Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема №8. Сущность, принципы и функции права.



Понятие и определение прав.Право- это система обязательных, формально- определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Право есть система общеобязательных правил поведение, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Нормативность права заключается в том, что оно состоит из определённых норм. Это роднит его с моралью религией, обычаями, традициями. Нормы права содержат в себе правила поведения человека в той или иной ситуации. Нормы права отличаются и от социальных норм тем, что, во-первых, обеспечиваются государством, в особой процедуре установления правовых предписаний принята формальная определённость. Правом являются только те нормы, которые устанавливаются государством в официальных актах. Социальные же нормы могут содержаться в письменных документах. Право имеет волевой характер, так как выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимодействии. Социальные нормы отражают волевые интересы только определённых граждан или групп данного государства. Во-вторых, правовые нормы имеют обязательный характер, то есть, к нарушителем этих норм могут применяться меры юридической ответственности. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отражают интересы общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается. В-третьих, правовые нормы обладают системностью, что означает, что несколько юридических норм, объедённых в одно целое, составляют систему именуемою правом, которая регулирует определённую часть общественных отношений. Применение одной взятой юридической нормы при отсутствии других практически не возможно. Это ведёт к бесправию, произволу.Классовая, обще-социальная, религиозная, расовая, национальная в сущности права.Право выражает волю государства в интересах большинства людей (общая воля) или определённой группы людей (классовая воля). Не зависимо от того, кто является источником этой воли: общество в целом или какая-то социальная группа, воля выраженная в праве, официально обеспечивается государственной властью. В этом смысле воля приобретает государственное выражения, является результатом согласования группы лиц стоящих у власти с интересами всего общества и прогрессивными идеями права. Сущность права в зависимости от того какие отношения урегулированы или интересы какой группы выражены можно рассматривать с классовых позиций. Здесь право выражает волю господствующего класса и обще-социального подхода как компромисс между различными социальными слоями. Основные концепции правопонимания: естественно- правовая, историческая, марксистская, нормативистская, психологическая, социологическая.Естественно- правовая концепция утверждает, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право также включает в себя естественное право. Под естественным правом понимают совокупность прав, которыми все люди обладают от природы и в силу своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д. государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. В ней отмечено, что законы могут быть неправильными, но они должны приводиться в соответствие с правом, то есть такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство. Понимание права как абстрактных нравственных ценностей «уменьшает» его формальные и юридические свойства, в результате этого теряются четкие критерии законного и противозаконного, ведь определить справедливость очень не просто, так как у каждого понятие справедливости своё. Историческая концепция рассматривает право как историческое явления которое возникает и развивается постепенно, стихийно. Право здесь выступает в исторически сложившихся правилах поведения, влекущих за собой юридические последствия. Историческая школа права отрицает категорию прав человека, так как во времена феодализма в праве не могли найти, отражение никакие признаки естественны прав. В то время наиболее основательно обращалось внимание на культурно- исторические и национальные особенности права их учёта в правотворческом процессе. Тот факт, что законодатель не может, творить нормы права по своему усмотрению они были подчинены преимущественно правам обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения. Во время своего возникновения данная теория была идеологией феодализма, которая игнорировала естественные права человека и переоценивала роль прав обычаев в ущерб законодательству.Марксистская концепциярассматривает право как возведённую в закон волю господствующего класса. Право и государство трактуются как надстройка по отношению к экономической структуре общества. Главное в праве марксистской концепции классовая сущность. Для неё характерно рассматривать право в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое формирует и поддерживает право в процессе его реализации, а так же выделяет чёткие критерии правомерного и противоправного. Здесь преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим, жизнь права ограниченна историческими рамками классового общества и жёстко связанна с материальными факторами. Нормативистская концепциярассматривает государство как регулятор действия норм права. Само право рассматривается как совокупность общеобязательных норм, поддерживающих правила верного поведения. Нормы права находятся в определённой иерархической пирамиде, вершиной которой является главная норма. Основание пирамиды составляют индивидуальные акты: решения, договоры, предписания. Каждая последующая норма свою юридическую силу в норме занимающей более высокое положение в иерархии пирамиды. Психологическая концепциярассматривает право, как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится через психологические закономерности: психологические эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, то есть являются переживаниями чувства правомочия на какое-либо действие и чувство обязанности сделать что то. Все правовые переживания подразделяются на переживания позитивные (установленные государством) и интуитивные (личные). Интуитивное право является продленным регулятором поведения, а потому должно рассматривается как действительное право. Различается официальное право, то есть установленное государство и обеспечиваемое им и не официальное, то есть право лишенное государственного вмешательства, но действующее в качестве права. Источник прав человека проистекает из психики человека, а ни из законодательства. Социологическая концепцияосновывается на имперических исследованиях касающихся на функционировании правовых институтов. Под правом здесь понимают юридические действия, юридическую практику, применение законов правопорядок и т.д. Оно выступает как реальное поведение физических и юридических лиц. Главное для этой концепции изучение самого действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. Достоинством данной концепции является то, что понимание права ориентирует на практическое осуществление, преобладает приоритет общественных отношений. Концепция говорить об ограничении государственного вмешательства в экономику, децентрализация управления, отсутствую критерии разграничения на правомерное и неправомерное, расширяются полномочия должностных лиц. В этом видится ограниченность данной концепции.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.