Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1 Начала судьбоанализа



Человек в своей жизни руководствуется одним принципом — он стремится получить удовольствие и избежать неудовольствия.

Чувство удовольствия особенно сильно проявляется там, где непосредственно переживается чувство безопас­ности, источниками которого чаще всего являются следующие состояния:

¨ здоровье;

¨ благополучие;

¨ сбывающиеся надежды и желания;

¨ ощущение защищенности;

¨ ощущение собственной значимости;

¨ уверенность в завтрашнем дне.

На противоположном полюсе планеты наших эмоций пребывают вечные ледники тревоги — место рождения каждого отдельного человека. Никто еще не вошел в этот мир с улыбкой на устах. Рождению всегда сопутствуй плач.

И дальнейшая жизнь индивида — траектория движе­ния от этого полюса. Кто-то уходит далеко, кто-то не очень, кто-то остается навсегда среди мрачных ущелий вечного холода.

Назовем это место Зоной Ада. Что удерживает в ней человека?

Если же говорить об изложенном подходе как о методе, то последний я назвал Психономикой.

Термин «психономика» складывается из таких понятий, как psyche греч. — «душа», nomos греч. — «закон», noos греч. — «дух». Тогда смысл получится следующий — психономика есть дисциплина, изучающая законы душевной деятельности в их сопряжении с феноменологией духа.

И подобно тому, как oikonomike греч. — «экономика» — есть управление домашним хозяйством (oikos греч. — «дом»), психономика — это искусство управления своим «внутренним домом». Нам суждено в нем жить всю жизнь, и потому нам следует ухаживать за ним. Таким образом, получается, что психономика — это искусство управления своим внутренним «хозяйством», от состоя­ния которого зависит состояние «хозяйства» внешнего.

Вместе с тем, не следует отождествлять ее с психоло­гией, потому что интерес психономики распространяет­ся не только на изучение закономерностей психики, но сфера ее исследований также устремляется и в область метапсихики, то есть того, что лежит за пределами ду­шевной организации и управляет самой душой. Напри­мер, Судьба.

Будучи в какой-то степени психотерапией — заботой о душе (therapeia греч. — «забота, уход, лечение»), психо­номика предстает и как психотропия, равно как и ноотропия (tropos греч. — «поворот, направление») — поворот и направление к душе через постижение законов духа. То есть, по сути своей, она психотропна и ноотропна. (Это не есть трюизм, ибо не всякая психология-психотерапия психотропна, а тем более, ноотропна.) Тем не менее, ее центральным интересом является тема здоровья.

Определимся же с данным понятием.

Здоровье — это свойство человека постоянно самооб­новляться. Иными словами, здоровье — это способность к самообновлению.

Что же такое самообновление?

Человек прожил день. За этот день он совершил некую, допустим, тяжелую работу и израсходовал немалое количество энергии. То есть он израсходовал, если хотите отдал часть себя. Ясно, что его энергетический потен­циал к концу дня значительно ниже, чем в начале. Но вот он, измотанный и усталый, ложится спать. А на следующий день встает с ощущением бодрости и притока свежих сил. Его энергетический потенциал полностью восстановился. Произошло самообновление. Такой человек здоров. Значит, он использует положительный энергоин­формационный ресурс. Если же усталый человек и пос­ле сна продолжает чувствовать себя таковым, значит, он не здоров. В механизмах его самообновления произошел сбой — за счет патогенного влияния негативного ресурса,

Отсюда следует, что человеком управляет негативная программа.

Каким же образом мы работаем с негативной програм­мой? Здесь важно осознать и запомнить, что любая про­грамма записывается в закодированном виде на трех уровнях: тело (организм) — душа (психика) — ситуация (судьба). И реализация этой программы также происхо­дит на всех этих трех уровнях, акцентируясь на одном, двух или всех трех одновременно. Следовательно, тера­певтическая работа также ориентирована на эти уровни: воздействие на тело определяется поиском соответствую­щих точек, в которых негативная информация скопилась в виде нервно-мышечных блоков, влияя на психику. Та­ким образом, мы погружаемся в психодинамику Бессо­знательного, и предлагаем некоторые модели осознавания для коррекции процесса развертывающихся цепочек событий, то есть судьбы.

Следует осознать еще одну важную категорию психономики — наши исследования показали, что некоторые метафизические понятия являются конкретными реалиями, зачастую наполняющими обыденную жизнь.

Такими реалиями являются Ад и Рай. Это — две зоны которые даются человеку в этой жизни. И ему дается возможность выбора, в которой из них пребывать.

Цель психономики — помочь человеку перейти из зо­ны ада в зону рая. При этом используется своеобразный путеводитель. Топография этого путеводителя временами бывает парадоксальной. Однако за этой парадоксаль­ностью скрывается путь к успеху.

Так, например индивиду не рекомендуется стремиться вырваться из зоны ада, а напротив, ему следует погру­зиться в нее и пройти ее всю до конца. Именно там, в глу­бинах ада, прячется дверца, ведущая в зону рая. Ад по­добен болоту — чем сильнее барахтаешься, тем глубже погружаешься в трясину. Самопознание же и есть движе­ние через ад. Это не состояние, а процесс. Актуализируя наши страдания, мы получаем возможность их реагиро­вания, и, таким образом, освобождения, очищения от них. Нередко и сам процесс трансформации является своеоб­разной «баней», которая через очищение выводит паци­ента к новому пониманию и просветлению.

Слово «пациент» здесь применяется в более широком смысле, равно, как и — «терапия».

Почему именно терапия?

Мы привыкли к тому, что данное слово несет в себе кафельный отблеск больничных стен. Однако историче­ски толкование его содержит, несомненно, более разветв­ленное и насыщенное пространство значений.

Напомню, что по-гречески therapeo — «служу, забочусь», а не только «лечу». Соответственно, therapeutes — «пеку­щийся, заботящийся».

Мир можно разделить на «заботящихся» и «озабочен­ных».

Такое разделение произвела сама жизнь. Нам только остается его констатировать. Причем подобное разделе­ние касается не только отношения, распространяющего­ся на другое существо, но, может быть, в первую очередь, и на себя самого.

Таким образом, «заботящегося» уместно назвать тера­певтом, «озабоченного» — пациентом.

Из сопоставления понятий становится очевидным, что если я не «заботящийся», то, соответственно, я — «озабоченный». И наоборот.

Психономика — это сюртерапия.

Почему — «сюр»?

Приставка «сюр» — проистекает от французского sur — «над». В то же время на латыни одно из значений при­ставка sur указывает на местонахождение внутри. Стало быть, понятия «над» и «внутри» органически воссоеди­няются в целостный смысловой контекст. Оно и понят­но — разве небеса, которые над нами, не внутри нас? И разве не через погружение в себя мы поднимаемся над собой?

Выходит, что знаменитый до привычности сюрреа­лизм раскрывается не только как то, что над реальностью, но и то, что внутри реальности, в реальности.

Впрочем, как мы выяснили, это одно и то же.

Следовательно, сюртерапия буквально переводится как «над заботой».

С другой стороны, исходя из сказанного мы не преми­нем заметить, что перевод может выглядеть и как — «в заботе». Последнее представляется не слишком прият­ным. Кому же охота быть в заботе? Тем не менее, если не убояться такого поворота событий, то весьма несложно разрешить непрошенный парадокс.

Все дело в том, что, пока мы не осознаем нашу насущ­ную, сокровенную заботу, не встретимся с ней лицом к лицу, а встретившись, не испугаемся, не обратимся в бег­ство, назад «в улитку» бережно выстроенного, но хруп­кого и ненадежного невротического домика, мы никогда над ней не вознесемся. Отвернуться от заботы — значит подставить собственную спину для ее атак. Об этом пи­сали и Зигмунд Фрейд, и Карл Густав Юнг, и другие не менее известные психоаналитики.

В сравнении с традиционными «умными» психотера­певтическими системами, отличительной особенностью настоящего подхода является то, что он излагает обобще­ния, сделанные в результате наблюдений за так называе­мыми спонтанными самоисцелениями.

Поясню проще. Когда я только начал работать прак­тическим врачом в области психотерапии, я быстро обра­тил внимание на следующий факт. Болел человек, болел, и вдруг ни с того ни с сего без какого-либо специфиче­ского вмешательства со стороны специалистов, взял, да и выздоровел. Мои тогдашние старшие коллеги в таких случаях глубокомысленно изрекали — «спонтанное ис­целение», но вот почему оно происходит, это самое спон­танное исцеление, разъяснять не торопились. Впрочем, я помнил об одном древнем толковании, и оно мне нра­вилось — «всему свое время, время болеть и время вы­здоравливать». Это похоже на насморк, который, если его лечить, проходит за неделю, а если не лечить, то — за семь дней. Известны мне были и многозначительные выраже­ния вроде: «саморегуляция», «защитные силы организ­ма» и т. п. Однако практические действия требует приме­нения практических подходов, а красивые декларации хороши для риторики.

И я просто стал пристально наблюдать за такими вот счастливчиками, которые оздоравливаются сами, а обна­руженные закономерности положил в основу естествен­но сформировавшегося метода, подробный и обстоятель­ный отчет о котором составил содержимое данного опуса.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.