Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внешняя политика в 1965—1984 гг.



На XXIII съезде КПСС в марте 1966 г. были приняты решения, подтверждающие довольно жесткий внешнеполитический курс СССР. Мирное сосуществование оставалось целью советской поли-таки, но приоритет получало соревнование двух систем и укрепле­ние социалистического лагеря.

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Сотрудничество двух стран подтверждалось подписанием разных соглашений в 1971 г. Брежневым и новым президентом Франции Ж. Помпиду. Советская сторона ожидала, что сближение с Францией будет способствовать решению германского вопроса, который оставался одним из главных. В 1969 г. федеральным канцлером ФРГ стал Вилли Брандт, стремившийся наладить отношения с Востоком. Переговоры с Советским Союзом в Москве в 1970 г. привели к заключению договора, в котором страны отказывались от применения силы в отношении между собой. Были признаны послевоенные границы. 21 декабря 1972 г. ФРГ признает ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика разрядки состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений. В 1971—1976 гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз, в основном за счет закупок СССР зерна.

В 1969 г. СССР и США достигли паритета по числу межконтинентальных ракет. 26 мая 1972 г. в Москве был заключен временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обе­их сторон число межконтинентальных ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ). В 1978 г. был заключен ОСВ-2, были подписаны также договоры об ограничении подземных ядер­ных испытаний, о противоракетной обороне и т.д.

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США и Канады. Подписанные там документы утверждали десять принципов во взаимоотношениях государств—участников СБСЕ: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Начиная с 1973 г. возобновились переговоры между странами Варшавского Договора и НАТО о сокращении вооруженных сил в Европе. Переговоры очень скоро зашли в тупик. Смертельный удар разрядке был нанесен советской интервенцией в Афганистане в декабре 1979 г.

Непросто складывались отношения СССР и со странами социалистического лагеря. Здесь основная задача была устранить угрозу распада лагеря и теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. Еще до XXIII съезда КПСС Советский Союз предпринял ряд шагов к нормализации отношений и сближению с Китаем, Румынией, Кубой, Северной Кореей и Северным Вьетнамом. Но из-за конфликтов между этими странами, бескомпромиссности их компартий добиться стабилизации не удавалось. В июне 1967 г. осложнилось положение в Чехословакии из-за экономических срывов и политических репрессий. Осенью оппозиция властям усилилась — начались забастовки и массовые демонстрации. В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран— участниц ОВД вступили в Чехословакию. «Пражская весна» закончилась. В мае 1970 г. был подписан договор о союзе с СССР. Чехословакия вместе с Польшей и ГДР составили «железный треугольник» Варшавского Договора. Помимо ОВД и СЭВ на протяжении 60—70-х гг. было создано около 30 межгосударственных учреждений, предназначенных координировать работу промышленности, транспорта, различные отрасли производства. Следующий конфликт был связан с резким повышением цен в Польше в 1970 г. Оно вызвало волну забастовок, достигших своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Возглавил борьбу независимый профсоюз «Солидарность». 13 декабря 1981 г. ген. Ярузельский ввел в стране военное положение. Несмотря на «нормализацию» положения в Польше, кризис социалистического лагеря становится очевидным.

23) 28. Общественно-политическая и культурная жизнь в 19641985 гг.

С приходом к власти нового руководства в октябре 1964 г. в обществе связывались надежды на преодоление экономических трудностей, недопущение нового культа личности, дальнейшую демократизацию общественной жизни. Первые шаги нового руководства, казалось, оправдывают ожидания. Началась хозяйственная реформа, были отменены непродуманные реорганизации в партийном и государственном аппарате, прекратились славословия в адрес первых лиц партии и государства.

Критика волюнтаризма и субъективизма сопровождалась заве­рениями, что новый политический курс будет строиться на строго научной основе. XXIII съезд партии заявил о необходимости разработки долгосрочных комплексных программ. Разрабатывалась и пропагандировалась концепция развитого социализма, согласно которой переход на качественно новую ступень развития будет осуществляться постепенно, путем последовательных эволюционных изменений. Позднее она дополняется тезисом о необходимости «со­вершенствования развитого социализма».

Уже в сентябре 1965 г. произошло событие, которое свидетельствовало, что новое руководство оставалось верным старому жесткому курсу в отношении интеллигенции. По обвинению в антисоветской агитации были арестованы, а позднее осуждены писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. Возможность дальнейшего развития демократических тенденций была окончательно похоронена в 1968 г., когда прогрессивные преобразования в Чехословакии были прерваны военным вмешательством стран ОВД.

После событий 1968 г. усиливаются консервативные, неосталинистские тенденции в деятельности руководства. Все недостатки списываются на волюнтаристские и субъективистские ошибки прежнего руководства. Свернута хозяйственная реформа. «Отте­пель» закончилась.

Подавляя все проявления инакомыслия, государство стремится придать общественной жизни официально оформленный характер, контролировать проявления общественной активности. Появляются новые общественные организации, расширяются сети народного контроля и народных дружин; активизируется деятельность Советов. Возрастает число членов КПСС (к началу 80-х гг. — 17 млн чел.). Около 4 млн коммунистов занимали выборные посты в первичных партийных организациях, представляя собой т.н. актив. Кроме стремления активно участвовать в политической жизни страны, рост рядов КПСС объяснялся погоней за привилегиями, стремлением сделать карьеру и т.д. Начинается сращивание верха номенклатуры с наиболее коррумпированными группами теневой экономики. Именно с тем временем связаны наиболее скандальные дела: «узбекское», «сочинское», «рыбное» и др.

В 1977 г. принята новая Конституция. В ее преамбуле констатировалось, что в СССР построено «развитое социалистическое общество», определялись его основные черты. Было расширено определение социальной базы советского строя: наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством в нее включалась «народная интеллигенция». В ст.6 впервые законодательно закреплялась роль КПСС как «руководящей и направляющей силы», «ядра политической системы». Советы депутатов трудящихся на­зывались теперь Советами народных депутатов. Конституция утвердила положение о всеобщем среднем образовании, о бесплат­ности образования и медицинского обслуживания, о праве на труд, отдых, пенсионное обеспечение и жилище. Провозглашались ос­новные демократические свободы: совести, слова, собраний, демонстраций и т.п.

Конец 60 — начало 70-х гг. — время нарастания различных форм сопротивления, наиболее радикальная из которых — диссидентство. Другие, менее активные, формы несогласия — участие в обществах защиты природы или религиозного наследия, создание нонконформистской литературы без всякой надежды на публикацию, отказ от карьеры. Были попытки создать независимые профсоюзы, но они окончились неудачей, объединив в своих рядах лишь несколько сот человек. Забастовочное движение также было еще совсем малочисленным. Недовольство рабочих проявлялось главным образом в пассивных формах сопротивления — прогулы, низкое качество производимой продукции, алкоголизм, текучесть кадров и т.д.

Перестройка

После смерти Л. И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) наступает период острой борьбы за власть, в результате которой к власти пришла группировка относительно молодых политиков, готовых в большей или меньшей степени к обновлению системы.

В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, председателем Совета Министров СССР — Н. И. Рыжков. Началась перестройка. Как заявил в то время Гор­бачев, она должна осуществляться в рамках социалистической системы, социалистического выбора, сделанного народом в 1917 г.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора». Для контроля за качеством продукции была введена госприемка. Директивный государственный план сменился госзаказом, предприятиям предоставлялась значительно большая самостоятельность. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

Первый этап реформ вызвал на короткое время оживление в экономике, но уже с 1988 г. начинается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а затем — в промышленности.

В этих условиях концепция перестройки подверглась критике, как справа, так и слева. На октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС с критикой нерешительности в проведении политики реформ и ме­тодов преобразований выступил первый секретарь Московского гор­кома партии Б. Н. Ельцин, а несколько месяцев спустя, в марте

1988 г., в «Советской России» появилась статья «Не могу поступиться принципами» преподавателя вуза из Ленинграда Н. Андреевой.

Середина 1988 г. отмечена попытками администрации придать новый импульс начавшей тормозить перестройке. Ставка была сделана на политическую реформу.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989—1990 гг. на альтернативной основе. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост — председателя Сове­та (от Верховного до районного). Председателем Верховного Сове­та СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март

1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР — Б. Н. Ель­цин (май 1990 г.).

К 1990 г., однако, идея перестройки практически исчерпала се­бя. Не удалось остановить падение производства. Попытки развить частную инициативу — движения фермеров и кооператоров — обернулись отмыванием «грязных» денег, исчезновением с прилавков дешевых товаров и т.д. «Гласность» и «плюрализм» — главные лозунги перестройки — привели к падению авторитета КПСС, складыванию многопартийной системы, развитию националистических движений и т.д. Центр все 24) больше утрачивает инициативу, назревает политический кризис. Тем не менее, горбачевская администрация с весны 1990 г. переходит к следующему этапу политических и экономических преобразований.

В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а в октябре — «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». В них предусматривалось: постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и др.

Реформы в области политики — отмена ст. 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС, начатая в 1991 г. официальная регистрация партий, введение должности президента СССР и и т.д. — запаздывали и не могли предотвратить последовавшего весной 1991 г. взрыва забастовочного движения, а затем, в декабре, распада СССР.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.