Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ , ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ



Констатация реальности национальных особенностей творче­ского мышления не представляет значительных трудностей. Однако поиск факторов, детерминирующих формирование этих особенностей, не всегда приводит к успеху. При анализе данной проблемы необходи­мо прежде всего ответить на вопрос: объясняется ли национальный стиль мышления генетическими факторами или обусловливается ис­ключительно социально-экономическими условиями? Однозначный ответ вероятен, поскольку игнорирует диалектическую взаимосвязь, взаимообусловленность генетических (биологических) и социально-экономических факторов. Начиная с 70-х гг. нашего столетия, в психо­логической литературе появился ряд работ, где национальные особен­ности стиля мышления и даже коэффициент интеллекта объясняются диалектическим единством генетического (биологического) и социаль­но-экономического. Утверждается, например, что «дефицит питания в детстве меняет биохимию мозга настолько, что последующая нормаль­ная диета ничего уже не может исправить»1. По наследству могут пере­даваться изменения биохимии мозга, и низкий коэффициент интеллекта (КИ) испытуемого может быть объяснен неблагоприятными условиями,

1 Urbach P. Progress and degeneration in «IQ. Debate» (II) //"British J. for The Philosophy of Science. L., 1974. Vol. 25. № 3. P. 252.


в которых жили его предки в неопределенно далеком прошлом. Утвер­ждается, что, даже «забирая детей из дому и помещая в специальные учреждения»', при проверке КИ скажутся различия, в которых жили их близкие и даже далекие предки.

На первый взгляд, обращение к диалектике единства генетического и социально-экономического при анализе национальных особенностей мышления представляется перспективным. Однако в реальности такой подход малопродуктивен в силу ряда обстоятельств:

1) нельзя реконструировать даже теоретически условия, в которых

жили наши предки в неопределенном прошлом;

2) нации являются не биологическими, а социально-культурными

образованиями, результатом смешения различных племен, народностей и т.д.

Как отмечалось выше, нация может состоять из групп с различными физическими признаками. Следовательно, при анализе национальных особенностей мышления приходится обращаться исключительно к социально-историческим факторам.

О невозможности объяснения особенностей национального стиля мышления генетическими (биологическими) факторами свидетельству­ет тот факт, что некоторые выдающиеся философы и ученые по происхождению не принадлежат к этносу, в среде которого они творили, но в реальности им был присущ стиль мышления данного этноса. Так, выдающийся немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии И. Кант, по происхождению был шотландцем. Его дед был выходец из Шотландии, переселившийся в Пруссию, по-видимому, в конце XVII или начале XVIII в. Однако Кант часто служит в истории науки примером «типичного» немецкого исследователя. Многие известные русские философы и ученые также имели предков -представителей различных этносов. Так, Густав Густавович Шпент, известный русский .ученый, внесший значительный вклад в отечест­венную философию, психологию, эстетику и языкознание, по проис­хождению поляк. Известный русский философ Николай Онуфриевич Лосский также имел предков польского происхождения. Предки выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского были выходцами из Литвы. При желании наш список можно продолжать, и в нем окажутся имена сотен известных русских ученых-философов и т.д. Однако все они, выросшие в атмосфере русской <ультуры,, являлись носителями русского национального характера. 1роблема национального характера изучается как психологами, так и

1 Urbach P. Progress and degeneration... P. 251.


философами. Большинство исследователей утверждают, что националь­ный характер формируется под влиянием исторических и социально-экономических условий, но при этом не исключается определенное влияние географического фактора. Рассматривая национальный харак­тер как совокупность более или менее устойчивых психологических черт и свойств, присущих большинству представителей данной нации, в то же время эти особенности нельзя абсолютизировать. В любом нацио­нальном характере проявляется диалектика национально специфическо­го и общечеловеческого. Национальный характер наций проявляется в культуре народа, в его поведении, обычаях, традициях и т.д.

Автор данной монографии солидарен с исследователями, высту­пающими против отождествления понятий «национальный характер» и «национальный темперамент», поскольку «отождествление националь­ного характера и национального темперамента приводит к упрощению, схематизации столь сложного социального феномена, каким является национальный характер»1. Несмотря на родственность данных понятий, между ними существует различие. Национальный темперамент выража­ется через эмоционально-волевые аспекты реакции. На формирование национального темперамента, как и на формирование национального характера, значительное воздействие оказывают социальные факторы. Однако в отличие от национального характера формирование нацио­нального темперамента в значительной степени детерминируется гео­графическими и генетическим факторами. На наш взгляд, не правы А. И. Горячева и М. Г. Макаров, рассматривающие национальный тем­перамент как «чисто социальное явление, зависящее от истории и обще­ственных условий (семья, церковь, быт, воспитание), обусловленное не генетически (хотя абсолютно скидывать со счета этот момент нет пока достаточных оснований), а особенностями общественных отношений»2. Детерминированность в определенной степени национального темпера­мента генетическими факторами подтверждается тем обстоятельством, что человек, воспитываемый с младенческого возраста вне «родного» этноса, все же оказывается носителем некоторых элементов темпера­мента «родного» этноса. И наоборот, человек является носителем на­ционального характера того этноса, среди которого он формируется. Разумеется, с течением времени, живя в среде определенного этноса, через несколько поколений постепенно происходит ассимиляция как национального характера, так и национального темперамента. Однако национальный темперамент, более детерминированный генетическими

' ГнатенкоП.И. Национальный характер: Мифы и реальность. Киев, 1984. С. 108. 2 Горячева А.И.. Макаров М.Г. Общественная психология. Л., 1979. С. 215.


факторами, нежели национальный характер, оказывается более консер­вативным.

Наш краткий экскурс к проблемам национального характера и на­ционального темперамента объясняется тем обстоятельством, что ана­лиз национальных особенностей творческого мышления не мыслим без обращения к названным проблемам. Особенности национального стиля мышления нельзя отрывать от национального характера и национально­го темперамента. В этой связи нельзя согласиться с Георгием Гачевым, который при исследовании национальных образов мира заявляет: «Нас интересует не национальный характер, а национальное воззрение на мир, не психология, а, так сказать, гносеология, национальная логика, склад мышления: какой «сеткой координат» данный народ улавливает мир, и, соответственно, какой космос (в древнем смысле слова: как строй мира, миропорядок) выстраивается перед его очами и реализуется в его стиле существования, отражается в созданиях искусства и теориях науки»1. В данном утверждении, если и не отрицается взаимосвязь на­ционального характера и национального темперамента с национальны­ми особенностями творческого мышления, то «целенаправленно, осоз­нанно» игнорируется.

Разумеется, нельзя отождествлять абсолютно национальный стиль
мышления ни с национальным характером, ни с национальным темпе­
раментом, однако взаимосвязь между ними очевидна. В одном случае, в
одной связи национальные особенности творческого мышления могут
объясняться преимущественно национальным темпераментом. Напри­
мер, как отмечалось выше, материализм XVIII в. романских народов
Энгельс объяснял их «жизнерадостным свободомыслием»2, т.е. их на­
циональным темпераментом. В другом случае, в другой связи особенно­
сти национального стиля мышления могут объясняться национальным
характером. Национальные особенности творческого мышления могут
объясняться также одновременно как национальным характером, так и
национальным темпераментом. При объяснении национальных особен­
ностей творческого мышления психологи и биологи чаще обращаются к
национальному темпераменту, к генетическому фактору, и наоборот,
большинство социологов и философов национальные особенности сти­
ля мышления объясняют национальным характером, социально-истори­
ческими условиями. .•,-;.

Примечательно, что даже различия коэффициента интеллектуально­сти у представителей различных рас и этносов объясняются психолога-

1 ГачевГ. Национальные образы мира. М, 1998. С. 14.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 346.


ми и биологами с одних позиций, а социологами и философами с дру­гих, часто диаметрально противоположных позиций. Преподаватель Манчестерского университета (Англия) Д. Харвуд в работе «Спор о свя­зи интеллекта с расовой принадлежностью. Социологический подход» (1976 г.) отметил, что сторонники наследственной гипотезы - «это чаще биологи или люди, исследования которых связаны с изучением органи­ческих переменных»1, в то время как сторонники гипотезы решающей роли внешних условий - «чаще социологи или педагоги»2. При этом сторонники генетической гипотезы (в большинстве своем биологи и психологи) нацелены на количественные методы и измерения, они рас­сматривают интеллект статически, как абсолютно сформированный. Их исследования характеризуются абстрактным теоретизированием, редук­ционизмом.

В противоположность сторонникам генетической теории, привер­женцы гипотезы решающей роли внешних условий (социально-исторических факторов) более интуитивны, они интересуются больше единичными, конкретными людьми, чем усредненными этническими популяциями. Одновременно они рассматривают этносы не как простые суммы входящих в них индивидов, а как определенную целостность. Интеллектуальные способности, по их мнению, - результат постоянного процесса развития, а не некая статическая данность.

Работы как сторонников первой (генетической), так и второй ги­потезы (социально-исторической) имеют свои сильные и слабые сто­роны. Анализ работ показывает, что в работах сторонников генетической гипотезы (А. Дженсен, Г. Айзенк, П. Урбах, Р. Херрнс-тайн, У. Шокли и др.) интеллект в определенной степени мистифи­цируется, при этом игнорируется генетическая неоднородность не только расы, но и различных этносов. Как писал Дж. Лолер, в рабо­тах сторонников генетического истолкования интеллектуальных раз­личий интеллект окружает «тайна и благоговейный страх»3. Разуме­ется, упрощать проблему интеллекта так же недопустимо, как и ее мистифицировать. Однако при анализе конкретных ситуаций часто оказывается, что проблемы на первый взгляд представляющиеся не­объяснимыми с рациональной точки зрения, могут быть объяснены внешними условиями. Так, долгое время казались необъяснимыми очень высокие результаты тестирования канадских эскимосов на КИ

1 Harwood J. The race-intelligence controversy. A Sociological. 1. - Professional factors //
Social Studies of Science. L., 1976. Vol. 6, № 3-4. P. 371.

2 Там же. Р. 372.

5 Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственности и расизм. М., 1982. С. 33.


(более высокий, чем у белых канадцев), несмотря на плохие соци­ально-экономические условия. Однако известный психолог П. Меда-вар объяснил это тем, что воспитание в снежной хижине (иглу) дает как раз необходимый уровень уюта, чувства безопасности и взаим­ных контактов, чтобы обеспечить высокие результаты интеллекту­ального тестирования. Таким образом, высокие результаты интел­лектуального тестирования детерминируются не высоким уровнем социально-экономических условий жизни, а особенностями уклада жизни, ценностными ориентациями, доминирующими в укладе жиз­ни того или иного этноса. В значительной обоснованности таких вы­водов сомневаться не приходится, хотя сторонники гипотезы генетической обусловленности уровня интеллекта считают подобные выводы бездоказательными, «словесным жонглированием»1. Однако сторонники гипотезы решающей роли внешних условий приводят' убедительные экспериментальные данные, показывающие, как на­циональные особенности уклада жизни могут оказать влияние на поведение испытуемых во время решения тестов и как игнорирова­ние этого момента может привести к необъективным оценкам их ин­теллекта. Известные психологи Кляйнберг, Вильяме, Риверс и другие на экспериментальном материале показали, что отставание негров и индейцев при интеллектуальном тестировании обусловливается тем обстоятельством, что в задачах тестирования отражается исключи­тельно жизненный опыт белых европеоидов2. В экспериментах, где при составлении задач тестирования учитывался конкретный жиз­ненный опыт испытуемых негров и индейцев, они показывали сред­ний коэффициент интеллекта, а нередко их показатели превосходили показатели белых.

Преподаватель психологии в штате Теннесси (США) Б. Кальцонис обследовал группу из 52 негритянских и 59 белых детей. Негритянские школьники были детьми рабочих и фермеров, а родители белых детей принадлежали к среднему классу (бизнесмены, собственники, управ­ляющие предприятиями, представители свободных профессий). Тести­рование по системе Торренса показало, что негритянские -; дети превосходили белых по речевой и идеаторной легкости, оригинально­сти. В отношении гибкости мышления отклбнения были несуществен­ными. Исследователь объяснил различия не расовыми признаками, а социально-экономическими. Было обнаружено, что дети из высоких

1 Urbach P. Progress and degeneration... P. 242.

2 См.: Рощин С.К. Психологическая наука и расизм // Расы и общества. М., 1982.
С. 147-190. . • . • . .,_


социально-экономических групп показали лучшие результаты лишь на некоторых несловесных тестах. Дети из низких социально-экономических групп населения «более спонтанны, менее конформны, более самостоятельны; у них более развиты различные двигательные навыки»1. По мнению американского исследователя, эти черты выра­жают высокие творческие возможности, и при соответствующем обуче­нии эти дети будут лучше генерировать идеи, чем дети из обеспеченных слоев населения.

Различия в коэффициенте интеллекта, которые сторонники расовой неполноценности цветных рассматривают как важный аргумент в ут­верждении генетического превосходства белых, на самом деле часто объясняются совокупностью материальных, культурных, психологиче­ских и других факторов. При этом различия интеллекта по результатам тестирования невозможно истолковать однозначно: уступая по опреде­ленным показателям, та или иная группа в то же время опережает ос­тальные группы по другим показателям.

В последние два десятилетия в социологии, философии и психо­логии произошла существенная переориентация в подходе к данной проблеме. Если в 70-е гг. ряд исследователей (П. Урбах, А. Дженсен и др.) делали уверенный (и, казалось, аргументированный) вывод о «вырождении» исследовательских программ, основанных на теории, согласно которой умственные способности от рождения у всех оди­наковые и разница в КИ зависит только от внешних условий, то в конце 80-х гг. сложилась другая ситуация. Исследования Кальцони-са, Роуза, Медавара и других убедительно показали невозможность иерархии различных рас и этносов по интеллектуальным способно­стям. Обнаруженные при тестировании интеллектуальные различия нельзя истолковать однозначно. Результаты тестирования часто де­терминированы не генетическими факторами, а условиями социаль­ной среды. Тестирование, проведенное по одной системе, не дает оснований для выводов о степени умственной одаренности предста­вителей различных рас и этносов. Такой подход характеризуется уп­рощением человеческого мышления, граничит с вульгаризмом. Результаты тестирования часто свидетельствуют не о степени умст­венной одаренности, а, прежде всего, об особенностях мышления. Так, исследования Кальцониса, Медавара и других показали, что ес­ли одна группа исследуемых доминирует в отношении гибкости мышления, то другие показывают лучшие показатели в художест-

' Kaltsounis В. Race, socioeconomic status and creativity // Psycho!. Reports. Missouly. 1974. Vol. 35, № 1, part 1. P. 164.

21L


венном воображении и т.д. В этой связи нельзя не согласиться с ут­верждением французского антрополога Фр. Ла Плантина, что «...об­щим у людей является их способность отличаться от других, создавать в корне отличные друг от друга обычаи, языки, способы познания, институты. Если в человеке как виде и сохраняется нечто природное, то это, прежде всего, его способность к культурному варьированию»1.

Реальное единство человеческого мышления - в его разнообраз­ных специфических проявлениях. Этнос может выделяться среди других этносов интеллектом, успехами в творческом мышлении и т.д. Разложить четко и однозначно факторы интеллектуального успе­ха этноса невозможно, однако при научном исследовании всегда об­наруживаются главные, основные факторы такого успеха. Например, как в прошлом, так и в наше время в научной и публицистической литературе часто отмечается «гибкость еврейского ума», «рацио­нальность и логичность евреев». Утверждение, что «евреи умны» не вызывает возражений не только сионистов, но и антисемитов. Еще в 1944 г. Ж. П. Сартр отмечал, что «для антисемита ум, интеллигент­ность - признаки еврея»2. Еврейская диаспора, рассеянная по всему миру, характеризуется успехами в науке, искусстве, бизнесе и т.д. Статистические данные показывают значительные различия в обра­зовательном уровне еврейского меньшинства и аборигенного насе­ления в большинстве стран мира. Весьма разительными оказывались различия в образовательном уровне еврейского меньшинства и або­ригенного большинства в некоторых союзных республиках бывшего СССР по итогам всесоюзных переписей населения.

Согласно «Итогам Всесоюзной переписи населения 1970 года»3 составлена табл. 3.3, отражающая уровень образования по РСФСР (на 1000 человек в возрасте 10 лет и старше приходится лиц с обра­зованием).

Лиц с высшим образованием среди русских согласно переписи -4,3%, а среди евреев - 34,4%. Лиц же с начальным образованием среди русских - 29,6%, а среди евреев - 11,6%. Поскольку речь идет об итогах всесоюзной переписи населения (т.е. охватывает как все русское насе­ление РСФСР за 1970г. - 107747630, так и все еврейское население РСФСР - 807915), а не о выборочном опросе, то о случайностях речи быть не может.

1 La Planline F. L'AnthropoIogie. P., 1987. P. 22.

2 Сартр )K.fl. Размышления о еврейском вопросе// Нева. 1991. № 7. С. 438.

3 Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. М., 1973. Т. IV. Табл. 37-39.




 


Таблица 3.3

  Образование
Нацио- выс- неза- сред- сред- неполное итого с началь-
нальность шее кон- нее нее среднее высшим и ное .
    ченное специ- оощее   средним  
    выс- альное     (полным и  
    шее       неполным)  
Русские ПО
Украинцы
Белорусы
Башкиры
Татары
Евреи

Уровень образования населения различных национальностей по Ук­раинской ССР в 1970 г. отражен в табл. 3.4. (на ЮОО человек в возрасте 10 лет и старше приходится лиц с образованием):

Таблица 3.4

  Образование
Нацио- выс- неза- сред- сред- неполное итого с началь-
нальность шее кон- нее нее среднее высшим и ное
    ченное специ- общее   средним  
    выс- альное     (полным и  
    шее       неполным)  
Украинцы
Русские
Евреи

Лиц с высшим образованием среди украинцев согласно переписи — 3,6%, а среди евреев - 12,6%. Различие в образовательном уровне (выс­шее образование) между украинцами и еврейским меньшинством не такое разительное, как между русскими и евреями в РСФСР (восьми­кратное), но все же существенное (более чем шестикратное).

Уровень образования населения отдельных национальностей по Лат­вийской ССР согласно итогам всесоюзной переписи населения 1970г. отражен в табл. 3.5 (на 1000 человек в возрасте 10 лет и старше прихо­дится лиц с образованием).

Таблица 3.5

  Образование
Нацио- выс- неза- сред- сред- неполное итого с началь-
нальность шее кон- нее нее среднее высшим и ное
    ченное специ- общее   средним  
    выс- альное     (полным и  
    шее       неполным)  
Латыши 1 320
Поляки
Евреи

Вполне естественно, что высокое образование в совокупности с мно­говековыми интеллектуальными и коммерческими традициями создаю! такие высокие профессиональные критерии, что этносы, не имевшие подобного культурно-экономического опыта, оказываются неконкурен­тоспособными с евреями. Разумеется, каждый конкретный человек реа­лизует себя не как представитель определенной нации, а исключительно как индивидуальная личность. Однако это положение не является отри­цанием того факта, что именно в-действиях множества индивидуальных личностей проявляются, реализуются национальные особенности твор­ческого мышления. Возможно ли рациональное объяснение успехов евреев в образовании и научном творчестве?

В последнее десятилетие, когда стало возможным говорить об отли­чиях евреев (как и о национальных особенностях любого этноса), в оте­чественной научной литературе появился ряд работ, где анализируется данная проблема (Л.И. Лойко, Д.Е. Фурман, А.Д. Шахтина др.). Л.И. Лойко и А.Д. Шахтина стремление евреев к образованию объясня­ют историческими традициями. «В еврейской среде, - пишут они, -наиболее ценимы всегда были знатоки Торы и Талмуда. Примат учено­сти, впоследствии усиленный ограничениями дозволенного евреям рода деятельности, был перенесен и на образованность вообще»1. В объясне­нии национальных особенностей творческого мышления евреев Л.И. Лойко и А.Д. Шахтина существенное место отводят религиозному фактору. По их мнению, именно Тора - духовная основа еврейского народа - «формировала особый, скорее не рациональный, а ассоциатив­ный склад мышления, приучивший разум к гибкости в нахождении не­ожиданных решений при освоении действительности»2. Подобное объяснение проблемы представляется в целом аргументированным. Аналогичной точки зрения при объяснении успехов евреев в образова­нии и науке придерживается также Д.Е. Фурман.' «Иудаизм - религия Писания, - пишет он,- в которой знания имеют громадное значение, и когда в еврейских гетто и местечках молодой толмудист женился на дочке богача, не богач оказывал ему милость, а он сам оказывал честь богачу, поднимая его социальный статус. В ходе секуляризации это почтение,- к толмудической учености легко. переходит в высокий пре­стиж светских науки и .образования»3. Детерминирующее воздействие

1 Лойко Л.И., Шахтина А.Д. Еврейская ментальность и проблемы антисемитизма на Украине//Национальная психология. Днепропетровск, 1992. С. 93. - •

2Тамже.С.93. •'- ---- ---- •— *~ -

3 Фурман Д.Е. Массовое сознание евреев и антисемитизм // Свободная мысль. 1994. № 9. С. 40.


религиозного фактора на уровень образования и на национальные осо­бенности творческого мышления не вызывает сомнений. Особенно убе­дительной такая точка зрения представляется в связи с тем, что этносы (не семитского происхождения), принявшие в различное время иудаизм, также характеризуются значительными достижениями в образовании. Так, караимы - малочисленный этнос (около 6 тыс. человек), живущий в Крыму, Литве и на Западной Украине - характеризуются, как и евреи, стремлением к образованию. Среди караимов значительно больше лю­дей с высшим образованием по сравнению с этносами, среди которых они проживают. Караимы считаются потомками древних тюркских племен, которые в средневековье в Хазарском каганате приняли иуда-изм - в форме караимистической секты. Наименование секты стало эт­нонимом этноса. Среди караимов всегда значительная прослойка торговцев и предпринимателей, интеллектуалов. Обладая гибкостью мышления, караимы, как и евреи, характеризуются повышенной при-

- способляемостью и активностью в интеллектуальной и предпринима­
тельской деятельности. :................................

Обращение к религиозному фактору (иудаизму) при объяснении

-упорного стремления евреев к образованию и научной деятельности не является чем-то новым. Еще-в конце XIX - начале XX столетия известный еврейский писатель, этнограф, фольклорист и обществен-ный деятель Шломо Раппопорт (литературный псевдоним С.А. Ан-ский) при анализе еврейского национального характера писал: «В то время, когда1 в основании всего фольклора христианских народов лежит языческое начало, построенное на материализации и взаимной борьбе сил природы и на культе личности; - еврейское творчество всецело проникнуто идеей единобожия, которое в основе своей вра­ждебно всякой борьбе, не допускает никакого культа личности и ста­вит духовное совершенство выше материального и, в особенности, физического»1. На первый взгляд представляется, что стремление евреев к образованию и успехи в научном творчестве объясняются прежде всего идеализацией образования, познания в иудаизме. Тора, регламентирующая все стороны жизни верующих евреев, не могла не внедрить в их сознание примат учености: -

Однако, не подвергая в целом сомнению, детерминирующее воздей­ствие иудаизма на формирование национальных особенностей творче-

1 Ан-скии С.А. Характер и особенности еврейского народно-поэтического
творчества // Еврей в Российской Империи XVIII-XIX веков. М.; Иерусалим,
1995. С. 644. ' -.'-: •• • •..••-• .,-. ; , ;


ского мышления евреев, обратим внимание на тот факт, что не менее правоверными иудаистами по сравнению с другими евреями являлись п являются грузинские и среднеазиатские евреи, но уровень образования среди них значительно ниже аборигенного большинства. Справедливо­сти ради следует заметить, что в далеком прошлом положение было качественно другим. Евреи, поселившиеся в Средней Азии предполо­жительно в начале нашего летоисчисления, характеризовались стремле­нием к образованию. Известный путешественник средневековья Вень-ямин Тудельский, посетивший Среднюю Азию в конце XII столетия, собрал различные сведения о евреях, живших на реке Аму-Дарья, и, в частности, упомянул город Самарканд, «где число 50000 евреев, среди которых были люди известные богатством и ученостью»1. Об успехах среднеазиатских евреев в деле образования в далеком прошлом свиде­тельствуют различные памятники умственной деятельности (интерес­ный словарь бухарского еврея Соломона бен Самуила и др.). Однако с течением времени в силу различных факторов (в данном случае их не анализируем) ситуация существенно меняется. Иосиф бен Моисей, по­сетивший данный регион в конце XIX столетия, «застал бухарских ев­реев в состоянии полного невежества»2. Аналогичное положение . зафиксировано «Обществом распространения просвещения между ев­реями в России» в конце XIX столетия и среди грузинских евреев. В отчете указанного общества отмечается, что «родители из опасения, чтобы дети их не сделались вероотступниками, всячески избегают по­сылать детей в училища»3. При этом необходимо отметить, что ни сред­неазиатские, ни грузинские евреи не перестали почитать Тору, не перестали быть ревностными иудаистами.

Нельзя утверждать о радикальном изменении положения в советское время: ни среднеазиатские евреи, ни грузинские евреи не проявляли особого стремления к образованию и научной деятельности. Так, со­гласно «Итогам Всесоюзной переписи населения 1970 года» в Грузии проживали 55382 еврея4 (в подавляющем большинстве - грузинские евреи, для которых родным языком с древнейших времен является гру­зинский язык). По своему уровню образования они значительно уступа­ли другим этносам, населявшим Грузию. Лиц, получивших высшее образование, среди грузинских евреев было настолько мало, что при

1 Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и на­
стоящем. М., 1991. Т. 5. С. 119.

2 Там >¥е.

3 Там же. С. 67.

4 См.: Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. М., 1973. Т. 4.


подведении итогов всесоюзных переписей никогда не давались отдель­но показатели уровня образования евреев, хотя они по численности за­нимали восьмое место среди других этносов, проживающих в Грузци.

По данным тех же «Итогов Всесоюзной переписи населения 1970 го­да» в Узбекистане проживали 102855 евреев. Около четверти из них -среднеазиатские евреи, для которых родным языком является таджик­ский язык. Среди среднеазиатских евреев уровень образования также был ниже уровня образования других этносов, населявших Узбекистан. Показатели уровня образования среднеазиатских евреев также не пуб­ликовались, по всей вероятности, ввиду низких показателей.

Чем объяснить отсутствие стремления к образованию у среднеазиат­ских и грузинских евреев? Утверждения о генетическом «перерожде­нии» евреев нам представляются не только не обоснованными, но в принципе не заслуживающими внимания. Как уже отмечалось, невоз­можно также утверждать о меньшем религиозном рвении среднеазиат­ских и грузинских евреев по сравнению с остальными евреями.

Разумеется, низкий уровень образования среднеазиатских и грузинских евреев детерминирован определенными историческими факторами, однако выявление этих факторов весьма сложно. Если низкий уровень образования среднеазиатских евреев возможно объяснить в определенной мере их тяже­лым экономическим и социальным положением - повторяющимися еврей­скими погромами в городах Средней Азии, открытым экономическим грабежом, различными запретами и т.д., то в Грузии положение изначально было существенно иным. История Грузии не знает широкомасштабных еврейских погромов. В определенном смысле можно даже говорить об ис­торическом пиетете к семитам, поскольку царская династия Багратионов (IX-XTX вв.) для возвеличивания своего авторитета содействовала распро­странению версии своего происхождения от израильско-иудейского царя XI в. Давида. Угроза антисемитизма в Грузии всегда была относительно слаба, поскольку, в силу специфических особенностей истории Грузии, евреи в свойственной им сфере деятельности - бизнесе и предпринима­тельстве - конкурировали не с грузинами, а с армянами, с которыми запол­няли одну экономическую лакуну. Разумеется, картина грузино-еврейских отношений была далеко не идеальна. Евреи всегда рассматривались в Гру­зии как реально чужой народ, хотя и принявший в роли родного языка гру­зинский язык, но в значительной степени сохранивший иной (не грузинский) культурный облик и прежде всего религию - иудаизм. В силу этого в Грузии также сформировался антисемитизм, но он никогда не при­нимал патологическую форму. Можно говорить о «мягком» характере ан­тисемитизма в Грузии.


8—2804



Как видим, положение среднеазиатских и грузинских евреев истори­чески было различным. Однако различие в данном случае не является отрицанием наличия множества факторов, которые были характерными как для положения среднеазиатских, так и грузинских евреев. Как для первых, так и для вторых доступ к административно-политической ие­рархии большей частью был закрыт. Надо отметить, что даже в револю­ции 1917 г. ни среднеазиатские, ни грузинские евреи, в отличие от своих европейских соплеменников, не принимали активного участия. Положение существенно не изменилось и в советское время, поскольку в Средней Азии и Закавказье престижные партийно-административные должности занимали в подавляющем большинстве случаев представи­тели коренных этносов, в выдвижении которых существенное значение имели клановые связи.

По данным Госкомстата СССР и материалам всесоюзной переписи населения 1989 г. в Грузии процент основной национальности (грузин) среди руководящего звена был значительно выше доли этой националь­ности во всем населении (табл. 3.6).

Таблица 3.6

 

Союзные Национальность Удельный вес лиц коренной национальности
республики   среди населения среди руководителей
РСФСР Русские 81,5 77,3
Украинская ССР Украинцы 72,7 79,0
Белорусская ССР Белорусы 77,9 77,7
Грузинская ССР Грузины 70,1 89,3

Ни в одной из республик бывшего СССР не был так непропор­ционально высок процент основной национальности среди руково­дящего звена по отношению к доле этой национальности во всем населении, как в Грузии (разрыв составлял 19,2 %). Вхождение гру­зинских евреев, как и представителей других этносов (негрузин), в руководящее звено традиционно было затруднительным. Нельзя иг­норировать и тот факт, что поступление в вузы Грузии для предста­вителей некоренных этносов было также сопряжено со значи­тельными трудностями. В силу указанных факторов нам пред­ставляется, что низкий уровень образования грузинских евреев невозможно объяснить генетическими или исключительно рели­гиозными факторами. Такое явление (низкий уровень образования) детерминировалось целым комплексом социально-исторических факторов.

Данное утверждение не является отрицанием детерминирующе­го воздействия религиозного фактора на стиль творческого мышле-


ния и уровень образования, как и на другие сферы жизни любого этноса. Как отмечалось, религия является важным элементом куль­туры любого народа, оказывая существенное воздействие на его образ жизни. Проблема детерминации религиозной психологией и идеологией всех сфер жизни народов (и, в частности, познаватель­ной сферы) прекрасно изложена в работе М. Вебера «Социология религии». В ней Вебер аргументированно показал значение религи­озной ориентации любого этноса в его хозяйственной и идеологи­ческой жизни'.

Исследования М. Вебера в области социологии религии Р. Бендикс дает в виде таблицы" (табл. 3.7).

Таблица 3.7

 

Название Социаль­ная струк­тура Социальные группы Идеи Светская этика
1. Протестантская этика и дух ка­питализма     Религиозные идеи Идеи, касаю­щиеся эко­номического поведения
2. Конфуцианство и даосизм Положение господствующих групп в социальной структуре Религиозные идеи Светская этика
3. Индуизм и буддизм Социаль­ная струк­тура Соперничающие социальные груп­пы с определен­ным статусом Соперни­чающие социальные идеи Светская этика
4. Древний иуда­изм Меняю­щаяся социаль­ная струк­тура Изменения в со­перничающих социальных груп­пах с определен­ным статусом Изменения в соперни­чающих социальных идеях Возникнове­ние этниче­ского рацио­нализма

Проблема этнического рационализма стала основной для иудаизма.

Для восточных религий (конфуцианство, даосизм, индуизм, буд­дизм) главной, основополагающей проблемой стало совершенство­вание светской этики. Весь познавательный пафос религии Востока обращался к этическим ценностям. Надо отметить, что этические ценности доминировали в общественном сознании многих восточ­ных народов до Конфуция, Лао-цзы и Гаутамы, и когда Конфуций говорил, что он не создает, а только передает потомкам забытые тра­диции великих древних мудрецов, то это соответствовало истине.

1 См.: Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. М., 1994.

- Там же. С. 574.


Так, уже до Конфуция быть образованным означало владеть шестью видами искусств: «выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, уметь читать и знать математику, то есть уметь считать»1. Многое совпадает с ценностями древних гре­ков, но имеются и весьма существенные различия. Обратим особое внимание на тот факт, что в Древнем Китае по ценностной иерархии на первом месте значится выполнение ритуалов - т.е. этические цен­ности. Конфуций в новых условиях подчеркивал значимость этиче­ских ценностей. При анализе работ Великого Учителя создается впечатление, что значение этических ценностей гипертрофировано. В небольшом поэтическом произведении «Ты на крысу взгляни», рассуждая о ценности человеческой жизни, он писал: «Ты не знаешь обряда и не славен ты чином -

Коль ни чина нету тебя, ни обряда, _ Что же ранняя смерть для тебя - не награда?»'.

Жизнь человека, не знающего обряда и, следовательно, не приоб­ретшего чина (одно зависело от другого непосредственно), не имеет никакой ценности. Социальный- статус грамотного, образованного чело­века в Китае всегда был высок, можно говорить о культе ученых. Одна­ко под образованием понималось прежде всего познание норм этики. Познание истины становится целью жизни. Однако под истиной подра­зумевалось знание строго фиксированных и обязательных для всех пра­вил поведения на любой случай жизни, каким бы неординарным не оказался случай.

Соперником конфуцианства в Китае долгое время (V-III вв. до н.э.) выступал легизм - учение, проповедующее почтение к закону и администрации. Однако постепенно осуществлялся синтез конфуци­анства и легизма, несмотря на их, казалось бы, непримиримый анта­гонизм. В результате такого синтеза конфуцианство эволюциони-зируется идеологически. Уважение к традициям и патриархально-клановым связям оно стало сочетать с идеей абсолютной святости и непреложности древних канонов. Конфуцианство для китайцев нечто более значимое, чем религия. Китаец, даже будучи христианином, буддистом, даосом и т.д., в поведении и мышлении остается подсоз­нательно конфуцианцем. Независимо от вероисповедания «каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть

1 Конфуг/ий. Уроки мудрости. М; Харьков, 1998. С. 8-9.

2 Там же. С. 159.


конфуцианцем» . Конфуцианство наложило огромный отпечаток на особенности китайского национального мышления .

Как в средневековье, так и в Новое время в Китае доминирует инте­рес к нравственно-правовой проблематике. Разумеется, нельзя утвер­ждать, что китайцы не проявляли познавательный интерес к другим сферам бытия, однако познавательный пафос был направлен прежде всего на постижение «китайских церемоний». Система конкурсных эк­заменов всех степеней, которая давала возможность доступа к должно­сти чиновника любого ранга, поощряла тщательное изучение канонов и игнорировала познание законов природы, математики и т.д. Побочные открытия китайских алхимиков, астрологов и медиков теоретически не осмыслялись. Познания в области естественных и технических наук для конфуцианства, господствующей религии Китая, не обладали самоцен­ностью. Для конфуцианства только знания нравственно-правового ха­рактера обладали ценностным значением.

Разумеется, объяснение исключительно религиозной системой кон­фуцианства национальных особенностей творческого мышления стра­дало бы односторонностью, упрощением столь сложной проблемы. При исследовании национальных особенностей творческого мышления ки­тайцев необходимо учитывать также целую совокупность различных детерминирующих факторов. Например, особый интерес к нравственно-правовым проблемам объясняется также относительно устойчивым раз­витием политической системы Китая при любых политических измене­ниях, какими бы радикальными они не были, правовой вакуум не образовывался. Даже при свержении императорской власти восставши­ми крестьянами старые правовые нормы, хотя и модернизировались, но никогда полностью не пересматривались. Так, после победоносного вступления восставших крестьян во главе с Хуан Чао в столицу (881 г.), императорская власть была свергнута, но объявленный императором вождь восставших сохранил в неприкосновенности основные законы

1 ВасильевЛ.С. История религий Востока М., 1983. С. 273.

2 Идеалом конфуцианства выступает не любознательность, а скромность. Марко Поло
в своей «Книге», восхищаясь скромностью китайских девушек, писал: «В присутствии
старших они в высшей степени скромны, никогда не скажут лишнего слова, вообще не
скажут ни слова иначе, как в ответ на поставленный им вопрос. Они сидят в своей комна­
те, занимаясь своей работой, редко встречаются с отцом и братьями или с кем-нибудь из
старших в доме. И они не прислушиваются к словам своих поклонников. То же следует
сказать относительно мальчиков и юношей, которые никогда не осмеливаются говорить в
присутствии старших иначе, как для ответа на вопрос. Они до такой степени стесняются
друг друга, т.е. своих родственников и близких, что им никогда в голову не пришло бы
отправиться в баню вдвоем» (Поло М. Книга. М., 1955. С. 300).


империи. Нравственно-правовые нормы представлялись в сознании ки­тайца как нечто вечное, табуированное. Даже монгольские захватчики, занявшие Китай в XIII в. и введшие вначале свои законы, через некото­рое время вынуждены были «капитулировать» в нравственно-правовой сфере. Уже в начале XIV в. монголы, правившие Китаем, восстановили конфуцианскую систему образования и старые китайские нравственно-правовые нормы, и даже экзамены на замещение чиновничьих должно­стей. Вполне естественно, что в- таких условиях должно было прояв­ляться энергичное стремление к познанию нравственно-правовых проблем.

Как уже отмечалось, национальные особенности творческого позна­ния носят исторический характер и с изменением социально-истори­ческих условий претерпевают значительную эволюцию. Но в то же время они обладают относительной самостоятельностью, развиваются, по своим «автономным» законам, и изменения в социально-эконо­мической сфере не вызывают немедленную эволюцию национальных особенностей творческого мышления.

Сказанное с полным основанием подтверждается анализом на­циональных особенностей творческого мышления китайцев. Хотя еще в начале нашего столетия европейские исследователи характери­зовали китайцев большей частью как население, «которое по своей инертности и глубокому консерватизму питает отвращение ко вся­ким глубоким потрясениям»1, именно на долю Китая выпали в на­шем столетии самые глубокие потрясения: многолетняя гражданская война, японская оккупация значительной части страны, социалисти­ческая революция, культурная революция и т.д. При анализе различ­ных научных направлений и отдельных научных дисциплин современного Китая нельзя не заметить значительных изменений в национальных особенностях творческого мышления китайцев. Но в то же время подобный анализ подтверждает значительный консерва­тизм, большую жизнеспособность национальных особенностей твор­ческого мышления, поскольку в основе своей национальные черты творческого мышления в Китае сохранились как ни в одной другой стране, однако, как уже отмечалось выше, абсолютизация консерва­тизма как национальной черты китайского общества представляется необоснованной. К тому же нельзя не обратить внимания, что китай­цам в значительно большей степени, чем другим этносам, характерна привязанность к старым традициям. Национальные реалии китайско-

1 Род Ж. Современный Китай. СПб., 1912. С. 5.

222


го общества таковы, что борьба противоположностей не исключает, а предполагает определенную преемственность традиций.

Весьма показательными в этой связи представляются наблюдения Жана Рода, анализирующего эволюцию умственных течений в Китае в начале нашего столетия: «Консерваторы в момент своего неоспоримого торжества никогда не настаивали на устранении программы реформ, точно так же и реформисты, в случае своей победы, лишь очень умеренно пользовались выгодами своего положения»1. Китайские мыслители, начиная с древней­ших времен, критикуя пороки общества, искали нужные образцы в древней культуре Китая. Поиск был обращен не в будущее, а в прошлое. Так, Кон­фуций по преданию, считал примером для всех времен правление мифиче­ского царя глубокой древности Яо и его преемника Шуня (ХХШ-XXII вв. до н.э.). Приверженностью к старым традициям и нормам жизни объясня­ется тот факт, что «в прошлом все революционные бои в Китае приносили лишь очень незначительные результаты»2. Программа восставших, как правило, была изначально направлена не на обновление общества, а на рес­таврацию старых традиций.

Нельзя утверждать, что китайцы не осознавали необходимости ре­форм и, в частности, изменения старинной экзаменационной системы, которая искусственно сужала с древнейших времен круг знаний, отвле­кала от насущных вопросов, диктовавшихся жизнью. Выдающийся ре­форматор XI в. Ван Аньши, заняв высокую должность, приступил к осуществлению весьма радикальных реформ, в результате чего сущест­венно изменилась вся система образования. Реформаторы покусились на «святая святых» - конкурсные экзамены. В экзаменационные требо­вания вносились конкретные знания, они теряли формальный характер. Однако после низвержения власти реформаторов (1077 г.) все реформы были отменены и вновь введена старинная экзаменационная система, которая функционировала еще много столетий.

Несмотря на значительный успех Китая в сфере науки и техники, ов­ладение новейшими технологиями, особый интерес все же проявляется к нравственно-правовой проблематике. Большинство китайцев убежде­но в превосходстве китайской духовной культуры над европейской. Ве­ликий китайский мыслитель - революционер Сунь Ят-Сен - утверждал, что Китай намного опередил Европу в развитии нравственных норм человеческих отношений. Анализируя проблемы коммунизма и анар­хизма, он замечал, что «такие теории были распространены в Китае уже

' Род Ж. Современный Китай... С. 17.

2 Мао Цзэдун. Избр. произведения: В 4 т. М, 1952. Т. 1. С. 15.


 


более тысячи лет назад» . Он был убежден, что в разработке и осущест­влении таких высоких морально-этических принципов, как верность долгу и почитание родителей, гуманность и любовь, честность и спра­ведливость, миролюбие и стремление к спокойствию, китайцы стоят намного выше европейцев. Признавая необходимость овладения науч­но-техническими достижениями Европы, он в то же время считал, что европейцы должны учиться основам духовной культуры Китая. Благо­даря высокой духовной культуре, утверждал Сунь Ят-Сен, история воз­ложила на Китай особую миссию в освобождении всего человечества и достижении всеобщего счастья.

После прихода в Китае к власти коммунистов, и в особенности в годы
культурной революции, неоднократно проводились кампании критики и
осуждения старых традиций и идей Конфуция. Однако в 80-е гг. ситуация
качественно меняется. В китайской печати все чаще отмечается непрехо--
дящее значение ценностей традиционной морали. На международном сим­
позиуме, состоявшемся в сентябре 1987 г. на родине Конфуция в ЦюЙфу,
посвященном 2583-й годовщине со дня рождения великого мыслителя,
большинство выступавших отмечало, что «конфуцианство, будучи основой
традиционной китайской культуры, оказывает серьезное влияние на строи­
тельство социализма с китайской спецификой. Необходимо поэтому кри­
тически наследовать идеи конфуцианства, чтобы трансформировать их,
поставив на службу модернизации страны»2. Надо отметить, что кампании
критики и осуждения конфуцианства и традиций седой старины в годы
культурной революции и даже деятельность специально созданных коми­
тетов сельского населения по борьбе с традициями прошлого оказались
малопродуктивными. Прошлое невозможно бесследно ликвидировать. При
анализе особенностей китайского общества и морально-этических учений с
древности до современности исследователи-китаеведы приходят «...к вы­
воду о сложном, чаще всего опосредованном влиянии прошлого, причем
отнюдь не одной какой-то черты, учения, института, а всего их многообра­
зия в целом»3. -. , '•-. ......

Особенно рельефно национальные особенности процесса познания проявляются в обществознании. Как в прошлом, так и в настоящем в Китае особой ценностью обладают утилитарные знания, которые могут практически служить обществу. Именно утилитарное знание почитается


1 Цит. по: Делюсин Л.П. Идеи паназиатизма в учении Сунь Ят-Сена // Китай: традиции и современность. М., 1976. С. 178.

г Китайская народная республика: политика, экономика, культура. М., 1989, С. 250.

3 Кюзаджян Л.С., Сорокина Т.Н. Влияние традиций на маоизм в оценке зарубежного китаеведения // Юггай: традиции и современность. М., 1976. С. 314.


как истинное. Что же касается внеутилитарного знания, то, по словам известного китаеведа К. Гупты, «его называют ревизионистским заблу­ждением»'. Другой существенной особенностью китайского обшествоз-нания является приоритет нравственных ценностей над интеллекту­альными ценностями.

В целом нельзя абсолютизировать статичность и консерватив­ность китайских национальных особенностей процесса познания, однако преемственность между прошлым и настоящим очевидна. В этой связи вспомним известное замечание Гегеля, что «созданное каждым поколением в области науки и духовной деятельности есть наследие, рост которого является результатом сбережений всех предшествовавших поколений, святилище, в котором все человече­ские поколения благодарно и радостно по.местили все то, что им по­могло пройти жизненный путь, что они обрели в глубинах природы и духа. Это наследование есть одновременно и получение наследства, и вступление во владение этим наследством. Оно является душой каждого последующего поколения, его духовной субстанцией, став­шей чем-то привычным, его принципами, предрассудками и богатст­вом»2. Преемственность между прошлым и настоящим в той или иной степени характерна для духовной культуры любого этноса, и Китай не является в этой связи неким исключением.

Как уже отмечалось, М. Вебер считал, что как для конфуцианства и даосизма (Китай), так и для индуизма и буддизма основополагающей проблемой стало совершенствование светской этики. В этой связи воз­никает вопрос: аналогично ли воздействие индуизма и буддизма на формирование национальных особенностей творческого познания ин­дийцев и других этносов воздействию конфуцианства и даосизма в Ки­тае? Однозначный ответ на поставленный вопрос невозможен, поскольку речь идет о сложных и противоречивых процессах. Между религиозными системами Китая и Индии наряду со сходством имеются также значительные гносеологические различия. Как по сравнению с ближневосточно-средиземноморскими монотеистическими религиями, так и даосизмом и конфуцианством — религиозные системы Индии в объяснении природы и человека, онтогенеза представляются более глу­бокими и философски насыщенными.

В религиозных системах Индии «разум (пусть слитый с интуицией и эмоциями) явно господствовал над свойственной.монотеизму слепой

1 Кюзаджян Л.С., Сорокина Т.Н. Влияние традиций на маоизм... С. 329.

2 Гегель Г.В. Лекции по истории философии: В 14 т. М., 1932. Т. 9. С. 11.


верой во всемогущество великого Бога» . Для религий Индии с древ­нейших времен характерен постоянный поиск истины. Постижение ис­тины становится главной задачей для всех без исключения религиозных систем Индии. Подобная традиция закрепилась уже в «великом начале» всех религиозных систем Индии - в «Ригведе». Однако между поиском истины в индийских религиях и в древнегреческой философии изна­чально существует качественное различие. Античные философы стре­мились постичь истину с помощью рационалистического анализа. В религиозных системах Индии изначально доминируют магия и аскеза. Как отмечает Т. Я. Елизаренкова, «в древней Индии между религией в чистом виде и магией невозможно провести твердой грани. Например, вера в магическую роль слова, представление, что достаточно провоз­гласить истину, чтобы сбылось желаемое...»". Уже в «Ригведе» пред­ставлены как белая, так и черная магия. Со временем магия и аскеза начинают доминировать во всех религиозных системах Индии. Поиск истины по сути сводится к длительным усилиям и напряженным раз­думьям в процессе медитации, к освобождению от тягот бренной жизни и достижению страстно желаемой Нирваны.

Мистицизм религиозных систем Индии наложил отпечаток на национальные особенности творческого мышления индийцев. Научный поиск истины вне аскезы и магии порицался. Хотя мыслителям древней и средневековой Индии и не угрожали костры инквизиции, однако, по мнению религиозных догматов, вольнодумцев-мыслителей ждала жестокая кара в процессе перерождений. Так, один из персонажей «Махабхараты» заявляет: «Причина моего перерождения шакалом заключается в том, что я был мнимым ученым, подвергавшим все суду разума... оратором на собраниях, недоброжелательным критиком и противником священников в споре о Брахмане, неверующим...»3. Подвергать окружающий мир и свое бытие «суду разума» объявляется страшным преступлением. Поиск истины, к которому призывают так страстно уже веды, не связан с рациональным познанием мира.

Значительный интерес представляет сравнение ведийской религии и индуизма с «Авестой» Зороастризма - учением пророка Заратустры (VII-VI вв. до н.э.)- Исследователи религии древних индоариев обычно отмечают удивительное сходство, общие черты Вед и «Авесты», что объясняется индоиранским единством в древности. Так, Г. М. Бонгард-Левин и Э. А. Грантовский отмечают общность культовых опьяняющих

' Васильев ДС. История религий Востока... С. 174-175.

2 Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» - великое начало // Ригведа. М., 1989. С. 488-489.

3 Радхакришнан С. Индийская философия: В 2т. М., 1956. Т. I. С. 412.


напитков сомы («Ригведа») и хаумы («Авеста»). Отмечая общность ри­туала жертвоприношения сомы-хаумы, они приводят следующую па­раллель: «О сома - царь, продли нам сроки жизни, как солнце -весенние дни. Продли нам жизненный срок, о сома, чтобы мы жили» («Ригведа»). «Я призываю Опьянение тобой, о золотистый хаума, - си­лу, победоносность, исцеление, энергию для тела, всестороннее знание» («Авеста»)1. Сходство более чем очевидное, но и различие существенно. Если в «Авесте» наряду с другими «дарами» от хаумы ждут также «Все­стороннее знание», то в «Ригведе» такая деталь отсутствует. На основа­нии этих различий нельзя строить далеко идущие выводы, но нам они представляются все же существенными.

Сведение поиска истины к магии и аскезе уже в древности наложило свой отпечаток на творческое мышление индийцев. Даже в средневеко­вье, когда мистика расцветала повсеместно, путешественников поража­ло крайнее суеверие и мистицизм индийцев. Так, Марко Поло, описывая нравы и обычаи индийцев, отмечал: «В приметы никто в свете больше их не верит, знают они и хорошие и дурные. Пошел ли кто в дорогу и заслышал скворца, он идет далее, а если нет, так он присядет, не то и совсем вернется. В этом царстве, скажу вам еще, как только родится ребенок, мальчик или девочка, тотчас отец или мать приказывают запи­сать его рождение - день, месяц, в какую луну и в какой час, и все это оттого, что крепко верят в астрономию, да в тех звездочетов, кто знает колдовство, магию, геомантию»2. Если в древнейшие времена индийцы, интересовавшиеся предсказанием будущего, основывались на физиог-номастике и толковании снов, то со временем на первое место выходит астрология. Астрология, а также практическая необходимость установ­ления дат регулярных жертвоприношений содействовали зарождению астрономии в древней Индии. Достижения индийцев в астрономии были заимствованы другими народами (в том числе и европейцами). «Уже в VIII в., - пишет А. Б. Бэшем, - сирийский астроном Север Себохт знал о великих достижениях индийцев в астрономии и математике, и багдад­ские халифы держали на службе индийских астрономов»3. Индийский астроном Арьябхата уже в V в. высказал предположение, что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси.

Неменьшим было детерминирующее воздействие индийских нацио­нальных религий на познания в физиологии и медицине. Повышенный интерес к физиологии, обусловленный йогическим и мистическим опы-

1 Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М., 1983! С. 115.

- Поло М. Книга. М., 1955. С. 186.

3 Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. С. 516.


том, явился важнейшим фактором развития медицинских знаний в древ­ней и средневековой Индии. Эти знания способствовали развитию эмпирической хирургии, и индийцы опережали европейцев в некоторых отраслях хирургии (пластической хирургии, вправлении костей, кесаре­во сечение) вплоть до XVIII в. Примечательно, что в отличие от Европы врач в Индии (вайдья) был высокоуважаемым человеком и занимал вы­сокое положение в кастовой иерархии. (В некоторых странах средневе­ковой Европы врачи приравнивались к брадобреям и входили с последними в один корпоративный цех.)

Мистицизм и аскеза религиозных систем Индии не могли не тормо­зить научный поиск, однако, как показывает анализ, они не привели в целом к отказу от творческого познания окружающей реальности. Нега­тивное воздействие индуизма на творческое мышление особенно на­глядно ощущается при сопоставлении индуизма и сикхизма. Хотя основоположникам сикхизма и не удалось полностью исключить из но­вой религии аскетическую практику, однако никакая оккультная йоги-ческая (или Тантрическая) практика сикхизму не свойственна. Для сикхизма «высшее состояние - не состояние транса, а состояние непре­кращающегося, ежесекундного помышления о Боге, когда человек - в миру, но не от мира сего, как не мокры лотос или птица в воде»1.

Не отказавшись окончательно и полностью от аскетизма, основопо­ложник сикхизма Нанак, как и последующие гуру, главным в своем учении считал прагматический взгляд на окружающий мир. Путь к спа­сению (прекращению бесконечной цепи рождений вновь и вновь) осно­воположники сикхизма видели не в совершении религиозных обрядов, а прежде всего в активной мирской деятельности в повседневной жизни. Нанак одинаково высоко оценивал как достоинства физического труда, так и духовной деятельности. Идеалом Нанака был не аскет, а тот, кто есть, что он заработал трудом рук своих и делится с другими. В сикхиз­ме каждый труд считается благородным, если он совершается правиль­но. Подобное отношение к практической деятельности способствовало формированию трудолюбия у сикхов. Мы уже отмечали успехи в про­изводственной деятельности тех регионов

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.