения:

- переправляющим участникам нельзя вставать;

- переправляемый участник не должен касаться земли (пола);

- при падении или касании земли (пола) передаваемым человеком упражнение выполняемся всей группой с начала

 

4.9. «КАЧАЮЩЕЕСЯ БРЕВНО»

Исходные условия: бревно длиной 2,5-3 метра и диаметром 0,4 метра подвешено за концы прочными веревками на высоте 0,2 метра над землей. Веревки крепятся к деревьям, расстояние между которыми 3,5-4 метра. К дереву, у которого находится группа, прислонена прочная палка длиной 1,5 метра.

Задание: всей группе переправиться по бревну за другое дерево.

Ограничения:

- можно использовать палку длиной 1,5 метра;

- нельзя касаться земли между деревьями;

- переходить от дерева можно только по бревну;

- при касании любым участником земли между деревьями упражнение выполняется всей группой с начала.

 

4.10. «ГАТЬ»

Исходные условия: на земле начерчены две параллельные линии, расстояние между которыми 25 метров. У одной линии лежат три жерди длиной 4,5 метра и диаметром 10-15 см. Перед этой линией находится группа.

Задание: всей группе переправиться за другую линию

Ограничения:

- можно использовать три жерди;

- при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой с начала.

 

4.1. «ОТКОС»

Исходные условия: участники встают в колонну вплотную друг за другом. Ведущий с помощью одной веревки затягивает петли на правой ноге каждого участника (на уровне щиколотки). Длина веревки 10 метров.

Задание: не распутывая петель, пройти 100 метров.

 

4.12. «КВАДРАТ» - (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ)

Исходные условия: на земле начерчен квадрат со стороной 1 метр.

Задание: уместиться всей группой внутри квадрата.

Ограничения:

- не заступать за его стороны;

- продержаться в таком положении не менее 10 секунд.

 

4.13. «ПРЫЖОК С ШЕСТОМ»

Исходные условия: яма (канава) глубиной 1 метр и шириной 2,5 метра. По краям ямы начерчены две параллельные линии, расстояние между которыми равно 3 метрам. Группа находится за линией, у которой лежит деревянный шест длиной 2,5 метра и диаметром 10 см.

Задание: переправиться всей группе через яму за противоположную линию с помощью шеста.

Ограничения:

- нельзя перепрыгивать яму;

- при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой с начала.

 

4.14. «ГУСЕНИЦА» - (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ)

Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними стоящему позади, при этом левой рукой берет правую руку. Стоящего впереди.

Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя при этом рук.

Ограничения: при ресцеплении рук любых участников упражнение выполняется всей группой с начала.

 

4.15. «ЭЛЕКТРОЦЕПЬ» - (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ)

Исходные условия: участники садятся в круг на землю (пол), касаясь сидящих рядом ступнями и держась за руки.

Задание: всем участникам одновременно (синхронно) встать, не расцепляя рук и не меняя положения ступней.

Ограничения: при расцеплении рук или несинхронном подъеме всех участников упражнение выполняется всей группой с начала.

 

4.16. «НАЙДИТЕ РАВНОВЕСИЕ…» – (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ)

Символическое упражнение на взаимосвязь между игроками и осознание необходимости доверия в группе (5 минут)

1. Участники становятся в круг, берутся за руки и рассчитываются на первый и второй. Если число игроков нечетное, ведущий должен принять участие в игре.

2. Участники крепко держатся за руки и стоят совершенно прямо, не сгибаясь и не сутулясь, так чтобы спина и ноги были на одной прямой. Те игроки, которые при расчете оказались «первыми», медленно наклоняются вперед к центру круга, в то время как остальные отклоняются назад. Таким образом, игроки, поддерживая друг друга, пытаются удержать равновесие.

3. После того как игроки сбалансировали свое положение, они меняют позиции: каждый «первый» отклоняется назад, а «второй» — вперед.

4. Если члены группы уверенно выполнили обе части упражнения, они могут попытаться по возможности синхронно менять свое положение, раскачиваясь вперед и назад.

5. Если этот этап пройдет вполне успешно, группа, держа равновесие, может попробовать мелкими шагами медленно идти по кругу. Для большинства групп, однако, окажется слишком сложно менять при этом свое положение, отклоняясь то внутрь, то наружу.

6. Дайте группе возможность немного поговорить о том, как можно улучшить это простое упражнение, чтобы оно доставляло еще больше удовольствия. Где должны стоять отдельные игроки, чтобы всему кругу было легче держать равновесие?

 

4.17. «МИННОЕ ПОЛЕ» - (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ)

Замечательное упражнение на доверие. Вся группа получает общее задание. Это снимает нагрузку с отдельных участников. Ориентировочно – 30 минут на выполнение.

Подготовка:

Для группы от двенадцати до четырнадцати человек понадобится достаточно большое игровое поле, приблизительно 6х10 м. Отметьте его границы с помощью клейкой ленты или длинной веревки. Кроме того. Вам понадобятся различные предметы, до которых в процессе игры нельзя будет дотрагиваться. Это могут быть пустые консерв­ные банки, бутылки, книги, сумки и т. п. Все эти предметы нужно в хаотичном порядке расположить на игровом поле (это могут сде­лать сами участники).

 

1. Объясните, что игровое поле с предметами символизирует жизненные проблемы. Пусть участники представят себе, что все эти предметы соответствуют конкретным трудностям, с которыми им приходится сталкиваться на работе и в личной жизни. Игроки должны будут очень осторожно обращаться с этими предметами (не дать проблемам одо­леть себя).

2. Игроки делятся на пары. Каждая пара получает по куску пластилина. Партнеры придают ему специфическую форму, которая символизиру­ет некие ресурсы, помогающие справиться с трудностями.

3. Пусть сначала участники подумают над таким вопросом: что являет­ся для них внутренним ресурсом? Для одного это надежда на луч­шее, для другого — четкая жизненная позиция, третий в трудных ситуациях обращается за помощью к своим друзьям. Участники в па­рах точнее определяют для себя «символ» и помещают его где-то на игровом поле.

4. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет «слепым», а кто — «поводырем».

5. «Слепой» должен достать «символ», не задев при этом ни одного пред­мета. «Поводырь» остается за пределами поля и руководит действия-1- ми партнера только с помощью слов.

6. Все пары действуют одновременно. Упражнение заканчивается толь­ко тогда, когда все пластилиновые «символы» вновь окажутся у игро­ков. Однако определенное ограничение по времени должно быть установлено. Пусть это будет 15 минут. Возможно, игроки Вашей груп­пы назовут другое время.

 

4.18. «БОЛЬШИЕ ШАГИ» – (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ)

Подготовка

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

 

1. Группа становится в круг. Ведущий также может участвовать в игре. Каждый кладет руки на плечи соседа.

2. Скажите группе, что все должны будут сделать пару огромных шагов в направлении центра круга, но только по команде.

3. Готовясь к первому шагу, все высоко поднимают левую ногу. Вы гово­рите: «Раз, два, три ... Шагаем!», и группа делает первый шаг.

4. При подготовке ко второму шагу все высоко поднимают правую ногу. Вы повторяете команду: «Раз, два, три... Шагаем!», и группа делает второй шаг.

5. Вполне вероятно, что теперь в круге стало довольно тесно, но все-таки добавьте третий шаг. Насколько возможно, все поднимают левую ногу, вы даете команду к последнему шагу... После этого шага все игроки окажутся плотно прижатыми друг к другу.

Замечания

Между шагами должны оставаться паузы, чтобы все могли сохранить равновесие. Следите за тем, чтобы, несмотря на всеобщее веселье, никто не вывернул себе руку и не наступил никому на ногу. Скажите участникам, что они могут снять руки с плеч соседей, чтобы свободно двигаться. Лучше всего проводить игру в группах, в которых больше шестнадцати человек.

 

4.19. «НЕСКОЛЬКО МЯЧЕЙ» - (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ)

Эта игра обычно доставляет участникам массу удовольствия, хотя и предъявляет серьезные требования к умению работать в команде, вниманию и умению организовывать сотрудничество. Для этого упражнения Вам понадобится легкий пластиковый мяч размером примерно с футбольный и несколько более маленьких мячиков. Отодвиньте стулья, чтобы освободить место. Если в группе больше четырнадцати человек, разделите участников на подгруппы.

1. Группа садится на пол в тесный круг, так что соседи касаются друг

друга. Ноги вытянуты в середину круга, руки за спиной опираются на в пол. Пятки во время игры не отрываются от пола, руки также остаются на месте, все остальное может двигаться.

2. Один из участников держит мяч на коленях. Цель игры состоит в том, чтобы, не помогая себе руками, как можно быстрее передавать мячик по кругу.

3. Когда мячик сделает пару кругов, можно ввести дополнительные правила:

• Каждый может прокричать: «Перемена направления!» Это значит, что мяч должен передаваться в другом направлении.

• Каждый может влиять на скорость игры, крикнув «Медленнее!» или «Быстрее!».

• Каждый может остановить и, наоборот, вновь начать игру, крикнув «Стоп!» или «Дальше!».

4. Когда группа будет успешно справляться с одним мячом, можно ввести в игру второй. Лучше, если это будет маленький мячик. Теперь игроки должны будут еще лучше согласовывать свои действия.

5. Когда группа научилась управляться с двумя мячиками, движущимися в одном направлении, внесите в игру веселую путаницу, предло­жив передавать мячи в разных направлениях. Самую сложную задачу предстоит решать игрокам, у которых окажется два мяча одновременно

ПРОИЗВЕДЕИЕ ИСКУССТВА

Это упражнение на взаимопомощь. Участники должны быть хорошо развиты физически, так как им придется делать упражнение из положения «упор лежа». Игроки, у которых есть проблемы со спиной, не должны принимать участие в этом упражнении. Но для здоровых игроков оно может стать своего рода «произведением искусства».

Первый игрок ложится на пол, в исходную позицию «упор лежа». Второй игрок в таком же положении ложится справа от первого перпендикулярно ему, так чтобы его ноги лежали поверх бедер первого игрока. Третий игрок ложится справа перпендикулярно второму и кладет ноги поверх его бедер, а четвертый занимает ту же позицию по отношению к третьему и т.д. Все образуют единую конструкцию.

Когда руководитель группы дает сигнал, все отжимаются от пола, и предстает маленькое чудо — все оказываются висящими в воздухе, поддерживаемые только собственными руками и спинами товарищей. Руководитель группы считает до трех, потом игроки ложатся обратно.

Если кому-то из игроков тяжело держать на своей спине вес ног парт­нера, то можно сделать послабление: игроки находятся в состоянии напряжения не 3 секунды, а 2. Тогда создать этот гимнастический шедевр будет легче.

Пробка»

А. Содержание деятельности. Разделить группу, построив ее участников в две шеренги. Каждый человек в группе получает деревянный квадрат, размером 30 х 30 см и встает на него. Между двумя шеренгами помещают одну свободную дощечку такого же размера. А теперь обе группы должны поменяться местами.

В. Страховка. Наблюдение инструктора, страховка друг друга участниками группы, соблюдение осторожности.

C. Позиция инструктора. Наблюдение с удобного места, откуда видна вся группа, и расположенного достаточно близко, чтобы в нужный момент можно было немедленно осуществить страховку.

D. Потенциальные проблемы. Недостаток взаимопомощи в группе.

Инструктор должен давать подсказки по сотрудничеству, если в группе возникают затруднения.

E. Перед началом упражнения инструктор рассказывает короткую историю. Люди, живущие в деревне – работают в городе, а люди, живущие в городе – имеют работу в деревне. Наступил «час пик». Все хотят попасть домой…

 

Возрождение»

А. Содержание деятельности. Один за другим участники группы должны быть переправлены сквозь колесо, подвешенное между двумя деревьями. Не допускается нахождение страхующих под или на колесе. Нельзя пользоваться веревками, на которых оно закреплено.

Варианты:

- не разговаривая;

- с закрытыми глазами;

- представив, что у того, кто в данный момент выполняет упражнение, есть повреждения, например, сломана рука, тогда ему понадобиться дополнительная помощь.

В. Страховка. Группа страхует участников, проходящих сквозь колесо. Можно использовать метод «страхующих приведений».

С. Позиция инструктора. Инструктор выбирает позицию, дающую уверенность в том, что все участники обеспечены правильной страховкой.

D. Потенциальные проблемы. Напомнить всем участникам: очень внимательно страхуем того, кто выполняет упражнение. Остальные участники, не занятые в этот момент выполнением задания или страховкой, ответственны за свое правильное поведение на элементе курса. Страхующие должны помнить во время страховки о правильной позиции, беречь шею, голову, спину.

Е. «Легенда». Скажите группе, что по каким-то невероятным причинам им пришло время родиться заново.

 

4.23. «Над Амазонкой»

А. Содержание деятельности. Группа должна попытаться достать ведерко с водой. Группа располагает доской 12 фунтов длинной, 25-футовой веревкой и 5-футовой палкой. Ведро находится на расстоянии около 15 футов и ниже уровня расположения группы примерно на 4 фута (расстояния могут быть изменены, в соответствии с возрастными и физическими характеристиками группы. «Амазонкой» может быть небольшая канава, или другое углубление). Группа должна достать ведро, не спускаясь в ров (т. е. не входя в «воды Амазонки»). Убедитесь, что доска прочная, и что ни у кого из членов вашей группы высота не вызывает головокружения.

В. Страховка. Инструктор страхует каждого, кто выполняет упражнение на доске. Можно использовать Spirit Spotters – страхующие «привидения».

С. Позиция инструктора. Инструктор должен находиться поблизости от контейнера и страховать тех, кто пытается достать этот контейнер.

D. Потенциальные проблемы. В сложном варианте этого задания один конец доски висит надо рвом, следовательно, второй должен быть закреплен так, чтобы участник, находящийся на доске, не упал. Внимательно страхуйте участников во время выполнения упражнения! Доставая контейнер, участник может увлечься и ослабить бдительность и осторожность. Не стесняйтесь привлекать столько страхующих «приведений», сколько понадобится.

Е. «Легенда». Большинство членов экспедиции были укушены мухой цеце. Без спасительной сыворотки они умрут. Каноэ, на котором везли контейнер с сывороткой, разбилось о камни. Но контейнер застрял на одном из камней. В воду лезть нельзя - воды Амазонки кишат пираньями и анакондами. Под руками только доска, веревка и палка. Вперед, за сывороткой! Будьте осторожны!

 

Болтанка»

А. Содержание деятельности. Бревно прочно подвешено за середину. Небольшая группа должна осторожно разместиться на нем и продержаться, балансируя, 10 секунд. Во время балансирования группы на бревне, концы бревна не должны упираться в землю.

В. Страховка. Группа должна страховать участников, влезающих или слезающих с бревна. Когда вся группа находится на бревне, страхует инструктор.

С. Позиция инструктора. Помогает контролировать движение бревна в действия группы. Страхует.

D. Потенциальные проблемы. Во избежание неприятностей, забираясь на бревно по одному, упирать один конец бревна в землю. Будьте начеку: бревно может качнуться, развернуться и задеть кого-либо из участников. Зевак здесь быть не должно. Предельная концентрация внимания, высокая степень ответственности у всех! Руки и ноги не должны попасть под бревно! Слезать с бревна также по одному, один конец бревна упирая в землю, чтобы бревно не качнулось и не вильнуло. Нельзя выполнять упражнение на мокром бревне!

Е. «Легенда». Вы находитесь на вершине здания. Здание начинает рушиться. Человек на кране подносит вам стальную балку, на которой может спустить вас на землю. Будьте очень осторожны!

 

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

 

5.1. «ПРИСТРАСТИЯ» - (Тем, у кого хорошо получаются ранние игры)

Подготовка

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы игроки могли свободно двигаться по помещению. Кроме того, каждому участнику понадобятся бумага и карандаш.

Сначала каждый участник записывает на бумаге следующее:

• причуды и привычки, которые мне не нравятся в других;

• нечто вызывающее во мне яркие приятные детские воспоминания (какой-то особый запах, песня, улица, место проведения каникул);

• утверждение, являющееся заведомой ложью относительно меня, например: «Ты скуп; ты бесчувственный; ты — ведьма»;

• технический прибор (предмет электробытовой техники), с которым я часто мучаюсь или вовсе не справляюсь;

• человек, ради которого я готов пожертвовать многим.

Затем каждый участник ходит по комнате и сравнивает свои записи с чужими. Нужно найти тех членов группы, кто дал как можно больше похожих ответов. На выполнение задания отводится 15 минут.

Участники, чьи пристрастия совпадают (желательно, чтобы процент совпадений был как можно выше), объединяются в небольшие коман­ды и ведут разговор о собственных сходствах и различиях.

(Варианты)

Можно записывать ответы на самые разные вопросы, например:

• любимый цвет;

• любимое время дня;

• любимый пейзаж;

• животное, которое мне не нравится;

• люди, которых я обхожу стороной;

• мои важнейшие обязанности;

• моя стратегия в отношениях с родителями;

• тип человека, в которого я мог бы влюбиться, и т. д.

 

5.2. «КОНЦЕНТРИЧЕСКИЕ КРУГИ»

Материалы

Бумага и карандаши всем участникам.

 

Предложите участникам письменно ответить на следующие вопросы:

- что общего может быть у меня со всеми членами группы;

- что отличает меня от всех игроков;

- каким может быть мой вклад в занятия;

- чем мне могут помочь эти занятия и чего я в результате достигну?

Теперь группа делится на две равные части: одна половина образует внутренний круг (позднее эти игроки будут двигаться по часовой стрелке), другая — внешний (они начнут движение против часовой стрелки). При этом игроки, находящиеся в разных кругах, должны стоять лицом друг к другу.

В течение 15 секунд оба круга двигаются во встречном направлении. Потом все останавливаются, и каждый игрок обращается к партнеру, стоящему напротив. В течение минуты они обсуждают свои ответы на первый вопрос.

После этого оба круга снова двигаются во встречном направлении, пока

вновь не получат сигнала остановиться. Теперь обсуждение должно касаться ответов на второй вопрос.

Игра проводится еще два раза, участники отвечают на оставшиеся два вопроса.

Все собираются в один круг и подводят итоги, отвечая на вопросы:

- Есть ли у членов группы общие цели?

- Что было для каждого из вас особенно интересным или важным?

- Насколько члены группы похожи друг на друга?

- Чем и насколько сильно они различаются между собой?

- Как игроки видят свои роли в группе?

 

5.3. Мы оба…

Игра способствует эмоционально безопасному вхождению в группу и укрепляет уже сложившиеся отношения

20 минут

1. Игроки делятся на пары.

2. У каждой пары есть 5 минут, чтобы обнаружить и записать как можно больше общих черт. Эта работа не должна быть поверхностной. Нельзя отмечать тривиальные, очевидные сходства, например: «Мы оба голу­боглазые... мы обе в теплых кофтах...» Сходство должно быть найдено в ходе разговора.

3. Внесите в игру легкий элемент соревновательности: «Мне любопыт­но, какая пара сможет найти больше общих черт за 5 минут». Такой подход «развяжет» игрокам языки, прогонит робость и смущение.

4. В конце игры все участники собираются вместе для общего обсуждения. Пары по очереди рассказывают, сколько сходных черт им удалось обнаружить, каждый кратко представляет группе партнера.

(Варианты)

Дайте парам больше времени — 10 минут, — и пусть они найдут не только сходства, но и различия.

 

5.4. Бинго!

Это очень оживленная игра, в ходе которой можно удовлетворить свое любопытство относительно членов группы

30 минут

 

Подготовка

Отставьте в сторону стулья и столы, с тем чтобы участники могли свободно перемещаться по помещению. Кроме того, подготовьте каждо­му копию «Бинго» - формуляра (особая таблица, см. ниже).

1. Д. Раздайте «Бинго»-формуляры. Каждый игрок находит участника, соответствующего одной из характеристик, и просит его поставить свою подпись в нужной клетке. Первый, кто соберет пять разных подписей по горизонтали, вертикали или диагонали, должен крикнуть: «Бин­го» Если группа большая, то единственное правило игры звучит так:

«Игроки не должны ставить свои подписи в один и тот же формуляр более одного раза».

2. Участники ищут подходящих кандидатов. Тот, кому удалось собрать нужное количество подписей, должен заодно назвать имена игроков, расписавшихся в его формуляре.

3. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не окажется несколько победителей.

Замечания

Утверждения, представленные в таблице, должны быть подобраны так, чтобы каждое из них подходило по крайней мере к одному из участ­ников.

 

Бинго - формуляр

 

 

Играет на музыкальном инструменте Регулярно занимается спортом Терпеливо переносит дождливый день Имеет домашнее животное Имеет прозвище
1оворит больше чем на одном языке Регулярно ходит в театр Посмотрел фильм в последние выходные Любит беллетристику Ведет дневник
Может приготовить рубец по-императорски Единственный ребенок в семье Левша Имеет больше трех братьев и сестер Никогда не лежал в больнице
Обладает холерическим темпераментом Имеет родимое пятно Является членом союза (клуба) Любит готовить Может свистеть на пальцах
В последний год менял место жительства Спит по воскресеньям до 10 часов Умеет играть в преферанс Обладает хорошим музыкальным слухом Участвовал в демонстрации

 

5.5. Поиск сокровищ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.