Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 2 От кого защищается Эго?



Логика рассматриваемых событий приводит нас к про­стому и очевидному выводу: доминирующим и базовым мотивом поведения человеческого существа в этом мире является его стремление к защите.

Это понятие произошло от праязыкового корня skei — «резать», «отделять», «раскалывать», «расщеплять», «от­делять», и соотносится со значением слов «оборона», «за­щита». Праязыковый корень bher — «обрабатывать что-либо острым орудием», «резать», «колоть». Слово «обо­рона» происходит от слова «борьба». Древнерусское бо-роти — «воевать», боротися — «воевать», «биться». Для сравнения приведем соответствия из других иностран­ных языков. Литовское barti(s) — «ссориться», «бранить­ся». Древневерхненемецкое berjan — «бить», «стучать»; baron — «сверлить», «буравить». Древнеанглийское bе-rian — «мучить».

На основании приведенных данных получается вывод парадоксальный: защита — то же самое, что и нападение. Это значит, что по сути своей защита агрессивна. Агрес­сия — от латинского agressio — «нападение», «приступ».

Во время поединка агрессор и защитник неразделимы, они слиты, как в любовной схватке, и составляют единое целое. Всякая грань и разделение между ними стирают­ся, и уже невозможно распознать, кто есть кто.

Поэтому всякая защита — это потенциальное нападе­ние. Агрессия притягивает агрессию. Вот почему на того, кто излишне озабочен собственной защитой, рано или поздно нападают.

Одна из пациенток как-то задала вопрос: «Меня по­стоянно атакуют энергетические вампиры. Как от них защищаться?» По всей видимости, она хотела услышать

нечто сочувственное и овладеть какой-нибудь эффектив­ной психотехникой, способной обезвреживать ее врагов. Но это оказалось бы совершенно бесполезным. Во-пер­вых, потому что ее озабоченность собственной защитой сама по себе агрессивна. И во-вторых, потому что зачас­тую наших врагов мы придумываем себе сами. Мы хотим нападать, и оттого придумываем, как защищаться. Дама оказалась понимающей и осознала механизм явления, с ней происходящего, после чего ее «вампиры» бесслед­но исчезли.

Яркой иллюстрацией к сказанному служит известная история о боевом петухе.

Однажды один крестьянин решил отнести своего петуха к известно­му тренеру, чтобы тот его сделал чемпионом петушиных боев.

Мастер, осмотрев птицу, признал в ней задатки победителя и согла­сился ее обучить. А крестьянину посоветовал прийти через месяц.

В назначенное время явился хозяин петуха и был приятно удивлен, увидев перед собой своего любимца во всей красе — мощный клюв, когтистые лапы, свирепый взор, воинственно вздыбленный гребень. Петух неистово порывался в бой. Трудно было его удержать.

«Вы действительно великий Мастер! — вскричал восторженный крестьянин. — Я Вам заплачу сверх!» Но Мастер остановил его. Рано. Петух еще не готов. И попросил снова прийти через месяц.

В положенный срок явился крестьянин и был удивлен еще больше. Его петух повергал в ужас остальных птиц, заставляя тех в панике бежать от него прочь.

Но и на сей раз Мастер заявил: «Рано. Петух еще не готов. Приходи через три месяца». Крестьянин пожал плечами, но, уверенный, что специалист знает толк в своем деле, удалился, лелея образ своего красавца, который должен стать еще более грозным и свирепым.

Когда же владелец петуха пришел в очередной раз, то своего питом­ца не обнаружил, из-за чего пришел в некоторое замешательство. Но, впрочем, быстро себя утешил — на соревнованиях, наверно, лихо задирает своих противников.

Вскоре вышел Мастер и сказал, что крестьянин может забирать сво­его петуха. «Но где же он?!»,Крестьянин осмотрелся и увидел одиноко клюющую какой-то корм совершенно невзрачную птицу с по­тухшим взором и поблекшим оперением. Крестьянин оторопел: «Но это не мой петух! Куда ты дел моего? Что с ним стало?» «С ним стало только то, что он стал непобедимым чемпионом всех петушиных боев», — спокойно произнес тренер. «Так где же он?» «Перед то­бой». Крестьянин смутился еще больше, отказываясь понимать про­исходящее. «Видишь ли, — объяснил Мастер, — когда ты пришел в первый раз, то увидел воинственного, мощного, всегда готового к бою, но еще неопытного юнца. Несмотря на его силу, были такие, кто благодаря умению и опыту могли его одолеть. Во второй раз ты встретился с опытным воином, хозяином двора. Мало кто был спо­собен одержать над ним верх. Но теперь перед тобой абсолютный победитель. Никто не смеет к нему подойти. Нет никого, кто бы хотел с ним драться. Приоритет за ним. Он ни на кого не нападает, но ос­тальные петухи сами ему уступают. Настоящая победа та, что дается без боя. Истинно великое совершается там, где нет усилий. Забирай своего абсолютного чемпиона. Его больше нечему тренировать».

В психологии существует такое понятие, как «Эго за­щиты». Зигмунд Фрейд полагал такой механизм адапта­ции к миру невротическим и незрелым и считал, что ис­целение личности наступает, когда происходит отказ от подобных форм реагирования в пользу актуализации про­цесса, названного им сублимацией — по аналогии с алхи­мическим процессом.

Целью защиты является снижение уровня базовой тревожности, появляющейся с момента рождения особи, а также сохранение самоуважения и чувства собственной значимости. Исходя из психоаналитических исследова­ний, можно говорить о том, что человеческий организм сразу, как только появляется на свет, начинает защи­щаться.

На протяжении последующей жизни личность бессо­знательно прибегает к тем или иным защитным маневрам, поскольку для нее остаются актуальными как осознание собственной значимости, так и неизменное наличие скры­той тревоги, порождающей остальные неприятные пере­живания.

Весь этот процесс характеризует следующий смысло­вой ряд: Защита — Оборона — Нападение — Агрессия — Резать — Отделять — Раскалывать — Травма.

Определить ту или иную защиту возможно путем на­блюдения за поведением субъекта. Поэтому мы можем говорить и о поведенческих способах реагирования, сре­ди которых наиболее наглядно и явственно обращают на себя внимание следующие.

Примитивная изоляция.Уход в иное состояние созна­ния наблюдается еще у младенцев, когда те испытывают психофизический дискомфорт. Во взрослом состоянии наблюдается в сходном варианте, при котором требования реальности кажутся чересчур жесткими. Поэтому такой способ защиты можно образно определить как «бегство от реальности».

К наиболее распространенным формам изоляции от­носится прием психоактивных средств для достижения измененного состояния сознания, или развитие чрезмер­ной фантазийной активности. Другие варианты подобно­го реагирования, такие, как погружение в виртуальные миры телевидения, компьютерной сети, аудиоакустики, по смыслу сходны с вышеназванным — уход от реально­сти с помощью трансовых состояний.

Для такого способа защиты характерны: выключение субъекта из активного участия в решении актуальной ситуации, эмоциональная холодность к близким людям, неспособность устанавливать доверительные и открытые отношения.

Однако психологический уход от реальности может произойти практически без искажения последней. Субъ­ект находит успокоение в удалении от мира. Умение на­ходиться в стороне от стереотипов способствует уни­кальному и неординарному восприятию жизни. И здесь мы можем встретить выдающихся писателей, мистиков, одаренных философов-созерцателей, нашедших свой эмо­циональный приют в сфере интеллектуальных абстракций.

Отрицание. Основные реакции, по которым можно определить субъекта, склонного к данной защите, харак­теризуют следующие реплики: «Все прекрасно, и все к лучшему!», «Если я этого не признаю, значит, этого не мо­жет быть». Отрицание — это попытка игнорировать ре­альное событие, которое причиняет беспокойство. В ка­честве примера может послужить политический лидер, оставивший свой пост, но продолжающий вести себя по-прежнему — будто он выдающийся государственный дея­тель. Алкоголик, упорно не признающий свою зависи­мость от спиртного, также являет собой пример отрицания. К данной же защите относится способность искажать реальную картину уже происшедших событий в своих воспоминаниях.

Позитивный аспект: игнорирование опасности в кри­тической ситуации, где проявлением гаранта спасения являются хладнокровие и спокойствие. Эмоциональная и энергетическая активность в ситуациях, в которых дру­гие могут спасовать перед преградами.

Негативный аспект: эмоциональные «обвалы» как следствие истощения энергетических ресурсов после эк­зальтированного состояния, при котором действитель­ные трудности умаляются или не замечаются вовсе. Де­прессия. Уныние.

Всемогущий контроль. Развивается из первичного Эгоцентризма, когда новорожденным его «Я» и мир вос­принимаются как единое целое, без каких-либо границ. Если младенец испытывает холод и в это время заботя­щийся о нем человек согревает его, то у ребенка возника­ет переживание, будто тепло магическим путем добыто им самим.

Осознание того, что источник жизнеобеспечения на­ходится вне его самого, еще не появилось.

Обнаружение данного факта сопровождается нега­тивными переживаниями, ущемляющими чувство соб­ственной значимости и самоуважения.

В дальнейшем подобная защита актуализируется как реакция компенсации на чувство собственной ничтож­ности, беспомощности, зависимости, неполноценности. Обычно она проявляется как «здоровый остаток» и вы­ражается в чувстве профессиональной компетентности и жизненной эффективности.

Но существуют и отрицательные проявления данной защиты: манипулирование, «перешагивание через дру­гих» ради достижения своей цели, авторитарность и директивность. Комплекс Спасителя, часто наблюдающий­ся у политиков, педагогов, юристов, врачей, — убежден­ность субъекта в том, что от него зависит судьба другого человека или людей. Магия, во всех ее формах, являет­ся также неврозом, базирующимся на идее всемогущего контроля, доведенного до напряженной, психопатологи­ческой формы.

Примитивная идеализация. По мере взросления ре­бенка наступает осознание того, что он не обладает все­могуществом. Тогда эта идея переносится на того, кто заботится о нем, и уже последний воспринимается как всемогущий. В этом случае речь идет о вторичном, так называемом зависимом всемогуществе. В конце концов, происходит крушение и этой иллюзии, и ребенку прихо­дится мириться с тем фактом, что его родители не самые сильные на свете.

Момент психической зрелости предполагает понима­ние того, что ни один человек не обладает неограничен­ными возможностями.

Если личность и во взрослом состоянии содержит в себе неизжитые инфантильные качества, она склонна защищаться, создавая себе кумира. Отсюда же происхо­дит и желание верить в то, что правители и сильные мира сего обладают большей мудростью и могуществом, чем простые смертные, хотя каждый раз события показы­вают, что это всего лишь желание, но отнюдь не реаль­ность.

Поиск совершенного объекта истощает жизненные си­лы, так как всегда приводит к очередному разочарованию, что является страшным последствием такой защиты.

Девальвация.Речь идет о примитивном обесценива­нии — обратной стороне идеализации (см. выше).

Поскольку субъект неизбежно убеждается, что в чело­веческой жизни ничего совершенного нет, то всякие при­митивные способы идеализации обязательно приводят к разочарованию. И чем сильнее превозносится объект, тем более выраженным становится его обесценивание. Чем пленительнее иллюзия, тем болезненнее ее круше­ние. Участь всякого кумира — в конечном итоге быть низ­вергнутым, и на пьедестал возводят для того, чтобы по­том с него сбросить. История служит прекрасной иллю­страцией этому.

В повседневной жизни мы являемся свидетелями того, как работает поговорка «от любви до ненависти один шаг». Некоторые люди в погоне за идеалом застре­вают в мучительном цикле идеализации — девальвации, каждый раз с новой болью переживая падение своего кумира, то есть свое собственное разочарование.

Проекция.Приписывание другому объекту чувств или намерений, которые исходят от самого приписываю­щего. При этом, как правило, проецируются теневые ка­чества личности, то есть такие, которые отвергаются ею, вытесняются как нежелательные и неприемлемые. Со­держание проекции легко узнать, если поинтересо­ваться у субъекта, какие качества в других раздражают его больше всего. Именно эти качества ему и присущи.

Поскольку проникнуть в душу другого человека пред­ставляется невозможным, то для постижения его внут­реннего мира приходится использовать собственный психоэмоциональный опыт, который актуализируется посредством проективных механизмов, оживляя такие процессы, как интуиция, эмпатия, чувство мистического единения с партнером.

При использовании этого вида защиты существует опасность непонимания и подмены истинного ложным в межличностных отношениях. Искаженное восприятие другого субъекта происходит за счет приписывания ему тех качеств, которыми он не обладает, что в свою очередь приводит к отчуждению и, в конечном итоге, крушению отношений.

Интересно отметить то, что человек, на которого прое­цируются определенные внутренние свойства, начинает вести себя в соответствии с этими свойствами по отноше­нию к проецирующему. И таким образом восстанавлива­ется своеобразное равновесие, работающее по принципу «что даю, то и получаю». В этом смысле небесполезно помнить, что окружающие нас люди — наши собствен­ные зеркала. И отсюда можно сделать вывод, что прое­цировать свои позитивные качества гораздо выгоднее, чем отвергаемые. Ибо наши собственные проекции рано или поздно, но всегда неизбежно возвращаются к нам же самим.

Интроекция.Процесс, обратный проекции, когда при­ходящее извне воспринимается человеком как происхо­дящее внутри.

У младенца подобное явление связано с необходимо­стью выживания и развития.

Еще задолго до осознанного подражания родителям он как бы «проглатывает» их, вводит их образы внутрь себя.

Значимый для нас объект в прямом смысле становит­ся частью нас самих благодаря именно интроекции.

Интроекция — основа глубокой привязанности, чув­ства единения с другим, но вместе с тем — это неспособ­ность отпустить другого человека, признать его свободу и автономность, неумение эмоционально переключиться на окружающих и мир в целом. В конце концов, подобная сцепленность приводит к психологическому истощению, Упадку жизненных сил и оборачивается депрессией.

Люди постоянно меняются, и они вовсе не созданы для того, чтобы оправдывать наши ожидания. Но при этом интроект оказывается фиксированным, «замороженным» образом, не человеком, а его моделью, схемой, которая вовсе не то же самое, что и живой образец. И получается, что реальный человек постоянно уходит, ускользает от того, кто предается чрезмерному интроецированию и за­держивается на данной защите. Уход другого представ­ляет собой довольно мощную психотравму, ибо при этом уходит, умирает и какая-то часть собственного «Я», ко­торая была заполнена этим другим.

Идентификация с агрессором.Проявляется в имита­ции того, кто может оказывать отрицательное давление. Если кто-то маскирует свой страх перед каким-то авто­ритетом, он может усвоить его манеру в гипертрофиро­ванном или карикатурном виде. «Буду таким, как он, тог­да его власть будет внутри меня».

Проективная идентификация.Представляет собой проекцию на другого человека с последующей попыткой взять над ним контроль. Например, кто-то может проеци­ровать свою враждебность по отношению к другому чело­веку и со страхом затем ожидать нападения на себя с его стороны.

Расщепление.Как явление, наблюдается еще в ран­нем периоде, когда младенец не способен воспринимать заботящихся о нем людей целостно, со всем присущим им разнообразием качеств и психологических оттенков. В спектре переживаний ребенка существует либо «хоро­шо», либо «плохо», которые и приписываются окружаю­щему миру в зависимости от собственного состояния. От его восприятия ускользает вся палитра переходных пози­ций, и диалектическое постижение жизни ему неведомо.

Расщепление у взрослых легко распознается в их по­литических и моральных оценках, когда проявляется тенденция к поиску «общего врага», несущего угрозу «хорошим» представителям той или иной партии или общества. Склонность делить людей на «плохих» и «хо­роших», а мир на «белое» и «черное» также свидетель­ствует о наличии примитивного способа реагирования — расщепления.

Расщепление приводит к снижению тревоги (сраба­тывает принцип «лучше плохие новости, чем никаких новостей»), поддержанию самооценки за счет выявле­ния, самоопределения и конкретизации собственной по­зиции.

Этот способ защиты всегда искажает реальность, обедняет эмоциональное восприятие жизни. В своей ка­тегоричности он близок к одержимости. Недаром на древ­негреческом языке rategoros означает «сатана».

Репрессия (Вытеснение).Представим себе следую­щую ситуацию.

Некто получает письмо от своего друга и, обрадован­ный, собирается ответить. Однако вскоре чуть отодвига­ет свое решение, оправдываясь большой «загруженно­стью» и усталостью или «досадной забывчивостью». Тем не менее, прилагая некоторое усилие воли, он заставляет себя написать пару страниц, но обнаруживает, что у него нет конверта. Приобретя через неделю конверт, наш не­задачливый персонаж забывает написать адрес, но, вы­полнив и эту процедуру, несколько дней держит письмо в кармане пальто, так как по дороге ему не встретился ни один почтовый ящик. Наконец-то он отправляет свое от­ветное послание и облегченно вздыхает.

Герой описываемой ситуации оказался человеком вдумчивым, а потому и обратил внимание на тот .факт, почему столь продолжительное время медлил с ответом. После детального анализа своих действий и ощущений он понял, что корреспондент, считавшийся его другом, на самом деле его раздражал. И его Бессознательное знало это задолго до того, как он осознал свое истинное чувство, которое вытеснялось, чтобы не вызывать отрицательных эмоций или тревожности.

Мы неохотно вспоминаем неприятные события в на­шей жизни или напрочь о них забываем — здесь также срабатывает процесс вытеснения.

Существует простой эксперимент, где предлагается вспомнить время или событие, которые сопровождались психологически болезненными переживаниями — смерть близкого друга или родственника, унижение или обида. Прежде всего, обращает на себя внимание отсут­ствие интереса к тому, чтобы ясно вспомнить подобное происшествие, сопротивление относительно того, чтобы говорить о нем. Возможно, при этом появляется сомне­ние в необходимости подобного занятия, хотя в начале данная затея могла быть воспринята и с готовностью. При этом все «посторонние» мысли и сомнения также интерпретируются как сопротивление.

Сущность описываемой защиты состоит в удалении из сознания неприятного переживания и удержании его на расстоянии от сознания. Вследствие такого подавле­ния даже могут возникнуть такие заболевания, как аст­ма, артрит, язва, фригидность, импотенция.

Регрессия.Возвращение на более низкий уровень развития или к способу выражения, который более прост и более свойствен детям. По сути, это возвращение к зна­комому способу действия после достижения нового уров­ня в индивидуальном развитии. Каждый взрослый чело­век, даже хорошо приспособленный, время от времени прибегает к этой защите, чтобы «спустить пар». Это мо­жет выражаться в чем угодно: люди ищут «острые» ощу­щения, курят, напиваются, переедают, кусают ногти, ко­выряют в носу, спят днем, портят вещи, жуют резинку, мечтают, восстают против авторитетов и подчиняются им, прихорашиваются перед зеркалом, играют в азартные игры, болеют.

Иногда регрессия используется для того, чтобы нахо­диться в роли слабого и тем самым снискать к себе сочув­ственное внимание окружающих.

Изоляция аффекта.Отделение переживания от ситуа­ции. При этом из сознания удаляется психотравмирующая составляющая актуального события. На уровне чув­ства это проявляется как отстранение, отчуждение от ситуации. Психический ступор является одним из вари­антов изоляции аффекта.

Интеллектуализация.Проявляется как самооблада­ние, внешняя эмоциональная сдержанность по поводу действительно волнующей ситуации. Данная защита сви­детельствует о заблокированности эмоциональной энер­гии, неспособности полного и адекватного эмоциональ­ного самовыражения.

Рационализация.Данный способ поведения пред­ставляет собой нахождение приемлемых причин или ос­нований для неприемлемых мыслей или действий. Иными словами, это рациональное объяснение иррациональных помыслов. Все наши оправдания — это наши рационали­зации. Рационализацией также прикрывается корыстное побуждение, которое свершается под видом блага. На­пример, некоторые родители утешают свои властолюби­вые комплексы, заставляя детей следовать их воле, моти­вируя это тем, что совершается это для их же пользы. Характерной фразой при рационализации является: «Я де­лаю это исключительно для твоего добра». Однако в дан­ном случае доброе побуждение от дурного намерения отличить совсем не сложно. Добро никогда себя не навя­зывает. Предложив свои услуги, оно успокаивается, а на­вязанное добро — это уже зло.

Морализация.Это те же оправдания, но с позиций мо­ральных обязательств: «Все это делается ради торжества истины и справедливости».

Если рационализатор говорит:« Спасибо за науку», то морализатор заявляет: «Это формирует характер».

Раздельное мышление.Сосуществование в сознании Двух противоречивых и конфликтующих идей или состоя­ний без осознания этого противоречия.

В обыденной жизни известно множество примеров, когда у рьяного поборника добродетели обнаруживается обширная коллекция порнографических открыток, а из­вестный гуманист оказывается домашним деспотом и ти­раном.

Одним из распространенных вариантов данной стра­тегии является то, что называют лицемерием.

Аннулирование.С позиций Бессознательного мысль равнозначна поступку.

Данное положение является источником нашего суе­верного, магического поведения. Если мы в своей психи­ческой глубине допускаем какую-то предосудительную мысль, то, как следствие, возникают определенные чув­ства: или страх наказания, или стыд, или вина. Дабы ан­нулировать нежелательные последствия, включается механизм магической компенсации, призванный уравно­весить допущенный проступок, как бы расквитаться за него, но безболезненным способом.

Примеры подобного поведения достаточно известны. Хорошо знакомы случаи, когда мы делаем подарки пос­ле ссоры или вспышки раздражения накануне. Тем са­мым бессознательно ощущение вины заглаживается, и душа может чувствовать себя спокойно.

Однако при этом речь об аннулировании может идти только в том случае, если внутренний, глубинный мотив не осознается. (Настоящий принцип касается и всех ос­тальных защит — все они применяются бессознательно, а не в качестве продуманной стратегии.)

Многие наши ритуалы несут в себе аспект аннулиро­вания. И поскольку мы обладаем скрытым убеждением, что враждебные мысли опасны, то стремление искупить грехи, совершенные хотя бы только в мыслях, является импульсом универсальным, присущим человеческой при­роде вообще.

Таким образом, «искупительный» вид поведения мо­жет считаться вариантом аннулирования. Скажем, эгоистичный и капризный ребенок, вырастая, «искупает свой грех» тем, что становится выдающимся деятелем в обла­сти, касающейся прав человека, а мучитель дворовых кошек — известным ветеринаром.

Поворот против себя (Обратное чувство).Перена­правление отрицательного чувства, предназначенного для другого объекта, на себя. Такую критику, которая транс­формируется в самообвинение, мы отмечаем в ситуаци­ях, когда предпочитаем упреки в свой адрес вместо того, чтобы выразить свое разочарование кем-то другим.

В качестве позитивного аспекта данной защиты мож­но считать тенденцию брать ответственность за случаю­щееся на себя, нежели переносить ее на других, проеци­руя свои неприятные чувства. Но с другой стороны в этой склонности в данном случае истинным мотивом являет­ся не осознанная готовность быть ответственным, а бес­сознательная тревожность, которая нуждается в аморти­зации, что в общем-то проблему не снимает.

Смещение.Это смена объекта чувств, их перенос с то­го объекта, который послужил источником отрицатель­ных эмоций, на другой объект — более безопасный.

Например, подчиненный, разгневанный на своего на­чальника, придя, домой, устраивает нагоняй жене, та срывает зло на детях, а последние отыгрываются на соба­ке. Пример стал уже классическим — как поиск «козла отпущения».

Более тонкий вариант смещения проявляется в ситуа­ции, когда кто-то в присутствии другого человека начи­нает рассказывать о своей любви, ненависти, гневе, раз­дражении по отношению к тем или иным людям. Зачас­тую такой вид поведения может интерпретироваться как выражение своих чувств именно к данному собеседнику. Нередко можно стать свидетелем сцены, когда женщина в присутствии мужа начинает обсуждать проблемы муж­ской психологии, делая акценты на агрессивность муж­чин и их стремление к подавлению слабого пола. Подобное эмоциональное обобщение является маскировкой ее обиженности поведением собственного супруга и наме­ком адресует ему высказанный упрек.

Позитивный, сублимационный аспект смещения про­является в тех случаях, когда агрессивная энергия пере­направляется в созидательную активность — например, в возбужденном состоянии проделывается большое ко­личество домашней работы.

Реактивное образование.Данное явление представ­ляет собой подмену поведения или чувства прямо проти­воположным действительному желанию. Субъект может проявлять излишнюю чистоплотность в качестве защи­ты от желания быть все время грязным. Главная черта реактивного образования — преувеличение. Реактивные образования можно увидеть в любом преувеличенном поведении.

За излишней учтивостью может скрываться раздра­жение. Избыточная вежливость маскирует агрессию.

В повседневной жизни можно встретить людей с «из­виняющимся поведением». Они по каждому поводу и даже без такового постоянно просят прощения. Не пси­хоаналитически мыслящий наблюдатель может принять это качество за некую щепетильность в характере, утон­ченную совестливость, хотя в действительности мы име­ем дело с реактивным образованием. Ход логических по­строений здесь довольно очевиден. Субъект испытывает агрессивные мысли или побуждения. Те, в свою очередь, порождают чувство вины. Виноватый, чтобы не понести наказания, просит прощения.

Кстати, извиняться этимологически буквально озна­чает «из вины». Следовательно, всякое извинение есть автоматическое признание собственной вины.

Что касается щепетильности, то, продолжая лингви­стическое исследование, мы легко обнаружим, что дан­ное понятие соотносится со словом «щипать», и оба они восходят к одному индоевропейскому корню skeip — «раскалывать», «расщеплять», где агрессивный и атакующий оттенок выражен более чем наглядно.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что за по­добной «щепетильностью» прячется агрессивное жела­ние атаковать.

Все дело в том, что наша эмоциональная ситуация не сводится к какой-то однозначной позиции. Она всегда предполагает некоторую амбивалентность, двойствен­ность. Именно данным свойством объясняется то, что мы обижаем близких людей и можем испытывать ненависть к тем, кого любим. Поэтому, исходя из особенностей ди­намики глубинных процессов душевной жизни субъекта, можно вывести следующее универсальное положение, отражающее закономерности его психического мира: в то время как субъект испытывает ощущение «X», он также бессознательно испытывает и ощущение «-Х».

Реверсия.Смена ролей, при которой обычно проис­ходит перенаправление собственной потребности на дру­гой объект.

Так неудовлетворенная потребность в заботе может удовлетвориться проявлением со своей стороны заботы о другом человеке, бессознательной идентификацией с тем, кто эту заботу получает, и переживанием соответ­ствующего удовольствия.

Первыми проявлениями реверсии являются детские игры в куклы.

В более зрелом возрасте реверсия может стать причи­ной альтруизма, чему мы являемся свидетелями, когда бывшие сироты становятся руководителями детских до­мов и самоотверженными воспитателями.

Древняя мудрость: «Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже, чем тебе, и помоги ему» — подразумевает смысл, содержащийся в реверсии.

Отыгрывание.Тенденция к повторению и воспроиз­ведению бессознательных желаний, фантазий, импуль­сов, сформированных в отдаленном прошлом.

Здесь играет значительную роль весьма важное свой­ство нашей психики — мы реагируем на то, чего не пом­ним.

В принципе, любое компульсивное поведение, неожи­данный поступок могут подразумевать отыгрывание в силу того, что актуальность внутреннего напряжения или фантазийного материала зачастую непредсказуема, а провоцирующим, оживляющим внешним фактором, запускающим каскад активизации глубинных процессов, способна оказаться едва приметная, совсем малозначи­тельная деталь.

Поскольку каждый из нас несет в себе достаточно плот­ный по своей интенсивности материал ранних впечатле­ний и актуализация его может произойти в любой мо­мент, то вряд ли можно утверждать со стопроцентной уверенностью, что именно может с нами произойти в следующую минуту и на какие действия мы вдруг ре­шимся.

Эротизация.Преобразование страха, тревоги и других дезорганизующих чувств в переживание радости и жиз-неутверждения.

Сексуальное побуждение является одним из наиболее мощных факторов выживания и одновременно наличи­ем доказательства для организма того, что он жив.

Поэтому вполне естественно допустить, что многие человеческие травмы инстинктивно сексуализируются.

Фобос трансформируется в Эрос. И в данной способ­ности заложен мощный биологический, психологиче­ский и ноологический (от греч. noos — «дух») подтекст.

Страх преобразуется в любовь, поскольку уже содер­жит в себе ее потенцию.

Данное положение можно сформулировать следую­щим образом: Фобос включает в себя Эрос, а Эрос вклю­чает в себя Фобос.

Сексуализировать можно любой объект — власть, про­фессию, славу, деньги и т. д. Хорошо известно, насколько эротичным бывает процесс обучения, особенно в при­сутствии талантливого учителя.

Представленный механизм адаптации, с моей точки зрения, может рассматриваться как вариант сублимации.

Сублимация.Применение к данному понятию терми­на «защита» мне представляется не совсем логически обоснованным, хотя по традиции, положенной Фрейдом, ее и можно определить как «успешную» или «зрелую» защиту.

Строго говоря, сублимация представляет собой про­дуктивный и высокоэффективный процесс не только разрешения жизненных коллизий, но и поступательного психического и духовного развития. Данный механизм позволяет перенаправить энергию, первоначально на­правленную на деструктивные побуждения, на твор­ческую, созидательную активность, примером которой служит не только проявление успешности в профессио­нальной деятельности, но и способность сотворить свою жизнь как произведение искусства.

Если остальные защиты предназначены снизить уро­вень тревожности, то представляемая стратегия призва­на обратить эту тревогу в любовь.

Страх преобразуется в Любовь — пример сублимации.

Слово «страх» связано с русским словом «строгий», и восходит оно к праязыковому корню (s)terg:(s)trek.

С другой стороны, корневая база sterg:sterk подразуме­вает образование смысла слова «стеречь».

К нему же восходит словенское street — «прислужи­вать». В этом же корневом ряду: греческое stergo — «люб­лю (забочусь), имею удовольствие, терплю, переношу»; storge — «любовь».

Стеречь — сторожить, следить за сохранностью чего-либо (тот же корень — storg)>

Строгий — через те же корневые основы (s)ter:(s)tro Родственно таким значениям, как греческое strenos — «сила».

Обратим внимание на английское strong — «сила».

Греческое strenes — «крепкий».

Продолжая семантический ряд, выходим на понятие «стремиться» — «неудержимо продвигаться». Стре-ми'тъ — «подниматься вверх», но и стреми'тъ — «на­правлять движение», «увлекать». Отсюда стремление — «движение вперед».

Проступает еще одна семантическая линия: strong — «сильный» — соотносится с понятием «веревка, канат», что выражает идею связи, которая соединяет миры и вно­сит порядок в Хаос.

С другой стороны, индоевропейский корень sterg - означает «любовь».

К тому же смысловому пространству принадлежит и жертвоприношение — священнодействие, призванное способствовать нисхождению божественных энергий. Одна из форм жертвоприношения заключалась в поеда­нии кусков приносимого в жертву животного. В этом плане достаточно показательно сравнение: strong-«сильный» и греческое tropho — «есть, питаться». Тогда становится понятным, как страх (изначально «боязнь Божества») обретает значение «экстаза», что указывает на его исконно сакральную подоплеку. И здесь мы име­ем возможность наглядно проследить переход значений: «поить, пить/петь, воспевать», восходящий к обряду жертвенного возлияния. Таким образом, проясняется се­мантическая основа понятий «вос-торг», «торжество».

Весьма наглядно проявляет себя соотношение sterg -«любовь» и русское «стержень». И здесь же прусское stri-gens — «мозг». Издревле человек мыслился как микро­косм и олицетворялся вертикально стоящим шестом. Пос­ледний воплощал в себе идею мировой оси, соединяющей землю и небо, священными символами которой также яв­лялись лестница, дерево, гора.

В качестве наглядного примера того, как мы можем за­действовать тайное значение слова «страх», используем лингвистическую интерпретацию знаменитого выраже­ния ап. Павла: «...жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33).

Ядерные смысловые элементы слова «страх»: стеречь — беречь — служить — связывать — соединять — жертвопри­ношение — экстаз — радость — улыбаться — продвигать­ся — подниматься вверх — стержень — восторг — торжест­во — сила.

Организуем полученный ряд в текстовую структуру. «Жена да боится своего мужа» логически означает: жена оберегает своего мужа и через служение ему связывает, соединяет себя с ним. И тем самым она осуществляет жертвоприношение, которое в свою очередь открывает возможности максимального самораскрытия, реализа­ции и полного воплощения себя в качестве архетипиче-скей женственности. Через подобную трансформацию она переживает сакральный экстаз, продолжающийся в радости и «цветении». Удивляясь происходящим пере­менам, жена, пребывая в подобном изумлении, вдохнов­ляется еще больше и тем самым обретает дополнительные импульсы к тому, чтобы продвигаться дальше, вперед в своем поступательном развитии. Полное и максимально пережитое осуществление предыдущих этапов предостав­ляет женщине принципиально новую возможность, во­площающую в явь ее древнюю и вожделенную мечту — приобщиться к фаллической мощи мужа и через силу его стержня подняться вверх, в инобытие духовных измере­ний, где пребывают вечные восторг и торжество любви.

Разделяя весь процесс подобного восхождения на от­дельные ступени, мы получим конкретную формулу ин­дивидуального преображения.

¨ Да боится жена своего мужа.

¨ Пусть оберегает и бережет жена своего мужа.

¨ Пусть служит жена своему мужу.

¨ Пусть соединяет и связывает себя жена со своим му­жем.

¨ Пусть приносит себя в жертву жена своему мужу.

¨ Пусть через подобное жертвоприношение жена пере­живает внутренний сакральный экстаз.

¨ И пусть тогда жена радуется и расцветает при своем муже.

¨ Пусть удивляется и изумляется жена происходящим в ней переменам.

¨ Пусть жена вдохновляется происходящим и движется дальше в совершенствовании своей женственности,

¨ Пусть приобщается жена к фаллической силе и ду­ховной мощи мужественности, воплотившейся в ее муже.

¨ Пусть поднимается жена вверх, в измерение духовно­го мира вместе с мужем.

¨ Пусть переживает жена восторг и торжество испол­нившейся мечты.

¨ Пусть соединяется в любви жена с мужем и «будут двое одна плоть» (Быт. 2:24).

¨ И «Тайна сия велика...» (Еф. 5:32).

Разумеется, все указанные предписания выполнимы и достижимы при наличии одного необходимого и глав­ного условия, а именно — соответствии мужа необходи­мым в этом случае критериям. А случай же при этом один-единственный: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя...» (Еф. 5:33). И только тогда: «жена да боится своего мужа».

Резюме.Только что мы рассмотрели основные психо­логические защиты, или адаптационные душевные меха­низмы.

Подытоживая сказанное, обобщим принципиально важные положения, касающиеся изложенной инфор­мации.

По всей видимости, предметом первостепенного инте­реса здесь послужат вопросы относительно функции за­щит, их задач, причин предпочтения тех или иных стратегий реагирования, сущности и смысла трансформаци­онного процесса.

Основная функция защитных формирований — выжи­вание особи и адаптация ее к миру.

Предпочтение той или иной защиты зависит от харак­тера стрессов, пережитых в раннем возрасте, подражания образцам защитного поведения взрослых; закрепление сформированных навыков опытным путем.

Почему мы говорим о каких-то защитах как «незре­лых», несмотря на то что они содержат в себе и опреде­ленные позитивные аспекты, позволяющие в достаточ­ной мере эффективно адаптироваться к жизни?

Причина в том, что они, являясь образцом усвоенных форм поведения, всего лишь повторяют, воспроизводят некую устойчивую матрицу индивидуальных реакций, в то время как смысл развития заключается в обретении, формировании и усилении новых навыков эффективно­го освоения жизненного пространства.

Защиты временно сглаживают неприятности, но не решают их. Они ретушируют проблему, но не освобож­дают от нее. Временное дистанцирование от какого-то актуального фактора представляет лишь краткую пе­редышку, после которой снова предстоит неизбежная встреча с тем, что тревожит.

К тому же указанные защиты нуждаются в большом расходе психической энергии для коррекции насущной ситуации, что рано или поздно приводит к истощению жизненных ресурсов. Например, иногда можно выпить Для того, чтобы расслабиться и отключиться от назойли­вой проблемы, но напиваться всякий раз при малейшей неприятности само по себе уже становится новой и зача­стую более серьезной проблемой.

С другой стороны, было бы ошибочным думать, что личностная трансформация предполагает тотальную лик­видацию всех непродуктивных защит. Подобный подход представляется чрезмерно требовательным и в общем-то нереальным. Да и как таковой он грешит некоторым пер-фекционизмом — немотивированной претензией на аб­солютное совершенство, что является выражением при­митивной идеализации, к чему, увы, проявляют склон­ность некоторые невротические проповедники тех или иных систем «оздоровления и совершенствования» лич­ности. Поскольку какая-то инфантильная часть нашего естества продолжает существовать и во взрослом возра­сте, речь идет не об уничтожении ранних защитных ме­ханизмов, а о сведении их влияния к минимуму в поль­зу активизации сублимационных процессов.

Такая позиция позволяет уберечь энергию от неадек­ватной растраты и перенаправить ее на реализацию сози­дательных намерений. Настоящее положение предостав­ляет возможность ответить на один из самых частых и животрепещущих вопросов: «Почему многие, даже тща­тельно продуманные, планы срываются, заветно выношен­ные мечты не исполняются, а исполненные решимости намерения не превращаются в результаты?» Причиной становится недостаток жизненной энергии, расходуемой на осуществление и поддержание громадного аппарата психологических защит. Как только последние прораба­тываются и занимают более скромное место в динамиче­ской структуре душевной организации, самым естествен­ным образом освобождается витальная сила, количества которой как раз и не доставало для того, чтобы наполнить будущее.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.