Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственный долг: понятие и виды



Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.Под государственным долгом понимается совокупность долговых обязательств страны. Государственный долг страны полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся на территории Республики Беларусь имуществом и другими активами.Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков. Основополагающим для всех классификаций долга является его деление в зависимости от субъектов-кредиторов на внутренний и внешний.

Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь.

Внешний государственный долг – общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешние государственные займы привлекаются в виде:

займов (кредитов) в иностранной валюте (иностранные кредиты), предоставляемых Республике Беларусь как заемщику или резидентам Республики Беларусь под государственную гарантию международными организациями, иностранными государствами, иными нерезидентами Республики Беларусь;займов, полученных от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг.

Целями внешних государственных займов являются:покрытия дефицита республиканского бюджета;

пополнения валютных резервов Республики Беларусь;реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;поддержки экономических реформ.

Решения о привлечении и использовании иностранных кредитов, а также о предоставлении государственных гарантий по ним принимаются Правительством Республики Беларусь, а в случае привлечения таких кредитов для пополнения валютных резервов Республики Беларусь совместно с Правительством Республики Беларусь и Национальным банком. Указанные решения подлежат согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются лимит внешнего государственного долга(максимально допустимая сумма внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового (бюджетного) года) и основные направления использования внешних государственных займов.

74. Управление государственным долгом

Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.В основе управления государственным долгом лежат определенные принципы:

безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единство учета – учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами государственной власти;

согласованность – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;снижение рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;оптимальность – создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;гласность – предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.Различают обслуживание внутреннего государственного долга (выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения) и обслуживание внешнего государственного долга (уплата процентов или иного вознаграждения заимодавца и прочие платежи по внешним государственным займам).Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. В экономической и правовой литературе к таким способам относят:

конверсия – изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством кредиторам;

консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов;

унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;

отсрочка погашения займа – изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;

аннулирование – полный отказ государства от своих обязательств.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.