Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стереотипное поведение



Стереотипное поведение – это поведение, основанное на приписывании членам определенных групп людей определенного набора характеристик (часто отрицательных). Например, считается, что люди еврейской национальности самые хитрые. Если Вы ведете себя по отношению к людям еврейской национальности, придерживаясь данного мнения – Ваше поведение стереотипно.

Отношение окружающих к отдельной личности на основе стереотипных характеристик приводит к возникновению дискриминации по отношению к данной личности.

Общий стереотип, приписываемый пожилым людям – забывчивость. Последствия следования этому стереотипу могут быть чрезвычайно опасны, например, престарелому человеку могут не поверить, что его пенсионную книжку украли, а скорее сделают предположение, что он ее потерял. Также ошибочно мнение о том, что потеря памяти не нуждается в исследовании основных физиологических причин, а предполагается, что в таком возрасте это естественно.

Следующая таблица предоставляет некоторые возможные стереотипы, связанные с пожилыми людьми. Можете ли Вы что-нибудь добавить?

 

Стереотипы о пожилых людях
Никогда не изменяют своим привычкам Старомодны Сварливы Забывчивы Несексуальны (чаще применяется к женщинам) Консервативны Непривлекательны Критичны Не способны к пониманию молодого поколения Приближаются к концу своей полезной и полноценной жизни

 

Пример опасности осуществления взаимодействия на основе стереотипов приведен ниже:


 
 
Клиент С. – пожилой мужчина, посещающий отделение дневного пребывания, пожаловался сотрудникам, что дома он обнаружил пропажу своих личных вещей, таких, как старые фотографии и страницы музыкальных произведений. Так как эти вещи не представляли большой финансовой ценности, сотрудники отделения предположили, что клиент забыл, куда положил их, и были обеспокоены, что его память ухудшается. Этот вопрос обсудили с членами семьи клиента, которые согласились с тревожными предположениями, а также прокомментировали, что дома С. становится все беспокойнее и возбужденнее. Родственники также признали, что в течение нескольких месяцев они помогали своему отцу освобождаться от ненужного хлама, т.к. этот хлам представлял потенциальную опасность - риск возникновения пожара. Во избежание конфликтов с отцом это «освобождение от хлама» происходило в то время, когда отец находился в отделении дневного пребывания.

 


Присвоение ярлыков

Присвоение «ярлыков» тесно связано со стереотипностью поведения. Людям могут «вешать ярлыки», базируясь на стереотипах. Если когда-нибудь на человека «повесили ярлык», то избавиться от него очень трудно, т.к. окружающие видят «ярлык», прежде, чем человека. Нравится нам это или нет, «вешание ярлыков» - это часть жизни и касается почти каждого из нас. Вопрос заключается лишь в том, какими являются данные «ярлыки» - положительными (благотворными для человека) или отрицательными.

Например, сотрудник социальной службы может иметь множество положительных «ярлыков», что является результатом его успешной деятельности, как на работе, так и вне ее:

- энергичный;

- рассудительный;

- уверенный в себе;

- целеустремленный;

- исполнительный и др.

Многие же клиенты, в силу произошедших возрастных изменений не могут больше претендовать на подобные положительные «ярлыки» (даже, если когда-то они у них были). Пожилым людям присваивают «ярлыки» без учета их роли в общественной жизни, поэтому они часто имеют негативный оттенок:

- упрямый;

- с претензиями;

- спорщик;

- тугодум;

- зануда;

- психованный;

- непредсказуемый.


Часто «ярлыки» носят девальвирующий (обесценивающий) характер. Результатом создания предвзятого мнения о клиенте может стать реальное воплощение приписываемых ему качеств. Например, существует риск установления напряженных взаимоотношений клиента с «ярлыком» «привередливый и агрессивный» с сотрудниками отделения социального обслуживания в связи с тем, что он видит, более внимательное отношение персонала к другим обслуживаемым, чем к себе, и это вызывает у него обиду, и раздражение.

«Ярлыки» могут быть полезными для клиентов, если они носят официальный деловой характер. Так, например, диагноз врача (тот же «ярлык») может стать полезным для пожилого человека, если он (пожилой человек) после этого получит соответствующее лечение, которое сможет восстановить, насколько это возможно, его независимость. Присвоение «ярлыков» может быть полезным для клиентов в тех случаях, если это точно определяет их потребности и имеет своим результатом удовлетворение последних.

 

К сожалению, иногда носители официального «ярлыка», могут чувствовать на себе его негативное воздействие. Например, клиент с диагнозом «депрессия», рискует вероятностью присвоения окружающими его людьми таких «ярлыков», как «рассеянный», «занудный» и т.д.

 

Вывод

На притеснение и подавление людей оказывает влияние широкий спектр «социальных привычек», которые являются механизмами осуществления дискриминации. Механизмы, используемые для подавления людей, включают речь, стереотипное поведение и присвоение «ярлыков».

Люди часто бессознательно поступают на основе этих механизмов, в результате чего возникает притеснение или подавление другого человека. Понимание механизмов притеснения может помочь избежать «практики подавления» и, тем самым, иметь возможность поддерживать права и достоинство пожилых людей.

 


Упражнение 4


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.