Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВИДУ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ,



НАХОДЯЩИХСЯ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИХ УРОВНЯХ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

На всех рассмотренных этапах коррекционного воздействия пре­дусматривается работа по развитию словаря, звуковой системы речи и ее грамматического строя, но проводится она при рассматриваемых аномалиях специфично — путем формирования нарушенных в своем развитии психологических механизмов, лежащих в основе недоразви­тия речи.

Так, дефекты усвоения словаря, как отмечалось, у детей с первич­ным речевым недоразвитием связаны с несформированностью фонем­ных, морфологических, слоговых и кинестетических образов слов, по­этому приходится формировать эти образы поэтапно, учитывая речевые и психические возможности ребенка. В связи с этим на первом этапе внимание детей обращалось к звуковому, слоговому и двигательному составу слов в целом и некоторым входящим в них фонемам и морфе­мам в процессе восприятия ими специально подобранного языкового материала (паронимов, омонимов, словоформ).

На втором этапе в процессе вычленения синтаксических морфем у детей формируются представления о морфологическом составе слов.

На третьем этапе проводится осознанный анализ фонологического, слогового состава слов и реализующих их движений. На четвертом эта­пе формируются оптические (графические) образы усвоенных прежде всего в устной речи и отработанных на предыдущих этапах слов. *

При развитии грамматического строя речи основное внимание об­ращается также на поэтапное формирование психологических механиз­мов его нарушения.

На первом этапе в процессе восприятия специально подобранных коррелирующих словоформ внимание ребенка привлекается к способ бам внешнего выражения грамматических значений.


На втором этапе формируется навык практического вычленения Наиболее обиходных синтаксических и словообразующих морфем, и на этой основе закрепляется связь между значением морфем, фик­сирующими их звукокомплексами и реализующими эти комплексы [движениями. Это приводит к упорядочению морфологических эле­ментов и усвоению норм их использования. На этой основе оказы­вается возможным и формирование операций объединения слов в предложение.

На третьем этапе в процессе формирования осознанного действия фонематического и слогового анализа слов закрепляются отработан­ные на предыдущем этапе грамматические навыки путем специально­го подбора слов в соответствующей грамматической форме, на мате­риале которых воспитываются название формы языкового и речевого анализа. В процессе формирования произвольного анализа словесно­го состава предложения закрепляется фразовый стереотип.

На четвертом этапе закрепление усвоенных грамматических навы­ков проводится в процессе чтения путем включения в тексты отрабо­танного на предыдущих этапах грамматического материала.

Таким образом, развитие словаря и грамматического строя дости­гается формированием операций вычленения основных элементов языка и речи (фонем, морфем, слов, артикулем, слогов) и формиро­ванием функциональных связей между ними. Эти операции отраба­тываются на каждом этапе, но каждый раз на более высоком уровне в процессе специально организованной деятельности ребенка с язы­ком при восприятии устной речи, отборе языковых единиц и реали­зующих их движений для собственного высказывания, при формиро­вании осознанного языкового и речевого анализа и в процессе чтения. На каждом из этих этапов в соответствии с возможностями ребенка используется определенная система фиксации основных строитель­ных элементов языка — фонем.

Успешность овладения указанными структурами достигается много­кратным повторением действий ребенка на ограниченном и повторя­ющемся лексическом и грамматическом материале.

Построенная таким образом система коррекционного воздействия с использованием на каждом этапе одних и тех же языковых и ре­чевых единиц, но с постепенным усложнением оперирования ими, обеспечивает усвоение языковых закономерностей и дает толчок для самостоятельного развития речи при языковых формах алалии и по­зволяет закрепить двигательные стереотипы при апраксических рас­стройствах.


• чтение связного текста,данного в неправильной последовательно­сти, определение правильного порядка расположения предложений.

Содержание четвертого этапа отрабатывалось в IV четверти на уроках грамоты.

Как видно из изложенного и как отмечалось ранее, при разработ­ке указанной системы упражнений учитывались психологические ме­ханизмы, лежащие в основе всех выделенных форм первичного ре­чевого недоразвития, поэтому предлагаемую систему занятий можно использовать для проведения фронтальных занятий со всеми детьми, страдающими первичным недоразвитием речи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.