Термином "фиксация" Фрейд называет то, что происходит, когда человек не переходит нормально от одной стадии к другой, а остается слишком привязанным к определенной стадии.
Оральная стадия. Основное побуждение младенца не социально и не межличностно: это просто потребность в питании, в уменьшении напряжения голода и жажды. Рот — первая область тела, которой ребенок может управлять. Большая часть доступной энергии либидо направляется или сосредотачивается этой области.
Поздняя оральная стадия, после появления зубов, включает удовлетворение агрессивных инстинктов (кусание груди). У взрослых сарказм, сплетни, "набрасывание" на пищу описываются как связанные этой стадией развития.
Удержание некоторого интереса к оральным удовольствиям нормально. Это становится патологичным, только если становится доминирующим способом удовлетворения, т.е. если человек преувеличенно зависит от оральных привычек в ослаблении тревожности.
Анальная стадия. Ребенок начинает сознавать новые области напряжения и удовлетворения. Между двумя и четырьмя годами дети обычно учатся контролировать сфинктер и мочевой пузырь.
Фаллическая стадия. Появляются серьезные страхи в связи с сексуальными проблемами. Формирование Эдипова комплекса. Мальчик хочет обладать матерью и хочет убить отца, чтобы достигнуть своей цели. Он также боится отца и боится, что отец кастрирует его, сделав бесполым и тем самым — . безопасным существом. Тревожность по поводу кастрации, страх и любовь к отцу, любовь и сексуальное желание матери не могут быть полностью разрешены. В детстве весь комплекс полностью подавляется.
У девочек проблема сходна, но ее выражение и разрешение менее остро, тотально. Различие в интенсивности позволяет девочке "оставаться в эдиповской ситуации неопределенно долго".
Латентный период. Неразрешимые сексуальные ( желания фаллической стадии не привлекают внимания.
Генитальная стадия. Приход половой зрелости и возвращение либидинозной энергии к половым органам.
СНЫ И РАБОТА СНА
Почти каждый сон может быть понят как исполнение желания. Сновидение — это альтернативный путь удовлетворения желаний. Аккумулированная энергия разряжается.
Работа сновидения — это процесс отбора, искажения, трансформации, инверсии, перемещения.
"Дневной остаток", который создает проявленное содержание сна, служит структурой для латентного содержания, или замаскированных желаний.
СУБЛИМАЦИЯ
Сублимация — это процесс, посредством которого энергия, первоначально направленная на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется к другим целям, часто художественным, интеллектуальным или культурным. Сублимацию называют "успешной защитой".
ЗАЩИТА И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
Основная проблема души состоит в том, как справляться с тревожностью.
1. Потеря желаемого объекта (ребенок, лишенный родителей, близкого друга или любимого зверька).
2. Потеря любви.
3. Потеря личности (себя) — например, страхи кастрации, потеря "лица", публичное осмеяние.
4. Потеря любви к себе (когда Супер-эго порицает действия или черты характера, что кончается чувством вины или ненавистью к себе).
Защита против тревожности состоит в искажении или отрицании самой ситуации. Эго защищает личность в целом от угрозы, искажая суть самой угрозы. Способ искажения называется защитными механизмами.
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
1. Репрессия (подавление)
2. Отрицание
3. Рационализация
4. Реактивное образование
5. Изоляция
6. Проекция
7. Регрессия.
Репрессия. "Сущность подавления состоит просто в удалении чего-то из сознания и удержания на расстоянии от сознания. Репрессия удаляет потенциально вызывающее тревожность событие, идею или восприятие из сознания, препятствуя таким образом возможному разрешению. Подавление не осуществляется раз и навсегда, оно требует постоянного расходования энергии для поддержания подавления, а подавляемое постоянно стремится найти выход." Имеют место: истерические симптомы, астма, артрит, язва, вялость, фригидность, фобии, импотенция.
Отрицание. Это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит Эго. Способность неправильно вспоминать события — форма отрицания. "Я сделал это,— говорит моя память.- Невозможно, чтобы я сделал это,— говорит моя гордость, и остается непреклонной. В конце-концов, память уступает". (Ницше).
Рационализация. Это нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Мы используем рационализацию, чтобы оправдать наше поведение. Рационализация — это способ принять давление Супер-эго; она скрывает наши мотивы, делает наши действия морально приемлемыми.
Реактивное образование. Этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно действительному желанию. Это явная и обычно бессознательная инверсия желания. "Когда ребенок сознает сексуальное возбуждение, которое не может быть исполнено, это сексуальное возбуждение вызывает противоположные психические силы, чтобы эффективно подавить это неудовольствие, создаются психические преграды, такие как отвращение, стыд и моральность". Главная характеристика, по которой можно узнать реактивные образования — преувеличение, ригидность и экстравагантность. Реактивные образования можно видеть в любом преувеличенном поведении.
Проекция. Это приписывание другому человеку, животному или объекту качеств, чувств или намерений, которые исходят от самого приписывающего.
Изоляция. Это отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Ее нормальным прототипом является логическое мышление, которое тоже стремится отделить содержание от эмоциональной ситуации, в которой оно обнаружено.
Регрессия. Это возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более прост и более свойственен детям. Тревожность ослабляется здесь посредством ухода от реалистического мышления в поведение, которое в более ранние годы уменьшало тревожность. Это — более примитивный способ справляться ситуацией.
Вышеописанные защиты —это способы, которыми душа защищает себя от внутренних и внешних напряжений.
Итак:
Репрессия — избегание реальности,
Отрицание — исключение реальности,
Рационализация — переопределение реальности,
Реактивные образования— обращения реальности,
Проекция — перемещение внутреннего чувства во внешний мир,
Изоляция — разделение реальности, Регрессия — уход от реальности.
"Они (защиты) связывают психическую энергию, которая могла бы быть использована в более полезных деятельностях Эго. Когда защита становится очень влиятельной, она начинает преобладать в Эго и уменьшает его подвижность и способность к адаптации. Наконец, если защита не может удержаться, Эго не имеет точки отступления и опоры и оказывается захваченным тревожностью".
ТЕЛО
Фрейд подходит к личности с точки зрения физического тела. "Психоанализ — первая психология, которая всерьез принимает тело как место, где можно жить". Идея о первичности тела как центра функционирования личности.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Ранний детский опыт в значительной степени влияет на отношения и взаимоотношения взрослых. Первые отношения, которые возникают в семейном ядре, являются определяющими. Основные структуры: ребенок — мать, ребенок — отец, ребенок — ребенок, являются прототипами, с которыми сопоставляются все дальнейшие отношения. Более поздние отношения являются до некоторой степени лишь воспроизведениями динамики напряжений и удовлетворений, возникающих в первой семье, Наши выборы в жизни — любимые, друзья, руководители и даже враги — производные наших детских связей ребенок — родитель. Соперничества детства воспроизводятся в наших сексуальных ролях и в том, как мы приспосабливаемся к требованиям других. Вновь и вновь мы разыгрываем динамические структуры, заложенные в доме нашего детства, часто выбирая-еебе партнерами тех, кто напоминает нам неразрешенные аспекты наших ранних потребностей. Для некоторых этот выбор сознателен, для других он совершается в неведении относительно лежащей за ним динамики. Отношения строятся на основе остаточных эффектов интенсивного раннего опыта. Жизнь подростка, юноши или девушки, взрослого, дружбы и браки — воспроизведение неразрешенных граней того, что начиналось в детстве.
САМОСТЬ (SELF)
Самость — все существо целиком: тело, инстинкты, сознательные и бессознательные процессы.
РОЛЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА
Задача психотерапевта — помочь пациенту вспомнить, восстановить и реинтегрировать бессознательный материал, чтобы нынешняя жизнь пациента могла стать более удовлетворительной.
"Психосинтез, таким образом, достигается во время аналитического лечения без нашего вмешательства, автоматически и с необходимостью".
Психоаналитический метод предлагает набор орудий для личногоанализа. Эти орудия — внимательное самонаблюдение, рефлектирование, анализ снов, наблюдение за спонтанным потоком мышления.
УПРАЖНЕНИЯ
Воспоминания детства.Они часто указывают на личные проблемы в настоящем.
Дается пять минут, чтобы найти свое самое раннее воспоминание или одно из самых ранних. Чем более ясно и живо вы можете его воспроизвести, тем больше вы получите из этого опыта. Сознавайте возможные защитные механизмы, которые ослабляют или притупляют воспоминания.