Констатация реальности национальных особенностей творческого мышления не представляет значительных трудностей. Однако поиск факторов, детерминирующих формирование этих особенностей, не всегда приводит к успеху. При анализе данной проблемы необходимо прежде всего ответить на вопрос: объясняется ли национальный стиль мышления генетическими факторами или обусловливается исключительно социально-экономическими условиями? Однозначный ответ вероятен, поскольку игнорирует диалектическую взаимосвязь, взаимообусловленность генетических (биологических) и социально-экономических факторов. Начиная с 70-х гг. нашего столетия, в психологической литературе появился ряд работ, где национальные особенности стиля мышления и даже коэффициент интеллекта объясняются диалектическим единством генетического (биологического) и социально-экономического. Утверждается, например, что «дефицит питания в детстве меняет биохимию мозга настолько, что последующая нормальная диета ничего уже не может исправить»1. По наследству могут передаваться изменения биохимии мозга, и низкий коэффициент интеллекта (КИ) испытуемого может быть объяснен неблагоприятными условиями,
1Urbach P. Progress and degeneration in «IQ. Debate» (II) //"British J. for The Philosophy of Science. L., 1974. Vol. 25. № 3. P. 252.
в которых жили его предки в неопределенно далеком прошлом. Утверждается, что, даже «забирая детей из дому и помещая в специальные учреждения»', при проверке КИ скажутся различия, в которых жили их близкие и даже далекие предки.
На первый взгляд, обращение к диалектике единства генетического и социально-экономического при анализе национальных особенностей мышления представляется перспективным. Однако в реальности такой подход малопродуктивен в силу ряда обстоятельств:
1) нельзя реконструировать даже теоретически условия, в которых
жили наши предки в неопределенном прошлом;
2) нации являются не биологическими, а социально-культурными
образованиями, результатом смешения различных племен, народностей и т.д.
Как отмечалось выше, нация может состоять из групп с различными физическими признаками. Следовательно, при анализе национальных особенностей мышления приходится обращаться исключительно к социально-историческим факторам.
О невозможности объяснения особенностей национального стиля мышления генетическими (биологическими) факторами свидетельствует тот факт, что некоторые выдающиеся философы и ученые по происхождению не принадлежат к этносу, в среде которого они творили, но в реальности им был присущ стиль мышления данного этноса. Так, выдающийся немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии И. Кант, по происхождению был шотландцем. Его дед был выходец из Шотландии, переселившийся в Пруссию, по-видимому, в конце XVII или начале XVIII в. Однако Кант часто служит в истории науки примером «типичного» немецкого исследователя. Многие известные русские философы и ученые также имели предков -представителей различных этносов. Так, Густав Густавович Шпент, известный русский .ученый, внесший значительный вклад в отечественную философию, психологию, эстетику и языкознание, по происхождению поляк. Известный русский философ Николай Онуфриевич Лосский также имел предков польского происхождения. Предки выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского были выходцами из Литвы. При желании наш список можно продолжать, и в нем окажутся имена сотен известных русских ученых-философов и т.д. Однако все они, выросшие в атмосфере русской <ультуры,, являлись носителями русского национального характера. 1роблема национального характера изучается как психологами, так и
1Urbach P. Progress and degeneration... P. 251.
философами. Большинство исследователей утверждают, что национальный характер формируется под влиянием исторических и социально-экономических условий, но при этом не исключается определенное влияние географического фактора. Рассматривая национальный характер как совокупность более или менее устойчивых психологических черт и свойств, присущих большинству представителей данной нации, в то же время эти особенности нельзя абсолютизировать. В любом национальном характере проявляется диалектика национально специфического и общечеловеческого. Национальный характер наций проявляется в культуре народа, в его поведении, обычаях, традициях и т.д.
Автор данной монографии солидарен с исследователями, выступающими против отождествления понятий «национальный характер» и «национальный темперамент», поскольку «отождествление национального характера и национального темперамента приводит к упрощению, схематизации столь сложного социального феномена, каким является национальный характер»1. Несмотря на родственность данных понятий, между ними существует различие. Национальный темперамент выражается через эмоционально-волевые аспекты реакции. На формирование национального темперамента, как и на формирование национального характера, значительное воздействие оказывают социальные факторы. Однако в отличие от национального характера формирование национального темперамента в значительной степени детерминируется географическими и генетическим факторами. На наш взгляд, не правы А. И. Горячева и М. Г. Макаров, рассматривающие национальный темперамент как «чисто социальное явление, зависящее от истории и общественных условий (семья, церковь, быт, воспитание), обусловленное не генетически (хотя абсолютно скидывать со счета этот момент нет пока достаточных оснований), а особенностями общественных отношений»2. Детерминированность в определенной степени национального темперамента генетическими факторами подтверждается тем обстоятельством, что человек, воспитываемый с младенческого возраста вне «родного» этноса, все же оказывается носителем некоторых элементов темперамента «родного» этноса. И наоборот, человек является носителем национального характера того этноса, среди которого он формируется. Разумеется, с течением времени, живя в среде определенного этноса, через несколько поколений постепенно происходит ассимиляция как национального характера, так и национального темперамента. Однако национальный темперамент, более детерминированный генетическими
' ГнатенкоП.И. Национальный характер: Мифы и реальность. Киев, 1984. С. 108. 2Горячева А.И.. Макаров М.Г. Общественная психология. Л., 1979. С. 215.
факторами, нежели национальный характер, оказывается более консервативным.
Наш краткий экскурс к проблемам национального характера и национального темперамента объясняется тем обстоятельством, что анализ национальных особенностей творческого мышления не мыслим без обращения к названным проблемам. Особенности национального стиля мышления нельзя отрывать от национального характера и национального темперамента. В этой связи нельзя согласиться с Георгием Гачевым, который при исследовании национальных образов мира заявляет: «Нас интересует не национальный характер, а национальное воззрение на мир, не психология, а, так сказать, гносеология, национальная логика, склад мышления: какой «сеткой координат» данный народ улавливает мир, и, соответственно, какой космос (в древнем смысле слова: как строй мира, миропорядок) выстраивается перед его очами и реализуется в его стиле существования, отражается в созданиях искусства и теориях науки»1. В данном утверждении, если и не отрицается взаимосвязь национального характера и национального темперамента с национальными особенностями творческого мышления, то «целенаправленно, осознанно» игнорируется.
Разумеется, нельзя отождествлять абсолютно национальный стиль мышления ни с национальным характером, ни с национальным темпе раментом, однако взаимосвязь между ними очевидна. В одном случае, в одной связи национальные особенности творческого мышления могут объясняться преимущественно национальным темпераментом. Напри мер, как отмечалось выше, материализм XVIII в. романских народов Энгельс объяснял их «жизнерадостным свободомыслием»2, т.е. их на циональным темпераментом. В другом случае, в другой связи особенно сти национального стиля мышления могут объясняться национальным характером. Национальные особенности творческого мышления могут объясняться также одновременно как национальным характером, так и национальным темпераментом. При объяснении национальных особен ностей творческого мышления психологи и биологи чаще обращаются к национальному темпераменту, к генетическому фактору, и наоборот, большинство социологов и философов национальные особенности сти ля мышления объясняют национальным характером, социально-истори ческими условиями. .•,-;.
Примечательно, что даже различия коэффициента интеллектуальности у представителей различных рас и этносов объясняются психолога-
1 ГачевГ. Национальные образы мира. М, 1998. С. 14.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 346.
ми и биологами с одних позиций, а социологами и философами с других, часто диаметрально противоположных позиций. Преподаватель Манчестерского университета (Англия) Д. Харвуд в работе «Спор о связи интеллекта с расовой принадлежностью. Социологический подход» (1976 г.) отметил, что сторонники наследственной гипотезы - «это чаще биологи или люди, исследования которых связаны с изучением органических переменных»1, в то время как сторонники гипотезы решающей роли внешних условий - «чаще социологи или педагоги»2. При этом сторонники генетической гипотезы (в большинстве своем биологи и психологи) нацелены на количественные методы и измерения, они рассматривают интеллект статически, как абсолютно сформированный. Их исследования характеризуются абстрактным теоретизированием, редукционизмом.
В противоположность сторонникам генетической теории, приверженцы гипотезы решающей роли внешних условий (социально-исторических факторов) более интуитивны, они интересуются больше единичными, конкретными людьми, чем усредненными этническими популяциями. Одновременно они рассматривают этносы не как простые суммы входящих в них индивидов, а как определенную целостность. Интеллектуальные способности, по их мнению, - результат постоянного процесса развития, а не некая статическая данность.
Работы как сторонников первой (генетической), так и второй гипотезы (социально-исторической) имеют свои сильные и слабые стороны. Анализ работ показывает, что в работах сторонников генетической гипотезы (А. Дженсен, Г. Айзенк, П. Урбах, Р. Херрнс-тайн, У. Шокли и др.) интеллект в определенной степени мистифицируется, при этом игнорируется генетическая неоднородность не только расы, но и различных этносов. Как писал Дж. Лолер, в работах сторонников генетического истолкования интеллектуальных различий интеллект окружает «тайна и благоговейный страх»3. Разумеется, упрощать проблему интеллекта так же недопустимо, как и ее мистифицировать. Однако при анализе конкретных ситуаций часто оказывается, что проблемы на первый взгляд представляющиеся необъяснимыми с рациональной точки зрения, могут быть объяснены внешними условиями. Так, долгое время казались необъяснимыми очень высокие результаты тестирования канадских эскимосов на КИ
1 Harwood J. The race-intelligence controversy. A Sociological. 1. - Professional factors // Social Studies of Science. L., 1976. Vol. 6, № 3-4. P. 371.
2 Там же. Р. 372.
5Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственности и расизм. М., 1982. С. 33.
(более высокий, чем у белых канадцев), несмотря на плохие социально-экономические условия. Однако известный психолог П. Меда-вар объяснил это тем, что воспитание в снежной хижине (иглу) дает как раз необходимый уровень уюта, чувства безопасности и взаимных контактов, чтобы обеспечить высокие результаты интеллектуального тестирования. Таким образом, высокие результаты интеллектуального тестирования детерминируются не высоким уровнем социально-экономических условий жизни, а особенностями уклада жизни, ценностными ориентациями, доминирующими в укладе жизни того или иного этноса. В значительной обоснованности таких выводов сомневаться не приходится, хотя сторонники гипотезы генетической обусловленности уровня интеллекта считают подобные выводы бездоказательными, «словесным жонглированием»1. Однако сторонники гипотезы решающей роли внешних условий приводят' убедительные экспериментальные данные, показывающие, как национальные особенности уклада жизни могут оказать влияние на поведение испытуемых во время решения тестов и как игнорирование этого момента может привести к необъективным оценкам их интеллекта. Известные психологи Кляйнберг, Вильяме, Риверс и другие на экспериментальном материале показали, что отставание негров и индейцев при интеллектуальном тестировании обусловливается тем обстоятельством, что в задачах тестирования отражается исключительно жизненный опыт белых европеоидов2. В экспериментах, где при составлении задач тестирования учитывался конкретный жизненный опыт испытуемых негров и индейцев, они показывали средний коэффициент интеллекта, а нередко их показатели превосходили показатели белых.
Преподаватель психологии в штате Теннесси (США) Б. Кальцонис обследовал группу из 52 негритянских и 59 белых детей. Негритянские школьники были детьми рабочих и фермеров, а родители белых детей принадлежали к среднему классу (бизнесмены, собственники, управляющие предприятиями, представители свободных профессий). Тестирование по системе Торренса показало, что негритянские -; дети превосходили белых по речевой и идеаторной легкости, оригинальности. В отношении гибкости мышления отклбнения были несущественными. Исследователь объяснил различия не расовыми признаками, а социально-экономическими. Было обнаружено, что дети из высоких
1 Urbach P. Progress and degeneration... P. 242.
2 См.: Рощин С.К. Психологическая наука и расизм // Расы и общества. М., 1982. С. 147-190. . • . • . .,_
социально-экономических групп показали лучшие результаты лишь на некоторых несловесных тестах. Дети из низких социально-экономических групп населения «более спонтанны, менее конформны, более самостоятельны; у них более развиты различные двигательные навыки»1. По мнению американского исследователя, эти черты выражают высокие творческие возможности, и при соответствующем обучении эти дети будут лучше генерировать идеи, чем дети из обеспеченных слоев населения.
Различия в коэффициенте интеллекта, которые сторонники расовой неполноценности цветных рассматривают как важный аргумент в утверждении генетического превосходства белых, на самом деле часто объясняются совокупностью материальных, культурных, психологических и других факторов. При этом различия интеллекта по результатам тестирования невозможно истолковать однозначно: уступая по определенным показателям, та или иная группа в то же время опережает остальные группы по другим показателям.
В последние два десятилетия в социологии, философии и психологии произошла существенная переориентация в подходе к данной проблеме. Если в 70-е гг. ряд исследователей (П. Урбах, А. Дженсен и др.) делали уверенный (и, казалось, аргументированный) вывод о «вырождении» исследовательских программ, основанных на теории, согласно которой умственные способности от рождения у всех одинаковые и разница в КИ зависит только от внешних условий, то в конце 80-х гг. сложилась другая ситуация. Исследования Кальцони-са, Роуза, Медавара и других убедительно показали невозможность иерархии различных рас и этносов по интеллектуальным способностям. Обнаруженные при тестировании интеллектуальные различия нельзя истолковать однозначно. Результаты тестирования часто детерминированы не генетическими факторами, а условиями социальной среды. Тестирование, проведенное по одной системе, не дает оснований для выводов о степени умственной одаренности представителей различных рас и этносов. Такой подход характеризуется упрощением человеческого мышления, граничит с вульгаризмом. Результаты тестирования часто свидетельствуют не о степени умственной одаренности, а, прежде всего, об особенностях мышления. Так, исследования Кальцониса, Медавара и других показали, что если одна группа исследуемых доминирует в отношении гибкости мышления, то другие показывают лучшие показатели в художест-
' Kaltsounis В. Race, socioeconomic status and creativity // Psycho!. Reports. Missouly. 1974. Vol. 35, № 1, part 1. P. 164.
21L
венном воображении и т.д. В этой связи нельзя не согласиться с утверждением французского антрополога Фр. Ла Плантина, что «...общим у людей является их способность отличаться от других, создавать в корне отличные друг от друга обычаи, языки, способы познания, институты. Если в человеке как виде и сохраняется нечто природное, то это, прежде всего, его способность к культурному варьированию»1.
Реальное единство человеческого мышления - в его разнообразных специфических проявлениях. Этнос может выделяться среди других этносов интеллектом, успехами в творческом мышлении и т.д. Разложить четко и однозначно факторы интеллектуального успеха этноса невозможно, однако при научном исследовании всегда обнаруживаются главные, основные факторы такого успеха. Например, как в прошлом, так и в наше время в научной и публицистической литературе часто отмечается «гибкость еврейского ума», «рациональность и логичность евреев». Утверждение, что «евреи умны» не вызывает возражений не только сионистов, но и антисемитов. Еще в 1944 г. Ж. П. Сартр отмечал, что «для антисемита ум, интеллигентность - признаки еврея»2. Еврейская диаспора, рассеянная по всему миру, характеризуется успехами в науке, искусстве, бизнесе и т.д. Статистические данные показывают значительные различия в образовательном уровне еврейского меньшинства и аборигенного населения в большинстве стран мира. Весьма разительными оказывались различия в образовательном уровне еврейского меньшинства и аборигенного большинства в некоторых союзных республиках бывшего СССР по итогам всесоюзных переписей населения.
Согласно «Итогам Всесоюзной переписи населения 1970 года»3 составлена табл. 3.3, отражающая уровень образования по РСФСР (на 1000 человек в возрасте 10 лет и старше приходится лиц с образованием).
Лиц с высшим образованием среди русских согласно переписи -4,3%, а среди евреев - 34,4%. Лиц же с начальным образованием среди русских - 29,6%, а среди евреев - 11,6%. Поскольку речь идет об итогах всесоюзной переписи населения (т.е. охватывает как все русское население РСФСР за 1970г. - 107747630, так и все еврейское население РСФСР - 807915), а не о выборочном опросе, то о случайностях речи быть не может.
1 La Planline F. L'AnthropoIogie. P., 1987. P. 22.
2 Сартр )K.fl. Размышления о еврейском вопросе// Нева. 1991. № 7. С. 438.
3 Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. М., 1973. Т. IV. Табл. 37-39.
Таблица 3.3
Образование
Нацио-
выс-
неза-
сред-
сред-
неполное
итого с
началь-
нальность
шее
кон-
нее
нее
среднее
высшим и
ное .
ченное
специ-
оощее
средним
выс-
альное
(полным и
шее
неполным)
Русские
ПО
Украинцы
Белорусы
Башкиры
Татары
Евреи
Уровень образования населения различных национальностей по Украинской ССР в 1970 г. отражен в табл. 3.4. (на ЮОО человек в возрасте 10 лет и старше приходится лиц с образованием):
Таблица 3.4
Образование
Нацио-
выс-
неза-
сред-
сред-
неполное
итого с
началь-
нальность
шее
кон-
нее
нее
среднее
высшим и
ное
ченное
специ-
общее
средним
выс-
альное
(полным и
шее
неполным)
Украинцы
Русские
Евреи
Лиц с высшим образованием среди украинцев согласно переписи — 3,6%, а среди евреев - 12,6%. Различие в образовательном уровне (высшее образование) между украинцами и еврейским меньшинством не такое разительное, как между русскими и евреями в РСФСР (восьмикратное), но все же существенное (более чем шестикратное).
Уровень образования населения отдельных национальностей по Латвийской ССР согласно итогам всесоюзной переписи населения 1970г. отражен в табл. 3.5 (на 1000 человек в возрасте 10 лет и старше приходится лиц с образованием).
Таблица 3.5
Образование
Нацио-
выс-
неза-
сред-
сред-
неполное
итого с
началь-
нальность
шее
кон-
нее
нее
среднее
высшим и
ное
ченное
специ-
общее
средним
выс-
альное
(полным и
шее
неполным)
Латыши
1 320
Поляки
Евреи
Вполне естественно, что высокое образование в совокупности с многовековыми интеллектуальными и коммерческими традициями создаю! такие высокие профессиональные критерии, что этносы, не имевшие подобного культурно-экономического опыта, оказываются неконкурентоспособными с евреями. Разумеется, каждый конкретный человек реализует себя не как представитель определенной нации, а исключительно как индивидуальная личность. Однако это положение не является отрицанием того факта, что именно в-действиях множества индивидуальных личностей проявляются, реализуются национальные особенности творческого мышления. Возможно ли рациональное объяснение успехов евреев в образовании и научном творчестве?
В последнее десятилетие, когда стало возможным говорить об отличиях евреев (как и о национальных особенностях любого этноса), в отечественной научной литературе появился ряд работ, где анализируется данная проблема (Л.И. Лойко, Д.Е. Фурман, А.Д. Шахтина др.). Л.И. Лойко и А.Д. Шахтина стремление евреев к образованию объясняют историческими традициями. «В еврейской среде, - пишут они, -наиболее ценимы всегда были знатоки Торы и Талмуда. Примат учености, впоследствии усиленный ограничениями дозволенного евреям рода деятельности, был перенесен и на образованность вообще»1. В объяснении национальных особенностей творческого мышления евреев Л.И. Лойко и А.Д. Шахтина существенное место отводят религиозному фактору. По их мнению, именно Тора - духовная основа еврейского народа - «формировала особый, скорее не рациональный, а ассоциативный склад мышления, приучивший разум к гибкости в нахождении неожиданных решений при освоении действительности»2. Подобное объяснение проблемы представляется в целом аргументированным. Аналогичной точки зрения при объяснении успехов евреев в образовании и науке придерживается также Д.Е. Фурман.' «Иудаизм - религия Писания, - пишет он,- в которой знания имеют громадное значение, и когда в еврейских гетто и местечках молодой толмудист женился на дочке богача, не богач оказывал ему милость, а он сам оказывал честь богачу, поднимая его социальный статус. В ходе секуляризации это почтение,- к толмудической учености легко. переходит в высокий престиж светских науки и .образования»3. Детерминирующее воздействие
1Лойко Л.И., Шахтина А.Д. Еврейская ментальность и проблемы антисемитизма на Украине//Национальная психология. Днепропетровск, 1992. С. 93. - •
2Тамже.1гС.93. •'- ---- ---- •— *~ -
3Фурман Д.Е. Массовое сознание евреев и антисемитизм // Свободная мысль. 1994. № 9. С. 40.
религиозного фактора на уровень образования и на национальные особенности творческого мышления не вызывает сомнений. Особенно убедительной такая точка зрения представляется в связи с тем, что этносы (не семитского происхождения), принявшие в различное время иудаизм, также характеризуются значительными достижениями в образовании. Так, караимы - малочисленный этнос (около 6 тыс. человек), живущий в Крыму, Литве и на Западной Украине - характеризуются, как и евреи, стремлением к образованию. Среди караимов значительно больше людей с высшим образованием по сравнению с этносами, среди которых они проживают. Караимы считаются потомками древних тюркских племен, которые в средневековье в Хазарском каганате приняли иуда-изм - в форме караимистической секты. Наименование секты стало этнонимом этноса. Среди караимов всегда значительная прослойка торговцев и предпринимателей, интеллектуалов. Обладая гибкостью мышления, караимы, как и евреи, характеризуются повышенной при-
- способляемостью и активностью в интеллектуальной и предпринима тельской деятельности. :................................
Обращение к религиозному фактору (иудаизму) при объяснении
-упорного стремления евреев к образованию и научной деятельности не является чем-то новым. Еще-в конце XIX - начале XX столетия известный еврейский писатель, этнограф, фольклорист и обществен-ный деятель Шломо Раппопорт (литературный псевдоним С.А. Ан-ский) при анализе еврейского национального характера писал: «В то время, когда1 в основании всего фольклора христианских народов лежит языческое начало, построенное на материализации и взаимной борьбе сил природы и на культе личности; - еврейское творчество всецело проникнуто идеей единобожия, которое в основе своей враждебно всякой борьбе, не допускает никакого культа личности и ставит духовное совершенство выше материального и, в особенности, физического»1. На первый взгляд представляется, что стремление евреев к образованию и успехи в научном творчестве объясняются прежде всего идеализацией образования, познания в иудаизме. Тора, регламентирующая все стороны жизни верующих евреев, не могла не внедрить в их сознание примат учености: -
Однако, не подвергая в целом сомнению, детерминирующее воздействие иудаизма на формирование национальных особенностей творче-
1Ан-скии С.А. Характер и особенности еврейского народно-поэтического творчества // Еврей в Российской Империи XVIII-XIX веков. М.; Иерусалим, 1995. С. 644. ' -.'-:•• • •..••-• .,-. ; , ;
ского мышления евреев, обратим внимание на тот факт, что не менее правоверными иудаистами по сравнению с другими евреями являлись п являются грузинские и среднеазиатские евреи, но уровень образования среди них значительно ниже аборигенного большинства. Справедливости ради следует заметить, что в далеком прошлом положение было качественно другим. Евреи, поселившиеся в Средней Азии предположительно в начале нашего летоисчисления, характеризовались стремлением к образованию. Известный путешественник средневековья Вень-ямин Тудельский, посетивший Среднюю Азию в конце XII столетия, собрал различные сведения о евреях, живших на реке Аму-Дарья, и, в частности, упомянул город Самарканд, «где число 50000 евреев, среди которых были люди известные богатством и ученостью»1. Об успехах среднеазиатских евреев в деле образования в далеком прошлом свидетельствуют различные памятники умственной деятельности (интересный словарь бухарского еврея Соломона бен Самуила и др.). Однако с течением времени в силу различных факторов (в данном случае их не анализируем) ситуация существенно меняется. Иосиф бен Моисей, посетивший данный регион в конце XIX столетия, «застал бухарских евреев в состоянии полного невежества»2. Аналогичное положение . зафиксировано «Обществом распространения просвещения между евреями в России» в конце XIX столетия и среди грузинских евреев. В отчете указанного общества отмечается, что «родители из опасения, чтобы дети их не сделались вероотступниками, всячески избегают посылать детей в училища»3. При этом необходимо отметить, что ни среднеазиатские, ни грузинские евреи не перестали почитать Тору, не перестали быть ревностными иудаистами.
Нельзя утверждать о радикальном изменении положения в советское время: ни среднеазиатские евреи, ни грузинские евреи не проявляли особого стремления к образованию и научной деятельности. Так, согласно «Итогам Всесоюзной переписи населения 1970 года» в Грузии проживали 55382 еврея4 (в подавляющем большинстве - грузинские евреи, для которых родным языком с древнейших времен является грузинский язык). По своему уровню образования они значительно уступали другим этносам, населявшим Грузию. Лиц, получивших высшее образование, среди грузинских евреев было настолько мало, что при
1Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и на стоящем. М., 1991. Т. 5. С. 119.
2Там >¥е.
3Там же. С. 67.
4 См.: Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. М., 1973. Т. 4.
подведении итогов всесоюзных переписей никогда не давались отдельно показатели уровня образования евреев, хотя они по численности занимали восьмое место среди других этносов, проживающих в Грузци.
По данным тех же «Итогов Всесоюзной переписи населения 1970 года» в Узбекистане проживали 102855 евреев. Около четверти из них -среднеазиатские евреи, для которых родным языком является таджикский язык. Среди среднеазиатских евреев уровень образования также был ниже уровня образования других этносов, населявших Узбекистан. Показатели уровня образования среднеазиатских евреев также не публиковались, по всей вероятности, ввиду низких показателей.
Чем объяснить отсутствие стремления к образованию у среднеазиатских и грузинских евреев? Утверждения о генетическом «перерождении» евреев нам представляются не только не обоснованными, но в принципе не заслуживающими внимания. Как уже отмечалось, невозможно также утверждать о меньшем религиозном рвении среднеазиатских и грузинских евреев по сравнению с остальными евреями.
Разумеется, низкий уровень образования среднеазиатских и грузинских евреев детерминирован определенными историческими факторами, однако выявление этих факторов весьма сложно. Если низкий уровень образования среднеазиатских евреев возможно объяснить в определенной мере их тяжелым экономическим и социальным положением - повторяющимися еврейскими погромами в городах Средней Азии, открытым экономическим грабежом, различными запретами и т.д., то в Грузии положение изначально было существенно иным. История Грузии не знает широкомасштабных еврейских погромов. В определенном смысле можно даже говорить об историческом пиетете к семитам, поскольку царская династия Багратионов (IX-XTX вв.) для возвеличивания своего авторитета содействовала распространению версии своего происхождения от израильско-иудейского царя XI в. Давида. Угроза антисемитизма в Грузии всегда была относительно слаба, поскольку, в силу специфических особенностей истории Грузии, евреи в свойственной им сфере деятельности - бизнесе и предпринимательстве - конкурировали не с грузинами, а с армянами, с которыми заполняли одну экономическую лакуну. Разумеется, картина грузино-еврейских отношений была далеко не идеальна. Евреи всегда рассматривались в Грузии как реально чужой народ, хотя и принявший в роли родного языка грузинский язык, но в значительной степени сохранивший иной (не грузинский) культурный облик и прежде всего религию - иудаизм. В силу этого в Грузии также сформировался антисемитизм, но он никогда не принимал патологическую форму. Можно говорить о «мягком» характере антисемитизма в Грузии.
8—2804
Как видим, положение среднеазиатских и грузинских евреев исторически было различным. Однако различие в данном случае не является отрицанием наличия множества факторов, которые были характерными как для положения среднеазиатских, так и грузинских евреев. Как для первых, так и для вторых доступ к административно-политической иерархии большей частью был закрыт. Надо отметить, что даже в революции 1917 г. ни среднеазиатские, ни грузинские евреи, в отличие от своих европейских соплеменников, не принимали активного участия. Положение существенно не изменилось и в советское время, поскольку в Средней Азии и Закавказье престижные партийно-административные должности занимали в подавляющем большинстве случаев представители коренных этносов, в выдвижении которых существенное значение имели клановые связи.
По данным Госкомстата СССР и материалам всесоюзной переписи населения 1989 г. в Грузии процент основной национальности (грузин) среди руководящего звена был значительно выше доли этой национальности во всем населении (табл. 3.6).
Таблица 3.6
Союзные
Национальность
Удельный вес лиц коренной национальности
республики
среди населения
среди руководителей
РСФСР
Русские
81,5
77,3
Украинская ССР
Украинцы
72,7
79,0
Белорусская ССР
Белорусы
77,9
77,7
Грузинская ССР
Грузины
70,1
89,3
Ни в одной из республик бывшего СССР не был так непропорционально высок процент основной национальности среди руководящего звена по отношению к доле этой национальности во всем населении, как в Грузии (разрыв составлял 19,2 %). Вхождение грузинских евреев, как и представителей других этносов (негрузин), в руководящее звено традиционно было затруднительным. Нельзя игнорировать и тот факт, что поступление в вузы Грузии для представителей некоренных этносов было также сопряжено со значительными трудностями. В силу указанных факторов нам представляется, что низкий уровень образования грузинских евреев невозможно объяснить генетическими или исключительно религиозными факторами. Такое явление (низкий уровень образования) детерминировалось целым комплексом социально-исторических факторов.
Данное утверждение не является отрицанием детерминирующего воздействия религиозного фактора на стиль творческого мышле-
ния и уровень образования, как и на другие сферы жизни любого этноса. Как отмечалось, религия является важным элементом культуры любого народа, оказывая существенное воздействие на его образ жизни. Проблема детерминации религиозной психологией и идеологией всех сфер жизни народов (и, в частности, познавательной сферы) прекрасно изложена в работе М. Вебера «Социология религии». В ней Вебер аргументированно показал значение религиозной ориентации любого этноса в его хозяйственной и идеологической жизни'.
Исследования М. Вебера в области социологии религии Р. Бендикс дает в виде таблицы" (табл. 3.7).
Таблица 3.7
Название
Социальная структура
Социальные группы
Идеи
Светская этика
1. Протестантская этика и дух капитализма
Религиозные идеи
Идеи, касающиеся экономического поведения
2. Конфуцианство и даосизм
Положение господствующих групп в социальной структуре
Религиозные идеи
Светская этика
3. Индуизм и буддизм
Социальная структура
Соперничающие социальные группы с определенным статусом
Соперничающие социальные идеи
Светская этика
4. Древний иудаизм
Меняющаяся социальная структура
Изменения в соперничающих социальных группах с определенным статусом
Изменения в соперничающих социальных идеях
Возникновение этнического рационализма
Проблема этнического рационализма стала основной для иудаизма.
Для восточных религий (конфуцианство, даосизм, индуизм, буддизм) главной, основополагающей проблемой стало совершенствование светской этики. Весь познавательный пафос религии Востока обращался к этическим ценностям. Надо отметить, что этические ценности доминировали в общественном сознании многих восточных народов до Конфуция, Лао-цзы и Гаутамы, и когда Конфуций говорил, что он не создает, а только передает потомкам забытые традиции великих древних мудрецов, то это соответствовало истине.
1 См.: Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. М., 1994.
- Там же. С. 574.
Так, уже до Конфуция быть образованным означало владеть шестью видами искусств: «выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, уметь читать и знать математику, то есть уметь считать»1. Многое совпадает с ценностями древних греков, но имеются и весьма существенные различия. Обратим особое внимание на тот факт, что в Древнем Китае по ценностной иерархии на первом месте значится выполнение ритуалов - т.е. этические ценности. Конфуций в новых условиях подчеркивал значимость этических ценностей. При анализе работ Великого Учителя создается впечатление, что значение этических ценностей гипертрофировано. В небольшом поэтическом произведении «Ты на крысу взгляни», рассуждая о ценности человеческой жизни, он писал: «Ты не знаешь обряда и не славен ты чином -
Коль ни чина нету тебя, ни обряда, _ Что же ранняя смерть для тебя - не награда?»'.
Жизнь человека, не знающего обряда и, следовательно, не приобретшего чина (одно зависело от другого непосредственно), не имеет никакой ценности. Социальный- статус грамотного, образованного человека в Китае всегда был высок, можно говорить о культе ученых. Однако под образованием понималось прежде всего познание норм этики. Познание истины становится целью жизни. Однако под истиной подразумевалось знание строго фиксированных и обязательных для всех правил поведения на любой случай жизни, каким бы неординарным не оказался случай.
Соперником конфуцианства в Китае долгое время (V-III вв. до н.э.) выступал легизм - учение, проповедующее почтение к закону и администрации. Однако постепенно осуществлялся синтез конфуцианства и легизма, несмотря на их, казалось бы, непримиримый антагонизм. В результате такого синтеза конфуцианство эволюциони-зируется идеологически. Уважение к традициям и патриархально-клановым связям оно стало сочетать с идеей абсолютной святости и непреложности древних канонов. Конфуцианство для китайцев нечто более значимое, чем религия. Китаец, даже будучи христианином, буддистом, даосом и т.д., в поведении и мышлении остается подсознательно конфуцианцем. Независимо от вероисповедания «каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть
1 Конфуг/ий. Уроки мудрости. М; Харьков, 1998. С. 8-9.
2 Там же. С. 159.
конфуцианцем» . Конфуцианство наложило огромный отпечаток на особенности китайского национального мышления .
Как в средневековье, так и в Новое время в Китае доминирует интерес к нравственно-правовой проблематике. Разумеется, нельзя утверждать, что китайцы не проявляли познавательный интерес к другим сферам бытия, однако познавательный пафос был направлен прежде всего на постижение «китайских церемоний». Система конкурсных экзаменов всех степеней, которая давала возможность доступа к должности чиновника любого ранга, поощряла тщательное изучение канонов и игнорировала познание законов природы, математики и т.д. Побочные открытия китайских алхимиков, астрологов и медиков теоретически не осмыслялись. Познания в области естественных и технических наук для конфуцианства, господствующей религии Китая, не обладали самоценностью. Для конфуцианства только знания нравственно-правового характера обладали ценностным значением.
Разумеется, объяснение исключительно религиозной системой конфуцианства национальных особенностей творческого мышления страдало бы односторонностью, упрощением столь сложной проблемы. При исследовании национальных особенностей творческого мышления китайцев необходимо учитывать также целую совокупность различных детерминирующих факторов. Например, особый интерес к нравственно-правовым проблемам объясняется также относительно устойчивым развитием политической системы Китая при любых политических изменениях, какими бы радикальными они не были, правовой вакуум не образовывался. Даже при свержении императорской власти восставшими крестьянами старые правовые нормы, хотя и модернизировались, но никогда полностью не пересматривались. Так, после победоносного вступления восставших крестьян во главе с Хуан Чао в столицу (881 г.), императорская власть была свергнута, но объявленный императором вождь восставших сохранил в неприкосновенности основные законы
1 ВасильевЛ.С. История религий Востока М., 1983. С. 273.
2 Идеалом конфуцианства выступает не любознательность, а скромность. Марко Поло в своей «Книге», восхищаясь скромностью китайских девушек, писал: «В присутствии старших они в высшей степени скромны, никогда не скажут лишнего слова, вообще не скажут ни слова иначе, как в ответ на поставленный им вопрос. Они сидят в своей комна те, занимаясь своей работой, редко встречаются с отцом и братьями или с кем-нибудь из старших в доме. И они не прислушиваются к словам своих поклонников. То же следует сказать относительно мальчиков и юношей, которые никогда не осмеливаются говорить в присутствии старших иначе, как для ответа на вопрос. Они до такой степени стесняются друг друга, т.е. своих родственников и близких, что им никогда в голову не пришло бы отправиться в баню вдвоем» (Поло М. Книга. М., 1955. С. 300).
империи. Нравственно-правовые нормы представлялись в сознании китайца как нечто вечное, табуированное. Даже монгольские захватчики, занявшие Китай в XIII в. и введшие вначале свои законы, через некоторое время вынуждены были «капитулировать» в нравственно-правовой сфере. Уже в начале XIV в. монголы, правившие Китаем, восстановили конфуцианскую систему образования и старые китайские нравственно-правовые нормы, и даже экзамены на замещение чиновничьих должностей. Вполне естественно, что в- таких условиях должно было проявляться энергичное стремление к познанию нравственно-правовых проблем.
Как уже отмечалось, национальные особенности творческого познания носят исторический характер и с изменением социально-исторических условий претерпевают значительную эволюцию. Но в то же время они обладают относительной самостоятельностью, развиваются, по своим «автономным» законам, и изменения в социально-экономической сфере не вызывают немедленную эволюцию национальных особенностей творческого мышления.
Сказанное с полным основанием подтверждается анализом национальных особенностей творческого мышления китайцев. Хотя еще в начале нашего столетия европейские исследователи характеризовали китайцев большей частью как население, «которое по своей инертности и глубокому консерватизму питает отвращение ко всяким глубоким потрясениям»1, именно на долю Китая выпали в нашем столетии самые глубокие потрясения: многолетняя гражданская война, японская оккупация значительной части страны, социалистическая революция, культурная революция и т.д. При анализе различных научных направлений и отдельных научных дисциплин современного Китая нельзя не заметить значительных изменений в национальных особенностях творческого мышления китайцев. Но в то же время подобный анализ подтверждает значительный консерватизм, большую жизнеспособность национальных особенностей творческого мышления, поскольку в основе своей национальные черты творческого мышления в Китае сохранились как ни в одной другой стране, однако, как уже отмечалось выше, абсолютизация консерватизма как национальной черты китайского общества представляется необоснованной. К тому же нельзя не обратить внимания, что китайцам в значительно большей степени, чем другим этносам, характерна привязанность к старым традициям. Национальные реалии китайско-
1Род Ж. Современный Китай. СПб., 1912. С. 5.
222
го общества таковы, что борьба противоположностей не исключает, а предполагает определенную преемственность традиций.
Весьма показательными в этой связи представляются наблюдения Жана Рода, анализирующего эволюцию умственных течений в Китае в начале нашего столетия: «Консерваторы в момент своего неоспоримого торжества никогда не настаивали на устранении программы реформ, точно так же и реформисты, в случае своей победы, лишь очень умеренно пользовались выгодами своего положения»1. Китайские мыслители, начиная с древнейших времен, критикуя пороки общества, искали нужные образцы в древней культуре Китая. Поиск был обращен не в будущее, а в прошлое. Так, Конфуций по преданию, считал примером для всех времен правление мифического царя глубокой древности Яо и его преемника Шуня (ХХШ-XXII вв. до н.э.). Приверженностью к старым традициям и нормам жизни объясняется тот факт, что «в прошлом все революционные бои в Китае приносили лишь очень незначительные результаты»2. Программа восставших, как правило, была изначально направлена не на обновление общества, а на реставрацию старых традиций.
Нельзя утверждать, что китайцы не осознавали необходимости реформ и, в частности, изменения старинной экзаменационной системы, которая искусственно сужала с древнейших времен круг знаний, отвлекала от насущных вопросов, диктовавшихся жизнью. Выдающийся реформатор XI в. Ван Аньши, заняв высокую должность, приступил к осуществлению весьма радикальных реформ, в результате чего существенно изменилась вся система образования. Реформаторы покусились на «святая святых» - конкурсные экзамены. В экзаменационные требования вносились конкретные знания, они теряли формальный характер. Однако после низвержения власти реформаторов (1077 г.) все реформы были отменены и вновь введена старинная экзаменационная система, которая функционировала еще много столетий.
Несмотря на значительный успех Китая в сфере науки и техники, овладение новейшими технологиями, особый интерес все же проявляется к нравственно-правовой проблематике. Большинство китайцев убеждено в превосходстве китайской духовной культуры над европейской. Великий китайский мыслитель - революционер Сунь Ят-Сен - утверждал, что Китай намного опередил Европу в развитии нравственных норм человеческих отношений. Анализируя проблемы коммунизма и анархизма, он замечал, что «такие теории были распространены в Китае уже
' Род Ж. Современный Китай... С. 17.
2Мао Цзэдун. Избр. произведения: В 4 т. М, 1952. Т. 1. С. 15.
более тысячи лет назад» . Он был убежден, что в разработке и осуществлении таких высоких морально-этических принципов, как верность долгу и почитание родителей, гуманность и любовь, честность и справедливость, миролюбие и стремление к спокойствию, китайцы стоят намного выше европейцев. Признавая необходимость овладения научно-техническими достижениями Европы, он в то же время считал, что европейцы должны учиться основам духовной культуры Китая. Благодаря высокой духовной культуре, утверждал Сунь Ят-Сен, история возложила на Китай особую миссию в освобождении всего человечества и достижении всеобщего счастья.
После прихода в Китае к власти коммунистов, и в особенности в годы культурной революции, неоднократно проводились кампании критики и осуждения старых традиций и идей Конфуция. Однако в 80-е гг. ситуация качественно меняется. В китайской печати все чаще отмечается непрехо-- дящее значение ценностей традиционной морали. На международном сим позиуме, состоявшемся в сентябре 1987 г. на родине Конфуция в ЦюЙфу, посвященном 2583-й годовщине со дня рождения великого мыслителя, большинство выступавших отмечало, что «конфуцианство, будучи основой традиционной китайской культуры, оказывает серьезное влияние на строи тельство социализма с китайской спецификой. Необходимо поэтому кри тически наследовать идеи конфуцианства, чтобы трансформировать их, поставив на службу модернизации страны»2. Надо отметить, что кампании критики и осуждения конфуцианства и традиций седой старины в годы культурной революции и даже деятельность специально созданных коми тетов сельского населения по борьбе с традициями прошлого оказались малопродуктивными. Прошлое невозможно бесследно ликвидировать. При анализе особенностей китайского общества и морально-этических учений с древности до современности исследователи-китаеведы приходят «...к вы воду о сложном, чаще всего опосредованном влиянии прошлого, причем отнюдь не одной какой-то черты, учения, института, а всего их многообра зия в целом»3. -. , '•-. ......
Особенно рельефно национальные особенности процесса познания проявляются в обществознании. Как в прошлом, так и в настоящем в Китае особой ценностью обладают утилитарные знания, которые могут практически служить обществу. Именно утилитарное знание почитается
1 Цит. по: Делюсин Л.П. Идеи паназиатизма в учении Сунь Ят-Сена // Китай: традиции и современность. М., 1976. С. 178.
гКитайская народная республика: политика, экономика, культура. М., 1989, С. 250.
3Кюзаджян Л.С., Сорокина Т.Н. Влияние традиций на маоизм в оценке зарубежного китаеведения // Юггай: традиции и современность. М., 1976. С. 314.
как истинное. Что же касается внеутилитарного знания, то, по словам известного китаеведа К. Гупты, «его называют ревизионистским заблуждением»'. Другой существенной особенностью китайского обшествоз-нания является приоритет нравственных ценностей над интеллектуальными ценностями.
В целом нельзя абсолютизировать статичность и консервативность китайских национальных особенностей процесса познания, однако преемственность между прошлым и настоящим очевидна. В этой связи вспомним известное замечание Гегеля, что «созданное каждым поколением в области науки и духовной деятельности есть наследие, рост которого является результатом сбережений всех предшествовавших поколений, святилище, в котором все человеческие поколения благодарно и радостно по.местили все то, что им помогло пройти жизненный путь, что они обрели в глубинах природы и духа. Это наследование есть одновременно и получение наследства, и вступление во владение этим наследством. Оно является душой каждого последующего поколения, его духовной субстанцией, ставшей чем-то привычным, его принципами, предрассудками и богатством»2. Преемственность между прошлым и настоящим в той или иной степени характерна для духовной культуры любого этноса, и Китай не является в этой связи неким исключением.
Как уже отмечалось, М. Вебер считал, что как для конфуцианства и даосизма (Китай), так и для индуизма и буддизма основополагающей проблемой стало совершенствование светской этики. В этой связи возникает вопрос: аналогично ли воздействие индуизма и буддизма на формирование национальных особенностей творческого познания индийцев и других этносов воздействию конфуцианства и даосизма в Китае? Однозначный ответ на поставленный вопрос невозможен, поскольку речь идет о сложных и противоречивых процессах. Между религиозными системами Китая и Индии наряду со сходством имеются также значительные гносеологические различия. Как по сравнению с ближневосточно-средиземноморскими монотеистическими религиями, так и даосизмом и конфуцианством — религиозные системы Индии в объяснении природы и человека, онтогенеза представляются более глубокими и философски насыщенными.
В религиозных системах Индии «разум (пусть слитый с интуицией и эмоциями) явно господствовал над свойственной.монотеизму слепой
1 Кюзаджян Л.С., Сорокина Т.Н. Влияние традиций на маоизм... С. 329.
2 Гегель Г.В. Лекции по истории философии: В 14 т. М., 1932. Т. 9. С. 11.
верой во всемогущество великого Бога» . Для религий Индии с древнейших времен характерен постоянный поиск истины. Постижение истины становится главной задачей для всех без исключения религиозных систем Индии. Подобная традиция закрепилась уже в «великом начале» всех религиозных систем Индии - в «Ригведе». Однако между поиском истины в индийских религиях и в древнегреческой философии изначально существует качественное различие. Античные философы стремились постичь истину с помощью рационалистического анализа. В религиозных системах Индии изначально доминируют магия и аскеза. Как отмечает Т. Я. Елизаренкова, «в древней Индии между религией в чистом виде и магией невозможно провести твердой грани. Например, вера в магическую роль слова, представление, что достаточно провозгласить истину, чтобы сбылось желаемое...»". Уже в «Ригведе» представлены как белая, так и черная магия. Со временем магия и аскеза начинают доминировать во всех религиозных системах Индии. Поиск истины по сути сводится к длительным усилиям и напряженным раздумьям в процессе медитации, к освобождению от тягот бренной жизни и достижению страстно желаемой Нирваны.
Мистицизм религиозных систем Индии наложил отпечаток на национальные особенности творческого мышления индийцев. Научный поиск истины вне аскезы и магии порицался. Хотя мыслителям древней и средневековой Индии и не угрожали костры инквизиции, однако, по мнению религиозных догматов, вольнодумцев-мыслителей ждала жестокая кара в процессе перерождений. Так, один из персонажей «Махабхараты» заявляет: «Причина моего перерождения шакалом заключается в том, что я был мнимым ученым, подвергавшим все суду разума... оратором на собраниях, недоброжелательным критиком и противником священников в споре о Брахмане, неверующим...»3. Подвергать окружающий мир и свое бытие «суду разума» объявляется страшным преступлением. Поиск истины, к которому призывают так страстно уже веды, не связан с рациональным познанием мира.
Значительный интерес представляет сравнение ведийской религии и индуизма с «Авестой» Зороастризма - учением пророка Заратустры (VII-VI вв. до н.э.)- Исследователи религии древних индоариев обычно отмечают удивительное сходство, общие черты Вед и «Авесты», что объясняется индоиранским единством в древности. Так, Г. М. Бонгард-Левин и Э. А. Грантовский отмечают общность культовых опьяняющих
' Васильев ДС. История религий Востока... С. 174-175.
2 Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» - великое начало // Ригведа. М., 1989. С. 488-489.
3 Радхакришнан С. Индийская философия: В 2т. М., 1956. Т. I. С. 412.
напитков сомы («Ригведа») и хаумы («Авеста»). Отмечая общность ритуала жертвоприношения сомы-хаумы, они приводят следующую параллель: «О сома - царь, продли нам сроки жизни, как солнце -весенние дни. Продли нам жизненный срок, о сома, чтобы мы жили» («Ригведа»). «Я призываю Опьянение тобой, о золотистый хаума, - силу, победоносность, исцеление, энергию для тела, всестороннее знание» («Авеста»)1. Сходство более чем очевидное, но и различие существенно. Если в «Авесте» наряду с другими «дарами» от хаумы ждут также «Всестороннее знание», то в «Ригведе» такая деталь отсутствует. На основании этих различий нельзя строить далеко идущие выводы, но нам они представляются все же существенными.
Сведение поиска истины к магии и аскезе уже в древности наложило свой отпечаток на творческое мышление индийцев. Даже в средневековье, когда мистика расцветала повсеместно, путешественников поражало крайнее суеверие и мистицизм индийцев. Так, Марко Поло, описывая нравы и обычаи индийцев, отмечал: «В приметы никто в свете больше их не верит, знают они и хорошие и дурные. Пошел ли кто в дорогу и заслышал скворца, он идет далее, а если нет, так он присядет, не то и совсем вернется. В этом царстве, скажу вам еще, как только родится ребенок, мальчик или девочка, тотчас отец или мать приказывают записать его рождение - день, месяц, в какую луну и в какой час, и все это оттого, что крепко верят в астрономию, да в тех звездочетов, кто знает колдовство, магию, геомантию»2. Если в древнейшие времена индийцы, интересовавшиеся предсказанием будущего, основывались на физиог-номастике и толковании снов, то со временем на первое место выходит астрология. Астрология, а также практическая необходимость установления дат регулярных жертвоприношений содействовали зарождению астрономии в древней Индии. Достижения индийцев в астрономии были заимствованы другими народами (в том числе и европейцами). «Уже в VIII в., - пишет А. Б. Бэшем, - сирийский астроном Север Себохт знал о великих достижениях индийцев в астрономии и математике, и багдадские халифы держали на службе индийских астрономов»3. Индийский астроном Арьябхата уже в V в. высказал предположение, что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси.
Неменьшим было детерминирующее воздействие индийских национальных религий на познания в физиологии и медицине. Повышенный интерес к физиологии, обусловленный йогическим и мистическим опы-
1Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М., 1983! С. 115.
- Поло М. Книга. М., 1955. С. 186.
3Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. С. 516.
том, явился важнейшим фактором развития медицинских знаний в древней и средневековой Индии. Эти знания способствовали развитию эмпирической хирургии, и индийцы опережали европейцев в некоторых отраслях хирургии (пластической хирургии, вправлении костей, кесарево сечение) вплоть до XVIII в. Примечательно, что в отличие от Европы врач в Индии (вайдья) был высокоуважаемым человеком и занимал высокое положение в кастовой иерархии. (В некоторых странах средневековой Европы врачи приравнивались к брадобреям и входили с последними в один корпоративный цех.)
Мистицизм и аскеза религиозных систем Индии не могли не тормозить научный поиск, однако, как показывает анализ, они не привели в целом к отказу от творческого познания окружающей реальности. Негативное воздействие индуизма на творческое мышление особенно наглядно ощущается при сопоставлении индуизма и сикхизма. Хотя основоположникам сикхизма и не удалось полностью исключить из новой религии аскетическую практику, однако никакая оккультная йоги-ческая (или Тантрическая) практика сикхизму не свойственна. Для сикхизма «высшее состояние - не состояние транса, а состояние непрекращающегося, ежесекундного помышления о Боге, когда человек - в миру, но не от мира сего, как не мокры лотос или птица в воде»1.
Не отказавшись окончательно и полностью от аскетизма, основоположник сикхизма Нанак, как и последующие гуру, главным в своем учении считал прагматический взгляд на окружающий мир. Путь к спасению (прекращению бесконечной цепи рождений вновь и вновь) основоположники сикхизма видели не в совершении религиозных обрядов, а прежде всего в активной мирской деятельности в повседневной жизни. Нанак одинаково высоко оценивал как достоинства физического труда, так и духовной деятельности. Идеалом Нанака был не аскет, а тот, кто есть, что он заработал трудом рук своих и делится с другими. В сикхизме каждый труд считается благородным, если он совершается правильно. Подобное отношение к практической деятельности способствовало формированию трудолюбия у сикхов. Мы уже отмечали успехи в производственной деятельности тех регионов