Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Зрелость и ответственность.



В гештальттерапии понятие зрелости сходно с тем, которое вложил Фрейд в определение "зрелой личнос­ти", главными критериями которой являются стремле­ние работать и способность любить другого человека ради него самого, а не просто из-за того что этот человек соответствует подсознательным установкам.

Эти два критерия зрелости Фрейд выразил фор-. мулой "arbeiten und liben" (работать и любить).

Иными словами, зрелость представляет собой оптимальный уровень душевного здоровья, проявля­ющийся в способности к конструктивному поведе­нию, хорошей адаптивностью и умением принимать ответственность за самого себя.

Зрелая личность аутентична, т.е. равна себе, спонтанна .и внутренне свободна.

Для достижения своих целей такой человек опи­рается прежде всего на самого себя, актуализирует свой опыт и использует свои силы, а не манипулирует окружающими. Он не вовлекает себя в стереотипы ролевых игр, манипулятивных по своей сути.

Эверетг Шостром предлагает свою модель, опи­сывающую 8 манипулятивных типов.

" 1. Диктатор — преувеличивает свою силу, пы­тается доминировать, приказывать, демонстрировать свою власть.

Разновидности: настоятельница, начальник, младшие боги.

2. Тряпка — обычно жертва диктатора и его прямая противоположность. Она преувеличивает свою чувствительность. Ее основные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать.

Разновидности: мнительный, глупый, хамелеон, конформист, смущающийся, отступающий.

3. Калькулятор — преувеличивает необходимость всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается с одной стороны перехитрить, с другой — перепроверить других.

Разновидности: делец, аферист, игрок в покер, делатель рекламы, шантажист.

4. Прилипала — изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него работу.

Разновидности: паразит, нытик, вечный ребе­нок, ипохондрик, беспомощный.

5. Хулиган — преувеличивает свою агрессивность, жесткость, недоброжелательность. Управляет с помо­щью угроз.

Разновидности: оскорбитель, ненавистник, гангс­тер, угрожающий. Женская вариация хулигана — сварливая баба ("пила").

6. Славный парень — преувеличивает свою забот­ливость, любовь, внимательность.

Разновидности: угодливый, добродетельный мо­ралист, человек организации.

7. Судья — преувеличивает свою критичность. Он подозрителен, полон обвинений, с трудом прощает.

Разновидности: всезнающий, обвинитель, обли­читель, собиратель улик, позорящий, оценщик, мсти­тель, заставляющий признать вину.

8. Защитник — чрезмерно подчеркивает свою под­держку и снисходительность к ошибке. Выражает сочув­ствие, сверх всякой меры. Слишком заботится о нуждах других, вместо того, чтобы заниматься своими делами.

Разновидности: утешитель, покровитель, муче­ник, помощник, самоотверженный."

Разумеется, как и всякая классификация, данная не может быть исчерпывающей в отношении проникновения в душевные глубины человеческого мира. Но, как и любой другой классификации, ценность этой заключается в том, что она представляет собой некую систему опознавательных знаков, по которой мы можем успешно ориентироваться в психологическом пространстве окружающих нас людей.

Как бы то ни было, но нам представляется возможность производить относительную оценку лич­ности для того, чтобы психотерапевтически взаимо­действовать с ней.

Однако для достижения зрелости человеку необ­ходимо не только проработать свои непродуктивные защиты, чтобы отказаться от них, но также последо­вательно пройти все свои невротические уровни и ликвидировать их, словно снимая кожуру луковицы.

Перлз выделяет 4 таких уровня.

1. Уровень "клише".На этом уровне наши дейст­вия стереотипны и неаутентичны.

2. "Искуственный" уровень.Доминируют роли и различные игры. Манипулятивная деятельность.

3. Уровень "Тупика".Неадекватность самопод­держки и отсутствие поддержки со стороны окруже­ния. В ситуации "тупика" люди чувствуют себя поте­рянными и подавленными.

4. Уровень "внутреннего взрыва" или "смерти".Взаимодействие с этим уровнем приводит к "внешне­му взрыву" — проявлению истинного "Я".

УПРАЖНЕНИЯ

Расширение осознания.

Ориентированность данного упражнения направ­лена на расширение осознания материала внутренней и внешней зон.

Этапы.

1. Клиента просят закрыть глаза и сконцентри­роваться на внутренней зоне. Свое сообщение он начинает словами "Сейчас я осознаю..." — и продол­жает рассказом о своих телесных ощущениях.

2. Затем клиент открывает глаза и направляет свое внимание на внешнюю зону: "Сейчас я осоз­наю..." — далее следует сообщение о воспринимае­мых сигналах внешнего мира (звуки, запахи, образы и т.д.).

Примечания. Выполняя это упражнение, следует воздерживаться от интерпретаций и оценок.

Например, предложение: "Я осознаю, что ты сердишься на меня" не отражает процесс осознава-ния, так как оно затрагивает среднюю зону. Данное сообщение следует разделить подобным образом: "Я осознаю, что вижу твои нахмуренные брови.. И я представляю, что они свидетельствуют о твоей рас­серженности по отношению ко мне".

Вместо "Сейчас я осознаю твою теплую улыбку" следует сказать: "Сейчас я осознаю, что вижу твою улыбку и представляю, что она говорит о теплом отношении ко мне."

В любом случае, если мы даже и угадываем что-то, следует разделять наблюдение и воображение. Цель упражнения.

I. Терапевтическая:

1. Ориентирует субъекта на ситуацию "здесь и теперь".

2. Снимает психоэнергетические блоки, которые возникают за счет избыточной фиксации на средней зоне.

3. Способствует внутренней трансформации, так как высвободившаяся энергия расходуется не на под­держание невротического равновесия, а на активиза­цию личностных ресурсов.

II.Тренировочная:

1. Обостряет реакцию и восприимчивость.

2. Развивает интуитивное мышление и способ­ность к ясновидению.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.