Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нарушение корпоративной мозговой деятельности усугубляется пятью оковами для мозга



Чтобы предоставить своим работникам умственного труда возможности получать и обмениваться информацией, компании тратят миллионы долларов на продвинутые информационно-коммуникационные технологии: смартфоны, электронную почту, чаты, виртуальные частные сети, корпоративные сети типа Yammer, пакеты программ для коллективной работы типа SharePoint, сети Twitter, Facebook или LinkedIn, системы видеоконференц-связи и т.д. Эти ресурсы позволяют людям выполнять значительную часть работы дома и не тратить время на дорогу в офис. И тем не менее 65% сотрудников жалуются, что им очень трудно получить необходимую для работы информацию. Одной из причин, почему это происходит, стала «информационная замусоренность», которая существенно затрудняет поиск нужной информации в непрерывном потоке бесполезных сообщений.

 

Нарушение корпоративно-мозговой деятельности усугубляется, когда компания позволяет своим работникам умственного труда постоянно находиться в режиме гиперподключенности и многозадачности. Когда сотрудникам не дают время на передышки и вынуждают их все время работать в стрессовом режиме. Это то, что я называю «оковами для мозга». Часто ситуация складывается еще хуже: компании и их руководители буквально требуют, чтобы работники умственного труда постоянно находились на связи, выполняли несколько задач одновременно и ни минуты не сидели без дела. При этом людей набивают в офисы открытых типов, словно килек в банку, не создавая им никаких условий для снижения стресса. Этим проблемам и способам их решения будут посвящены следующие две части моей книги.

 

 

Часть II КАК МЫ СОБСТВЕННОРУЧНО ЗАКОВЫВАЕМ НАШ МЫСЛЯЩИЙ МОЗГ

 

Когда вы ограничиваете ваш мыслящий мозг, то рискуете гораздо большим, нежели просто снижением интеллектуальной продуктивности

 

Незнание или пренебрежение инструкцией по эксплуатации мыслящего мозга приводит к тому, что умные люди делают глупые и даже опасные для жизни вещи. 1.1. Сколько детей умерло, потому что их забыли во время жары в припаркованных машинах?

Несколько лет назад в жаркий летний день две матери, живущие всего в нескольких милях друг от друга, забыли своих детей в машинах на парковках у офисов. Оба младенца умерли. Несколько журналистов, в основном из женских журналов, попросили меня дать интервью по поводу этих случаев. Некоторые из них считали, что только плохая мать может забыть своего ребенка в машине. Одна из журналисток, с которой мне довелось беседовать, придерживалась особенно жесткой позиции и восприняла мое альтернативное объяснение в штыки. Поэтому я предложил ей в конце интервью обратиться к читателям с просьбой поделиться своими историями о том, как с ними едва не случилась похожая трагедия. Первым, что подтолкнуло эту журналистку изменить свое мнение, стал переполненный почтовый ящик: она получила почти в 10 раз больше электронных писем, чем обычно. Вскоре случился и второй «сюрприз». Когда журналистка показала некоторые из этих писем (очень эмоциональных) своей коллеге, та восприняла их очень близко к сердцу, расплакалась и сказала: «Я тоже одна из таких плохих матерей. Однажды я едва не забыла своего ребенка в машине. Я почти захлопнула дверцу, но тут ребенок чихнул. Не случись этого — я бы потеряла свое сокровище!»

Существуют четыре ключевых фактора, которые делают людей подверженными серьезным ошибкам, в том числе и несчастным случаям: гиперподключенность, многозадачность, негативный стресс и недостаток сна. Это верный путь к катастрофе, особенно когда одновременно действуют все четыре фактора.

Представьте, как одна из молодых ответственных матерей выходит из дома с ребенком на руках. Она усаживает его в детское кресло, надежно пристегивает ремнем безопасности и садится за руль, чтобы отвезти малыша в детский сад, а затем поехать на работу. Поскольку она делает это каждое утро, эти действия превращаются в привычку и передаются в ведение рефлекторного мозга. Кроме того, ее мыслящий мозг продолжает думать о домашних делах, о ее чудесном ребенке и о том, какой замечательный детский сад ей удалось найти.

Но как только молодая мать трогается с места, раздается телефонный звонок. Разгневанный босс кричит ей в трубку: «В 10 часов у меня совещание, вы обещали подготовить мне необходимые материалы, а я до сих пор ничего не получил!» Женщина думает: «Черт, совсем забыла!» и говорит: «Я не знала, что эти материалы нужны вам к совещанию. Отправлю их вам, как только приеду в офис». Она испытывает стресс, отчего ее рефлекторный мозг переключается на режим выживания, а мыслящий мозг целиком погружается в рабочий контекст. Она полностью отключается от домашнего контекста, забывает про самую драгоценную часть своей личной жизни — про ребенка, который к тому времени заснул на заднем сиденье машины, — и забывает заехать в детский сад. По пути на работу женщина обзванивает своих коллег с просьбой срочно сбросить необходимую информацию на ее электронную почту. Она паркует машину на стоянке у офиса, не переставая разговаривать по телефону, зажатым между плечом и ухом. Затем женщина бежит в свой кабинет. А забытый младенец остается в машине.

Этот трагический пример показывает, к чему может привести постоянная подключенность и многозадачность. Наш мыслящий мозг не способен одновременно думать о двух вещах из двух разных контекстов. Не способен, и точка. Как я объясню дальше в этой части книги, ситуация еще больше усугубляется внезапным стрессом, а также недостатком сна — проблемой многих молодых матерей. 1.2. Швейцарский сыр как способ предотвращения ошибок и небезопасных действий

От руководителей предприятий и менеджеров по безопасности, с которыми мне довелось работать, я узнал о модели «швейцарского сыра». Она широко используется в области управления рисками1. Эта модель представляет собой последовательность уровней защиты, наслоенных друг на друга, как ломтики сыра. Но даже после попытки устранения всех возможных рисков каждый такой уровень защиты и профилактики все равно содержит «дырки». Несмотря на то что менеджеры безопасности пытаются найти, уменьшить или устранить эти «дырки», их все равно много в любой системе на любом уровне. Но следующий уровень, где нет проблемы в том же месте, защищает всю систему от катастрофы. Проблемы начинаются, когда на разных уровнях в одной и той же области есть ошибка — иными словами, когда «дырка» получается сквозной и проходит через все ломтики сыра.

Мне нравится использовать это сравнение для иллюстрации того, что пять оков для мозга, которые я описал в этом разделе, представляют собой вовсе не крошечные, а огромные дыры в слоях защиты. А ведь эти слои должны защищать вашу интеллектуальную продуктивность и предотвращать глупые, иногда опасные ошибки. Эти дыры настолько велики и находятся так близко друг к другу, что легко выстраиваются в одну сквозную дыру, из-за которой происходит потеря интеллектуальной продуктивности и дорогостоящие ошибки.

 

 

Незнание или пренебрежение инструкцией по эксплуатации нашего мозга и игнорирование вышеуказанных «дыр» делает умных людей менее эффективными и более глупыми. Это — основная причина опасных решений и неосмотрительного поведения. Что касается средств ИКТ в повседневной жизни, то здесь мы попадаем в ту же ловушку: используем эти фантастические инструменты непродуктивным образом, без учета сильных и слабых сторон человеческого мозга.

 

Проблемы, связанные с ИКТ, проявляются по-разному:

Мы постоянно поглощаем информацию с наших электронных устройств, поэтому нам не хватает времени и сил развивать собственные идеи. Часто мы даже не утруждаем себя осмыслением полученной информации. Это ведет к перегрузке: информации у нас больше, чем можем обработать. Бо́льшая часть этой информационной перегрузки не навязывается нам извне, мы создаем ее по собственной воле.

Наш примитивный рефлекторный мозг постоянно «включен». Поэтому мы реагируем, не размышляя, делаем глупые ошибки и создаем на рабочем месте хаотичную и контрпродуктивную «адхократию»[14].

Мы постоянно находимся в режиме многозадачности и постоянного переключения между разными действиями. Это по меньшей мере в четыре раза снижает нашу интеллектуальную продуктивность. Такого не случилось бы при правильной организации умственного труда.

Мы создаем постоянный (хоть и низкий) уровень стресса для нашего головного мозга. Это еще больше снижает нашу интеллектуальную продуктивность и отрицательно отражается на наших физическом здоровье и жизни.

Мы так привыкли к постоянной подключенности, что лишаем себя передышек и сокращаем время сна. Таким образом мы не позволяем нашему архивирующему мозгу хорошо делать свою работу — и это еще больше подрывает нашу интеллектуальную продуктивность.

 

Короче говоря, мы становимся худшим врагом своему мыслящему мозгу.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.