Финансово-правовые отношения — общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства в области мобилизации, распределения и использования денежных ресурсов государства, которые урегулированы финансово-правовыми нормами.
Финансово-правовые отношения возникают на основе норм права и служат формой связи между участниками отношений и охраняются принудительной силой государства.
Особенности финансово-правовых отношений следующие:
1. возникают в процессе финансовой деятельности государства и местных органов власти и управления, т. е. планового использования и мобилизации денежных фондов;
2. являются разновидностью имущественных отношений;
3. представляют собой форму реализации публичных интересов;
4. одним из участников финансово-правовых отношений всегда является государство в лице уполномоченного им органа;
5. всегда возникают по поводу денег, поступающих в доход государства или расходуемых им;
6. субъективные права и юридические обязанности устанавливаются государством в нормативно-правовых актах и не могут устанавливаться соглашением сторон.
Для финансово-правовых отношений должны быть налицо все рассмотренные выше черты в комплексе.Классифицировать финансовые правовые отношения можно по следующим основаниям:
1) в зависимости от структуры системы финансового права:
правоотношения в области финансового контроля; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании; финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
валютные правоотношения;
2) в зависимости от объекта правового регулирования:
материальные правоотношения, через которые реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов;
процессуальные правоотношения, через которые выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Они осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий (порядок составления, утверждения, исполнения проекта бюджета);
3) в зависимости от сроков и времени действия:перманентные (постоянно возникающие); срочные;
4) по субъектному составу:
между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами в лице соответствующих государственных органов (возникают в связи с распределением средств республиканского бюджета);
между финансово-кредитными и налоговыми органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу выполнения финансовых обязательств перед государством или расходования государственных денежных средств;
между организациями и их вышестоящими органами государственного управления по поводу распределения и использования в соответствующих отраслях народного хозяйства бюджетных или кредитных ресурсов, а также свободных средств организации;
между финансово-кредитными организациями и организациями по поводу образования и распределения кредитных ресурсов.
20 Понятие субъекта финансового права. Классификация субъектов финансового права
Субъекты финансовых правоотношений — лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителем финансовых прав и обязанностей.
К субъектам финансовых правоотношений относятся:
· государство, выступающее субъектом финансового права в силу конституционно закрепленных за ним прав и обязанностей по управлению финансовой системой государства;
· административно-территориальные образования, имеющие свою финансовую базу в виде местных бюджетов и территориальных внебюджетных фондов;
· органы государственной власти и управления общей компетенции (парламент, правительство, президент), осуществляющие общее руководство процессом сбора, распределения и использования, централизации и децентрализации государственных денежных фондов, устанавливающие правила поведения всех участников финансовых отношений;
· специализированные органы управления финансовой системой государства, проводящие основную работу по обеспечению установленных представительной властью предписаний в области финансов, руководящие и несущие ответственность за деятельность органов финансовой системы (государственные комитеты и министерства; Национальный банк, Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов и др.);
· финансовые органы (юридические лица, которые специализируются на выполнении различных финансовых операций), т. е. территориальные органы, финансово-кредитные органы;
· юридические лица, не относящиеся к финансовым органам (налогоплательщики, бюджетные организации), обладающие финансовой правосубъектностью в силу выполнения своих прав и обязанностей как налогоплательщики и получатели бюджетных ассигнований (организации коммерческие и некоммерческие);
· физические лица (граждане Республики Беларусь; иностранные граждане; лица без гражданства — апатриды). Спорной считается точка зрения относительно того, следует ли относить граждан к субъектам финансового права, на том основании, что конституцией они наделены правом участия в делах государства, в том числе и в финансовой деятельности.