Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цели и задачи социальной работы



На учебное пособие С. А. Шаховой, О. В. Джигкаевой, Н. Б. Соловьевой

«Технологии социальной работы с пожилыми людьми»

 

Авторы избрали инновационный подход в подготовке данного учебного пособия. Его новизна состоит в структурировании учебного пособия, состоящего из различных индивидуальных модулей, при чем следует особенно отметить то, что авторы рассматривают достаточно широкий спектр технологий, начиная от формирования профессионального имиджа социального работника, организации труда по деятельности учреждений социального обслуживания и технологий ухода за пожилыми людьми.

Полезность учебного пособия заключается и в том, что оно насыщено практическими упражнениями, методическими материалами по оценке потребности социального обслуживания, подготовке индивидуального плана по уходу за лицами старшего возраста, оформления журнала регистрации оказываемых услуг и т.д.

Структура учебного пособия и характер изложения материала соответствует основным дидактическим единицам представленной программы курса; построение текста, система контроля усвоения знаний, списки дополнительной литературы создают предпосылки для углубленной самостоятельной работы студентов.

Все вышеизложенное дает основание рекомендовать представленную рукопись к опубликованию в качестве учебного пособия для студентов вузов социального профиля и специалистов социальной сферы.

 

Е. И. Холостова,

Доктор исторических наук,

Профессор


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Основная цель разработки настоящего учебного пособия – предоставление сотрудникам учреждений социального обслуживания необходимой информации по осуществлению деятельности, связанной с организацией процесса обслуживания пожилых людей и инвалидов, и предоставлению им персонального ухода высокого качества.

Данный сборник включает в себя:

1. Восемь индукционных модулей, информирующих об основных целях и задачах социальной работы; о здоровье и безопасности на рабочем месте; об организационных аспектах деятельности; о планировании персонального углубленного ухода. В них содержатся практические рекомендации по осуществлению корректного и полноценного ухода за клиентами с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению; оказанию клиентам помощи в одевании и раздевании, принятии пищи, использовании туалета, осуществлении личной гигиены, а также по уходу за подопечными, находящимися в кризисных состояниях.

2. Шесть фундаментальных модулей, в которых доступным для восприятия социальных работников языком изложены основные теоретические положения социальной работы, а также содержатся задания для самостоятельной подготовки, вопросы и упражнения.

3. Перечень документации, необходимой в процессе предоставления клиентам персонального углубленного ухода.

 

 


Содержание

 

Часть Ⅰ. Индукционные модули ………………………………………………………...
1. Индукционный модуль № 1 «Введение в социальную работу»………………………..
1.1. Профессиональные термины в сфере социального обслуживания ……………...
1.2. Профессиональный имидж ………………………………………………………...
1.3. Общение ……………………………………………………………………………..
1.4. Кодекс «Ценностные основы социального обслуживания» ……………………..
2. Индукционный модуль № 2 «Охрана здоровья и безопасность труда  
в пределах рабочего пространства» ……………………………………………………….
2.1. Общие требования безопасности на рабочем месте ……………………………...
2.2. Охрана здоровья и безопасность труда в пределах рабочего пространства ……
2.3. Требования безопасности в аварийных ситуациях ……………………………….
2.4. Несчастные случаи с подопечными ……………………………………………….
2.5. Оценка риска ………………………………………………………………………..
2.6. Профессиональная деформация …………………………………………………...
3. Индукционный модуль № 3 «Организационные аспекты деятельности  
учреждения социального обслуживания» ………………………………………………...
3.1. Порядок приема и увольнения сотрудников ……………………………………...
3.2. Основные обязанности сотрудников (правила поведения) ……………………...
3.3. Дисциплинарные процедуры ………………………………………………………
3.4. Собрания сотрудников ……………………………………………………………..
3.5. Процедура подачи жалоб и предложений ………………………………………...
3.6. Лист временной нетрудоспособности ……………………………………………..
4. Индукционный модуль № 4 «Планирование ухода» …………………………………...
4.1. Процесс планирования ухода ………………………………………………………
4.2. Ведение документации, связанной с предоставлением персонального ухода ……………………………………………………………………….
5. Индукционный модуль № 5 «Уход за клиентами с ограниченной  
способностью к самообслуживанию и передвижению» ………………………………...
5.1. Уход за клиентами с ограниченной способностью  
к самообслуживанию и передвижению …………………………………………………..
5.2. Создание постельного комфорта клиентам  
с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению ……………….
5.3. Гигиенические мероприятия по уходу за клиентами  
с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению ……………….
5.4. Уход за умирающими клиентами ………………………………………………….
6. Индукционный модуль № 6 «Помощь клиентам с ограниченной  
способностью к передвижению» …………………………………………………………..
6.1. Уход за клиентами с ограниченной способностью к передвижению …………...
6.2. Подготовка клиентов к перемещению …………………………………………….
7. Индукционный модуль № 7 «Гигиена клиентов с ограниченной  
способностью к самообслуживанию и передвижению» ………………………………...
7.1. Процедура купания …………………………………………………………………
7.2. Помощь клиентам в одевании и раздевании ……………………………………...
7.3. Помощь клиентам в процессе принятия пищи ……………………………………
7.4. Помощь клиентам в использовании туалета ……………………………………...
8. Индукционный модуль № 8 «Работа с клиентами группы риска» ………………….
8.1. Работа с людьми, находящимися в кризисном состоянии ……………………….
8.2. Агрессия ……………………………………………………………………………..
   
Часть Ⅱ. Фундаментальные модули ……………………………………………………
9. Фундаментальный модуль № 1 «Ценностные основы социального обслуживания» ………………………………………………………………..
9.1. Введение «Ценностные основы» ………………………………………………….
9.2. Понятие «дискриминация» ………………………………………………………...
9.3. Профилактика притеснения (подавления) ………………………………………...
9.4. Понимание индивидуальности личности …………………………………………
9.5. Права ………………………………………………………………………………...
9.6. Предоставление полномочий и информации ……………………………………..
9.7. Практическая поддержка людей в реализации ими собственных прав …………
9.8. Понимание конфиденциальности ………………………………………………….
10. Фундаментальный модуль № 2 «Процесс старения и оценка  
потребностей пожилых людей» …………………………………………………………..
10.1. Процесс старения ………………………………………………………………….
10.2. Оценка потребностей клиентов в форме социального обслуживания ………...
10.3. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам ………
10.4. Услуги отделения временного проживания ……………………………………..
10.5. Процесс планирования ухода ……………………………………………………..
11. Фундаментальный модуль № 3 «Коммуникация и взаимоотношения» …………..
11.1. Коммуникация и взаимоотношения ……………………………………………...
11.2. Коммуникативные барьеры ………………………………………………………
11.3. Базисные коммуникативные умения ……………………………………………..
11.4. Влияние стресса на коммуникацию ……………………………………………...
11.5. Коммуникативные методы работы с пожилыми людьми ………………………
11.6. Коммуникация в трудовом коллективе …………………………………………..
11.7. Письменная коммуникация ……………………………………………………….
11.8. Важность установления и поддержания позитивных взаимоотношений ……..
11.9. Семейные отношения ……………………………………………………………..
11.10. Дружба ……………………………………………………………………………
11.11. Сексуальные отношения ………………………………………………………...
11.12. Отношения с персоналом ………………………………………………………..
12. Фундаментальный модуль № 4 «Основы здравоохранения  
в социальной сфере» ……………………………………………………………………….
12.1. Введение «Основы здравоохранения» …………………………………………...
12.2. Мобильность и активность ………………………………………………………..
12.3. Диета и питание ……………………………………………………………………
12.4. Лекарства и пожилые люди ……………………………………………………….
12.5. Сахарный диабет …………………………………………………………………..
12.6. Болезнь Паркинсона ……………………………………………………………….
12.7. Паралич …………………………………………………………………………….
12.8. Сенсорные нарушения …………………………………………………………….
12.9. Недержание ………………………………………………………………………...
12.10. Кризисное состояние личности …………………………………………………
12.11. Слабоумие ………………………………………………………………………...
12.12. Уход за умирающими людьми …………………………………………………..
13. Фундаментальный модуль № 5 «Охрана здоровья и безопасность труда в рамках учреждения социального обслуживания» ……………………………………….  
13.1. Введение «Здоровье и безопасность» ……………………………………………
13.2. Предоставление гарантий безопасности и охрана здоровья пожилых людей ………………………………………………………………….
13.3. Оценка риска ………………………………………………………………………
13.4. Контроль над проявлениями агрессии …………………………………………...
14. Фундаментальный модуль № 6 «Защита людей от агрессии» …………………….
14.1. Понятие и виды агрессии …………………………………………………………
14.2. Защита людей от агрессии ………………………………………………………..
Список используемой литературы …………………………………………………………..
Приложения ………………………………………………………………………………….
Приложение 1 «Форма оценки потребности в социальном обслуживании и персональном уходе» …………………………………………………...
Приложение 2 «Индивидуальный план ухода» ……………………………………….
Приложение 3 «Ежедневник социального работника» ……………………………….
Приложение 4 «Контактный лист клиента» …………………………………………...
Приложение 5 «Журнал регистрации оказываемых услуг» ………………………….
   

 

Часть Ⅰ

 

 

Индукционные

модули

 

&
Индукционный модуль № 1

«Введение в социальную работу»

 
 


1.1. Профессиональные термины сферы социального обслуживания

 

Для любой сферы деятельности характерно использование специальных слов и выражений. Это касается и сферы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Во время изучения вводной программы Вы ознакомитесь с основными специальными терминами: социальное обслуживание, социальная служба, клиент социальной службы, социальный работник, социальные услуги, трудная жизненная ситуация и др. Знание и понимание этих терминов поможет Вам процессе установления и поддержания деловых отношений с коллегами по работе.

 

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Социальная служба – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

 

Социальный работник – это специалист в области социальной работы, который в силу своих должностных и профессиональных обязанностей, оказывает все (или отдельные) виды социальной помощи человеку, семье или социальной группе, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

 

Социальная работа понимается как профессиональная деятельность, которая помогает людям преодолевать личные, социальные и ситуативные трудности.

 

Клиент социальной службы – гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.


Социальные услуги – действия социальной службы по оказанию клиентам помощи, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

 

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

 

Социальная реабилитация – процесс восстановления основных социальных жизнеобеспечивающих функций личности.

 

Другие специальные термины (названия процедур, заболеваний, термины, характеризующие состояния клиента и др.) Вы будете узнавать в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.

 

Составьте свой список профессиональных терминов по мере того, как узнаете их в процессе изучения вводной программы.

 

Цели и задачи социальной работы

 

Социальная работа в своей основе направлена на удовлетворение потребностей человека. Чтобы добиться этого, необходимо проанализировать, то есть оценить потребности человека. Следовательно, исходной целью социальной работы является изучение индивидуальных потребностей различных категорий людей.

Когда потребности человека изучены и оценены, найдены способы и возможности их удовлетворения, перед социальным работником встает следующая цель – представительства и защиты интересов людей, в первую очередь не способных самостоятельно обеспечить свое существование.

Главной же целью социальной работы является забота о благосостоянии, а также раскрытие возможностей и способностей личности, благодаря чему обретается самостоятельность в решении собственных проблем. При этом необходимо стимулировать инициативу, творчество и создавать нуждающимся такие условия, при которых они могли бы найти выход из затруднительного положения, обрести способность самостоятельно удовлетворять собственные потребности, используя при необходимости социальную помощь.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие задачи:

Ø Производить диагностику социальных и личностных проблем, а также их профилактику. Эта задача возникает перед социальным работником, когда требуется установить причины бедственного положения человека, дать оценку возникшей ситуации и наметить меры для ее изменения.

Ø Предоставлять нуждающимся социальное обеспечение и помощь. Смысл этой задачи в поддержании жизненного уровня социально незащищенных слоев населения.

Ø Осуществлять посредничество между клиентами и другими организациями. Для оказания комплексной и эффективной помощи клиентам, а также для удовлетворения их разнообразных потребностей социальный работник будет выступать как посредник и связующее звено между клиентами и другими организациями.

 

1.2. Профессиональный имидж

 

Рассмотренные цели и задачи социальной работы определяют широкий диапазон навыков и умений, необходимых социальным работникам для их выполнения. Нижеследующая информация обозначает аспекты профессионального имиджа: знания и опыт, владение информацией, личностные качества и черты, личная привлекательность, одежда и внешний вид социального работника.

Знания и опыт

Знания и опыт, приобретенные сотрудником в процессе обучения и практической деятельности, являются наиболее эффективным средством решения сложных ситуаций, возникающих в ходе профессиональной деятельности. Без опоры специалиста на знания и профессиональные умения затруднено осуществление практической деятельности на основе индивидуального подхода к подопечным.

 

Владение информацией

Владение информацией – это уровень информированности сотрудника социальной службы, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов.

Итак, сотруднику необходимо:

§ иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях наук;

§ обладать высокой общей культурой;

§ владеть информацией о политических, социальных и экономических процессах, протекающих в обществе;

§ обладать способностью предвидеть последствия своих действий;

§ обладать определенной социальной приспособленностью, в связи с разнообразием клиентов;

§ иметь профессиональный такт, способность вызывать симпатию и доверие окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;

§ обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, всегда оставаться спокойным, доброжелательным и внимательным к клиенту, даже при возникновении непонимания;

§ уметь принимать решения в неожиданных ситуациях, четко формулировать и излагать свои мысли.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.