Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Положение четвертое: «состояние машины», Эго и Я



«Состояние машины» возникает в том случае, когда по­ведение человека начинает определяться некой заданностью, обусловленной негативной установкой, которая в свою очередь становится директивой, основополагаю­щим предписанием для субъекта.

Сама же «машина» представляет собой механическую часть нашего существования. И именно эта часть чрезвы­чайно восприимчива к разнообразным отрицательным влияниям и воздействиям.

Функция машины двойственная. С одной стороны она является необходимым условием для нашего существования, осуществляя, например, всю рефлекторную деятельность. Тем самым она позволяет экономить ог­ромное количество энергии и сил. Многие действия в жизни выполняются автоматически — такие, скажем, как утренний туалет, ходьба, еда и т. д. И здесь излишняя концентрация внимания может, наоборот, привести к не­желательному результату. В этом смысле мы знаем, чем ученик, севший за руль, отличается от опытного водите­ля. Первый старательно вспоминает и думает, в какой последовательности ему следует выполнять свои дей­ствия, в то время как у второго происходит все спонтан­но, автоматически. Но если мастер начнет фиксировать­ся на своих движениях, то неизбежно возникнет напря­жение, которое не замедлит сказаться на процессе езды. Если я задумаюсь о том, как я хожу, то моя походка поте­ряет уверенность и станет неестественной.

Так что, с одной стороны, «машина» — это благо, рав­но как и необходимость. Злом же она становится, когда начинает доминировать, берет контроль и власть над че­ловеком. Тогда последний и впадает в «состояние маши­ны», сам становится машиной, биороботом.

Внешне «состояние машины» может проявляться в уже описанном нами феномене вынужденного воспроизведе­ния. На повседневном же уровне «машинный человек» представляет собой личность, приверженную своим кон­цепциям, установкам, верованиям и принимающую их за нечто единственно верное и ценное. Такая мировоззрен­ческая ригидность и косность, к тому же подпитываемая чувством собственной правоты, являет собой весьма вы­разительный пример «состояния машины».

Убежденность в собственной правоте почти всегда представляет собою проявление «состояния машины». Можно сказать, что робот «всегда прав»!

Кроме указанных выше, «машина» проявляет себя и в иных формах активности, к которым можно отнести синдром одержимого поведения.

Под одержимостью здесь понимается любое фиксиро­ванное, «замороженное» состояние субъекта, когда пове­дение становится стереотипным и легко прогнозируе­мым. Любая навязчивость может быть определена как проявление одержимости — навязчивые стремления к спорам, однообразные поведенческие маневры, навязчи­вые мысли, страхи, действия.

Одержимое поведение также проявляется в неконтро­лируемых эмоциях, влечениях, страстях, неспособности управлять аффектами и в то же время в эмоциональной скудости. Вообще, всякое однообразие, стереотипность есть признак одержимости.

Одержимость же сама по себе — неестественное, вне­дренное, «сделанное» состояние. Оно возможно, когда машина берет власть и контроль над человеком.

Центральным и главным звеном машины предстает Эго. Эго есть образование, которое формируется за счет исключительно чужих влияний. Здесь мы снова подхо­дим к необходимости провести тонкое диалектическое различение. Понятно, что без чужих влияний невозмож­но развитие и совершенствование «своего». Проблема возникает там, где «чужое» воспринимается без прора­ботки и осмысления и в непереваренном виде поглоща­ется субъектом. В этом случае можно говорить не об усваивании, а о присваивании. По сути, в душевную ткань вводится инородное психоинформационное тело.

В сущности, Эго — это состояние, когда человек отож­дествляет себя с машиной.

Я — напротив, представляет собой спонтанную, есте­ственную силу, обладающую созидательными, творче­скими возможностями. Это то, что субъекта делает чело­веком. Состояние пребывания в Я характеризуется ощу­щением силы и способностью эту силу применить для получения позитивного результата.

Я, в отличие от Эго, обладает свободой выбора. Такая свобода — есть свойство творца.

Резюме

1. Субъект становится автоматом, зомби, когда он отож­дествляется с машиной, то есть набором стереотипных реакций, заданных извне.

2. Эго является основным механизмом машины.

3. Существование состояния Эго лишает субъекта сво­боды выбора и окончательно делает его зависимым автоматом.

4. Я — сила надличностная, можно сказать, часть уни­версальной энергии, проходящей через особь.

5. Пребывание в Я делает субъекта человеком и сообща­ет ему качества творца.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.