Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Алгоритм 2. Магическое состояние



Состояние мага периодически наблюдается у каждого человека. Задача этой системы упражнений сделать его постоянным и присущим личности, та­ким, чтобы оно стало характерной чертой и почти привычкой, а не возникало в виде случайных эпизо­дов.

Его отличительная особенность — собранность и гармония всех душевных, ментальных и физических сил организма.

Говоря магическим языком, это такое состояние, когда "Я" управляет стихиями и согласует их. Под стихией понимается любое явление, которое возни­кает независимо от нас и так или иначе влияет на нас. Ветер, солнце, вода, земля, эмоции, мысли (да, да, эмоции и мысли тоже) — стихии. Стихия сама по себе нейтральна, не исключая и эмоций, но действие ее двойственно — она может как разрушать, так и' созидать. Нет сил хороших или плохих — все зависит от того, каким образом они используются. Так, со­лнце несет жизнь и смерть одновременно. Глоток воды спасает гибнущего в пустыне, и та же вода топит или обрушивается ливнями, смывающими урожаи. Мысли могут воскресить, могут убить. И наше эго — всего лишь поплавок в океане этих таинственных сил. И очень часто этот поплавок оказывается захлестну­тым стихиями — личность страдает от обилия стрес­сов, психических блоков, неразрешенных проблем. В старину такое состояние объяснялось влиянием дья­вола, символика которого изображалась в виде пере­вернутой пентаграммы.

Эта фигура схематически напоминает голову козла, с которым ассоциировался образ князя тьмы. Однако за любой метафорой и сказочным сюжетом всегда кроется строжайший реализм. Модель любого состояния очень удобно укладывать в графические символы. Они емко и концентрированно передают суть идеи. Почему сатану рисовали именно в виде перевернутой звезды, с точки зрения психофизиоло­гии будет ясно несколько позже. Для этого нам необходимо исследовать символику прямой пента­граммы, несущей позитивное начало.

Эту фигуру мы можем встретить в самых различ­ных эзотерических школах, принадлежащих различ­ным этносам — от китайской натурфилософии до каббалистических откровений. И везде она, в принци­пе, означает одно и то же — единство и гармоничное взаимодействие основных космических стихий. Кроме того, звезда представляет собой схематический контур человека, изображение которого известно из знамени­того рисунка Леонардо. Вершина звезды соответствует голове, горизонтальные лучи — раскинутым рукам, диагональные — ногам. Магический же смысл ее таков.

 

Вершина символизирует "Я" индивида, осталь­ные пронумерованные точки означают четыре сти­хии, или четыре космических первоэлемента (их нельзя идентифицировать с элементами химически­ми), взаимодействие и комбинация которых дает, по учению мистицизма, основу всему существующему миру. Это: Земля, Вода, Воздух, Огонь. Данные эле­менты имеют свои качества, которые определяют свойства каждого из них:

Воздух — влажный и теплый,

Вода — влажная и холодная,

Огонь — сухой и теплый,

Земля — сухая и холодная.

Указанные соотношения легко запоминаются и усваиваются, будучи организованными в схему, кото­рая известна как кватернер Апостола Иоанна.

В свою очередь, эти элементы составляют и суть организма как микрокосмоса и определяют его жиз­недеятельность. Исходя из этого принципа, мы сразу обнаружим самую непосредственную взаимосвязь того, что еще древние определили лозунгом: "Человек — Вселенная", подчеркивая их изначальную гармонию и единство.

Стало быть, каждый их этих элементов имеет и свое психофизическое представительство. Та или иная психическая функция соответствует определенному элементу.

Сметь — Воздух,

Знать — Вода,

Желать — Огонь,

Молчать — Земля.

Указанные качества зашифрованы в символи­ческих знаках животных, упоминание которых мы можем встретить в Апокалипсисе Апостола Иоанна: Орел, Человек, Телец, Лев. Каждое из этих существ выражает волю той или иной стихии и соответствую­щей психической функции — Орел смел, Человек знающ, Телец молчалив, Лев пылок.

Некоторые специалисты по герметизму предла­гают систему графических начертаний, где в каждом знаке находят свое отражение эти качества.

Здесь горизонтальные линии соответствуют ори­ентированности в настоящем, восприятию в данный момент, а вертикальные — стремлению к активности.

1. Кто смеет, тот заглушает в себе сознание опасности (темная горизонтальная полоса) и устрем­лен к активности (светлая вертикальная полоса).

2. Кто полностью доволен собой и своим знани­ем, не проявляет ни активности, ни желания к при­обретению новых знаний (две темные полосы).

3. Кто молчит, тот себя не проявляет (темная вертикальная полоса), но все впитывает и принимает к сведению (светлая горизонтальная полоса).

4. Кто желает, тот и активен, и восприимчив (обе полосы светлые).

Теперь, исходя из сказанного, мы условно разде­лим первоэлементы на внутренние и внешние — с точки зрения магического мышления это может вы­глядеть не слишком обоснованно, ибо "то, что вовне, то и во мне", но сохраняющаяся инерция рациональ­ного сознания вполне допускает: подобную услов­ность, тем более, что для человека, восприятие кото­рого работает вне традиций эзотерических концепций, подобный путь представляется практически бо­лее удобным.

Внешние первоэлементы — это силы природы, изначальные энергии которых проявляются в окру­жающей нас среде.

Внутренние первоэлементы — это свойства и качества организма, имеющие представительства в виде функций или систем. В данном случае можно говорить о внутреннем воздухе, внутренней воде, внутреннем огне, внутренней земле. Кстати, подоб­ные элементы встречаются не в первый раз — их использует и беллетристика для обозначения тех или иных психофизических состояний. Внутренний воз­дух может быть адекватен ментальное™, интеллекту. Внутренняя вода — интуитивности. Внутренний огонь — эмоциям. Внутренняя земля — воле и интроверсии.

Состояние мага достигается, когда "Я" контро­лирует все эти элементы и управляет ими, так что они начинают действовать слаженно и в сторону укрепле­ния силы личности. Если мы вновь обратимся к пентаграмме, то увидим, какие психические процес­сы могут быть выражены в звезде.

Четыре угла расположены ниже одной верхней точки, где и сосредоточено Это, управляющее стихиями. Поэтому состояние Мага выражается еще формулой 1 +4.

Отсюда становится понятным психофизический смысл перевернутой пентаграммы, которая олице­творяет собой власть стихий над человеком, превра­щающих его в марионетку. Такая позиция соответст­венно может быть описана формулой 4+1. Теперь посмотрим, что может произойти, когда тот или иной элемент становится доминирующим в структуре лич­ности, и к чему это может привести.

Воздух, подчиняющий себе личность, отрывает ее от земли. Такие люди полностью уходят в сферы своих интеллектуальных построений, теряя адекват­ную ориентацию в реальности. Подобная тенденция постепенно ослабляет эмоциональные контакты, и человек подвергается все более глубокой шизоидиза-ции. Таких людей раньше называли "странными", "чудиками", "не от мира сего". Если их и не боялись, то во всяком случае сторонились и не доверяли им, полагая, что "здесь дело не совсем чисто".

Преобладание Воды легко может смешать ин­туицию с фантазией и инфантильной чувствитель­ностью. В этих чертах можно легко себе представить возникновение истерического психоза. Таких уже напрямую и в открытую обвиняли в сношении с дьяволом — они потрясали воображение не только средневекового обывателя, но и наиученейших му­жей того времени, которое в качестве примитивной саморегуляции общественного порядка прибегало к инквизиторским методам. Неуемные фантазии впе­ремежку со страстным галлюцинированием приводи­ло истериков на костер, в "очищающем" пламени которого они еще умудрялись петь, хохотать и выкри­кивать свои последние заклятия, что и неудивительно — подобные состояния часто сопровождаются поте­рей болевой чувствительности.

Доминирующий Огонь сжигает личность, поко­ряя ее страстям и импульсам. Переполненные неуп­равляемыми влечениями, такие Мити Карамазовы и рогожины в готические времена также легко попада­ли в фокус неусыпного ока великих инквизиторов. Чрезвычайная эмоциональность, раскаленная до пре­дела надрывная эффективность рано или поздно за­ставляет человека совершать опасные для него самого

или для окружающих поступки. Его поведение стано­вится деструктивным. Чаще всего — это или половые психопаты, сексуальные маньяки, переполненные самыми различными перверсиями, или истероиды с безудержными тенденциями к демонстративности. Повезет тому, кто при этом обладает гением Маркиза де Сада, но, как показывает история, подавляющему большинству все же не везло, и его представители бездарно заканчивали свой путь или в петле или на горящих поленьях.

Когда Земля является властителем души, послед­няя замыкается в своем внутреннем молчании и становится неподвижной. Аутизм не является чертой, которая бы привлекала окружающих. На людей отго­роженных, обособленных смотрят с некоторым подо­зрением. Их таинственность неизменно порождает догадки, а те в свою очередь — сплетни. Совершенно очевидно, что в далекие времена такой человек запро­сто мог спровоцировать вопрос: "А чем это он зани­мается там у себя?" и вызвать недвусмысленный ответ: "Не иначе как вступает в сношения с дьяво­лом". Людская молва всегда жестока и безапелляци­онна — тем и страшна. И вот уже подозреваемого по чьему-то доносу волокут на дыбу, где бедняга и сознается во всех своих мыслимых и немыслимых грехах.

Как бы то ни было, но указанные здесь примеры, несмотря на их кажущуюся метафоричность, раньше служили вполне достоверным диагностическим кри­терием, на котором основывалась примитивная пси­хиатрия, хотя она и не называлась таковой.

Однако отцы церкви, сами того не ведая, в большинстве своем были прекрасными психиатрами. Было бы ошибочным представлять их людьми, кото­рым больше нечем было заняться кроме того, как жечь штабелями ближних своих. Не располагая со­временной терминологией, они располагали интуи­цией и опытом, что позволяло им проводить перво­классную психотерапию на самом высоком уровне — практика экзорсизма тому пример.

С точки зрения современной психиатрии каж­дый человек располагает определенным набором характерологических черт, которые могут быть описа­ны и уложены в условные классификационные рам­ки. В том случае, когда какая-то черта начинает превалировать и становится слишком выраженной особенностью поведения, говорят об акцентуации личности. Если же данная особенность приобретает черты крайне резкие, гипертрофированные, то речь идет уже о таком явлении, которое в настоящее время принято называть термином психопатия.

У любого субъекта возникают минуты мнитель­ности, склонности к уединению, повышения или понижения активности, снижения настроения или его колебания; иногда эти минуты могут растягивать­ся в часы или даже дни, но не более того — ее величество Норма включает механизмы компенса­ции, которые быстро приводят к уравновешиванию и восстановлению равновесия сдвинутого душевного гомеостазиса. Если же компенсирующие механизмы недостаточно сильны или деформированы, то этот акцент становится практически постоянным, и уже по жизни шагает армия мучеников — психастеников, шизоидов, аутистов, циклоидов, истероидов, эпилептоидов.

Не тот же ли методологический принцип мы наблюдаем и в магическом подходе? Если все элемен­ты более или менее согласованы, то таковод является и личность — гармоничной, стабильной, то есть нормальной. Если же один из элементов является преобладающим, то это приводит ко всякого рода проблемам, причину которых раньше усматривали в дьявольском влиянии (аномалия), а сейчас усматри­вают в нарушении деятельности психодинамических структур (аномалия). И там и там — аномалия. Точки зрения магическая, теологическая и психиатрическая принципиально совпадают.

Существует еще один нюанс в отношении взаи­модействия тех же элементов друг с другом и с Эго. До сих пор речь шла о возможном доминировании одно­го из них. Но как быть с тем, когда они все в равной степени сильны, наделены властью и одновременно выходят из-под контроля "Я"? В таких случаях уже говорили об одержимости. Сейчас вместо одержи-

мости используется другой термин, который точно отражает сущность того процесса, который происхо­дит внутри такой личности. Он произошел от слияния двух греческих слов: схизо — расщепляю, расслаиваю и френ — душа. И хотя термин "шизофрения" ввел в XX веке швейцарец Блейлер, можно предположить, что слово это ненароком использовал и кто-нибудь из древних греков.

Во всяком случае, и в магии, и в психиатрии суть в подходе к подобному состоянию одинакова — она интерпретируется как расщепление, рассогласова­ние, дискоординация душевных процессов. Интерес­но также отметить, что как истинные одержимые плохо поддавались лечению, так и современные ши­зофреники в основе своей являются хроническими больными.

Проведенная параллель между психиатрией и магией обнаруживает их несомненное сходство, и это Лает нам основание считать, что методы, применяе­мые когда-то специалистами в магии, обладали набо­ром достаточных качеств, которые могут вполне отве­чать требованиям психогигиены, психопрофилакти­ки и психотерапии. В этом же ключе можно говорить и о следующем алгоритме.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.