Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ НАУЧНОЙ И ДЕЛОВОЙ ДИСКУССИИ. ПРИЕМЫ ВЫРАЖЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ



Научная дискуссия, так же как и деловая, относится к публицистическому стилю с применением специфической, присущей только ей лексики. В основе научной и деловой дискуссии лежит разговорная речь.

Для того чтобы дискуссия состоялась, нужен предмет таковой. Дискуссия происходит на основе какого-либо выступления, отчета или доклада, но в большей степени это относится к научной дискуссии. После доклада автору задается ряд вопросов для выяснения и уточнения сложных моментов или опровержения концепции как таковой. Выявить неправоту оппонента можно разными способами. Например, Сократ в свое время с помощью наводящих вопросов помогал собеседнику самостоятельно выявить свою неправоту. Это логический путь. Можно доказать ошибочность мнения оппонента, подготовив аргументированную стратегию дискуссии и привести выступающего к тому, что он действительно ошибся. Но многое зависит и от оратора. Если он уверен в своей правоте, то его ответы могут доказать заблуждение того, кто пытается опровергнуть его мнение. Во-первых, всегда следует до конца выслушать оппонента, так как этого требует культура поведения. Во-вторых, ответы должны быть достаточно аргументированы и полноценны, чтобы не оставить возможности для дальнейшего обсуждения оппоненту. Научная дискуссия – это спор, из которого должна родиться истина, поэтому главным для спорящих должно быть не желание доказать свою правоту, а желание логически доказать возможность или невозможность выдвинутого тезиса.

Что касается деловой дискуссии, то истина не является ее главной целью. Здесь на первом месте стоит собственная правота, умение доказать свое мнение. Деловая дискуссия чаще всего связаны с финансовыми вопросами, с максимальным получением прибыли для предприятия. Поэтому тактика и стратегия деловой дискуссии связаны не столько с логикой изложения и рассуждения, сколько с умением убедить оппонента. В этом случае тактика больше рассчитана на психологические приемы. И если в научной дискуссии главенствуют законы логики, то в деловой важнее закон, принятый в данном государстве.

Выражения критических замечаний могут быть разнообразными – от вопросов, выявляющих неграмотность, неосведомленность автора до невербальных, психологических средств.

Во-первых, самый простой прием – задать наводящий вопрос. Во-вторых, оппонент может взять ответное слово и в нем доказать свое мнение. В-третьих, замечания могут быть высказаны в критической статье уже после выступления. Тогда дискуссия переходит в область письменной речи.

Дискуссия не должна выходить за рамки поставленного вопроса и уж тем более переходить на личности. У дискуссии нет определенного стандарта. Она регламентируется только правилами культуры поведения и речи.

Тактика и стратегия деловой и научной дискуссий отличаются, так как они разные по своей сути. Конечно, можно разработать определенную тактику, и многие психологи делают это. Но у каждого вопроса своя специфика, которая требует отступления от намеченного пути. Во многом результат зависит от знаний и осведомленности оппонентов.

ОБЩЕНИЕ «В КОМАНДЕ»

В последнее время в бизнесе появилось такое понятие, как работа «в команде», т. е. сообща. Это, естественно, накладывает определенные правила на все функционирование коллектива, в том числе и на общение в коллективе. Общение перестает быть просто процессом коммуникации, а переходит в область политики данной компании. Общение «в команде» можно разделить на два типа: письменное и устное. К письменному типу следует отнести работу с деловыми бумагами и документами. Работа с ними – это очень сложный процесс. Но все-таки значительно важнее устная форма общения. Это может быть обычная разговорная речь вне работы. Обмен бытовой информацией, приветствия, вопросы о здоровье и иное – это не менее важно, чем обсуждение каких-либо вопросов на совещаниях и собраниях. Это занимательно с психологической точки зрения, потому что сближает коллектив.

Ну и, конечно, официальная часть общения – это общение на собраниях, всевозможных совещаниях, сделках и т. д. Главным образом на них меняется состав лексики, тематика обсуждений. Речь становится ближе к литературной, применяется большое количество этикетных формул. Но все это общение должно быть направлено на достижение общей цели, и люди должны четко осознавать, что они работают на нее. Для этого персоналу нужно не только говорить, но и слушать.

Современная риторика становится все более двухсторонней, поэтому ее интересует теория речевых актов и шире – психолингвистика, так как в этих науках восприятие речи ценится не ниже ее порождения. До самого последнего времени изучалась грамматика готового текста, преимущественно на писанного, реже – грамматика порождения текста, т. е. в процессе его функционирования.

Лишь во второй половине XX в. появились работы по восприятию речи – по слушанию. Изучается психология процесса – варианты и сущность понимания воспринятого, индивидуальный портрет слушающего и говорящего речь. С точки зрения теории коммуникации восприятие речи входит в коммуникативный этап речевого акта как новый кодовый переход, который имеет определенную структуру: восприятие прозвучавшей или прочитанной речи – переход на внутренний, мыслительный код – понимание как присвоение сказанного слушающим.

Но восприятие речи – процесс довольно сложный. Это говорящий прекрасно осознает, что он говорит и он должен делать это как можно четче и яснее, так как у слушающего может больше не быть шанса услышать текст вторично, а это может привести к непониманиям и переспросам.

Во время общения говорящий все же исходит из того, что его поймут так, как он того хочет. На самом же деле так бывает далеко не всегда.

Активное слушание – это процесс практически мгновенный, и все этапы в нем совмещены. Заключается он в том, что можно назвать его составляющим, а именно: в полноте восприятия и особенно понимания; в выделении наиболее важного, того, что может потребовать продолжения; в уверенности, что все сказанное соответствует истине. Активность слушания выражается в реакции слушателя на высказывание, мимических и жестикуляционных демонстрациях согласия и несогласия.

Общение включает в себя и понятие говорения и слушания. Процесс коммуникации не может происходить без одного из них.

ПЕРЕГОВОРЫ

Переговоры – это часть коммерческой деятельности, предшествующая заключению договора или контракта. Переговоры – это устная форма речи, хотя весь процесс заносится в протокол. На переговорах обычно обсуждаются условия сделки, последующей за ними.

По сути переговоры представляют из себя диалог сторон, обмен вопросами и ответами и репликами. Переговоры сводятся к тому, чтобы извлечь максимальную экономическую выгоду из последующего контракта. Следовательно, речь собеседников должна быть аргументированной и правомерной. В переговорах всегда участвуют как минимум две стороны. И одна из сторон обычно более заинтересована в сотрудничестве. Благодаря подбору лексики, интонации и невербальных средств общения можно продемонстрировать деловому партнеру свою заинтересованность.

Особое внимание следует уделить невербальным средствам общения. Они играют немаловажную роль. Психологи утверждают, что они в среднем повышают эффективность общения на 35 %. Например, фонационные средства. Изменение громкости речи – усиление или ослабление, убыстрение или замедление темпа речи передает эмоциональное состояние говорящего. Немаловажен и тембр голоса. Он может быть ровным или дрожащим, передавая страх или растерянность. Жесткий и напористый указывает на владение ситуацией. Особое впечатление всегда производят смысловые интонации, отражающие синтаксические отношения: завершенность повествовательного предложения, вопросительная интонация, интонация прерванной речи и т. д.

Логическое ударение как интонационное выделение важных слов.

Небезынтересны и психологические интонации, которые нередко передают дополнительный смысл. Причем подобные интонации практически невозможно подделать. К ним относят и так называемые кинетические средства, а именно позы и жесты, движение рук, имеющие постоянное значение, взмах рукой в знак приветствия; показ сжатой в кулак руки – угроза; покачивание головой в знак отрицания, позы: вставание при встрече, поклоны, принятие позы римского оратора и т. д.

В современном мире внимательно изучается так называемый язык телодвижений: движения человека, поправляющего галстук, прическу; человека, не знающего, куда деть руки.

Но все эти средства дополнение к правильно проведенному диалогу. Это первичная, естественная форма общения. Ее виды: свободный диалог; вопросно-ответный диалог; спор, полемика.

В переговорах может быть смешанный вид диалога, а именно вопросно-ответный, переходящий в полемику. С психологической точки зрения не должно проявляться никакой агрессии.

Язык переговоров, хотя и относится к публицистическому стилю, насыщен профессионализмами и специальными словами. Все документы, подписанные в процессе переговоров, имеют юридическую силу и подписываются руководством сторон, участвующих в переговорах. Как уже было сказано выше, составляется протокол переговоров, где отражается их основное содержание.

Переговоры, точнее, их течение, можно условно разделить на три этапа. Первый этап – ознакомление сторон друг с другом, второй – с условиями сделки и третий – подписание контракта. Но переговоры могут быть и не коммерческого характера, например переговоры на высшем уровне по какому-то политическому или социальному вопросу.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.