Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 5 Уравнение судьбы



Существование психонономики обязано, не больше и не меньше, существованию такого факта, как человеческий организм и его душа.

Но что же такое организм с точки зрения проблемы, которую мы собираемся рассмотреть в данной работе? И коль скоро здесь заходит речь об этом понятии, то, на­верное, в первую очередь резонно было бы определить, насколько оно синонимично понятию, которое мы уже использовали ранее, — а именно понятию «человека». Не слишком задерживаясь на выяснении этого вопроса, удовлетворимся классическим разделением, согласно которому организм есть биологическая и физиологиче­ская структура последнего. Собственно говоря, мы мог­ли бы и не останавливаться на столь очевидных вещах, если бы они нам не пригодились в дальнейшем. Впрочем, недооценивая очевидность, мы рискуем заблудиться в лесу из трех сосен и оказаться в анекдотической ситуа­ции, где один врач лечил больного от желтухи, а тот ока­зался китайцем.

Пока мы не слишком удалились в лес, попробуем схе­матически рассмотреть, что же такое человек в новой модели миропонимания, которую подразумевает психо-номика. Как и предполагается, начнем с очевидного. Быть может, оно еще и не до конца исчерпало себя, и нам удастся внутри него отыскать неизвестные ранее связи, которые помогут обнаружить уже что-то фундаменталь­но новое?

Ясно, что все фрагменты данной схемы находятся в по­ложении взаимодействия и взаимовлияния. Так, напри­мер, выбор профессии может определяться психикой, ее сознательной частью, а также интеллектуальными, мнестическими и другими «инструментальными» ее функ­циями. С другой стороны, Бессознательное оказывает свое прямое воздействие на выбор профессии. Не без ра­боты в данном случае оказывается и организм, состояние его внутренних органов, гормональные реакции и т. д.

Не является новостью, что психика воздействует на организм, а последний, в свою очередь, на нее, что под­тверждается широким спектром психосоматических за­болеваний и изменением характера под влиянием того или иного физического недуга.

Таким образом, все эти взаимообусловленные взаимо­пересечения символически образуют некую микроорби­ту, одновременным центром и периферией которой пред­стает человек.

Эта микроорбита едина в своем движении и целостна, а потому мы не имеем права выделять в ней какой-либо главный фактор, будь то психика, организм или соци­альная принадлежность, ибо подобная попытка неизбеж­но уведет нас в сторону философии, в частности, к ее ста­рому и непродуктивному спору о первичности материи или сознания.

Однако, чтобы продвинуться дальше и не зацепиться за вечное вращение этой орбиты, я позволю себе напом­нить: никакая система не может быть исчерпывающе описана теми средствами, которыми она сама же распо­лагает. Средства любой системы всегда ограничены, и невозможно произвести качественные изменения внутри этой системы, используя ее же возможности. Далее сле­дуют три следствия системы.

1. Произвести качественные изменения в системе мож­но, только выйдя за пределы этой системы.

2. Выход за пределы определенной системы подразуме­вает построение некой новой метасистемы, то есть та­кой, которая включала бы систему в качестве состав­ного звена.

3. Исчерпывающее описание данной системы возможно только языком метасистемы — метаязыком.

Наша микроорбита предстает системой, замыкающей­ся на себе, и поэтому, для того чтобы объяснить и описать ее закономерности, нам необходимо выйти из нее, поки­нуть ее пределы. Благодаря присущему информации свойству многомерности, мы можем осуществить это. Пространство, лежащее за пределами этой орбиты, недо­ступно сознанию, оно вне-сознательно, или бес-созна­тельно. Следовательно, область бессознательного откры­вает нам возможность выхода к метасистеме.

Чтобы более подробно рассмотреть последнюю, сле­дует, скорее всего, изучить ее структуру. Мы коротко оста­новимся на наиболее продуктивных из них, для того что­бы яснее представлять себе суть нашего поиска.

Концепция Фрейда интерпретирует Бессознательное как некое пространство, где происходит взаимодействие, столкновение и напряженное сосуществование таинст­венных безличных сил, которые в конечном итоге опре­деляют наше поведение. Эти силы трансформируются в различные влечения, инстинкты, желания, импульсы, по большей части являющиеся запретными, и начинают оказывать давление на «Эго», которое в ответ противо­поставляет им свою структуру оппозиции — цензуру. Непрорвавшиеся в сознание импульсы устремляются к нему обходными путями и проявляют себя в сновидени­ях, фантазиях, оговорках, невротических и психосомати­ческих симптомах. Иными словами, Бессознательное — это то, что мы думаем на самом деле, но не подозреваем об этом.

Юнг в значительной степени трансформирует и услож­няет эту концепцию, вводя в нее новые понятия и тем самым создавая качественно иной методологический ап­парат познания психики. Его подход начинается с поло­жения о том, что «теоретически, поле сознания невоз­можно ограничить, так как оно способно беспредельно расширяться. Эмпирически, однако, сознание всегда об­ретает свои границы, — встречая нечто неведомое. Это, собственно, то, чего мы не знаем, и что, таким образом, не связано с Эго — центром сознания. В "неведомом" разли­чаем две группы объектов: внешние — те, которые могут быть восприняты посредством органов чувств, и внут­ренние, которые постигаются непосредственно. Первая группа вмещает в себя "неведомое" во внешнем мире, вто­рая — "неведомое" в мире внутреннем. Это и есть про­странство бессознательного».

Далее Юнг подвергает это пространство разделению, в котором существуют индивидуальное бессознательное, то есть такое, куда «мы должны включить все более или менее умышленные вытеснения неких болезненных идей и впечатлений», и коллективное бессознательное, содер­жащее в себе инстинкты и архетипы — изначальные об­разы, присущие всему человечеству в целом и являющие­ся продуктом его мифологической активности. В свою очередь, коллективное бессознательное бесконечно про­должается в некоем направлении и на каком-то этапе сли­вается с внешним «неведомым»: «Глубинные "слои" пси­хики теряют свою индивидуальную исключительность по мере того, как отступают все дальше и дальше в тем­ноту. Это последовательное "движение вниз" означает, что, по мере их приближения к автономным функциональ­ным системам, они становятся все более коллективными, вплоть до универсализации и растворения в телесной ма­териальности, то есть в химических субстанциях. Угле­род человеческого тела есть просто углерод. Следова­тельно, на своем "дне" психика является просто миром».

Нетрудно увидеть, что последнее заявление выража­ет идею тождественной связи между миром объектов, то есть Вселенной и миром психическим, то есть душой. И границы между этими мирами нет!

Итак, в том виде, в котором мы собираемся рассмот­реть Бессознательное, последнее предстает как некая довольно реальная метаструктура, если судить по ее спо­собности оказывать определенное и конкретное влияние. Она объединяет в себе свойства как психические, так и внепсихические, то есть выходит за грани личностного и личного.

Очевидные наблюдения за текущими процессами ду­шевной жизни индивида позволяют нам представить Бессознательное действительно как образование, обла­дающее не только качествами, но и строением, и эта ар­хитектоника может быть выражена и описана.

Обратившись к Фрейду, мы обнаружим положение, чья истинность вряд ли вызовет чьи-либо сомнения: «В пси­хической жизни человека всегда присутствует "другой".

Так как психическая жизнь в основе своей бессо­знательна, что вполне естественно, то из этого следует, что и в Бессознательном человека всегда присутствует "другой"».

Кто же этот «другой»? Фрейд продолжает: «Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником...» Иными словами, все то, с чем сталкивал­ся индивид на протяжении всего своего существования, автоматически поглощалось его Бессознательным. Это, в первую очередь, родители, близкие, приятели, детские игры и игрушки, персонажи сказок, сначала рассказан­ных, а затем и прочитанных, сновидения, впечатления, ощущения, чувства — то есть любой человек, живое су­щество, предмет, понятие, персонаж — включаются в структуру Бессознательного и становятся его элемента­ми, несущими определенный энергетический заряд.

Выражаясь более лаконично, можно сказать: «Я это Другой».

Оперируя понятиями психоэнергетики, мы можем осознать данное положение как включение «другого» в структуру нашего поля. Если мы сравним данный подход с предыдущим, то убедимся в их идентичности. И дей­ствительно, поле Бессознательно, а функционирование бессознательного невозможно описать, не используя та­кого понятия, как энергия (впрочем, так его и описывал основатель психоанализа).

Поскольку мы затронули здесь энергетические кате­гории, то нам остается выяснить, в какой же все-таки форме или в каком состоянии действует этот «другой», наполняя пространство нашего Бессознательного. Разу­меется, он не присутствует как лицо физическое, но если мы вспомним, что любой объект окружающего мира вос­принимается посредством формирования его образа, то нам ничего не остается, как сделать предположение, что «другой» — это «образ другого», и этот образ живет в на­шей душе, обусловливая ее содержание. Получается, что, с одной стороны, данный образ является частью нашей собственной психики, с другой — представляет собой слепок душевной организации (или на языке психоэнер­гетики — энергетическую матрицу) другого объекта.

В свою очередь, образы объектов можно классифици­ровать.

* Люди — те, с которыми мы встречались, встречаемся, и будем встречаться. Что касается упоминания про­шлого, настоящего и будущего времени, то оно станет вполне понятным, исходя из признания того, что в Бессознательном не существует такого понятия, как время, что доказывается весьма просто. Скажем, то, что произошло с нами двадцать или тридцать лет на­зад, для нашей психики может быть столь же актуаль­ным, как и то, что случилось несколькими минутами раньше. Значит, наше Бессознательное — это некое неведомое измерение, где функция времени отсут­ствует, его просто не существует. И вместе с тем это измерение — основное место обитания человека, опре­деляющее его поведение, взаимоотношения с окружаю­щими и внешней средой. Еще раз я хочу напомнить здесь афоризм, о котором не раз упоминал: «Сознание размышляет, Бессознательное управляет». Подобное положение дел оказывается гораздо важнее той теоре­тической значимости, которую может собой представ­лять, ибо содержит в себе потрясающую возможность практического применения. Согласно данной выклад­ке, наше настоящее и даже будущее можно изменить, изменив наше отношение к прошлому. Здесь, однако, мы можем натолкнуться на кажущееся противоре­чие: сначала я говорю о фиктивности времени, а затем утверждаю, что, манипулируя временем, можно произ­водить некие важные изменения. Казалось бы, возни­кает парадокс. Но он разрешается очень просто: вре­мени не существует в Бессознательном, но в сознании оно не только присутствует, но и является его функ­цией и даже, в какой-то степени, инструментом. Ведь, вспоминая, мы подразумеваем, что обращаемся к сво­ему прошлому, и оживляем в памяти его зыбкий след. Значит, на уровне сознания мы вновь проявляем ак­тивность по отношению к тому событию, которое слу­чилось, но которого уже нет, и при этом нам никаким образом, кроме как мысленно, не удается переместить­ся туда, хотя интенсивность наших переживаний, ис­пытываемых в настоящий момент, вызывает вполне реальные и фактические изменения в организме. Все встает на свои места — некая ситуация происходит и проходит, исчезает, но эмоции, связанные с ней, оста­ются, кодируются мозгом в виде неких информацион­ных матриц. Определенным усилием воли я могу воз­действовать на эту систему кодов и вспомнить об этом событии, то есть вытащить эту информацию на уро­вень доступного осознавания. И точно таким же уси­лием воли можно изменить свое эмоциональное отно­шение к ней. Разумеется, в «прошлом» от этого ничего не изменится, но изменения произойдут в причинно-следственной цепочке взаимодействий Бессознатель­ного, что в свою очередь приведет к преобразованию программы.

* Вещи — и в первую очередь те, которые окружали мла­денца.

* Другие существа — животные и т. д.

* Мифы — персонажи сказок, преданий и других лите­ратурных произведений.

* Религиозные объекты — Бог, Мировой Разум, силы при­роды, дьявол.

* Этические понятия — сколь бы абстрактными послед­ние не представлялись, они персонифицируются уже с детства. Например, Змей Горыныч — образ вопло­щенного зла, а Илья Муромец — добра. Таким обра­зом, каждый, исходя из собственной мифоструктуры, носит в себе образы и представления этих понятий — добро, совесть, мудрость, хорошо, плохо.

* Релятивистские понятия — время, пространство, веч­ность, сила, бесконечность, род, энергия, ум, глупость, жизнь, смерть, бессмертие.

* Качества эмоций — радость, печаль, любовь, ненависть, хорошо, плохо.

* Эстетические категории — красота, безобразие,

* Сновидения.

* Образ самого себя.

Однако, чтобы не запутаться в обилии всех этих сим­волов, сгруппируем их, и в результате получим следую­щую модель, в которой условно выделяется четыре клас­са понятий.

1. Метапсихическое:Бог, жизнь, сила, дьявол, смерть, бессмертие, рай, ад.

2. Психическое:люди, отношения, семья, работа, зло, добро, красота, уродство, радость, печаль, хорошо, плохо, отношения с другими живыми существами, секс, Я.

3. Мифическое:сны, персонажи, фантазии.

4. Типическое:деньги, быт, вещи, еда.

Однако из всего этого количества объектов одни яв­ляются более, другие — менее значимыми. Ясно, что мно­гое в выборе зависит от индивидуальности человека, его предрасположенности и склонностей, но существуют та­кие категории, которые, будучи универсальными для всех людей, занимают в системе значимостей доминирующее положение. К примеру, некто испытывает страсть к раз­ведению и коллекционированию кактусов, и данное увле­чение определяет смысл его жизни. Он, скажем, абсолют­но равнодушен к животным и отказывается понимать своего соседа, который души не чает в собственной соба­ке. Но, несмотря на эту их разницу, для обоих будет оди­наковым стремление к удовольствию, которое способна им дать жизнь. Ими управляет одно и то же влечение. Каждый человек боится смерти и цепляется за жизнь, независимо от его вероисповедания, пристрастий, увле­чений и мировоззрения. Видимо, об этом позаботилась сама природа, наделив род людской столь мощным ин­стинктом самосохранения. Следующий же инстинкт продолжения рода демонстрируется наличием сексуаль­ного влечения. В конечном итоге, эти два инстинкта слива­ются в одну силу, которую Фрейд обозначил как либидо.

В нашем примере любитель кактусов и любитель со­бак, различные в типическом, сходны в метапсихиче-ском. Если мы проанализируем соотношение значимо­стей в различных классах понятий, то придем к тому же результату.

Представим себе зал совещаний, где для обсуждения некой проблемы собралась группа людей. Каждый из них видит свои сны, фантазирует о чем-то своем (мифиче­ское), по-своему относится к семье, работе, имеет свои представления о красоте, добре и зле (психическое). Они о чем-то спорят, что-то бурно обсуждают, увлеченно до­казывают, стараются казаться умными и глубокими. Но внезапно распахивается дверь, и в зал влетают террори­сты, разбрызгивая по потолку и стенам автоматные очереди. Нетрудно вообразить, что в этот момент произой­дет с публикой. Сразу же все аргументы, убеждения и по­лемический задор исчезнут, прихлопнутые шоком, усту­пив место одному единственному желанию — спастись. Причем в это время человек вовсе не думает, зачем ему спасаться, для чего он это делает. Любитель кактусов за­бывает о своих кактусах, а знаток творчества Андрея Бе­лого — про Андрея Белого. Просто энергия инстинкта ру­ководит определенным телом, программируя последова­тельность его действий. Один вступает в схватку, другой прыгает в окно, третий залезает под стол. Здесь нет геро­ев и трусов. Здесь и сейчас проявляет себя метапсихиче-ское и надличное.

Если это так, то проблема проясняется. Но как быть с другим влечением, открытым и описанным Сабиной Шпильрейн, российским психоаналитиком, — Танатосом, влечением к смерти? Логика наших рассуждений снимает кажущееся противоречие. Смерть является при­надлежностью Метапсихического и определяет подспуд­ный к ней интерес. Ведь смерть — это не только то, куда мы уйдем, но и то, откуда мы вышли, и в этом наблюда­ется своеобразная симметрия нашего Бытия. Она пред­ставляется некой потусторонней тайной, с одной сторо­ны вызывающей смутный страх и трепет, а с другой — не­одолимый интерес ребенка, стремящегося подсмотреть, что же творится за дверью родительской спальни.

Такое же любопытство заставляет нас временами об­ращаться к тому миру, что лежит за пределами земного существования. О загробной жизни написано великое множество всяческих исследований, начиная от «Книги мертвых» и кончая современными парапсихологическими изысканиями. Ее образы заселяют мифотворчество различных народов и времен, то устрашающе зловещие, то поэтически изысканные. Ее образ, у каждого свой, живет и в нашей душе. Получается, что смерть не вне, а внутри нас.

На протяжении всей истории человечества люди свя­зывали такие явления, как жизнь и смерть, с некой силой, которая регулирует и подчиняет себе эти отношения. Данная сила определяет появление на свет или же уход из него. В зависимости от этноса и уровня развития ци­вилизации ей давали различные имена: духи, боги, сти­хии и т. д. С развитием монотеизма появился единый Бог — как отражение коллективной идеи о существова­нии верховной субстанции, определяющей и предопреде­ляющей развитие всего мироздания в целом и каждого существа в отдельности. Все зависит от Бога, но Бог не зависит ни от кого и ни от чего. И вполне естественно, что его образ, его мыслеформа заняли центральное место в Метапсихическом Бессознательного. Он становится до­минирующей фигурой в Бессознательном в силу авто­номности своих главнейших функций:

* если он является источником всего мирового поряд­ка, то он является, прежде всего, Создателем («в том числе и моей жизни»);

* если он создал свое творение, то он может его и защи­тить («в том числе и мою жизнь»);

* если создал то, что было, есть и будет, значит, он ве­чен, и таким образом он любое свое творение («в том числе и мою жизнь») может сделать бессмертным.

Однако бессмертие бессмертию рознь, так как суще­ствуют две ипостаси вечного — рай и ад, местопребыва­ние которых также расположено в Бессознательном, хотя и прорывается постоянно в зону осознавания и непосред­ственного переживания. Никому не хочется ада, и каж­дый при жизни уже стремится в рай. Но туда нужно еще получить визу, а это зависит от участия самого Господа Бога, который в данном случае выступает в своем следую­щем качестве — качестве Судьи.

Итак, Бог есть: Создатель, Защитник, Источник, Судья.

Эти его четыре положения универсальны для любого вероисповедания и не зависят от той или иной формы конкретной персонификации. Таким образом, метапси-хическая часть нашего Бессознательного изначально на­делена религиозным смыслом, призванием которого, возможно, является связывание мира внутреннего с вне­шним (ведь само понятие «религия» произошло от ла­тинского religare — «связывать»).

Здесь мы видим, как Бессознательное, открытое ми­розданию, растворяется в нем и переходит в него той сво­ей частью, которая определяется как Метапсихическое. Таким образом, получается, что человек через свое Бессо­знательное открыт Вселенной.

Изъясняясь языком психоэнергетики, человек непо­средственно подключен к информационному полю Все­ленной, которое в свою очередь (в нашей модели) сооб­щается с Метапсихическим. Затем, кодируясь в опре­деленные сигналы, проникает в мифический пласт, где развертывается в виде образов сновидений как некое та­инственное послание, после чего обрабатывается Психи­ческим, создавая различного рода душевные напряже­ния, стремящиеся разрядиться в действии.

Возвращаясь к нашей микроорбите, мы имеем теперь возможность наполнить статичную схему динамическим пониманием — применяя метод метаструктуры.

Представленную модель можно определить как урав­нение судьбы.

Наша модель подчеркивает, что человек есть уравне­ние. Исходя из этого положения, человека можно пред­ставить как некую систему, деятельность которой впол­не поддается расчету и прогнозированию.

Вернемся к нашему уравнению, где все неизвестные нам уже почти известны. Остается только уточнить не­которые его понятия. Традиционно они определяются контекстом закона причинно-следственных связей, вза­имодействие которых образует неумолимую детерминированность всех процессов и событий, происходящих во Вселенной, а стало быть, и в жизни человеческой.

Этот подход диалектичен и не оставляет места сомне­ниям, потому что он еще и очевиден. Однако, уточняя и детализируя эту очевидность, мы можем проанализировать ее внутренние механизмы и полученными результатами дополнить наше уравнение. Последнее можно успешно выполнить, если представить себе Судьбу как некую со­ставляющую трех сил, каждая из которых обусловлива­ет определенную линию развития индивидуума.

1. Сила Рока.

2. Сила Провидения.

3. Сила Воли.

Сила Рока оказывает влияние на существование рода. Если провести параллель с биологией, то нетрудно заме­тить, что частью этой силы является генетическая пере­дача информации из поколения в поколение. И в этом плане законы генетики почти равносильны законам ок­культным.

Сила Провидения на вещественно-материальном уров­не может быть определена как судьба, то есть закономер­ное развертывание событий и ситуаций на протяжении жизни индивидуума.

Сила Воли есть психодинамическая сила, отражающая личностные напряжения, возникающие в результате борьбы мотивов. В свою очередь, это такое напряжение, которое субъект может использовать как возможность определенного выбора.

Гармоничное взаимодействие этих сил определяет гармоничную целостность того, кто является их средото­чием, — человека. Исходя из сказанного, индивидуаль­ное бытие последнего складывается из трех факторов.

1. Организм.

2. Психика.

3. Судьба.

Каковы же кармические взаимообусловленности ука­занных трех сил и трех факторов?

Сила Рока самым естественным образом влияет на физическое здоровье ребенка — хотя бы посредством ге­нетической предопределенности — то есть на организм. То, что душевная организация не ускользает от наследст­венности, также является фактом проверенным. В свою очередь, состояние организма и психики в какой-то сте­пени обусловливает то, как складывается жизнь их обла­дателя, — судьбу.

Сила Провидения регулирует взаимоотношения окру­жающего мира (среды) и материального носителя Ро­ка (индивида). Характер же этих взаимоотношений са­мым естественным образом складывается из свойств, как среды, так и психофизического статуса ее облада­теля.

Сила Воли: импульс психического напряжения про­граммирует поведение, которое, с одной стороны, являет­ся следствием внутренних мотиваций, а с другой — при­чиной тех событий, которые реактивно последуют как ответ на это поведение. Если воля направлена на разру­шение, то результат окажется столь же деструктивным. Созидающая воля укрепляет целостность трех факторов: организма (физического здоровья), психики (душевного здоровья), судьбы (ситуативного благополучия).

Ясно, что человек является пассивным носителем пер­вых двух сил — ведь для каждого младенца его род и ме­сто пребывания в этой жизни является данностью, куда он попадает независимо от своих желаний. Но третья сила — сила Воли — представляет собой энергию, обла­дая которой человек становится началом активным, то есть — разумным. Разум же, в первую очередь, проявля­ется как отношение к чему-либо, оценка этого отношения и предпочтение или отвергание чего-либо. Апеллируя именно к разуму — воле, Моисей сформулировал десять заповедей, соблюдение которых приводит в гармоническое равновесие соотношение трех сил и трех факторов человеческого бытия, описанных выше. Иными словами, закон действия заповедей прост, соблюдаешь — здоров и счастлив, нарушаешь — болен и несчастен. Подобное про­исходит потому, что сила воли, будучи индивидуальной, призвана диалектически подчиняться первым двум си­лам, так как она является производной от них, которые, в свою очередь, производны от некой единой силы, став­шей источником их возникновения. Мы выяснили, что последнюю силу определяли понятием Бог.

Механизм же работы заповедей эффективнее всего рассмотреть на примерах. Возьмем первую: «Я Господь Бог твой: да не будет у тебя богов, кроме меня». Что это значит с точки зрения психодинамической? Наше иссле­дование показало, что Бог — центральная фигура наше­го Бессознательного (здесь я позволю ссылку на преды­дущие страницы данной книги). Следовательно, смысл данной программы сводится к следующему: «Я создал тебя и дал тебе жизнь, и никакие другие боги не дали тебе жизни, и не от них зависит судьба твоя». Легко понять, что под богами подразумеваются другие объекты, кото­рые могут стать источниками поклонения: вещи, деньги, другие люди и т. д. — то есть остальные фигуры нашего Бессознательного. Значит, соблюдая эту заповедь, мы активизируем свою волю в сторону созидания, усиливая ее позитивные влияния на собственную личность и сущ­ность — организм, психику, судьбу.

Отрицание заповеди есть отрицание Бога. Подобный акт автоматически приводит к формированию негатив­ной программы, которая, разрушая центральную часть Бессознательного, естественно, разрушает и само Бессо­знательное — основу человека. Такая деформация целост­ности порождает болезни, неудачи, страдания. Нетрудно заметить, что агрессия против Бога оборачивается агрес­сией против себя. Весьма показательным и печальным свидетельством последнего служит наш зловещий «исторический эксперимент» по созданию новой эпохи и ее представителя — «Хомо советикус».

Разрушив Бога, общество закономерно усилило пози­ции дьявола, за что и поплатилось — оно разрушило самое себя и превратилось в огромного социального мутанта. Ведь невозможно себя убить и при этом остаться в живых!

Подобная же механика заложена и в остальных запо­ведях. Например: «Не судите, да не судимы будете». По­скольку в нашей психике всегда присутствует «другой», то, осуждая его, мы автоматически осуждаем себя. Осуж­дение, соответственно, порождает вину, вина ищет нака­зание, и наказание обязательно приходит в виде болезни, боли, негативных случаев, травм.

Проклиная другого, мы проклинаем себя и, конечно, при этом заслуживаем соответствующей участи.

Такова наша психодинамика, законы которой одно­временно являются и законами Вселенной.

Если вышесказанное обозначить тезисно, то получит­ся следующее.

1. Человек есть Бытие.

2. Человек есть самовыражающееся Бытие.

3. Человек есть точка, сквозь которую проходят два по­тока Бытия: индивидуальный и надиндивидуальный.

4. Индивидуальное Бытие раскрывается как единство трех факторов (уровней): Организм (Биос), Психика (Логос), Судьба (Фатум).

5. Надиндивидуальное Бытие проявляется как единство трех сил: Сила Рока, Сила Провидения, Сила Воли.

¨ Сила Рока обусловливает движение и развитие ро­да (генетическая информация — одно из проявле­ний этой силы на биологическом уровне),

¨ Сила Провидения предопределяет судьбу, то есть последовательность событий и ситуаций на протя­жении всей жизни человека, изначально детерми­нированную.

¨ Сила Воли проявляется как способность осознания возможности выбора и возможность самого выбора.

6. Некоторая часть воли сознательна, и она выступает как психическое (фрагмент индивидуального бытия). Основная часть воли бессознательна (и она является одной из сил надиндивидуального бытия).

7. Человек всегда находится один на один с Бытием, и между ними нет посредников.

8. Жизнь человека есть его взаимоотношение с Бытием.

9. Человек есть место, где Бытие организует свой быт.

10. Бытие, доступное осознанию, предстает как сознание. Бытие, воспринимающееся как некое действие со сто­роны окружающего мира, может быть названо собы­тием. Неосознаваемое Бытие обозначим просто как Бытие. Из этого следует, что Бытие бессознательно. Значит, «мое Бессознательное» — это Бытие.

11. Все то, что окружает «меня»: предметы, события, лю­ди, другие живые существа, — есть Бытие.

12. Взаимоотношение человека с другим человеком или другими людьми, а равно как и с предметами, события­ми или остальными живыми существами, есть, преж­де всего, взаимоотношение человека с Бытием.

13. Бытие едино и цельно.

14. Следовательно, человек есть единая и цельная струк­тура.

15. Состояние единства и целостности есть состояние ба­ланса, то есть здоровья.

16. Нарушение единства и целостности есть болезнь.

17. Баланс человека и Бытия есть состояние здоровья.

18. Нарушение баланса человека и Бытия приводит к бо­лезни.

19. Значит, существует некая причина, которая наруша­ет этот баланс.

20. Поскольку всегда страдает не Бытие, а человек, следо­вательно, причина заключается в человеке.

21. Осознаваемое страдание помещается в области осо­знающей части личности — зоне Эго.

22. Получается, что причина нарушения баланса есть Эго.

23. Данная причина становится причиной страдания вследствие нарушения механизма, регулирующего направление Силы Воли.

24. Если сознательная часть воли — Эго-воля — направ­лена на принятие Бытия, то она сливается с бессозна­тельной волей, и вместе они образуют общий поток, чем достигается состояние единства и цельности. В этом случае человек равен Бытию. И он здоров.

25. Если Эго-воля направлена на неприятие Бытия (что равносильно отторжению), то она начинает диссони­ровать с Бытием и постепенно разрушается. Человек заболевает.

26. Болезнь проявляется на одном, двух или всех трех уров­нях индивидуального Бытия — Биосе, Логосе и Фатуме.

Коль скоро мы говорили об уравнении судьбы, мы мо­жем вывести и ее формулу.

Слово «судьба» происходит от праязыкового корня dhe — «ставить, устанавливать, класть»; и приставки som — «с», которая означает сочетание, соединение, совпадение (например, со-весть — совместная весть).

Получается базовая праформа: som-dhe — буквально «с установлением».

Здесь обнаруживается явное соотнесение с древнеин­дийским samdhi — «соединение, договор, мир».

С другой стороны, корень dhe также является основой, из которой выходят понятия: «дело», «деть».

Рассмотрим проявившийся ряд понятий в вариантах их развития.

Древнерусское дело — «деятельность, деяние, поступок, способ, работа, труд, сражение».

Соответственно, мы можем обнаружить и основные жизненные тенденции, или индивидуальные варианты развития, несущие в себе некие устойчивые позиции.

¨ Жизнь — как деятельность.

¨ Жизнь — как деяние.

¨ Жизнь — как поступок.

¨ Жизнь — как способ.

¨ Жизнь — как работа.

¨ Жизнь — как труд.

¨ Жизнь — как сражение.

Значение слова «деть» проявляется смысловым ря­дом — «поместить, положить что-либо куда-либо».

Древнеиндийское dadhati — «кладет, помещает, ставит».

Древнерусское деяти — «делать, трогать, говорить». Последнее отсылает нас к таким понятиям, как «слово», «речь». И здесь же уместно напомнить, что значение сло­ва «действие» в истории индоевропейских языков пере­плетается со значением «слово», «речь».

Примечательно также то, что на себя обращает внима­ние и тесная фоносемантическая связь между значения­ми «речь» — «рок». Оба они несут в себе один и тот же праязыковый корень rek-.

На основании полученных данных уже можно про­явить архитектонику изучаемого понятия.

Dhe — ставить, устанавливать — становиться.

Делать = Говорить.

Рок = Речь.

Соединение = Договор (Говорить. Речь).

Обращаясь к очередным источникам, имеющим не­посредственное отношение к рассматриваемой теме, на­ходим следующие смысловые соотношения.

Латинское/а£ши, известное в массовом сознании как «судьба», в своем первостепенном значении, однако, рас­крывалось как: 1. Слово (изречение, воля, приговор) бо­гов (fata deorum). И только затем уже означало: 2. Рок, сУдьба, удел, участь.

Корень слова «fatum» —for.

For— 1. Говорить, (воз)вещать, повествовать. 2. Вос­певать. 3. Прорицать, предрекать, предсказывать.

С другой стороны, известно еще одно значение корне­вой основы dhe-, а именно — «дух».

Тогда получается som-dhe — «с духом».

Наметившиеся смысловые контуры позволяют при-близиться к возможности дать определение тому, что называют судьбой, но, перед тем как вывести формулу более четко проясним сочетание значений.

¨ Дух ставит — Явление становится.

¨ Дух устанавливает — Явление становится.

¨ Дух говорит — Явление делается.

¨ Дух — Соединение — Явление.

Следовательно, получается, что:

1) рок (rek-) есть функция Речи;

2) явление (uel-) есть проявление Воли.

Если обратиться к традиционной математической символике, то запись получится следующая:

F=f(V),

где F — Fatum — Судьба, V— Verbum — Слово, f — функция.

Данное положение подводит нас к тезису — «То, что происходит в нашей жизни, происходит в точном соот­ветствии с тем, что и как мы говорим».

Вместе с тем, в древнерусском языке понятие «судь­ба» употреблялось со значением «суд», «суд божий».

Суд: одно из значений — «закон».

Обобщим сказанное.

Праязыковая база представляет собой сложение: при­ставка som и корень dhe — «ставить, устанавливать» (от­сылка к «деть», «дело»).

Древнеиндийское samdhi — «соединение, договор, мир»-

Деть — «происходить, твориться, становиться, гово­рить». Латинское fatum означает не только «судьба», но также и «слово», «изречение», «воля».

Делать — «создавать».

Выстраиваем ряд значений: Судьба — Закон (дона-чальное, дообычное) — Устанавливать — Соединение — Договор (Завет) — Происходить — Говорить — Стано­виться.

Вглядываясь в этот ряд представленных смыслов, не­трудно уловить проступающий рельеф нашего главного понятия. И в данном случае мы усматриваем следующие сюжетные линии.

В этом ряду легко выделяются две глагольные груп­пы: активная и пассивная.

Активная группа: «говорить» — «устанавливать».

Пассивная группа: «происходить» — «становиться».

Активная группа имеет прямое отношение к Закону, ибо исходит от него. Пассивная — к началу принимаю­щему, то есть субъекту, и обозначает некое свершение, результат.

Однако это вовсе не означает наличия тотальной фа­тальности субъекта, подчиненного и подчиняющегося Закону и соединенному с ним, ибо в контексте их отно­шений мы замечаем еще одно понятие: Договор-Завет. И это весьма существенное примечание. С одной сторо­ны, выясняется, что человек никакой не хозяин своей судьбы. С другой же, видно, что и заявлять о механисти­ческой, отчужденной предопределенности, некой тотали­тарной «кармической» обусловленности также не пред­ставляется чем-то осмысленным.

Человек, безусловно, не есть хозяин своей судьбы, и было бы совершенно неразумно и самонадеянно пола­гать подобное, но благодаря наличествующему Догово­ру-Завету он становится ее соавтором, вернее, получает такую возможность.

Последнее добавление означает, что в субъекте также присутствует частичка активного принципа, который в какой-то части своего смыслового контекста можно на­звать волей. Каждому дана воля, и каждый волен распорядиться ею. И тогда, если желание проявить свою ак­тивность присутствует, то посредством воли личность направляет ее на то, чтобы не просто оставаться зомбированным исполнителем неких программ, но стать и быть дееспособным участником Завета. И в этом смысле меж­ду человеком и Автором исходящих предписаний уста­навливаются отношения со-творчества, сотрудниче­ства, со-авторства — через Слово.

Какова же прагматическая ценность материала, полу­ченного в результате наших исследований? Цель одна -стать осознанным Со-Автором, принять Участие и снис­кать Счастье.

Связь между понятиями «судьба» и «счастье» очевид­на. Счастлив тот, кто использует шанс сделаться соав­тором своей судьбы и стать активным участником До­говора-Завета между собою и Законом — До-начальным, Предвечным, то есть — Богом. В этом случае человек обретает Судьбу. Отсюда следует, что счастье — это спо­собность обрести свою судьбу. А значит, кто вне Судь­бы, тот как бы и вне Игры, вне Счастья, поскольку вне Участия.

Безучастный несчастлив. И кто не имеет участия, тот не имеет и участи.

Отсюда следует, что не бывает судьбы плохой или хо­рошей. Само по себе наличие таковой есть благо. Снис­кать последнее можно лишь одним способом — найти и обрести свою судьбу. Она есть у каждого, но у кого-то она в совместном бытии, у кого-то — совершенно отдельно и отделенно. Ощущение этой раздельности и порождает переживание тревожности, сиротливости, потерянности и одинокости.

Семантический ряд: Судьба — Закон — Дух — Устанав­ливать — Соединение — Договор (Завет) — Воля — Проис­ходить — Говорить — Становиться — Рок — Речь — Слово.

Что ж, поговорим о том, как с помощью слов изменить собственную жизнь.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.