Тема 2.9. Психическое развитие в юношеском возрасте.
План:
Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
Ведущий вид деятельности в период юности.
Основные новообразования возраста.
Особенности познавательной сферы деятельности в юношеском возрасте.
Развитие личности в юношеском возрасте.
Кризис юности.
1.Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17лет), юность – от 17 до 20-23 лет. В.С.Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости от 15-16 лет до 21-25 лет.
Старший школьный возраст – это начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. В физическом отношении это период спокойного развития. Нет диспропорции частей тела, неуклюжести и несоразмерности движений. Наступает период гармонии, человек чувствует себя более уверенным, спокойным. Интенсивно идет развитие мускулатуры. Наблюдается прирост силы. Продолжается развитие мозга. Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам.
Социальная ситуация развития в юношеском возрастехарактеризуется тем, что юноша (мальчики и девочки) стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (эти процессы вариативны).
Юность - это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск её), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии.
В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей.
Юность, завершающая стадия ступени персонализации.В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, нравственное сознание, вырабатываются ценностные ориентации и идеалы, устойчивое мировоззрение, гражданские качества личности.
Юность как определенный этап социализации, как переход от зависимости детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого .
2. Ведущий тип деятельностив этот период - учебно- профессиональная деятельность.
Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность.
Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию. Повышается интерес к учебной деятельности. Учебная деятельность носит избирательный характер. Старший школьник самостоятельно выбирает значимость тем, тех или иных дисциплин,
3. Основные новообразования:
1. целая система взросления, «врастание» в различные сферы жизни.
2. личностное и профессиональное самоопределение.
3. новый уровень развития самосознания:
- становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»;
- открытие своего внутреннего мира;
- осознание собственной индивидуальности;
- развитие самооценки;
- персонализация;
- самоанализ, рефлексия;
- стремление к самопознанию;
- формирование личной идентичности, самоуважения.
4. эмансипация от взрослых.
5. формирование мировоззрения.
Формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышение требований к моральному облику человека, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни – вот те новообразования, которые появляются в личности старшего школьника.
4. Особенности развития психических познавательных процессов:
Продолжается интеллектуализация познавательных процессов. В юности стабилизируются все психические процессы, они приобретают черты произвольности. Происходит значительный рост знаний и умений учащихся. Растет сознательное отношение к труду и учению, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер. Общие умственные способности продолжают совершенствоваться. Особенностью юношеского возраста является сочетание широты интеллектуальных интересов с разбросанностью, отсутствием системы и метода, а также адекватной оценки своих возможностей.
Мышление
Дифференциация учебных дисциплин, необходимость овладения научными понятиями различных наук и их специфической системой знаков способствует развитию теоретического мышления. Мышление становится более систематическим и критическим. Продолжается развитие абстрактного мышления. Происходит активное развитие креативного мышления. Мышление приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, к поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Старшеклассники требуют доказательства и обоснования тех утверждений, которые они слышат от учителей и окружающих. Развиваются формы и операции мышления. И.С.Кон отмечает, что в юношеском возрасте начинают отчетливо проявляться особенности мышления, связанные с половыми различиями. Склонность к абстрактному мышлению больше свойственна мальчикам, девушки лучше решают конкретные задачи. Увеличивается скорость обработки материала, появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Формируются индивидуальные качества ума: креативность, решительность, активность, самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта.
Память
Более продуктивной становится произвольная память. Юноши могут сознательно использовать приемы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять.
Внимание
Внимание становится более управляемым. Возникают особенности познания, т.е. когда любое явление может быть рассмотрено с разных сторон. Возрастает концентрация, объем внимания.
5.В юности происходит бурное развитие личности, проявлением которого являются формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания, открытие внутреннего мира, своего «Я», переживаемое в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости, стремление строить жизненные планы. Психологи определяют период юности как стадию духовного развития, которая характеризуется развитием личностной рефлексии. Личность приобретает устойчивый характер. Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение – это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности, взгляд на мир в целом. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненых проблем. Главная проблема – смысла жизни – «Для чего я живу?», «Как жить?», «Кем быть?», «Каким быть?». Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознания себя в качестве частицы социальной общности.
Характерное приобретение возраста – формирование жизненных планов.
Жизненный план – это план потенциально возможных действий, совокупность намерений, которая постепенно становится жизненной программой. Именно жизненные планы Л.С.Выготский рассматривал как показатель овладения личность своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности.
Особое значение для развития личности имеют изменения в области чувств.
Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы. Общее эмоциональное самочувствие в этом возрасте становится более ровным, чем у подростков. Для юношей характерно эмоционально окрашенное желание выделиться среди сверстников, что приобретает самые разнообразные формы. Существенной чертой является отрицательное отношение к навязываемым авторитетам. Только обоснованная аргументация может убедить их в достоинстве того или иного человека. В юности получают интенсивное развитие самые разнообразные чувства. Обостряются и становятся более осознанными эстетические переживания, получает новое развитие чувство долга, чувство морального негодования. Особое место в развитии чувств занимает переживание первой любви. Юноша переживает радость от первой любви, под влиянием которой он становится ещё лучше и человечнее. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной избирательностью, возбудимостью, глубиной проявления чувств. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально - личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.
В юности обостряются способности чувствовать состояния других людей, способности переживать эмоционально эти состояния, будто свои (чувство эмпатии).
В юношеском возрасте отмечаются 2 противоположные тенденции в общении: расширение его сферы – с одной стороны, и растущая индивидуализация, обособление – с другой. В этом возрасте усиливается потребность в дружбе и любви. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди привязанностей, становится гораздо устойчивее и глубже.
Отношения со взрослыми в этом возрасте не столь напряжены, как в подростковом возрасте, но остаются сложными, и причина сложности – в автономии юноши, обусловленной социальной ситуацией его развития. Юноши стремятся к автономии: поведенческой, эмоциональной, нормативной. Процесс перестройки взаимоотношений с родителями сталкивается со множеством трудностей. Родители часто недооценивают происходящие с их детьми перемены, не признают всерьёз их переживания. Но, при этом, семья остаётся тем местом, где они себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно.
Более сложными и дифференцированными становятся отношения с преподавателями. На первый план во взаимоотношениях учителя и юноши выходят индивидуальные человеческие качества (способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность), на 2ом стоит профессиональная компетентность, уровень знания и качества преподавателя, На 3ем – умение справедливо распоряжаться данной ему властью.
Линии развития жизненного мира.
1.Старшеклассники с духовно – нравственной направленностью личности.
Происходит личностно – профессиональное самоопределение. Главным критерием в выборе профессии является наличие глубокого интереса к ней.
В связи с широтой круга интересов проблема профессионального самоопределения облегчается.
В общении с близкими взрослыми появляется новый аспект: заинтересованность в опыте и знаниях старших, их оценках, рекомендациях.
Формируются отношения к близкому взрослому как к наставнику, к носителю соответствующего идеала. С близкими сверстниками проявляется привязанность, глубокая преданная дружба, духовная близость, возникновение влюбленности, чувство любви к Родине, к природе.
2. Для старшеклассников с эгоистической направленностью личности духовно нравственные ценности не становятся определяющим фактором выработки мировоззренческих установок и самоопределения. Выбор профессии зависит от доминирующих эгоистических мотивов (престиж, карьерный рост, материальные условия). Доминирование эгоистических мотивов накладывает отпечаток и на отношения со сверстниками, и со взрослыми. Привязанность к близким родственникам менее характерна. Преобладают мотивы самоутверждения, доминирования.
Романтические, дружеские отношения развиваются по линии эгоистических мотивов (мотив победы, а не духовная близость).
3.Старшеклассники со сложной линией развитие личности.
Для них характерны сложные проблемы самоопределения, выбор жизненного пути. Они ориентированы на получение удовольствий и развлечений. Личностная неразвитость, инфантильность еще более закрепляются. Отсутствие мировоззренческих установок, нежелание и неспособность вступать во взрослую жизнь, выбрать профессию или продолжить образование, неспособность к глубоким отношениям с людьми.
Им свойственно ощущение неприспособленности, отчужденности, чувство бесполезности, бесцельности, душевного разлада, деперсонализации, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями и их отвержение. Всё это нередко приводит к противоправному поведению.
Между этими линиями развития существуют промежуточные, с дойной направленностью развития личности.
6.Вхождение в самостоятельную жизнь в обществе, начало собственной индивидуальной биографии не проходит гладко и бесконфликтно.
Кризис юности заключается в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. Главное противоречие жизненной перспективы – недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Порой, едва опробовав нечто, юноши испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Переход к взрослой жизни содержит в себе внутренние противоречия, связанные с особенностями развития личности. С одной стороны, юноша, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека. Но с другой – опыта «взрослой» жизни у него ещё нет, ему ещё только предстоит его приобрести. Различные «взрослые» роли усваиваются им не сразу и не одновременно.
Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений (алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания). В кризисе юности есть негативные и позитивные стороны. Негативные связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм деятельности, привычных условий жизнедеятельности… и вступлением в новый период жизни.
Позитивные стороны связаны с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирование гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.