Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предмет, объект изучения, цели и задачи экскурсионной работы. Место дисциплины в системе педагогических и географических наук.



Экскурсия – это процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта. Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Целью экскурсионной работы является приобщение учащихся к культурному и историческому наследию. Экскурсии помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребёнка.

Экскурсия - это не основная, но весьма важная форма учебной работы, поэтому ей нужно уделять внимание такое же, как системе лабораторных и практических работ. Экскурсия – это форма занятия в обстановке образовательного музея, уголка природы, микрорайона, предприятия и т.д. Отсюда следует, что к проведению данной работы предъявляются те же самые требования, что и к любому современному уроку. Она должна развивать у учащихся самостоятельное творческое мышление, воспитывать, отвечать требованиям общественного развития, соответствовать возрастным особенностям учащихся, иметь свою внутреннюю логику и организацию, т.е. быть «частицей» педагогического процесса. Наряду с тем, что экскурсия имеет огромную воспитательную ценность, она весьма привлекательная форма сообщения знаний. Здесь школьники видят перед собой не рисунки или таблицы, а подлинную предметную наглядность, поэтому их знания приобретают конкретность. Экскурсии – это составное звено учебного процесс. Содержание каждой из них должно соответствовать темам, предусмотренным учебными программами, органически связываться с полученными знаниями и систематически поступающим потоком различной информации в повседневной деятельности ученика. На материалах экскурсий базируется школьное краеведение. Они тесно переплетаются с различными формами внеклассной работы, общественно-полезным трудом и трудовой практикой учащихся, т.е. они являются частью всего учебно-воспитательного процесса как единого целого.

 

 

2. Принципы организации экскурсионной работы:

образовательный:каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ. Экскурсия развивает у учащихся самостоятельное творческое мышление.

познавательный:экскурсия помогает повысить уровень познавательной активности личности. Это происходит благодаря её особенностям, таким как наличие особого эмоционального состояния, способствующего творческому озарению, интуитивному проникновению в истину, возможности комплексно воспринимать действительность.

научности:важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке и должны получить объективную научную оценку.

идейности:идея - это четкий план действий для достижения поставленной цели. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.

объективности:информация, излагаемая экскурсоводом должна соответствовать, действительности, быть свободной от субъективных взглядов тех или иных исследователей на развитие истории и культуры.

доступности:экскурсия предполагает изучение реального, подлинного объекта по месту его естественного нахождения. Из подлинности объекта вытекает возможность максимальной наглядности при рассмотрении его различных свойств и сторон. Познание объекта в этом случае возможно не только зрительно, но и с помощью других органов чувств - осязания, обоняния, слуха.

природоохранной направленности:экскурсовод знакомит учащихся с конкретными примерами преобразования природы края. В процессе экскурсии могут быть учтены все местные ценные природные объекты, исторические памятники, очаги культуры и отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств.

 

 

4.Педагогическое значение экскурсионной работы. Составление плана работы.

Одной из важнейших задач образовательной школы является ознакомление с явлениями природы в ее целом, включая сюда основные явления и законы, как мертвого мира, так и живого. Именно на экскурсиях мы встречаем явления в их естественных взаимоотношениях и сложности: бытовые явления, социальные отношения, художественные произве­дения, исторические памятники, фауна, флора и явления мертвого мира встают пред учеником все в новых и новых комбинациях, обнаруживая свою бесконечно многократную взаимную связь. Также важна эмоциональная сфера. К сожалению, наши школьники при изучении учебников чаще всего испытывают „эмоцию скуки". Между тем, яркость и прочность познаний неимоверно возросла бы, если чаще в обучении использовать экскурсии. Эти эмоции имеют высокую ценность, так как влекут к деятельности, к дальнейшему познанию. Как бы учитель ни "живописал" на уроках о синем небе, о ярких красках цветов, о шуме соснового леса, он, конечно, никогда не вызовет столь ярких и полных пред­ставлений, какие получаются у учеников при непосред­ственном созерцании природы. Экскурсия является прекрасным методом иллюстрации сообщенного на уроках, а также как источник для целого ряда интерес­ных и полезных наблюдений. Немаловажным является значение экскурсий еще в том отношении, что они дают возможность набирать прекрасный и богатый материал для последующих уроков и практических занятий. Нередко случается также, что необычные условия, в которые ставит детей экскурсия, требуют от них быстрой, реакции и находчивости в данном положении (уменье быстро найтись и разыскать защиту от внезапной непогоды, уменье ориентироваться в незнакомой местно­сти и способность найти дорогу в случае отсталости от ядра экскурсии, сообразительность в устранении и обхож­дении неожиданных препятствий в пути). Экскурсии могут также послужить хорошим средством для пробуждения и культуры эстети­ческих эмоций, значение которых для полноты нравствен­ного облика образованного человека не подлежит сомнению. Если учитель сумеет на каждой экскурсии вы­зывать у детей действительное удовольствие, указывая на красоту ландшафта или отдельных его частей, не исключая даже мельчайшей поросли мхов или лишаев на каком-нибудь камне или гнилом пне, то у детей появится уже привычка искать красоту на прогулке, обращать на нее внимание, находить ее и наслаждаться ею.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.