Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выработка сознательных дифференцированных движений языка



и губ1. Дети произносят следующие слоги и тексты с ними2:

бы бы бы — зеленые бобы Слоги произносятся

пи пи пи — яблоки купи перед зеркалом3.

би би — бы — топором руби Внимание детей об-

пе пе пе — соринки в крупе ращается на то, что

па па па — мелкая крупа при произношении

ба ба ба — вот стоит изба звуков п, бгубы

бу бу бу белки на дубу плотно сжаты.

Далее дети произносят слова папа, быль, бабушка, боба, бык, ау, оса, Маша и отмечают, при произнесении каких слов губы плотно сжи­маются (сначала под контролем зрения, а затем только на основании ощущений с речедвигательного анализатора).

В дальнейшем дети рассматривают картинки, называют их и выде­ляют те слова, при произнесении которых губы плотно сжимаются.

Примерные названия картинок: мышка, мяч, пуговица, белка, перо, арбуз, автобус, аист, ежи, ель и т.д.

В таком же плане прорабатываются язычные звуки:

та та та — горячая плита Слоги и слова про-
да да да — в баке вода износятся перед зер-
ту ту ту — улицу мету калом.
ду ду ду —домой иду Внимание детей фик-
ты ты ты — зеленые кусты сируется на положе­
ны — дыды — вышли из воды нии кончика языка.

Дети произносят слова нос, Надя, ах, Таня, ох, даже, это, на, так, такси, норма, ау и отмечают, при произнесении каких слов язык поднимается вверх и прижимается к зубам. В случае затруднений при­влекается зрительное восприятие. Далее повторяются слоги с губны­ми и язычными звуками (б, п, д, т, я).

После этого предлагаем детям картинки: мишка, палка, бегемот, машина, танк, тапки, нож, носки, нос. Они называют картинки и отмечают, при произнесении каких слов язык поднимается и ударяет­ся за зубами, а когда губы сомкнуты.

Затем дети произносят предложения со звуками д, т, н, м, б, п и находят в этих предложениях слова, при произнесении которых губы

1 Последовательность выработки дифференцировок определяется закономерностью
формирования их в процессе онтогенеза.

2 Эти и другие приведенные далее тексты заимствованы нами (Мелехова Л. В.,
Фомичева М. Ф. Речь дошкольника и ее исправление. — М., 1967).

3 Работа над согласными звуками проводится на фоне слога, т.е. слог не разделяется
на составные части.


сомкнуты, и слова, при произнесении которых язык ударяется за зуба­ми. Например: Даша ест дыню. Поля поймала бабочку. Бобик при­нес Боре палку. Маша мыла Милу1.

Выработка сознательных дифференцированных движений языка (подъема кончика языка, передней или задней части спинки языка) для смыкания с различными участками неба.Педагог предлагает де­тям произнести слоги и текст со звуками та-да-ра. Дети вспомина­ют ^отвечают, что при произнесении этих звуков кончик языка подни­мается вверх.

Затем произносятся слоги и тексты со звуками к, г:

ка — ка ка — белая му-ка га га га — зеленые луга ки ки ки — вот идут бы-ки
или тата да да

Положение языка (язык лежит во рту горбиком) фиксируется с помощью зрения.

ка ка га га
та ка да га

Положение языка сравни­вается. При затруднениях используется зеркало.

При произнесении слов (первых звуков в словах) дети отмечают положение языка: к-люч, г-рач, к-ласс, к-люв, к-лубок, х-лопок, х-леб, к-лей, г-лаз, г-лина, г-нездо, к-нопка, к-лык, к-нига. Сло­ва проговариваются с очень тщательным артикулированием первых двух звуков, так как при этом отрабатываются дифференцированные движения кончика языка и его спинки.

Для выработки дифференцированных движений кончика и передней части спинки языка сравнивается положение языка при произнесении звуков:

т — т —т —т — д д д д Дети замечают, что язык
л — л — л — л — яяяянаходится у верхних зубов.
ть ть ть дь дь дь Отмечается, что кончик

ль ль ль нь нь нь языка находится у нижних

зубов. Положение кончика языка фиксируется зри­тельно.

Дети опускают кончик языка вниз и произносят: те те те — сидели в тепло-те ти ти ти — ты домой и-ди

1 Для облегчения задачи слова подбирали таким образом, чтобы нужные артикулемы находились в начале слова.


де де де — не сиди в во-де

ли ли ли — воду мы нес-ли

Затем поднимают язык вверх и произносят: дым, дырка, дышать, лыжи, нож. Опускают язык вниз и повторяют: день, Дима, Нина, тень, люди, дядя, тетя, небо, дети.

Далее необходимо выработать дифференцированные движения язы­ка для образования фрикации, однако для этого ребенок должен сна­чала почувствовать разницу в положении артикуляторных органов при образовании смычных и фрикативных звуков. Поэтому следующим раз­делом работы является:

Выработка дифференцированных движений губ и языка при раз­личных способах образования звуков (дифференциация смычки и фрикации). При этом берутся сначала более грубые дифференциров-ки — сравнение смычных звуков и звуков свободного прохода. Наи­более контрастными в этом плане являются звуки т, д, н и а, э.

д — д — д н н — я

т т т Дети произносят звуки и отмечают, что

при произнесении кончик языка нахо­дится за верхними зубами.

Затем предлагается повторить слова: Таня, дом, нос, дым, Надя и сказать, где находится язык, когда начинаем произносить эти слова. Затем следующие звуки:

а а а а

Внимание фиксируется на том, что язык лежит во рту и не поднимается. В каче­стве опоры также используется зритель­ное восприятие.

Следующие звуки: н-н-н а-а-а д-д-д а-а-а т-гп-ш а-а-а

Положение языка все время сравнива­ется. Дети самостоятельно (уже без зер­кала) отмечают положение языка (под­нят вверх или лежит внизу).

Затем произносят слова тазик, танк, тапки, давно, дыня, аист, аи, Аня, Ася и отмечают, при произнесении каких слов язык припод­нят или опущен.

Последующая работа проводится по выработке более тонких диф-ференцировок (дифференциация смычки и фрикации) на примере про­изношения звуков в-б, п-ф, а также ть-с, т-ш. Для этого дети назы­вают (самостоятельно подбирают) слова, при произнесении которых губы сжимаются (м, п, б).

Следующие звуки дети произносят по подражанию — б (с резким взрывом), а затем в (звук произносился протяжно), так же произносят­ся звуки п (быстро), ф (протяжно).


Положение губ фиксируется с помощью зеркала и отмечается*, что при произнесении п, б, м губы сжаты, а при произнесении ф, в — «улыбаются».

При произнесении слов бабушка, Фаня, папа, мама, Валя, Боря, Витя, Вова производится их дифференциация по указанным артику­ляционным признакам.

Выработка сознательных дифференцированных движений языка (кончика и спинки) для образования фрикации проводится при со­поставлении произношений шипящих и свистящих звуков. Например:

са — са са — вот лежит оса, Фиксируется положе-

зу — зу зу — мы несем козу ние кончика языка.

за за за — вот идет коза

су —су су — мы видели лису

Фиксируется положе­ние кончика языка.

ша ша ша — у меня лапша шо шо шо — летом хорошо

Логопед предлагает детям повторить слова и сказать, при произ­несении каких слов язычок поднят, при произнесении каких — опу­щен: шапка, шалун, шарф, санки, сад, сахар и т.д.

Среди предложенных картинок нужно выбрать слова с данными ар-тикулемами.

Выработка дифференцированных движений губ и языка для об­разования йебно-язычной и губно-губной фрикации. Эта работа про­водится в аналогичном плане на примере произношения звуков: с-з, ш-ф, з-в, ж-в.

Опора на отработанные таким образом ощущения с речедвигатель-ного анализатора облегчит детям процесс вычленения звуков (особенно находящихся в начале слова) из речи.

Напомним, что на первом этапе коррекции у детей формировали кинестетический анализ на практическом уровне, проговаривая указан­ные слоги в четверостишиях под контролем зрения.

Для закрепления навыка вычленения звука из слов с опорой на ука­занные отработанные признаки проводятся различные тренировочные упражнения с использованием ранее пройденного лексического и грам­матического материала. Приводим в качестве иллюстрации образцы использования этого материала:

а) определить, в названиях каких предметов (овощей, мебели, фрук­тов* транспорта и тл.) слышится заданный звук;

0) определить первый и последний звук в названных педагогом словах;

в) запомнить только те слова, произнесенные педагогом, которые на­чинаются или заканчиваются заданным звуком, отобрав соответствующие картинки;


г) выделить из предложения слова с заданным звуком;

д) определить общий звук в словах. Для этого использовались слова
с однотипными грамматическими морфемами, например: пишуиду,
несу
лежу; столытигрыслонылампы; белкулису
елкукошку; игралчиталпелелсмотрел; игралачита­
ла
пела и т.д.; в реке в море в норе в дупле; пришел, при­
ехал, принес, привел; влетает, входит, вносит, вписывает
и т.д.;

е) определить неправильно названные слова и сделанные в них
ошибки в процессе чтения педагогом специально подобранных тек­
стов типа: Мальчик ловит рыбу «уточкой». На деревьях распу­
стились «бочки», У Иры длинная «коза»
и т.д.

В результате этих упражнений отрабатывается наиболее элементар­ная форма анализа — определение наличия согласного звука и неко­торых гласных в слове, а также анализ открытого слога (операция оп­ределения гласного, находящегося в конце слова, формировалась ранее в процессе вычленения морфем).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.