Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, особенности и классификация финансовых правоотношений



Финансово-правовые отношения — общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства в области мобилизации, распределения и использования денежных ресурсов государства, которые урегулированы финансово-правовыми нормами.

Финансово-правовые отношения возникают на основе норм права и служат формой связи между участниками отношений и охраняются принудительной силой государства.

Особенности финансово-правовых отношений следующие:

1. возникают в процессе финансовой деятельности государства и местных органов власти и управления, т. е. планового использования и мобилизации денежных фондов;

2. являются разновидностью имущественных отношений;

3. представляют собой форму реализации публичных интересов;

4. одним из участников финансово-правовых отношений всегда является государство в лице уполномоченного им органа;

5. всегда возникают по поводу денег, поступающих в доход государства или расходуемых им;

6. субъективные права и юридические обязанности устанавливаются государством в нормативно-правовых актах и не могут устанавливаться соглашением сторон.

Для финансово-правовых отношений должны быть налицо все рассмотренные выше черты в комплексе.Классифицировать финансовые правовые отношения можно по следующим основаниям:

1) в зависимости от структуры системы финансового права:

бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; неналоговые правоотношения;

правоотношения в области финансового контроля; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании; финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

валютные правоотношения;

2) в зависимости от объекта правового регулирования:

материальные правоотношения, через которые реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов;

процессуальные правоотношения, через которые выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Они осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий (порядок составления, утверждения, исполнения проекта бюджета);

3) в зависимости от сроков и времени действия:перманентные (постоянно возникающие); срочные;

4) по субъектному составу:

между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами в лице соответствующих государственных органов (возникают в связи с распределением средств республиканского бюджета);

между финансово-кредитными и налоговыми органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу выполнения финансовых обязательств перед государством или расходования государственных денежных средств;

между организациями и их вышестоящими органами государственного управления по поводу распределения и использования в соответствующих отраслях народного хозяйства бюджетных или кредитных ресурсов, а также свободных средств организации;

между финансово-кредитными организациями и организациями по поводу образования и распределения кредитных ресурсов.

 

 

20 Понятие субъекта финансового права. Классификация субъектов финансового права

Субъекты финансовых правоотношений — лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителем финансовых прав и обязанностей.

К субъектам финансовых правоотношений относятся:

· государство, выступающее субъектом финансового права в силу конституционно закрепленных за ним прав и обязанностей по управлению финансовой системой государства;

· административно-территориальные образования, имеющие свою финансовую базу в виде местных бюджетов и территориальных внебюджетных фондов;

· органы государственной власти и управления общей компетенции (парламент, правительство, президент), осуществляющие общее руководство процессом сбора, распределения и использования, централизации и децентрализации государственных денежных фондов, устанавливающие правила поведения всех участников финансовых отношений;

· специализированные органы управления финансовой системой государства, проводящие основную работу по обеспечению установленных представительной властью предписаний в области финансов, руководящие и несущие ответственность за деятельность органов финансовой системы (государственные комитеты и министерства; Национальный банк, Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов и др.);

· финансовые органы (юридические лица, которые специализируются на выполнении различных финансовых операций), т. е. территориальные органы, финансово-кредитные органы;

· юридические лица, не относящиеся к финансовым органам (налогоплательщики, бюджетные организации), обладающие финансовой правосубъектностью в силу выполнения своих прав и обязанностей как налогоплательщики и получатели бюджетных ассигнований (организации коммерческие и некоммерческие);

· физические лица (граждане Республики Беларусь; иностранные граждане; лица без гражданства — апатриды). Спорной считается точка зрения относительно того, следует ли относить граждан к субъектам финансового права, на том основании, что конституцией они наделены правом участия в делах государства, в том числе и в финансовой деятельности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.