Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Метод финансового права и его специфика



Метод— совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, характер взаимосвязи между ними.

Финансовое право имеет свой специфический метод правового регулирования — императивный (метод властных предписаний),которыйзаключается в том, что государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность, принимают решения, обязательные для другой стороны правоотношений. Данный метод характеризуется императивностью, неравным положением сторон, отсутствием договора между сторонами. Один из участников отношений, выступающий от имени государства, наделен властными полномочиями относительно других участников.

Эти полномочия ограничены законом, который наделяет вторую сторону правом защиты своих интересов в установленном порядке, т. е. субъекты финансового права не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, устанавливать содержание этих прав и обязанностей, самостоятельно распоряжаться ими, а делают это лишь в случаях, установленных актами законодательства.

В финансовых отношениях метод властных предписаний присутствует и при осуществлении платежей добровольного характера (лицо, которое приобрело лотерейный билет не вправе изменить его условия). Такой метод способствует своевременному и полному поступлению средств в распоряжение государства их использованию по целевому назначению в соответствии с республиканскими планами и программами и соблюдению режима экономии.

Признаками метода властных предписаний, используемого в рамках финансового права, являются:

· доминирование позитивных обязываний, которые выполняют роль прямого регулятора соответствующих социальных связей, возникающих в процессе финансовой деятельности государства;

· ограничение правовой инициативы субъектов финансового права (конформизм), т. е. невозможность ими, как правило, по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание;

· юридическое неравенство субъектов финансового права, выражающееся в различии содержания их правосубъектности. Государство как субъект финансового правоотношения наделено более широкими правами, чем другой субъект этого отношения, например, налогоплательщик, т. е. государство в данном правоотношении выступает в качестве управомоченного субъекта, а налогоплательщик — в качестве обязанного. При этом следует обратить внимание, что обязанная сторона находится в функциональной зависимости от властного субъекта и организационно не подчинена ему;

· тесная связь с экономической политикой,проводимой государством. Непосредственная связь метода правового регулирования финансовых отношений с основными направлениями государственной экономической политики, а также возможность законодателя использовать различные экономико-правовые способы для достижения эффективности финансово-правового регулирования призвана обеспечить построение оптимально-эффективной модели взаимодействия публичных и частных субъектов в процессе выполнения последними своих финансовых обязательств.

 

9. Сравнительный анализ финансового права с другими отраслями права Республики Беларусь

Финансовое право как отрасль права тесно связано с конституционным и административным правом, а также с некоторыми другими.

Конституционное право содержит основные начала для всех отраслей права. В основе финансово-правовых норм лежат нормы Конституции Республики Беларусь. Раздел 7 Конституции Республики Беларусь закрепляет основы финансово-кредитной системы.

Нормы конституционного права определяют основы общественного строя, правовое положение граждан, устанавливают компетенцию Правительства, Национального собрания Республики Беларусь, органов финансового контроля в области бюджета и бюджетного процесса, налоговой и валютной политики, т. е. закрепляют основы финансовой деятельности государства. К регулированию финансовых отношений на основе норм конституционного права следует прибегать в случаях, если в специальном финансовом законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие данные отношения, либо они изложены не четко.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, а финансовая деятельность — деятельность органов государственной власти по управлению финансовой системой и финансовыми отношениями. Данные отрасли имеют общий метод правового регулирования.

Отграничения финансового права от административного проводятся по предмету правового регулирования. Если административное право регулирует отношения во всех областях государственного управления, то финансовое право — только те отношения, которые связаны с финансовой деятельностью государства (образованием, распределением и использованием государственных денежных фондов).

Есть немало общего у финансового права и с гражданским правом, так как в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Для отношений, регулируемых нормами гражданского права, характерно равенство сторон. Многие отношения в области расчетов, сберегательного дела, страхования, государственного кредита регулируются нормами гражданского права. Отграничение финансового права от гражданского необходимо производить по методу правового регулирования: в гражданском праве — диспозитивный метод, а в финансовом — императивный.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.