Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Положение шестое: третья сила, триада нейтральности



В результате наших исследований мы пришли к выводу, согласно которому зло сильнее, чем добро. Однако в жизни находится немало ситуаций, подтверждающих обратное — когда добро торжествует и прочно удерживает себя в качестве победителя.

Действительно, разве нельзя признать за факт существование процветающих государств, благополучных се­мей, успешных и здоровых людей? Примеров, демонстрирующих подобное, не так уж и мало, во всяком случае нет никаких оснований считать их исключениями.

Вроде бы возникает парадокс: как же так — зло силь­нее, а добро оказывается в роли победителя? Что ж, нам представляется шанс разобраться в этом. Разберем воз­можные варианты.

1. Добро напрямую противопоставляется злу. В этом случае первое неизбежно погибает, приумножая могу­щество второго. В данном случае можно сказать, что зло — вампир, питающийся энергией добра. И этот монстр только и ждет момента, когда в борьбу с ним вступит светлая сила.

2. Иное зло напрямую противопоставляется данному злу. В этом случае побеждает более сильное зло, ста­новясь еще сильнее, только и всего.

3. Добро не противопоставляется злу, но в пассивном непротивлении смиренно дожидается часа своего тор­жества. Никогда не наступит такого часа, даже мину­та не промелькнет.

Тогда в чем же дело? Вероятно, в некой третьей силе, способной одолеть и сокрушить мощь зла. Именно она призвана вступить с ним во взаимодействие, расчистить путь созиданию. В этом смысле добро можно сравнить с шахматным королем — самой слабой и беспомощной фигурой на доске, но именно такой фигурой, ради кото­рой и разыгрывается вся партия. Жизнеутверждающи'1 прогресс без добра невозможен, но оно должно явить себя точно в свое время — когда зла уже не будет. Этот момент наступает в том случае, если третья сила оконча­тельно выполнит свою работу. И имя этой силы — нейтральность. Одним из ее проявлений можно назвать время — субстанция, которая способна растворить в себе самые неблагоприятные влияния. Однако жизнь челове­ческая слишком коротка, чтобы уповать и рассчитывать на целительные способности времени. И потому в конк­ретных реалиях нашего земного существования нам сле­дует скорее обратить интерес к иному воплощению ней­тральности — такому, которое можно было бы самостоя­тельно применить в той или иной ситуации, требующей определенной коррекции. Соответствующая поведенче­ская стратегия, обозначенная как триада нейтрально­сти, позволит нам осуществить это в полной мере.

Сама по себе формула триады нейтральности звучит просто.

1. Я наблюдаю.

2. Я принимаю.

3. Я доверяю.

Теперь я представлю механику ее действия, начав с крат­кой предыстории.

Будучи уже в ранге профессионального психотерапев­та, я все больше и больше убеждался в бессмысленности таких советов и рекомендаций, как «взять себя в руки», «контролировать ситуацию», «владеть собой» и т.д., по­нимая всю их нелепость. Действительно, как человек мо­жет овладеть собой, если он уже не владеет, то есть, по меньшей мере, не помнит, что следует «владеть собой»? Индивидуум, находящийся во власти аффекта, полно­стью управляется этой властью и себе не принадлежит. Подобные призывы ни на йоту не работают — просто по­тому, что сама способность их исполнения отсутствует.

Но зато в любой ситуации человек оказывается спо­собным к наблюдению, что доказывается весьма нехитрым образом: если я могу вспомнить некое событие — Ретроспективно воспроизвести его наблюдение, то уж тем более я смогу вспомнить себя в момент, когда это событие происходило. И не имеет значения, зол ли я, печа­лен, уныл, восторжен или погружен в транс, — мне не со­ставит особого труда взирать на происходящее.

Надо заметить, что при этом мне не требуется затра­чивать каких-либо усилий, стараться что-либо делать или уж тем паче бороться, ибо наблюдение — это самый естественный процесс в природе. Можно сказать, что он изначален, так как в полной мере свойствен даже груд­ным младенцам. Поэтому, когда я прибегаю к наблюде­нию, то всего лишь возвращаюсь к естеству.

С другой стороны, наблюдая, я автоматически отде­ляю себя от ситуации, и таким образом сила ее влияния ослабевает. Наблюдение уже в какой-то степени предпо­лагает невовлеченность.

При этом следует сделать весьма важную оговорку: чем больше я вовлечен в ситуацию, тем сильнее она на меня воздействует. Если же я реагирую на нее всем сво­им существом, то неизбежно становлюсь ее частью, не­отъемлемым звеном, функционирующим органом, без ко­торого она обойтись уже не может. Она уже сама как бы воплощается в некую сущность, становясь ненасытным вампиром, безжалостным монстром, фатально нависаю­щим над беспомощно трепещущим человечком и медлен­но поглощающим его жизненные соки.

Более того, если кто-то пытается бороться против небла­гоприятного стечения обстоятельств, то только способ­ствует их скорейшему развитию, но, увы, не разрешению.

Время от времени полезно вспоминать для собствен­ного же блага, что мы неизбежно становимся тем, против чего боремся.

Таким образом, получается, что первый шаг, уводя­щий из вовлеченности, — это наблюдение.

Принятие вначале кажется акцией парадоксальной, предполагающей позицию укрепления и утверждения се­бя в роли жертвы, однако на деле все выходит наоборот. Логика же здесь незатейлива: как только я «принимаю» происходящее, я автоматически отказываюсь от борьбы, то есть перестаю снабжать ситуацию своими силами и энер­гией, ведь ситуация питается именно моей борьбой. Это означает, что ее позиции слабеют, а мои усиливаются.

Принцип доверия означает отказ от агрессии, что яв­ляется весьма существенным действием, ибо нет более опасного состояния для человека, чем его собственная агрессия, так как в первую очередь она разрушает того, кто ее проявляет. Помимо всего прочего, агрессия требует затраты больших сил, что естественно приводит к быст­рому истощению жизнеспособности организма.

Таков механизм работы триады нейтральности. И ког­да он запускается, то это означает, что актуальная ситуа­ция вскоре разрешится с наименьшими потерями для то­го, кто в ней оказался.

Резюме

1. Хотя зло формально и сильнее, чем добро, но мы встре­чаем немало случаев, когда последнее занимает доми­нирующую позицию.

2. Но добро само по себе не может победить зло в пря­мой борьбе, в этом случае оно его только приумножает.

3. Следовательно, существует некая третья сила, кото­рая способна зло преодолеть, открывая путь добру. Эта сила — нейтральность.

4. В стратегии человеческого поведения нейтральность может использоваться применением трехшагового подхода: наблюдение, доверие, принятие.

5. Подобная позиция способствует скорейшему исчез­новению актуальной негативной ситуации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.