Прикосновения связаны с чувственной сферой человека. Лучший подход – свести прикосновения к клиентам до минимума, чтобы подобное действие не было истолковано, как угроза или неподходящее в данный момент действие. Если Вам необходимо прикасаться к кому-либо в процессе ухода, объясняйте подопечным каждое свое действие и спрашивайте разрешения на прикосновения. Недопустимо для сотрудника, спросив у клиента разрешения на прикосновение и не получив согласия, навязывать свое мнение и злоупотреблять силой.
Если же Ваш подопечный отказывается от процедуры, которая предусматривает прикосновения, необходимо выяснить причину его отказа (возможно, он стесняется, пытается что-то скрыть, не понимает смысла Ваших действий или не хочет, чтобы именно Вы осуществляли данную процедуру) и принять соответствующие меры.
Вывод
Коммуникация – это процесс передачи и усвоения информации. Коммуникация и взаимоотношения тесно связаны между собой: характер взаимоотношений влияет на способ коммуникации, и наоборот, выбираемый нами способ коммуникации может повлиять на формирование взаимоотношений, определить их характер.
Общение осуществляется посредством вербальной коммуникации (письменная или разговорная речь) и невербальной коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, запахи, прикосновения и т.д.)
Упражнение 1
Способы коммуникации
Какие способы коммуникации Вы используете общаясь:
с подопечными?
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
с коллегами?
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
с Вашим наставником или руководителем теоретического обучения?
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Опираясь на собственные ответы, подумайте, используете ли Вы в своей работе основные методы коммуникации?
Изучение прикосновения к человеку, как способа коммуникации
На изображенном ниже контуре тела человека отметьте те области, прикосновение к которым следующих людей были бы Вам приятны (используйте разные цвета):
Ø человек, с которым Вы встретились впервые;
Ø знакомый;
Ø близкий друг;
Ø член семьи;
Ø коллега по работе.
Как Вы решали, кому и где можно прикасаться к Вам?
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Являются ли эти области допустимыми для прикосновений всех людей, относящихся к перечисленным категориям?
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Как Вы определяете, когда и каким образом Вам следует прикоснуться к подопечному?
Как известно, для построения позитивных взаимоотношений и достижения эффективной коммуникации необходимо, чтобы собеседники понимали друг друга и реагировали соответствующим образом. Как же содействовать эффективной коммуникации при наличии тех или иных барьеров?
Трудности в общении
С коммуникацией могут быть связаны трудности в отношении получаемых и посылаемых сообщений, а также в отношении канала передачи информации.
Трудности, возникающие при сообщении информации:
è использование профессиональных терминов или жаргона;
è передача очень большого объема информации;
è дефекты речи (заикание, сильный акцент и др.);
è несоответствие скорости передачи информации и скорости ее восприятия;
è противоречивость информации;
è искаженность информации;
è несоответствие вербальных и невербальных сообщений;
è некорректный способ передачи информации, например: агрессивный;
è культурные барьеры.
Трудности, возникающие при получении информационного сообщения:
è шумная обстановка;
è нарушения (ухудшение или потеря) слуха;
è нарушения (ухудшение или потеря) зрения;
è умственные нарушения;
è дискомфорт или боль;
è рассеянность, беспокойство, неуверенность в себе;
è физическая неспособность к усвоению информации.
Трудности, возникающие при использовании канала передачи информации:
В качестве канала передачи информации могут выступать речевые, неречевые и знаковещественные средства общения.
è Речевые средства общения. Слова несут два смысла: общепринятый и личностный. Общение строится на общепринятых смыслах слов, поэтому при использовании личностного смысла общение может быть нарушено. Для установления полноценного контакта необходимо единое понимание смысла слов.
è Неречевые средства общения. К ним относятся: жесты, мимика, пантомимика (система движений и поз), тактильная чувствительность («язык прикосновений»), контакт взглядов, «обмен запахами». При помощи этих средств общения передается эмоциональная информация (отношение к собеседнику, эмоции). Внешнее проявление этих средств зависит от культурных и социальных традиций, поэтому люди могут по-разному воспринимать одну и туже неречевую информацию. Например, кивок головой в некоторых странах используется в случае выражения согласия, в других – как знак отрицания (Болгария).
è Знаковещественные средства общения. Обмен информацией с помощью предметов, изображений и символических объектов – язык подарков, цветов и открыток; обмен информацией при помощи различных элементов одежды.