Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ролевая структура коллектива



Название роли Содержание роли
  1. Творческие роли
Генератор идей Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предла­гает альтернативы решения, определяет пут и средства реализации идей
Компилятор идей Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, обладает способ­ностью соединения разных идей, разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на практике
Эрудит Носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем в прошлом и настоящем
Эксперт Обладает способностью оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения
Энтузиаст Личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно
Критик Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей
Организатор Организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели
  2. Коммуникационные роли
Лидер Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов
Делопроизводитель Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы
Связной Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы
«Сторож» Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность или второстепенность сообщений, и доводит их до лидера
Координатор Осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером
Проводник Человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации и обеспечивающий связи группы с внешней средой
  3. Поведенческие роли
Оптимист Всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы
Нигилист Всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой
Конформист Следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с ре­шением группы, представляя «молчаливое большинство»
Догматик Упорно держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы
Комментатор Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и быту
Кляузник Собирает и способствует распространению слухов, часто не проверен­ных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции
Борец за правду Является носителем и выразителем общественной морали, философии предприятия, прав человека. Может играть как прогрессивную, так и консервативную роль
Общественник Увлечен общественной работой, нередко придумывает и выполняет «по­чины» и «мероприятия» в рабочее время. К своим обязанностям по службе относится посредственно
«Важная птица» Напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, что он многое знает и у него есть «рука»
«Казанская сирота» Ищет сочувствия у окружающих, жалуясь на свое бедственное положе­ние и непонимание в коллективе и среди руководства
«Ерш» Обычно пребывает в раздраженном состоянии, отталкивая от себя дру­зей и наживая врагов, конфликтует с руководством и коллегами
«Себе на уме» Занимается преимущественно личными делами в рабочее время (читает лекции, пишет диссертацию, обустраивает квартиру и дачу и пр.), при этом используя свое служебное положение
Лентяй Не проявляет никакой активности в труде, занимается второстепенными делами (спит, читает газеты, курит, ходит по отделам), ведет пустые разговоры
«Наполеон» Тщеславный человек обычно маленького роста с манией величия, гениальности, непризнанности, стремящийся занять руководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и достижениях

Профессиональная ориентация - это комплекс взаимосвязан­ных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интере­сов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профес­сии или на смену рода деятельности.Работа по профориентации имеет своей целью оказание помощи молодым людям (в основном учащимся общеобразовательных школ) и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом склонностей и интересов людей, их психофизиологических особенностей, а также с учетом складывающейся конъюнктуры на рынке труда.

Указанная выше общая цель включает ряд задач, носящих более конкретный характер. К ним можно отнести:

• информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности;

• создание условий для развития профессионально значи­мых способностей будущих работников;

• определение соответствия психофизиологических и соци­ально-психологических качеств обратившихся за консультаци­ей профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности

Основными формами профориентационной работы являются профессиональное просвещение, воспитание осознанной по­требности в труде; профессиональная информация; профессио­нальная консультация; профессиональный отбор.

Профессиональное просвещение -это начальная професси­ональная подготовка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, специальных уроков по основам различной профессиональной деятельности и т п.

Профессиональная информация -система мер по ознакомле­нию учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда, перспективами развития видов де­ятельности, с характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональ­ными учебными заведениями и центрами подготовки персонала, а также с другими вопросами получения профессии и обеспече­ния занятости.

Профессиональная консультация -это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией че­ловека с целью выявления состояния его здоровья, направлен­ности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения

Профессиональный отбор- участие в найме и отборе пер­сонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих мест с целью лучшей профориентации работников.

Есть еще одна важная задача профориентации - это содей­ствие быстрым структурным сдвигам в занятости. В настоящее время многоукладная экономика предоставляет работникам с разными способностями и интересами возможность найти мес­то на трудовом поприще, В идеальном случае сокращение рабо­чих мест должно проводиться только тогда, когда будут созда­ны условия для переобучения высвобождаемых работников с учетом мотивационного механизма выбора профессии, когда начнут действовать программы по созданию новых рабочих мест в приоритетных для общества областях. Пока управленчес­кие работники не воспримут профориентацию как метод регу­лирования предложения рабочей силы в организации, они бу­дут испытывать экономические и психологические трудности.

Чтобы выявить и развить психологический и мотивационный механизм выбора профессии, необходимо использовать механизм управления профориентацией. Он представляет собой способ организации взаимосвязанных процессов формирова­ния личности работника, обладающего конкурентоспособны­ми качествами (профессиональное обучение, воспитание, кон­сультирование, отбор, подготовка и адаптация работника).

Качественный уровень профориентационной работы - одно из условий успешности трудовой адаптации работников. Проф­ориентация (в том числе профинформация и профконсультиро-вание) позволяет формировать взаимосвязи работников и орга­низаций еще на стадиях, предшествующих непосредственной адаптации. Проведение различных форм профориентации помо­гает обеспечить наибольшую сопряженность требований про­фессии и свойств личности.

Профориентационная работа направлена еще на одно условие успешности будущей трудовой адаптации работников. Это пре­стиж и привлекательность профессий и специальностей в обще­стве, в различных социальных группах, для отдельного человека. Престиж характеризует оценку какого-либо вида деятельности в соответствии с принятой в обществе шкалой ценностей. Привлека­тельность определяет желательность приобретения профессии или специальности тем или иным потенциальным работником. Чем выше престиж и привлекательность профессии, тем сильнее стремление работника в ней закрепиться. При этом следует учитывать, что престиж и привлекательность работы могут быть связа­ны с авторитетом и популярностью конкретной организации Она способна формировать свой положительный образ в глазах потенциальных сотрудников в процессе профориентационной работы.

Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией.В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепен­ное вхождение работника в новые профессиональные и социаль­но-экономические условия труда.

Адаптация - это взаимное приспособление работника и орга­низации, основывающееся, на постепенной врабатываемости со­трудника в новых профессиональных, социальных и организаци­онно-экономических условиях труда.

Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную адаптацию. В условиях функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. При этом необходи­мо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделя­ют повышенное внимание первичной адаптации молодых работ­ников. Данная категория персонала нуждается в особой работе со стороны администрации организаций. Чаще всего профессио­нальная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адапта­цию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к соци­альным нормам поведения, действующим в коллективе, уста­новление таких отношений сотрудничества работника и коллек­тива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потреб­ностей обеих сторон. Виды адаптации приводятся на рис. 6.8.

 

 

 

Рис. 6.8. Виды адаптации и факторы, на нее влияющие

 

Профессиональная адаптацияхарактеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. Как прави­ло, удовлетворенность трудом наступает при достижении опреде­ленных результатов, а последние приходят по мере освоения со­трудником специфики работы на конкретном рабочем месте.

В процессе психофизиологической адаптациипроисходит ос­воение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время тру­да. К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиеничес­кие нормы производственной обстановки, ритм труда, удоб­ство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, ос­вещенность, вибрация и т.п.).

В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о сис­теме деловых и личных взаимоотношений в коллективе и отдель­ных формальных и неформальных группах, о социальных пози­циях отдельных членов группы. Эту информацию он воспринима­ет активно, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудни­ком групповых норм происходит процесс идентификации лич­ности либо с коллективом в целом, либо с какой-либо формаль­ной или неформальной группой.

В процессе организационно-административной адаптации работ­ник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адапта­ции у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Следует выделить еще одну важную и специфическую сторону организационной адапта­ции -подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационного характера).

Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомить­ся с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.

В процессе санитарно-гигиенической адаптации работник ос­ваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распоряд­ка. Он привыкает готовить рабочее место к трудовому процессу в сложившихся в организации условиях производства, придержи­ваясь гигиенических и санитарных норм, требований техники бе­зопасности и сохранения здоровья, а также с учетом экономи­ческой безопасности окружающей среды.

Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс уп­равления требует наличия единой системы инструментов воз­действия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.

Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:

• уменьшение стартовых издержек, так как пока новый paботник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат,

• снижение озабоченности и неопределенности у новых ра­ботников;

• сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ощущают себя ненуж­ными, то они могут отреагировать на это увольнением;

• экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

• развитие позитивного отношения к работе, удовлетворен­ности работой.

Следует сказать, что в отечественных организациях наблю­дается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важ­нейших проблем:

1) структурного закрепления функций управления адапта­цией в системе управления организацией;

2) организации технологии процесса адаптации;

3) организации информационного обеспечения процесса адаптации.

Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, в том числе:

• качественный уровень работы по профессиональной ори­ентации потенциальных сотрудников;

• объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);

• отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;

• престиж и привлекательность профессии, работы по опре­деленной специальности именно в данной организации;

• особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;

• наличие отработанной системы внедрения новшеств;

• гибкость системы обучения персонала, действующей внут­ри организации;

• особенности социально-психологического климата, сло­жившегося в коллективе;

• личностные свойства адаптируемого сотрудника, связан­ные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.

Управление трудовой адаптацией требует проработки в пер­вую очередь трех организационных элементов: структурное зак­репление функции управления адаптацией; технология процес­са управления адаптацией; информационное обеспечение этого процесса.

В качестве возможных организационных решений проблемы структурного закрепления функций управления адаптацией мо­гут быть предложены следующие.

1. Выделение соответствующего подразделения (группы, от­дела) в оргструктуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав под­
разделения по обучению персонала.

2. Распределение специалистов, занимающихся управлени­ем адаптацией, по подразделениям (цехам, отделам) или груп­пам подразделений. В данном случае специалист по персоналу становится куратором определенных подразделений. Следует заметить, что специалистом по управлению адаптацией может быть как сотрудник одного из подразделений системы управле­ния персоналом, так и подготовленный к этой роли сотрудник другого функционального подразделения.

3. Развитие наставничества, которое в последние годы незас­луженно забыто в отечественных организациях Зарубежные фир­мы активно применяет наставничество, рассматривая его как форму доверия к опытному сотруднику, а также в качестве опре­деленного этапа в его служебном продвижении. При этом настав­ничество поддерживается материальными стимулами. В качестве наставников могут выступать как опытные работники со стажем, руководители, так и молодые сотрудники, проработавшие не­сколько лет и положительно зарекомендовавшие себя. Этот опыт, берущий свое начало в Японии, в последние годы успеш­но развивается в европейских фирмах.

4. Развитие структурных взаимосвязей системы управления персоналом (в частности, подразделения управления адаптаци­ей) со службой организации управления. Во многих зарубежных фирмах эта служба структурно включена в систему контроллинга. Предметом функциональных взаимосвязей между подразделени­ями управления адаптацией и организации управления являются главным образом вопросы форм и принципов организации тру­да, системы внедрения новшеств и т.п.

К организационным решениям по технологии процесса уп­равления адаптацией могут быть отнесены следующие:

• организация семинаров, курсов и т.п. по различным аспек­там адаптации;

• проведение индивидуальных бесед руководителя, наставни­ка с новым сотрудником;

• интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;

• проведение организационно-подготовительной работы при введении новшеств;

• специальные курсы подготовки наставников;

• использование метода постепенного усложнения заданий, вы­полняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении
заданий. Целесообразно при этом продумать систему дополнительно­го поощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач;

• выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;

• выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета ди­ректоров и т.п.);

• подготовка замены кадров при их ротации;

• проведение в коллективе подразделения специальных ро­левых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.

Кроме того, следует обратить внимание на реализацию прин­ципов организации труда, оказывающих мотивационное воздей­ствие на персонал и облегчающих процесс адаптации сотрудни­ков. К таким принципам организации труда можно отнести:

• создание целевых проблемных групп, творческих бригад, варьирование их состава, времени и проблематики работы;

• организация венчуров;

• определение рациональной степени свободы режима тру­да, широкое использование аккордного принципа работы;

• оптимальное дублирование задач подразделений, введение элементов конкурсности и соревновательности подразделений, проектов и т.п.;

• гласность результатов труда (как групповых, так и индиви­дуальных);

• участие работников в управлении (использование методов групповой выработки решений, коллективного участия в раз­работке стратегических программ, делегирование полномочий
и ответственности и т.п.);

• проведение совещаний с рациональной периодичностью и длительностью;

• рациональное использование возникающих референтных групп;

• использование творческих методов выработки решений;

• обеспечение обратной связи с администрацией и коллега­ми по вопросам достигнутых результатов труда и адекватности их оценки.

Центр тяжести информационного обеспечения процесса адаптации лежит на сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Эти показатели условно делятся на объективные и субъективные. К объективным относятся показатели, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, актив­ность участия сотрудников в ее различных сферах. Кроме того, показатели адаптации подразделяются по принадлежности к одному из ее аспектов, например профессиональному аспекту (соответствие квалификационных навыков требованиям рабо­чего места); социально-психологическому (степень соответ­ствия поведения личности нормам, сложившимся в данном коллективе); психофизиологическому (степень утомляемости, уровень нервной перегрузки).

Субъективные показатели характеризуют удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями. Они подразделяются аналогично объективным по принадлежно­сти к одному из аспектов адаптации и определяют собственную оценку работником: своего отношения к профессии и квалифи­кации; отношений с коллективом сотрудников, с руководством; самочувствия, условий и тяжести труда; понимания роли инди­видуальных задач в решении общих задач организации.

Сбор и обработку информации об уровне и длительности адаптации целесообразно проводить в рамках процедуры теку­щей деловой оценки персонала. Причем по отношению к но­вым сотрудникам процедура деловой оценки должна иметь бо­лее высокую периодичность в пределах срока адаптации.

Для отечественных организаций главная проблема инфор­мационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности -адаптации. Вывод о ее успешном проведении делается на осно­ве сравнения фактических и нормативных показателей.

 

6.5. Организация управления профориентацией и адаптацией персонала

Управление профессиональной ориентацией и адаптацией стро­ится через формирование я развитие системы органов управления различного уровня.Общую координацию в этой области осуществ­ляют Министерство образования РФ, Министерства труда и со­циального развития РФ. На региональном и местном уровнях эту работу проводят учебные заведения, центры занятости, центры профориентации и адаптации. В реализации основных форм этой работы им помогают организации, являющиеся главными потребителями результатов профориентации и адаптации персонала.

Изучение отечественного опыта показало, что, как правило, специальной службы, которая бы занималась вопросами проф­ориентации и адаптации в организации, не существует. Формально функции по профориентации выполняет специалист по подготов­ке кадров, который работает с выпускниками подшефных школ.

Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений: инспектор отдела кадров, линейные ру­ководители или коллеги по работе. Их главная цель - сделать процесс адаптации приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным. Необходимо отметить, что- процесс как первичной, так и вто­ричной адаптации значительно не отличаются, т.е. все меро­приятия похожи друг на друга и выглядят следующим образом. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кад­ров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственному руководите­лю. А тот, в свою очередь, знакомит с коллективом, коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководи­тель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников. Как правило, еще в течение месяца руководитель проводит периодические беседы с новым работником, интересуясь трудностями, которые у него возни­кают, его успехами, и систематически оценивает его работу. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кад­ров не проводится. В некоторых организациях выдаются специ­альные брошюры с описанием того или иного вида производ­ства, рабочего места, профессии или должности.

При организации научно обоснованной системы управления профориентацией и адаптацией исходят из целей и задач, пред­ставленных на схеме рис. 6.9. Для достижения этих целей в орга­низациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как мини­мум из двух человек: профконсультанта (профессиональная ори­ентация) и менеджера по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников). В осуществлении процесса адаптации непосред­ственное участие принимают линейные руководители - Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшеф­ных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри ее.

Подразделение по управлению профориентацией и адапта­цией должно выполнять следующие функции

• изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, проведение мероприятий по адаптации к нему, осуществление соответствующей переструктуризации кадрового потенциала;

• наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей профориентации;

• расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам, закреплением ротаций и внутрипроизводственны­ми перемещениями кадров, формирование стабильного трудового коллектива;

• отбор лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;

• организация взаимодействия с региональной системой уп­равления профориентацией и адаптацией на взаимовыгодных условиях.

Для новых работников организуется специальный курс обу­чения и воспитания, призванный наиболее быстро и рациональ­но адаптировать их к стилю и методам работы в организации или в подразделении. Формами адаптации могут быть лекционные и семинарские занятия непосредственно в организации; выездные занятия на специальной учебной базе с приглашением специа­листов и экспертов; выездной групповой тренинг.

В работе по проведению адаптации новых работников ме­неджер по персоналу должен использовать специально разрабо­танную программу. Программа адаптации делится на общую и специализированную. Общая программа адаптациикасается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы:

• общее представление об организации; приветственная речь; тенденции развития, цели, приоритеты, проблемы предприя­тия; традиции, нормы; продукция и ее потребители; виды деятельности; организация, структура, связи; информация о высшем руководстве, внутренние отношения;

• оплата труда в организации;

• дополнительные льготы: виды страхования; выходные по­собия; пособия по болезни, болезням в семье, пособия по материнству; размер пенсии; возможности обучения на работе;

• охрана труда и техника безопасности: меры предосторож­ности; правила противопожарной безопасности и контроля; правила поведения при несчастных случаях; здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи;

• отношения работников с профсоюзом; сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; права и обя­занности работника; выполнение постановлении профсоюзов; дисциплина и взыскания;

• служба быта: питание; комнаты отдыха; другие службы быта.

После реализации общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает воп­росы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Обычно эту программу проводят линейные ру­ководители или наставники. Эта программа включает в себя следующие вопросы:

• функции подразделения, цели и приоритеты; организа­ция, структура и функции; взаимоотношения с другими под­разделениями;

• обязанности и ответственность; детальное описание теку­щей работы и ожидаемых результатов; разъяснение, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими вида­ми работ в подразделении и на предприятии в, целом; длитель­ность рабочего дня и расписание; требования к качеству выпол­няемой работы;

• правила-предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; правила тех­ники безопасности; отношения с работниками других подраз­делений; питание, курение на рабочем месте; телефонные пе­реговоры личного характера в рабочее время;

• осмотр подразделения: кнопка пожарной тревоги, входы и выходы; места для курения; места оказания первой помощи;

• представление сотрудникам подразделения.

Данную программу можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работ­ников, которые еще не имеют профессионального опыта, отлича­ется тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, в программу адаптации обязательно должно входить обучение. Особые потребнос­ти в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они так­же нуждаются в обучении, и их потребности в чем-то схожи с потребностями молодых работников, и им зачастую труднее впи­саться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация женщин, возвратившихся на работу после отпуска по уходу за детьми, инва­лидов; сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных кур­сов. Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.