Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование навыка практического вычленения падежных окончаний



Как известно, один и тот же падеж имеет несколько значений, по­этому необходимо последовательно вводить в работу словосочетания


с основными значениями падежей. Последовательность их прохожде­ния определяется в данных случаях легкостью усвоения детьми падеж­ных форм в процессе нормального онтогенеза.

Винительный прямого объекта отрабатывается в процессе ответов на вопросы: Кого? (Что?) — Ты видишь, рисуешь, ешь и т.д. Помимо отве­тов на вопросы по картинкам для формирования данного значения вини­тельного падежа можно использовать игры: «Чудесный мешочек» (Кого, что ты достал(а)?, «Магазин» (Кого? что ты купил(а)?, «В зоопарке» (Кого ты видел(а)?), «В гостях у Мишки» (Что Мишка дал есть белке, зайцу, лисе и т.д.?); выполнение поручений (это Мишка, возьми Мишку, надень на него шапку. Это зайка, возьми зайку, надень на него пальто. Это лиса, возьми лису и положи ее спать); ответы на вопросы в процессе рисования, изготовление поделок (Кого, что ты нарисовал, сделал).

Педагог читает различные стихотворные тексты, небольшие расска­зы, содержащие данную словоформу. Например:

Летом в клетке зоопарка Медвежонку очень жарко. Хорошо в жару такую Снять одежду меховую. Ищет он застежку, Чтобы снять одежку. Хитрый ежик-чудачок Сшил колючий пиджачок. Весь в иголках, без застежек, На иглу нацепит ежик Грушу, сливу — всякий плод, Что поддеревом растет, И с подарочком богатым Поспешит к своим ежатам.

К текстам задаются соответствующие вопросы1 (Что на своих игол­ках перетаскивает еж в норку?), отвечая на которые дети показывают картинку, а педагог называет слово в соответствующем падеже. При повторном чтении текста дети добавляют в него пропущенные слово­формы (в данном случае слова грушу, сливу), показывая соответству­ющую картинку, логопед ее называет.

Винительный пространственных отношений формируется в процес­се ответов на вопрос Куда? по специально подобранным картинкам.

1 В процессе проведения указанных дидактических игр и ответов на вопросы на на­чальных периодах работы (дети выполняют действия с предметами или показывают со­ответствующую картинку) педагог называет ее, интонируя падежное окончание. Указан­ный принцип сохраняется при работе с другими падежными формами.


(Куда мальчик посадил Мишку? Куда идут дети? и т.п.), выполнения ин­струкций (Это ложка. Положи ложку в чашку, в стакан. Куда ты поло­жил ложку? Это карандаш. Положи карандаш в книгу, на парту. Куда ты положил карандаш?). Подбираются и прорабатываются указанным способом связные тексты.

Родительный падеж для обозначения лица, которому что-либо при­надлежит, отрабатывается в процессе ответов на вопрос У кого? (У кого пушистый хвост? У кого котята? У кого утята? и т.п.); родительный па­деж в значении материала, из которого сделан предмет: Из чего? (Из чего варят варенье? Из чего сделана снежная баба?); для обозначения про­странственных отношений — Откуда? (Откуда съезжают дети на сан­ках? Откуда идет дым?)

Для формирования названных значений родительного падежа ис­пользуют ответы на вопросы по специально подобранным картинкам, а также другие виды занятий. Назовем некоторые из них и приведем соответствующий речевой материал: дидактические игры «Найдите своих мам» (сопровождается словами «Ежата у ежа, слонята у сло­на, зайчата у зайца, котята у кошки» и т.д.); «Чего не стало на сто­ле» (сопровождается словами «На столе не стало слона, утки» и т.д.); «В гостях» (лиса пила из чашки, заяц из кружки, медведь из стака­на и т.д.); ребята готовят угощение для зверей — лепят различные предметы (морковку — для зайки, ягоды — для Мишки, орехи — для белки, рыбку — для лисы и т.д.); лото «Из чего сделано» (из железа, из стекла, из глины); «Приготовление обеда» (варить суп из капус­ты, свеклы, картошки, компот из сливы, вишни и т.д.). Отгадывание загадок (У кого пушистый хвост? У кого колючие иголки? У кого длин­ный хобот? и т.п.). Выполнение инструкций типа «Покажи клюв у птички, покажи нос у кошки, собаки; сосчитай, сколько лап у кури­цы, собаки и т.д.». Прослушивание различных текстов и ответы на вопросы (показ соответствующих картинок).

Мы делили апельсин Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для слона, Эта долька для утенка, Эта долька для котенка, Эта долька для кота, А для волка кожура. Он сердит на нас. Беда! Разбегайся, кто куда.

Дательный падеж косвенного объекта формируется в процессе отве­тов на вопросы: Кому? Чему? («Кому нужно молоко, орехи, морковка,


трава; кому я бросаю мяч? и т.д.); пространственных отношений: К чему? К кому? (К чему я подошел?).

Для формирования указанных значений дательного падежа и овла­дения его морфологическими обозначениями используются ответы на вопросы по специально подобранным картинкам, а также и другие фор­мы работы: дидактические игры; игра в мяч (Коля, Ира), бросаю (бро­сила) мяч Вале, Наде; «Кто что одевает?» (мальчику нужны брюки, рубашка, кепка; девочке — платье, юбка, туфли и т.д.); «Как люди пе­редвигаются» (по воздуху, по воде, по земле); игра с куклой, ее одева­ние (Ира надела кукле платьице; Валя надела кукле туфли и т.д.); лото «Кому что нужно» (орехи — белке, яблоки — ежу, морковка — зай­цу, малина — медведю и т.д.). Чтение педагогом специальных текстов, их инсценировка, ответы на вопросы, добавление пропущенных слов.

Предложный падеж пространственных отношений формируется в процессе ответов на вопросы: «Где? На чем? В чем?; мысли и чувства: «О ком? О чем?» Помимо ответов на указанные вопросы по картин­кам используют следующие материалы: дидактические игры в лото («Где кто живет» — в доме, в берлоге, в норе, в дупле и т.д., «Где что рас­тет» — на огороде, на лугу, в лесу и т.д.); «На чем (как) люди пере­двигаются» — на машине, трамвае, автобусе, самолете и т.д.

Отгадывание различных загадок (о ком эта загадка, о ком я говорю).

Творительный падеж имеет наибольшее количество значений, и его усвоение для детей является наиболее трудным. Творительный падеж в значении орудия действия отрабатывается в процессе усвоения воп­росов: Кем? Чем?; для обозначения временных отношений: Когда?; творительный совместности действия: С кем? С чем?; пространствен­ных отношений: Под чем? Над чем? Помимо этого предлагаем детям к названиям действий подобрать название орудий, с помощью которых эти действия выполняются, добавить в текст пропущенные слова (кар­тинки). Педагог же называет их в соответствующей грамматической форме.

Работа с каждой падежной формой проводится по указанному ранее общему плану. В перечисленных упражнениях дети учатся соотносить вопрос каждого косвенного падежа с соответствующей словоформой (в ответ на вопрос показывают картинку, педагог называет словофор­му). Затем внимание ребенка фиксируется на звуковом оформлении па­дежного окончания, поэтому все предлагаемые тексты произносятся педагогом с интонированием окончаний. По мере накопления наблю­дений за использованием того или иного падежа и его звуковым офор­млением, педагог, произнося текст, называет только корневую часть словоформ, дети вместе с ним добавляют соответствующие окончания (например: Мы видели в лесу бел...(ку), после чего слова с прораба­тываемым окончанием сопоставляются и окончание выделяется.


Выделенное окончание связывается с его графическим изображе­нием. На данном этапе возможно повторение всех упражнений, про­водимых ранее на уровне импрессивной речи, с включением активной

речи ребенка.

На всех этапах работы сначала прорабатывались одни однотипные окончания (например, мужского рода — слона, волка, льва, тигра, а затем женского рода — лису, белку, утку и т.^.).

При прохождении каждой падежной формы существительное предъяв­лялось, как уже отмечалось, сначала в форме именительного падежа, а затем косвенного. Например: Это заяц. У зайца длинные уши. Это нож, хлеб режут ножом. Такое сопоставление дает возможность более легко выделить окончание в словоформе. Каждая падежная форма отрабаты­вается в течение 1—3 месяцев, однако ее включают в целях повторения и закрепления и в последующие занятия. На протяжении всей работы детям следует читать специально подобранные тексты, где одно и то же слово употребляется в разных падежах.

В качестве иллюстрации приводим некоторые образцы таких текстов. « Это девочка. Ее зовут Лена. У Лены кукла. Кукла красивая. У кук­лы длинные черные волосы. Лена любит свою куклу. Она купает, вы­тирает и расчесывает куклу. Лена заботится о своей кукле».

«Однажды дети поймали в лесу ежа и принесли его домой. Днем еж забирался под кровать и лежал там весь день. Ребята каждый день го­товили ежу обед или ужин, но никак не могли выманить ежа из-под кровати. Но как только темнело, еж сам выходил на охоту — ловить мышей. Весело ребятам с ежол».

«В лесу живет волк. У волка острые зубы. Страшно зайчику по­пасться в лапы волку. Все звери боятся волка. Много сказок напи­сано о волке».

«Выпал снег. Земля покрылась снегол. Деревья стоят в снегу. На скамейках лежит толстый слой снега. Дети лепят из снега снежную

бабу».

«Пришла зима. Волку голодно. В это время с волколс лучше не встречаться. Зимой он может напасть даже на человека. Зашел од­нажды голодный волк в село, хотел утащить теленка. Но собака почу­яла волка и стала громко лаять. На шум прибежали люди и прогнала

волка».

«Папа и мама ушли. Алеша и Наташа играли в шашки. Вдруг они услышали в углу шум. Это была маленькая мышка. Она нашла крош­ки. Мышку увидел кот. Он тихонько подкрался к мышке. Но мышка увидела кота и побежала. Кот погнался за мышкой и поймал ее. На­таша отняла у кота мышку, но она уже не дышала».

«Однажды пошел Саша в лее. Вышел на опушку леса. Видит — стоит высокая сосна, а на ней шишки. Вдруг одна шишка упала. Саша


посмотрел вверх и увидел белку. Саша решил поохотиться за белкой. Он кинул в белку шапкой. Но шапка повисла на суку, а белка поска­кала выше и забралась на самую макушку сосны. Там белке было не страшно. Так и ушел Саша домой без белки и шапки».

«Был ледоход. По реке плыли льдины. Саша побежал смотреть на ледоход. На льдине он увидел собаку. Льдина подошла к берегу. Соба­ка прыгнула на землю. Она дрожала от страха и холода. Саша подбе­жал к собаке, взял ее на руки и понес домой. Мальчик дал собаке по­есть и уложил ее спать. Саша очень подружился с собакой».

Сначала дети только слушают эти тексты, но по мере накопления обобщений дополняют неполные предложения, прочитанные педаго­гом, одним и тем же словом, но в разных падежах.

Подобным же образом отрабатывались глагольные формы (личные окончания в единственном и множественном числе).

3. Формирование навыка практического вычленения родовых окончаний

Как известно, раньше и быстрее всего дети овладевают разграни­чением родовых окончаний глаголов прошедшего времени мужского и женского родов, затем начинают оформляться окончания прилагатель­ных, в дальнейшем формируется дифференциация падежных форм по типам склонения, и в последнюю очередь разграничиваются родовые окончания числительных. Поэтому детям можно предложить такие за­дания.

Определение рода существительного по форме глагола прошедше­го времени, соотнесение существительного с соответствующим место­имением или прилагательным при прослушивании специально подо­бранных текстов, определение существительного по грамматической форме прилагательного. Эти упражнения проводят так же, как и с ум­ственно отсталыми детьми.

Затем дети подводятся к практическому выделению родовых окон­чаний глаголов и прилагательных. С этой целью произносится ряд слов с однотипными окончаниями, например: ел, пел, шел, ела, пела, шла.

Дети определяют, какие звуки слышатся в конце названных слов, и выполняют упражнения на использование указанных форм (на данном этапе — родовых окончаний глаголов) в собственной речи.

Выделение словообразующих морфем и формирование грамма­тической системы словообразования.Грамматическая система слово­образования у нормальных детей в своем развитии несколько отстает от формирования системы словоизменения. У детей с речевым недо­развитием этот разрыв еще более увеличивается, поэтому в програм­му коррекционного обучения вводится отработка наиболее простых словообразовательных моделей.


Формируется образование существительных с помощью суффик­сов, имеющих значение уменьшительности, ласкательности, невзрос­лости; глаголов совершенного и несовершенного вида, а также гла­голов с наиболее распространенными приставками. Работа включает в себя уточнение значения указанных словообразующих элементов. Для этого используется прием противопоставления основного и про­изводного слова (например: Покажи, где стул-ст'ульчик, замок-за­мочек, тигр-тигренок), а также слов с коррелирующими приставка­ми: Где люди выходят из трамвая — входят в трамвай; птичка вылетает из клетки — влетает в клетку и т.п.).

Далее проводится работа по накоплению наблюдений ребенка над звуковым оформлением усвоенных по значению суффиксов и приста­вок в речи и их практическому выделению. В процессе этой работы педагог называет слово одного и того же морфемного ряда, например: пальчик, стульчик, зайчик, трамвайчик, огурчик, ключик, кар­манчик; львенок, зайчонок, медвежонок, лисенок, слоненок, вол­чонок, ежонок, интонируя суффиксы. Указанные ряды слов много­кратно произносятся педагогом в различных текстах и предложениях, игровых ситуациях («Детеныши диких и домашних животных», «Най­дите своих мам», отгадывание загадок о детенышах животных, чтение специальных текстов).

У тигра ребенок — Маленький тигренок. У слона ребенок — Маленький слоненок. У ежа ребенок — Маленький ежонок. У лисы ребенок — Маленький...?

Эй, не стойте очень близко: Я тигренок, а не киска!

Зайка азбуку учил, Зайка буквы позабыл. Тут заплакал наш зайчонок, Подошел к нему котенок: — Не плачь, косой, Буквы выучим с тобой.

В результате этих занятий ребенок начинает произносить по подра­жанию слова с прорабатываемыми морфемами и выделять их (задание типа: Что слышится в конце слов «бычок», флажок, петушок»?), а за­тем и самостоятельно образовывать по аналогии производные слова.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.