Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конкурентоспособность продукции, её сущность



И методы определения

 

Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое понятие. Качество продукции может быть выражено математически через уровень качества. Уровень качества продукции — относительная характери­стика продукции, основанная на сопоставлении значений пока­зателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции, с базо­выми значениями соответствующих показателей. Базовыми значениями показателей качества обладает базовая модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества. Оценка уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции. Технический уровень продукции — относительная харак­теристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершен­ство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями (ГОСТ 15467-79). В международных стандартах нет понятия «технический уровень продукции», поэтому в них отсутствует и определение этого понятия. Согласно ГОСТ 15467-79, под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техничес­кое совершенство оцениваемой продукции, определение значе­ний этих показателей и сопоставление их с базовыми. Определение технического уровня продукции позволило в прошедший период проводить относительную оценку тех­нического совершенства оцениваемой продукции по сравнению с лучшими отечественными или зарубежными аналогами. Но само понятие технического уровня продукции не включает в себя категории рыночной экономики: оценки покупательского спроса, конкурентоспособности и пр. В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпуска­емой продукции. Одним из таких критериев может служить конкурентоспособность продукции. Различают два понятия: «конкурентоспособность предпри­ятия» и «конкурентоспособность товара». Под конкурентоспособностью предприятия понимается спосо­бность предприятия производить конкурентоспособную проду­кцию за счет его умения эффективно использовать финан­совый, производственный и трудовой потенциал. Под конкурентоспособностью товара понимается совокуп­ность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупа­теля и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов. Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посыл­ки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке. Практика определения конкурентоспособности товара ос­новывается на сравнительном анализе его совокупных харак­теристик с товарами-конкурентами по степени удовлетво­рения конкретных потребностей и по цене потребления. Конкурентоспособность продукции может быть выражена ко­личественно через показатель конкурентоспособности. Известно несколько способов определения этого важней­шего показателя. Остановимся на более распространенных. Первый способ. Критерием для определения конкуренто­способности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения Цп = Цпр + Ип, где Цп — цена потребления; Цпр — цена продажная; Ип — издержки у потребителя этой продукции за весь нор­мативный срок ее службы. Для покупателя все расходы делятся на две основные кате­гории. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществ­ляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществ­ляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др. Величину переменных затрат (Ип) для юридических лиц можно определить по формуле где ЗП — годовой фонд заработной платы обслуживающего пер­сонала с отчислениями на социальные нужды; Ирем — годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание; Имр — годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазоч­ные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники; А — годовая величина амортизации; Ипр — прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники; Тн — нормативный срок службы. По мере старения изделия сумма переменных затрат воз­растает, и соответственно увеличивается их доля в цене потреб­ления. На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Пе­риод, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, на­зывается экономическим ресурсом изделия. С выработкой этого ресурса потребитель должен прекра­тить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен на­ходиться в непосредственной близости к установленным сро­кам полного амортизационного списания. Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень многое, в первую очередь как этот товар проявит себя при его эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособ­ность. Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести вари­анты в сопоставимый вид. Технические параметры при этом методе определения кон­курентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продаж­ной цене и цене потребления). Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу учитываются два критерия: себе­стоимость производства и реализации товара и уровень его качества. Явно более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий по сравне­нию с товаром-конкурентом. При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов бо­лее конкурентоспособным является тот, у которого ниже себе­стоимость. На это обстоятельство стоит обратить особое вни­мание. Дело в том, что в России за 1995 г. цены на многие товары достигли максимума, а цены на некоторые из них даже превысили мировые. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и ре­ализации. Это совершенно новая ситуация для предприятий, а руководители многих из них в психологическом плане не гото­вы к этому. Третий способ. Этот способ основан на сопоставлении това­ров-конкурентов с учетом их технического уровня и продаж­ной цены. Согласно этому методу вначале определяются количест­венные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле где КП — комплексный показатель уровня качества товара; КПэ — комплексный показатель эстетико-эргономического уровня; КПт — комплексный показатель технического уровня; КПн — комплексный показатель надежности. На втором этапе определяются показатели конкурентос­пособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения: где Пкi, Пкб —показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона; КПi, КПб — комплексный показатель уровня качества сравнивае­мого образца и товара-эталона; Цi, Цб — предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона. Если Пкi > Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пкi < Пкб — менее конкуренто­способным; если Пкi = Пкб — конкурентоспособность оди­накова. Наиболее наглядное представление дает относительный по­казатель конкурентоспособности (ОПк): Если ОПк ³ 1, то показатель конкурентоспособности рас­сматриваемого образца превышает или равен показателю кон­курентоспособности базового. Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает, насколь­ко хороши эти товары в эксплуатации. Четвертый способ. При этом методе уровень конкуренто­способности определяется на основе сопоставления как тех­нических, так и экономических параметров. При этом из тех­нических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчиты­ваются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (Iтп) по каждому сравниваемому изделию: где Ii — индивидуальный индекс i-то технического параметра; аi — вес i-го параметра. Создание весовой базы технических параметров — это наиболее ответственная и сложная часть всего анализа кон­курентоспособности. Основным источником данных для по­строения весовой базы являются рыночные исследования — спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом то­варов, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей. Сопоставление сводных технических параметров по каж­дому изделию дает возможность определить наиболее пред­почтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособ­ным считается то изделие, у которого значение Iтп является максимальным. Сводный индекс по экономическим параметрам (Iэп) опре­деляется из выражения где Цпi, ЦПo — цена потребления соответственно сравниваемого и базового образца. Если Iэп < 1, то это означает, что сравниваемый образец является более конкурентоспособным по сравнению с базовым по экономическим параметрам; если Iэп > 1 — наоборот; если Iэп = 1 — изделия равнозначны. Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по экономическим параметрам определяет­ся интегральный показатель конкурентоспособности (Ки): где Iтп — сводный индекс по техническим параметрам; Iэп — сводный индекс по экономическим параметрам. Данный метод является более предпочтительным по срав­нению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации. 4. Факторы, влияющие на качество продукции На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние. К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежа­щего качества, т.е. зависят от деятельности самого предпри­ятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифициро­вать в следующие группы: технические, организационные, эко­номические, социально-психологические. Технические факторы самым существенным образом влия­ют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качествен­ного сырья — материальная основа для выпуска конкуренто­способной продукции. Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производст­венной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управ­ления качеством и его сертификации, улучшением работы слу­жбы ОТК и другими организационными мероприятиями. Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходи­мого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за про­изводство высококачественной продукции. Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, вос­питание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы — технические или со­циально-психологические. Внешние факторы в условиях рыночных отношений способ­ствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относят­ся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; норма­тивные документы в области качества продукции; необходи­мость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупа­телей, деловых людей и др. В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой и все они влияют на качество продукции. Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. По­этому соответствующие службы предприятия должны их ран­жировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество про­дукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффек­тивно управлять качеством продукции. Неотъемлемым атрибутом рыночной экономики является конкуренция, и она играет очень важную позитивную роль. Конкуренция для предприятий является значительной побуди­тельной силой для ускорения НТП и выпуска конкуренто­способной продукции. Она заставляет их не только внедрять все новое и передовое, но и наиболее рационально использо­вать все имеющиеся ресурсы на предприятии. Конкуренция в широком смысле слова означает соперниче­ство в любой сфере деятельности. Если рассматривать кон­куренцию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за на­иболее выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас или в будущем. Конкуренция и монополия образуют диалектическую общ­ность, постоянно противостоят друг другу на рынке и являют­ся неотъемлемой чертой рыночных отношений. Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господ­ствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлет­воряющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно также назвать межфирменной или предметной. Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные по­требности потребительского и производственного спроса, т.е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства. По методам осуществления конкуренцию можно подраз­делить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по бо­лее низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большими надежностью и сроками службы, с более высокой производительностью. В последнее время важную роль стали играть такие пара­метры изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономи­ческие и эстетические качества, безопасность. Большее, чем раньше, значение стали играть надежность и репутация фир­мы-производителя или поставщика, ее престижность. Важны­ми инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм. Конкуренция играет очень важную роль в экономике толь­ко в том случае, если она добросовестная. К сожалению, встречается и недобросовестная конкуренция. Недобросовест­ная конкуренция — это такие методы конкурентной борьбы, которые связаны с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким методам относятся: продажа по ценам ниже себестоимости, или демпинг, с целью подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытеснения его с рынка; злоупотребление господствующим положением на рынке, на­пример чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки; ложная информация и реклама; недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов; нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг. Недобросовестная конкуренция в большинстве разви­тых стран запрещена законом. С переходом на рыночные отношения в России начала появляться и довольно часто недобросовестная конкуренция, что связано с монополизацией экономики, неразвитостью за­конодательной основы в этой области и пассивностью госу­дарства в борьбе с этим явлением, что привело к появлению на рынке недоброкачественных продукции и всевозможных услуг. 5. Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика её расчета Экономическая эффективность от улучшения качества про­дукции может быть выражена следующей формулой:   Эффективность = качество *объем выпуска (реализация) / Затраты Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффек­тивности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам. Для определения экономической эффективности от улучше­ния качества продукции необходимо учитывать следующее: 1) для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные за­траты; 2) экономический эффект от улучшения качества продук­ции проявляется в основном не у изготовителя, а у ее по­требителя; 3) необходимо учитывать полученную экономию от сниже­ния брака; 4) предприятие при улучшении качества продукции получа­ет экономическую выгоду от: увеличения выпуска и реализа­ции продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции. В конечном итоге это проявляется в получении дополни­тельной прибыли на предприятии, которая может быть опре­делена по формуле ∆ П = ∆ П v + ∆ Пy +\-( Сд– Сбр), где ∆П — общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции; ∆Пv — дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продук­ции; ∆Пу — дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены; Сд — дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции; Cбр — величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака. Для упрощения расчетов величину Л П можно определить по формуле ∆ П = (Цн – Сн)* Vн - (Цст –Сст)* Vст   где Цнст — новая и старая продажная цена;   Сст , Сн — себестоимость единицы продукции до и после улучше­ния качества продукции; Vст, Vн — объем выпуска продукции до и после улучшения каче­ства продукции. Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так: где Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; К — дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции. Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капи­тальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной вели­чиной (Ен) или с рентабельностью активов предприятия (Rа). Если Е > Ен, или Е>Rа, то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества про­дукции выгодно, и наоборот. На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества про­дукции и ее конкурентоспособности. Они следующие: • повышение технического уровня производства; • повышение уровня квалификации персонала; • совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства; • внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов; • повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продук­ции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции; • повышение технического уровня метрологической служ­бы на предприятии; • воспитание коллектива в духе гордости за качество выпу­скаемой продукции и марку своего предприятия; • материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей; • создание службы маркетинга; • внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции; • снижение издержек на производство и реализацию про­дукции; • изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка; • проведение действенной рекламы; • установление оптимальной продажной цены и др. Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Для этого требуется комп­лексный подход к решению этой проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно крупном и среднем) должна быть раз­работана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000. Данная система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить ста­бильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Пожалуй, главное во всем этом — позиция дирек­тора предприятия. Если директор понимает значимость проб­лемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция. Выводы В современных условиях проблема повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности для Рос­сии является наиболее актуальной. Переход на рыночные отношения существенно не отразил­ся на качестве выпускаемой продукции, что связано со следу­ющими причинами: • в стране не созданы условия для конкуренции; • отсутствует национальная программа по достижению вы­сокого уровня качества; • многие руководители предприятий работают по старинке и не адаптировались к рыночным условиям; • слаба роль государства, ее законодательных и испол­нительных органов в создании условий и предпосылок для предприятий с целью повышения качества продукции и др. Устранение этих причин является важным условием для прорыва российских предприятий в области повышения каче­ства продукции и обеспечения ее конкурентоспособности, но недостаточным. Как показывает мировой опыт, данную про­блему можно решить только в том случае, если важность ее решения осознают первые руководители страны и руководи­тели предприятий и сделают все возможное для ее решения. Таким образом, проблему качества продукции вряд ли можно решить без глубокого осознания и понимания граж­данами страны и руководителями всех рангов важности и значения решения проблемы повышения качества продукции для престижа и экономики страны. Качество продукции, как экономическая категория тесно связано с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара вообще, то качество про­дукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Значение повышения качества продукции необходимо рас­сматривать как на макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия. Повышение качества продукции (услуг, работ) на макро­уровне дает возможность: • повысить эффективность общественного производства; • осуществить на практике ускорение НТП; • повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции увеличивается реальная заработная плата; • повысить престиж государства. Достижение высокого и стабильного качества продукции на предприятии позволяет: • увеличить объем реализации, а следовательно, и прибыли; • обеспечить конкурентоспособность продукции; • повысить имидж предприятия; • снизить риск банкротства и обеспечить устойчивое фи­нансовое положение предприятия. Качество продукции на предприятии зависит от многих факторов: технического уровня производства; стандартизации и сертификации продукции; уровня квалификации кадров; со­вершенства организации производства и труда и др. Из этого следует, что для решения проблемы повышения качества продукции на предприятии требуется комплексный подход, т.е. учитывающий все факторы, влияющие на качество продукции на всех стадиях ее «жизненного цикла». Такой подход обес­печивают комплексные системы управления качеством продук­ции на предприятии, поэтому их разработка, внедрение и функционирование являются основой для выпуска высококаче­ственной продукции на предприятии.   Контрольные вопросы

 

1. Какова сущность качества продукции?

2. Какое экономическое и социальное значение имеет повышение качества продукции на макро- и микроуровне?

3. Какие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции?

4. Каковы методы определения конкурентоспособности продукции и их сущность?

5. Каковы факторы, влияющие на качество продукции, и механизм их влияния?

6. Какая связь между качеством продукции и стандартизацией?

7. Каковы сущность и значение системы управления качеством продукции на предприятии?

8. Какова связь качества продукции с эффективностью производства? Каков механизм влияния качества продукции на эффективность производства?

9. Какие возможности повышения качества продукции на предприятии?

10. Какие необходимы условия и предпосылки для решения проблемы повышения качества продукции на предприятии?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.