Д. И. представляет собой многоплановое, сложное пед. явление: она явл. и игровым методом обуч. д.д.возр., и формой обучения, и самост. игровой деят., и ср-ом всестороннего воспитания личности реб.. Именно в Д. игре реб. получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь. В дош. в. реб. должен овладеть таким словарем, кот. позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать лит., теле и радио и т. д. Содержание дид. игр опр. «Программой воспитания в детском саду», оно связано с содерж. занятий и наблюдениями. Д. игра опирается на знания, уже имеющиеся у д., причем часто в одной игре они могут исп. знания и представления, полученные на зан.х по разным «предметам», разным разделам программы. Например, в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду.
На втором и третьем годужизни реб. осваивает названия предметов одежды, мебели, посуды, а также игрушек и т. п., с кот. он действует в детском саду и дома, кот. часто видит и к которым проявляет интерес. Осваивает он и названия действий с этими предметами.Слов. работа на данном этапе заключается в том, что д. учат различать и называть части предметов (части тела у животных, человека; части у предметов обихода; контрастные размеры предметов; некот. цвета, формы; некот. вкусовые качества; некот. физические качества (холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется).В этом возрасте у д. наблюдается способность обозначать одним словом группу одних и тех же предметов, независимо от их размера, цвета, положения в пространстве, а также отличать одни группы предметов от других, сходных. В дид. играх«Что изменилось», «Назови правильно», «Не ошибись» и других реб. совершенствует словарный запас, у реб. формируется интерес к словарной деятельности.
Словарь дошкольника на четвертом году жизнипо-прежнему пополняется названиями предметов, с кот. д. сталкиваются и действуют в быту. Существенное знач. на данном возрастном этапе приобретают ознакомление д. с особ. предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Дошк. знакомят с названиями предметов, с их назнач.м, особ. строения. Учат различать материалы (глина, бумага, ткань, древесина). Вычленять их качества и свойства (мягкий, твердый, шероховатый, тонкий; рвется, ломается, бьется и т. д), Опр.соответствие материала, из кот. сделан предмет, его назначению. Для реализации словарной задачи пед. использует д. игру, как на зан.х, так и в самост. деятельности д. В задачи словарной работы входит также учить д. различать сходные предметы по существенным признакам отличия и точно обозначать их словом (у стула — спинка в отличие от табурета; у чашки —ручка в отличие от стакана и т. п.).Эти различия д. находят в играх «Что изменилось», «Назови, не ошибись»и др.
На пятом году жизнипредусматривается введение в активный словарь реб. названий всех предметов (предметов, входящих в группы овощей, фруктов; продуктов питания; всех предметов обихода), материалов (ткань, бумага, древесина, стекло) и т. п., а также слов, обозначающих особенности предметов и материалов, знакомых ему по личному опыту, и способы сенсорного обследования. Под руководством пед.а в дид. играх д. учатся группировать предметы по одному существенному признаку—по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия и слова, их обозначающие (игрушки, продукты, одежда). Группировка предметов по комплексу существенных признаков (двум-трем) им еще недоступна.
В ст.д. в.продолжается работа по расширению словаря. Гл. внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотная и т. п.). В словарь д. вводят слова, обозначающие материалы. Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы и т. п.). 3акрепление этих знаний и активизация словарной работы происходит в дид. играх «Кто где живет», «Из чего это сделано», «Найди пару». Ст. дошк. учат также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; и т. п.). Эффективно используют Д. И.: «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Краски», «Что изменилось» и др. В зав. от материала Д. И. можно разделить на три вида: И. с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные И. и словесные И.