Проект Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на очередной финансовый год» рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Бюджетным кодексом и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.
Проекты решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год рассматривают постоянные комиссии местных Советов депутатов, к компетенции которых отнесены данные вопросы Они же и готовят заключения по ним.
Рассмотрение и утверждение проектов решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год производятся на сессиях местных Советов депутатов.
Основные рассматриваемые показатели следующие:
· предельный размер дефицита республиканского бюджета, источники его финансирования или размер профицита республиканского бюджета;
· предельный уровень дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к их доходам, доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;
· распределение доходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами и нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в нижестоящие бюджеты;
· размеры межбюджетных трансфертов;
· доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов;
· расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета в разрезе программ (подпрограмм);
· распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета;
· лимиты внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга;
· иные показатели, установленные законодательными актами и (или) Правительством РеспуБеларусь.
Принятие Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на очередной финансовый год» осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.
Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на очередной финансовый год», решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год должны вступать в силу с 1 января очередного финансового года.
Принятие Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на другой период» может быть осуществлено только в условиях чрезвычайного или военного положения.
В случае принятия Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на другой период решения местных Советов депутатов о бюджете» могут быть приняты на такой же период.
42. Исполнение бюджета.
Исполнение бюджета — обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет доходов, предусмотренных в законе о бюджете, а также в своевременном и бесперебойном финансировании запланированных расходов.
На данной стадии бюджетного процесса и происходит, с одной стороны, аккумуляция в бюджете запланированных на конкретный финансовый год налоговых и неналоговых доходов, а с другой стороны — распределение имеющихся (собранных) бюджетных средств между их получателями, в результате которого и осуществляется запланированное финансирование отраслей народного хозяйства. Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Беларусь. Непосредственное обеспечение исполнения республиканского бюджета осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь.
В Республике Беларусь предусмотрена казначейская система исполнения бюджета, которая обеспечивается органами государственного казначейства (включают в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства). Она представляет собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов.
Исполнение бюджетов подразумевает двухаспектное взаимное встречное движение доходов и расходов, что предполагает, в свою очередь, исполнение бюджета по доходам и расходам.
Исполнение республиканского бюджета по доходам предусматривает:
· зачисление доходов бюджета на единый казначейский счет;
· проведение взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом);
· распределение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на текущий финансовый год» регулирующих доходов республиканского бюджета, зачисление причитающейся доли в доход местных бюджетов;
· возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;
· учет и отчетность по исполнению доходной части республиканского бюджета;
· анализ выполнения доходов.
Основные этапы исполнения республиканского бюджета по расходам следующие:
1. установление бюджетных назначений распорядителям бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;
2. доведение бюджетных назначений до распорядителей бюджетных средств, а также утверждение бюджетных смет получателям бюджетных средств;
6. использование товаров (работ, услуг) в целях осуществления функций распорядителями бюджетных средств и реализации государственных программ.
Исполнение республиканского бюджета осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на очередной финансовый год» в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета.