После первого года жизни прибавка в массе тела и рост ребенка замедляются, потребность его в пище уменьшается, снижается аппетит. Не нужно проявлять особого беспокойства, если малыш отказывается от еды. Некоторые дети отказываются от еды, чтобы привлечь к себе больше внимания со стороны взрослых.
Прием пищи должен быть радостным событием. Не следует, заставлять ребенка есть насильно. Аккуратность и хорошие манеры в еде ребенок приобретает постепенно, следуя примеру родителей. Незадолго до еды ребенка нужно предупредить об этом, чтобы он смог настроиться на прием пищи.
Питание ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет во многом отличается от питания ребенка первого года жизни, приближаясь к рациону взрослого человека.
После года у ребенка заметно нарастает активность пищеварительных ферментов, развиваются жевательный аппарат и вкусовое восприятие пищи. Все это позволяет сделать питание ребенка более разнообразным и по составу, и по кулинарной обработке.
Потребность в животных белках - обеспечивается за счет мяса, рыбы, птицы, причем ассортимент значительно расширяется: можно давать не только говядину, как на первом году жизни, но и свинину (нежирную), белое мясо кур, кролика, реже различные субпродукты (не только печень). Прием рыбы и курицы в рационе питания увеличивают до 2-3-х раз в неделю, а говядины - уменьшают до 2-х раз в неделю.
Готовить пищу предпочтительнее на растительном масле, самый щадящий способ приготовления - на пару.
В рационе питания по-прежнему большая роль отводится молоку (500 мл в день) и молочным продуктам. Можно давать сыр, который нейтрализует кислотность в полости рта, разрушающую эмаль зубов. После года ребенок может уже получать целое яйцо, а не один желток, однако больше половины яйца в день давать не следует во избежание аллергических реакций, реже - запоров.
Потребность детей в жирах - удовлетворяется за счет сливочного и растительного масла.
Потребность детей в углеводах- должна удовлетворяться за счет фруктов и овощей (картофель не должен превышать половины их количества), а не за счет хлеба, муки, круп, богатых углеводами, но содержащих значительно меньше витаминов, минеральных и других биологически ценных пищевых веществ.
При достаточном использовании овощей и фруктов в значительной степени улучшается усвояемость белка и других пищевых веществ.
Расширяется ассортимент круп: можно давать пшено, перловую кашу и в небольшом количестве бобовые.
В пищевой рацион можно включать огородную и дикорастущую зелень - укроп, петрушку, салат, шпинат, крапиву, щавель, зеленый лук, чеснок, а также более грубые овощи - редис, редьку, свеклу.
Предпочтительнее давать сырые овощи (при варке витамины разрушаются), нарезая небольшими кусочками, чтобы ребенок мог сам брать их руками.
Из пищевого рациона исключаются: черный чай, кофе, шоколад, сливочное мороженое, газированные сладкие напитки, конфеты, орехи, сладкие хлопья, воздушная кукуруза, жареные блюда, продукты с большим содержанием специй.
На десерт можно давать фрукты, неподслащенный фруктовый йогурт, фруктовые пюре или разбавленные соки без мякоти.
Потребность детей преддошкольного возраста
в основных пищевых веществах и энергии
Пищевые вещества
Возраст детей - 1-3 года
Белки, г
в том числе животные
Жиры, г
в том числе растительные
5-10
Углеводы, г
Энергетическая ценность, ккал
Режим питания - имеет большое значение в организации питания детей: так вырабатывается условный пищевой рефлекс на время кормления, происходит ритмичная секреция пищеварительных соков, обеспечивая хорошее усвоение пищи. Желудок освобождается от пищи примерно через 3,5-4 часа после приема пищи, в связи с этим рекомендуется 4-разовое питание с промежутками между отдельными приемами пищи около 4-х часов.
Часы приема пищи должны оставаться постоянными, что способствует лучшему аппетиту. Отклонения от установленного времени принятия пищи не должны превышать 15-20 минут, в противном случае страдает пищевой рефлекс.
Распределение суточной калорийности пищи:
· На завтрак и ужин должно приходиться по 25% суточной калорийности.
· На обед-30-35%.
· На полдник - 15%.
Суточный объем пищи для детей в среднем составляет:
· В возрасте от 1 до 1,5 лет - 1000-1200 мл.
· В возрасте от 1,5 до 3-х лет - 1200-1400 мл.
Превышение этих объемов приводит к снижению аппетита, а уменьшение - к недоеданию. Особенно плохо, когда родители увеличивают объем первых блюд. Получается так, что ребенок, съедая избыточное количество супа или бульона, потом отказывается от второго блюда, которое содержит наиболее полноценные, богатые белком продукты.
Иногда, если ребенок страдает плохим аппетитом, ему можно вообще не давать первого блюда, а начать кормление с салата и второго мясного блюда. Во время еды ему нужно предложить немного воды или сока, чтобы запивать твердую пищу.
В то же время, детям с повышенным аппетитом, если обычная норма пищи не вызвала насыщения, можно дать добавку в виде салата, овощного гарнира, фруктов или даже супа, но без дополнительного количества хлеба, каши, сладостей.
Главное правило разумной диеты - это разнообразие.
Следует давать ребенку достаточное количество разнообразных продуктов и можно не сомневаться, что нужные питательные вещества он получит. Недопустимо, чтобы он постоянно ел пирожные, мороженое, сосиски или гамбургеры. Иногда в интервалах между основной едой малышу можно дать перекусить какой-либо простой пищей (кусочек хлеба, яблоко, морковку или банан). Даже если потом он сядет обедать и не будет хорошо есть, можно не волноваться: он уже получил нужные питательные вещества.
К двум годам следует приучать ребенка садиться со всеми за общий стол для принятия пищи. Совместный прием пищи и участие в нем ребенка в качестве полноправного члена семьи вырабатывает у него умение вести себя за общим столом и является эффективным способом воспитания. Малыш очень подвержен родительскому влиянию, копирует поведение родителей за столом. Воздействие на формирование привычек и поведение за столом оказывает также детский сад, где ребенок обучается культуре питания (сервировка стола, разнообразное меню, новые блюда и пр.).
Основные правила формирования привычек питания и поведения за столом:
1. Не следует уговаривать малыша съесть больше, чем ему хочется - он сам определит достаточный объем (если масса тела и рост в должной мере увеличиваются, то нет повода для беспокойства); если ест медленно, не нужно торопить и наказывать за то, что он чего-то не доедает.
2. Надо предлагать малышу разнообразную пищу, оставляя за ним право выбора блюда (потребность в самостоятельности).
3. Не нужно готовить еду специально для ребенка, он с готовностью будет есть те же блюда, что и взрослые (имитация родительского поведения), но приготовленные без специй и не жареные.
4. Часы приема пищи должны оставаться постоянными. Ребенок предпочитает всегда есть в одно и то же время, пользоваться одной и той же тарелкой, чашкой, ложкой («ритуальное поведение»).
5. Ребенок любит помогать накрывать на стол, готовить, убирать посуду; надо поощрять эти действия.