Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика обучения рассказыванию по картине. Своеобразие методики обучения д. описательным рассказам по предметной и пейзажной картинам.



Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для реб.. Проблема организации такого зан. в том, что д. должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что реб. не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного зан. пед. успевает опросить только 4-6 д., остальные при этом являются пассивными слушателями.

Тем не менее, трудно поспорить с тем, что реб. должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.Возникшее противоР.е можно решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок. При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса реб.-дошкольника к этому виду деятельности. Можно выделить два типа рассказов по картине.

Описательный рассказ.

Цель: развитие связной Р. на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

- фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;

- описание картины как раскрытие заданной темы;

- развернутое описание конкретного объекта;

- словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

2. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: учить д. составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, кот. могут быть выделены только по косвенным признакам. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов реб..

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для д.. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный х-р, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упр. при форм. навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.

Во 2 мл. гр.осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Д. этого возр. еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому пед. учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.

Пед. должен учить д. последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства реб., обогащает его знания, развивает речевую активность.

В ср. гр.на зан.х по разв. Р. широко используются картины. Цель обучения остается прежней - учить д. описывать изображенное на картине. У д. формируют навыки самостоятельного описания картины, кот. будут развиваться и совершенствоваться в ст. группе.

По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы пед.. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, реб. учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя. На зан.х по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы пед. по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это несомненно подготавливает д. к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения - в ст. и ст. гр..

В ст. гр., когда активность реб. возр.ет, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На зан.х решается целый ряд задач: воспитывать у д. интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т. д.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин пед. использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

В ст. группе д., воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание пед. раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном д. высказываются сами. Д. этого возр. составляют рассказы по хорошо знакомым картинам.

В ходе зан. воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у д., т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Пед. может привлечь дошк. и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько д..

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.