Эффективный финансовый контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность органов государственной власти за проводимую в стране политику.
Финансовый контроль рассматривается как:строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов (правовой аспект);
неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций (финансово-экономический аспект).
Любая контрольная деятельность в сфере управления начинается с постановки цели. Главной цельюфинансового контроля признается обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях финансовой системы.
Содержание финансового контроля следующее:проверка выполнения юридическими физическими лицами финансовых обязательств перед государством; проверка правильности использования республи-канскими и коммунальными организациями денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд); проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, хранения денежных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; устранение и предупреждение нарушения финансовой дисциплины; выявление внутренних резервов производства, роста производительности труда, более экономного использования материальных и денежных средств.
Особенности финансового контроля заключаются в:
проверке и сопоставлении фактических результатов с требуемыми на определенном этапе деятельности; возможности определить порядок использования финансовых средств государства, выявить нарушения, проверить полноту и своевременность функционирования государственных денежных фондов, принять соответствующие меры, содействовать профилактике возмещения ущерба. Финансовый контроль существует на макро- (в масштабах всего государства) и микроуровне (в пределах какого-либо учреждения, предприятия и т. п.).
Финансовый контроль на макроуровне включает: субъект (высшие или местные исполнительно-распорядительные органы);объект (государственные финансы); предмет (сводные финансовые планы). Задачи финансового контроля на макроуровне следующие:
1. обеспечение полного и своевременного функционирования централизованных органов;
2. поиск наиболее рациональных способов использования и мобилизации денежных фондов;
3. содействие оптимальному использованию денежных ресурсов, сбалансированности наличия финансовых ресурсов и потребности в них; обобщение и анализ практики;
4. разработка предложений по совершенствованию финансового законодательства.
Финансовый контроль на микроуровне включаетсубъект (специализированные органы финансового контроля); объект (финансово-хозяйственная деятельность конкретного предприятия); предмет (финансовые показатели (прибыль, доход)). Задачи финансового контроля на микроуровне следующие:обеспечение соблюдения субъектами хозяйствования действующего финансового законодательства; обеспечение полноты и своевременности выполнения субъектами хозяйствования своих обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами; содействие рациональному использованию ресурсов и выявление резервов роста финансовых ресурсов.
Виды и формы финансового контроляВ зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:
Государственный вневедомственный финансовый контроль, который проводится государственными органами специальной компетенции в отношении предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности, т. е. не находящихся в подчинении контролирующего органа. К государственным органам специальной компетенции относятся: Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и банки второго уровня, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Ведомственный финансовый контроль в Республике Беларусь, который проводится силами самого ведомства на объектах, находящихся в подчинении данного ведомства и осуществляется в целях улучшения контрольно-ревизионной работы в министерствах и иных республиканских органах государственного управления, государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах.
Внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования (бухгалтерией, финансовым отделом и т. д.)
Аудиторский (независимый) финансовый контроль, который направлен на защиту интересов собственника, оказание помощи субъектам хозяйствования в правильности расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами, а также в подъеме эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Аудиторская деятельность — предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудит) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.