Мечты, как и сны, есть не что иное, как фрагменты собственного "Я". Поэтому они содержат в себе уникальную информацию для того, кто их создает.
Но, будучи зашифрованной, эта информация остается в стороне и не принимается во внимание.
Гештальттерапия предлагает непосредственную работу с фантазиями и сновидениями путем их разгадывания. Причем, в отличие от психоанализа здесь не применяются интерпретации.
Работа с мечтами и сновидениями включает в себя два процесса:
1. Перенос сновидения (мечты) на реальность и в настоящее время.
2. Ассимиляция отчужденных фрагментов личности.
1-й этапвыполняется следующим образом: Участник процедуры описывает свое сновидение (фантазию) только в настоящем времени и как реальное событие. ("Я опускаюсь в глубокий колодец. Я пытаюсь от кого-то спрятаться. Но чьи-то шаги настигают меня" вместо "Я представлял себе, как спускался в глубокий колодец и пытался от кого-то спрятаться, но чьи-то шаги все-равно настигали меня").
Подобное перемещение в настоящее и реальное позволяет вновь интенсифицировать пережитые чувства и символически отреагировать их.
2-й этапначинается с осознания того, что каждый фрагмент сновидения (как и каждый фрагмент фантазии) представляет собой тот или иной фрагмент личности.
Для того, чтобы ассимилировать эти отчужденные фрагменты, проявить их скрытый смысл, необходимо их выявить и идентифицироваться с каждым из них.
В нашем примере такая работа может быть выполнена следующим образом:
"Я — колодец. Я ощущаю свою глубину, но также и тесноту, темноту, протяженность, уводящую в неведомые, более мрачные глубины."
"Я — преследователь. Ты не знаешь, кто я, но я настигаю тебя и что-нибудь сделаю с тобой, может, даже, нападу."
По мере вживания в тот или иной образ, участник процедуры получает новую информацию о себе самом, благодаря тому ассоциативному процессу, который происходит в это время. С другой стороны, он бессознательно, на символическом уровне ассимилирует различные аспекты своей личности, которые ранее не были ему доступны.
Принятие ответственности за себя.
Это понятие является, пожалуй, наиболее важным в гешталытерапии. Считается, что причиной любого невротического механизма является как раз неспособность индивидума принять.ответственность за свое "Я".
Понимание смысла этого положения вложено Ф.Перлзом в созданную им "Молитву гештальтиста":
"Я делаю свое, а ты делаешь свое.
Я живу в этом мире не для того, чтобы
Соответствовать твоим ожиданиям.
А ты живешь в этом мире не для того,
Чтобы соответствовать моим.
Ты это ты, а я это я.
И если нам случится найти друг друга —
Это прекрасно.
Если нет, этому нельзя помочь."
Поэтому устремления гештальтподхода направлены на то, чтобы человек, участвующий в процессе терапии, пройдя все свои уровни, тупики и взрывы, достигает наконец зрелости и обретает способность принять ответственность за свое "Я".
Для катализации подобного процесса используется упражнение, активизирующее тенденцию индивидума к самостоятельности.
В частности, гештальтподход рекомендует использовать местоимение "Я" вместо обобщенных формул или трюизмов.
Пример: Выражение "Плохо унижать других людей" меняется на фразу "Плохо, когда я унижаю других людей." В этом случае человек принимает ответственность за свои мысли, чувства и действия.
Другая вариация этой методики заключается в том, что клиента просят использовать глаголы хочу, не хочу, выбираю вместо глаголов могу, надо, должен.
Третья вариация: союз "но" заменяется союзом "и".
Если мы сравним два совершенно одинаковых предложения, но с разными союзами, то убедимся, насколько разными окажутся их значения.'
"Я хочу заниматься этим делом, но чувствую неуверенность."
"Я хочу заниматься этим делом, и я чувствую неуверенность."
Союз "но" препятствует говорящему принять ответственность за себя.
Принятию ответственности за самих себя также способствует осознание того, на кого мы пытаемся возложить ответственность за самих себя и каким образом мы это делаем.
Люди часто стремится к тому, чтобы сделать других ответственными за самих себя. Они искренне полагают, что их чувства вызываются другими людьми и что поэтому они становятся жертвами чужих воздействий.
Весьма часто подобные тенденции можно наблюдать во внутрисемейных или интимных отношениях. Например, кто-нибудь из партнеров может обвинить другого: "Ты заставляешь меня страдать, так как у тебя появились новые интересы." Подобное заявление характерно для ситуации, когда кто-то пытается переложить ответственность на другого. В этом случае гештальттерапией рекомендуется реорганизовать предложение следующим образом: "Я чувствую себя неприятно от того, что ты..."
Зазвучавшее "Я" лучшим образом подчеркивает новую позицию человека, стремящегося возвратить себе свою ответственность за самого себя.
И в этом качестве он обретает новый статус бытия — состояние внутреннего освобождения, рождающееся в процессе гештальттерапии, которую Ф.Перлз определил еще как "бегство от кошмара".