очная, заочная, заочная (на базе высшего образования)
Разработчик УМК
к.б.н., доцент Рашитова _____________________ «_____» ________________ 2011 г.
Уфа
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1.
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
2.
Цели освоения учебной дисциплины
3.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4.
Рабочая программа
5.
Образовательные технологии
6.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.
Методические рекомендации для преподавателя
9.
Методические указания для студентов
10.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
11.
Контрольно-оценочные материалы
12.
Рейтинг-план дисциплины
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая (обязательная часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464, и является обязательной дисциплиной.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе в курсе ОБЖ, физики, химии, биологии.
Данная дисциплина входит в систему пропедевтических курсов - в совокупность дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,
ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен:
Знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности.
Уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности
Владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно- терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
Учебная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК- 7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
по дисциплинеБезопасность жизнедеятельности для очного отделения
Рабочую программу осуществляют:
Лекции: к.б.н., доцент Рашитова Г.С.
Практические занятия: к.б.н., доцент Рашитова ГС.
Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2
Учебных часов:
лекций - 14 (4) (в т.ч. в интерактивных формах)
лабораторных занятий (в т.ч. в интерактивных формах) – 20 (8)
Самостоятельная работа студентов - 36
КСР –2
Раздел
дисциплины, темы
Семестр
Форма изучения материалов и
кол-во часов
Интерактивные методы обучения
Меж-предметные связи
Инновационные методы в обучении
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ЛК
ПЗ
КСР
СРС
1.
Модуль1.
Человек и техносфера.
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
2.
Тема 1.
Введение в БЖД. Основные понятия
0,3
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Использование ресурсов электронных библиотек
3.
Тема 2.
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
0,3
интерактивное занятие в форме «каждый помогает каждому»
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Гражданское право
Использование
ресурсов электронных библиотек
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
4.
Тема 3.
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов, основы безопасности.
0,3
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Использование
ресурсов электронных библиотек
5.
Модуль 2: Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
темы 4-5
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
6.
Тема 4.
Основные понятия и определения, классификация ЧС Характеристика ЧС техногенного и природного характера
0,4
Проективная техника
Учебные фильмы
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Использование
ресурсов электронных библиотек
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
7.
Тема 5.
Защита населения и территорий в ЧС
0,5
Проективная техника
Учебные фильмы
интерактивное занятие в форме «каждый помогает каждому»
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Использование
ресурсов электронных библиотек
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
по дисциплинеБезопасность жизнедеятельности для заочного отделения
Рабочую программу осуществляют:
Лекции: к.б.н., доцент Рашитова Г.С.
Практические занятия: к.б.н., доцент Рашитова ГС.
Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2
Учебных часов-72
лекций - 4
лабораторных занятий– 4
Самостоятельная работа студентов - 64
КСР –0
Раздел
дисциплины, темы
Семестр
Форма изучения материалов и
кол-во часов
Интерактивные методы обучения
Меж-предметные связи
Инновационные методы в обучении
Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
ЛК
ПЗ
КСР
-
СРС
9.
Модуль1.
Человек и техносфера.
-
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
10.
Тема 1.
Введение в БЖД. Основные понятия
-
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Использование ресурсов электронных библиотек
11.
Тема 2.
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
-
интерактивное занятие в форме «каждый помогает каждому»
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Гражданское право
Использование
ресурсов электронных библиотек
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
12.
Тема 3.
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов, основы безопасности.
-
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Использование
ресурсов электронных библиотек
13.
Модуль 2: Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
темы 4-5
-
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
14.
Тема 4.
Основные понятия и определения, классификация ЧС Характеристика ЧС техногенного и природного характера
-
Проективная техника
Учебные фильмы
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Использование
ресурсов электронных библиотек
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
15.
Тема 5.
Защита населения и территорий в ЧС
-
Проективная техника
Учебные фильмы
интерактивное занятие в форме «каждый помогает каждому»
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Использование
ресурсов электронных библиотек
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
по дисциплинеБезопасность жизнедеятельности для заочного отделения (на базе высшего образования)
Рабочую программу осуществляют:
Лекции: к.б.н., доцент Рашитова Г.С.
Практические занятия: к.б.н., доцент Рашитова ГС.
Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2
Учебных часов-72
лекций - 2
лабораторных занятий – 2
Самостоятельная работа студентов - 64
КСР –0
Раздел
дисциплины, темы
Семестр
Форма изучения материалов и
кол-во часов
Интерактивные методы обучения
Меж-предметные связи
Инновационные методы в обучении
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ЛК
ПЗ
КСР
-
СРС
17.
Модуль1.
Человек и техносфера.
-
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
18.
Тема 1.
Введение в БЖД. Основные понятия
-
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Использование ресурсов электронных библиотек
19.
Тема 2.
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
-
интерактивное занятие в форме «каждый помогает каждому»
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Гражданское право
Использование
ресурсов электронных библиотек
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
20.
Тема 3.
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов, основы безопасности.
-
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Использование
ресурсов электронных библиотек
21.
Модуль 2: Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
темы 4-5
-
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
22.
Тема 4.
Основные понятия и определения, классификация ЧС Характеристика ЧС техногенного и природного характера
-
Проективная техника
Учебные фильмы
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Использование
ресурсов электронных библиотек
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
23.
Тема 5.
Защита населения и территорий в ЧС
-
Проективная техника
Учебные фильмы
интерактивное занятие в форме «каждый помогает каждому»
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Использование
ресурсов электронных библиотек
Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование