Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Игрушки, картины, их роль в ознакомлении д. с окружающим и развитии словаря. Методика их использования.



В игрушках представлены в уменьшенном виде те же предметы жизненного окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. Игрушки выдвигают многократные возможности для закрепления как тех представлений, кот. д. опытным путем добыли в жизни, так и обусл. ими словесных форм.

В зан.х с маленькими д. преобладает речь взрослого. Это тоже своего рода игры. Цель их — ознакомление д. с названиями предметов, их качеств, действий, числовых и пространственных соотношений. Это так называемые показы; каждая новая ситуация, выдвигаемая занятием, претворяется в показ, в действие: кукла стоит, сидит, бежит, упала, встала, ест, пьет и т. п. Пед. последовательно проделывает на столе перед сидящими д. означенные действия, сопровождая их четкой выразительной речью. Действия тех или иных игрушечных персонажей, поясняемые словом, увлекают д., они с напряженным вниманием следят за ними, не замечая рук, манипулирующих игрушками, и реагируют на такое представление-показ взрывами радости.

По мере раз. д., расширения круга их представлений и навыков Р. содержание игр усложняется число персонажей и предметов увеличивается. Активная речь д. проявляется все чаще, дополняя речь взрослого.

Особое знач. отдаётся играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Такие игрушки не поступают в бесконтрольное, свободное пользование д.. Д. проявляют к таким игрушкам громадный интерес. Игрушки эти подбираются по категориям. Люди: фигурки д., рабочих, колхозников, солдат, пионеров и т. п. Дидактически оборудованная кукла: а) мебель, б) платье, в) белье, г) обувь, д) посуда, е) предметы жизненного обихода. Жилища людей и их окружение. Строения разных типов. Средства передвижения. Животные домашние и дикие. Птицы домашние и дикие. Овощи, плоды, грибы и т. п. Орудия труда. В основу всех видов занятий по разв. Р. должно быть положено два требования: д. должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда д. овладели механизмом Р.. Совершается это за счет Р., которую реб. слышит. Картинам как фактору умственного раз. реб. должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное знач. имеют опыт и личное наблюдение реб. для раз. его мыслительной способности и Р.. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, кот. дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и знач. их так велико. Рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель:

1) упражнение способности к наблюдению; 2) поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения);

3) развитие языка реб..

Большинство восприятий реб. становится его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятельность. Одни лишь картины специально предназначены для того, чтобы поощрять развитие спокойного, не моторного созерцания. Зан.м с д. по картинкам принадлежит в методике раз. Р. д. первенствующее место. Свои переживания реб. охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле раз. его языка. Рассматривая картину, маленький реб. все время говорит. Пед. должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с д., путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и раз. языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту д. и уровню их раз., но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Д. проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для раз. наблюдательности, ясности мышления и языка д..

Надо стремиться, чтобы рассматриваемые картины способствовали разв. в детях эстетического чувства. Зан. по картинам ведутся индивидуально и коллективно. Последние, конечно, преобладают. Надо следить за тем, чтобы д. соблюдали установленные правила: говорить поочередно, друг друга не перебивать, быть внимательным к тому, что говорят товарищи, вносить поправки, дополнения. В этом — дисциплинирующее знач. таких занятий.

Зан. по картинам должны чередоваться с зан.ми с подлинными предметами и игрушками. Если картины развивают в детях внимание, сосредоточенное созерцание, что способствует зрительному восприятию большого числа деталей и слов, то реальный предмет, упражняя несколько анализаторов и моторную сферу реб., оказывает влияние и на другие существенные стороны его раз..

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.