Блок 1. Результаты клинико–психологического исследования
Описываются жалобы, самооценка состояния психических процессов и функций, настроения, самочувствия, субъективное восприятие симптомов болезни, характер предъявления симптомов болезни (демонстративный, ипохондрический, паранойяальный), поведение испытуемого в процессе обследования, отношение к ходу и результатам исследования (стремление к сотрудничеству, заинтересованность, активность, принятие критики, обучаемость, отгороженность, дистанцированность), установочные формы поведения и реакции испытуемого (агровация, симуляция, десиммуляция)
Блок 2. Результаты экспериментально – психологического исследования
В водной части характеризуется способность испытуемого понимать и удерживать в памяти инструкции к методикам, способность принимать помощь и корректировать ошибки. В первой части излагаются результаты исследования познавательной деятельности испытуемого. Изложение материала от простого к сложному – от характеристики простейших сенсомоторных реакций до логической структуры мышления. Объектом обследования может также являться психомоторный темп, психическая продуктивность, функции активного внимания, процессы и виды памяти, пространственно – конструктивное и вербально – логическое мышление. В следующей части представляются результаты исследования эмоционального состояния испытуемого в момент обследования, и результаты обследования его личностной сферы. Результаты исследования личностной сферы излагаются от описания более биологически обусловленных типологических свойств темперамента и характера, до более социально детерминированных характеристик, сложных подструктур личности (самосознание, ценностные ориентации). Может приводиться характеристика эмоционально – аффективной, мотивационно – волевой, поведенческой сферы личности, сферы межличностного взаимодействия, а также общая характеристика уровней и особенностей социальной адаптации. Указываются выявленные в исследовании личностные характеристики способствующие и препятствующие социальной адаптации (фрустрационная толерантность, способность к усвоению социальных норм). Могут характеризоваться сферы значимых отношений, внутриличностные конфликты, социально – психологические проблемы испытуемого, копинг – стратегии и копинг – ресурсы.
Блок 3. Выводы и резюме
Выводы отражающие наиболее важные данные, полученные в психодиагностическом обследовании. Данные формулируются в обобщенном виде. Часто используется систематика патопсихологических синдромов, могут также использоваться систематика нарушений мышления Зейгарник Б. В., типология акцентуаций характера и психопатий Личко А. Е. или другие классификации. Допускается просто подчеркнуть основные индивидуальные особенности, нарушения и сохранные стороны психической деятельности исследуемого.
Схема Яньшина
Блок 1. Вводная часть
В качестве заголовка используется формула: «Заключение по психологическому обследованию + «ФИО»+ «Пол» + «Возраст» «Образование» + «Дополнительные характеристики» ». Указываются причины обращения клиента или мотивы направления его на обследование, жалобы испытуемого, относящиеся к целям и содержанию обследования. Фиксируется характеристика контакта и отношение к факту обследования. Характеристика отношения к обследованию (адекватное, не адекватное, формальное), характеристика контакта (свободный, затрудненный, нарушенный, формальный).
Блок 2. Основная часть
В этой части дается описание психодиагностических методик используемых при обследовании, логика и принцип составления тестовой батареи.
Блок 3. Заключение
Здесь происходит обобщение выводов анализа, подчеркиваются самые важные моменты и результаты обследования, даются ответы на поставленные перед психологом вопросы.
—
Схема Рубинштейна
—
Блок 1.
Вначале в одной или двух фразах описываются жалобы больного на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания, утомляемости, но не жалобы на состояние здоровья в целом.
Блок 2.
Следующая часть заключения (также очень краткая) является материалом естественного эксперимента и представляет собой описательную характеристику того, как больной работал, т. е. как он выполнял задания — старательно или неохотно, проявлял ли заинтересованность в достижении правильных решений, мог ли критически оценить свои успехи. Все эти данные, характеризующие отношение больного к факту обследования его умственных способностей и к качеству своих действий, могут быть выражены в одной-двух фразах.
Блок 3.
Третья, наиболее содержательная часть заключения должна ответить на конкретный вопрос клиники. Она пишется в виде отдельных положений, доказываемых или хотя бы иллюстрируемых экспериментальными данными, полученными с помощью разных методик. Эту часть заключения нецелесообразно писать ни по отдельным методикам, ни по психическим процессам (мышление, память и т. д.). Здесь также необходимо кратко приводить конкретные результаты выполнения экспериментальных методик.
Блок 4.
В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при исследовании. Эта концовка ни в коем случае не должна содержать суждения о диагнозе, так как диагноз может быть лишь итогом общего клинического изучения больного. Но в то же время концовка, несомненно, должна содержать данные, имеющие диагностическое значение.
—
Общая схема Николаевой В.В., Соколовой Е.Т.
-------------------- В качестве итога, привожу общие рекомендации и структуру написания экспериментально-психологических заключений Николаевой В.В., Соколовой Е.Т. Она во многом идентична вышеперечисленным схемам и является их удачным синтезом.
Блок 1.
В первой части заключения кратко описываются срецифичные жалобы больного на состояние умственной работоспособности, внимания, памяти, при этом игнорируются жалобы на общее состояние здоровья. Психолог должен оставаться в рамках своей компетентности, не подменять лечащего врача или другого специалиста, сообщая тем не менее ему об услышанном.
Блок 2.
Во второй части описывается то как работал больной в ситуации психологического обследования (способность к критичной оценке своей деятельности, мотивация и интерес к работе, понимание смысла обследования). Информация этой части позволяет судить о личности испытуемого и может быть дополнена результатами проективных методов или специально организованной беседы с больным.
Блок 3.
В третьей части представляется информация о характере познавательной деятельности больного. Характеристика начинается с описания центрального нарушения, описывается психологический синдром нарушенной психической деятельности (не по методикам и не по процессам). При необходимости кратко приводятся выписки из протоколов.
Блок 4.
В конце заключения резюмируются наиболее важные данные полученные в ходе обследования. Данные должны отражать структуру основного психологического синдрома. Также в резюме может содержаться информация о диагнозе заболевания, но опосредовано через описание выявленной структуры нарушений.