Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характер и структура нарушений усвоения морфологической системы языка



Процесс формирования морфологических элементов языка и их ис­пользование в речи моторными алаликами также проходит длительный и сложный путь развития. Овладев минимальным словарем, необходи­мым для общения, дети с моторной алалией пытаются с помощью этого словаря строить элементарные высказывания. Как уже указывалось, в процессе развития речи нормальных детей отмечается период, когда, объединяя слова в предложения, ребенок не оформляет их граммати­чески. Такие предложения появляются, согласно данным А.Н. Гвозде­ва, в 1 год 8-9 месяцев. С 1 года 10 месяцев начинается грамматичес­кое оформление предложения. Однако не все грамматические формы усваиваются сразу. Сначала усваиваются грамматические категории, выражающие наиболее простые, наглядно воспринимаемые значения (категория числа существительных, глаголов, суффиксы уменьшитель­ности и т.д.); затем категории, обозначающие отношение между сло­вами (падежные формы).

Отличительной чертой этого периода, по А.Н. Гвоздеву (особенно до 2—2,5 лет), являются колебания в выражении синтаксических и се­мантических взаимоотношений слов: то они не имеют внешнего оформ­ления (начало этого периода), то эти внешние выражения налицо. Одни синтаксические отношения имеют грамматические выражения, другие нет. Однако к 3 годам нормальный ребенок овладевает флективной си­стемой языка. Процесс овладения морфологической системой языка у детей с тяжелой формой моторной алалии растягивается на многие годы. Нам пришлось наблюдать ребенка, обучающегося в 8 классе речевой школы, в речи которого отмечались множественные ошибки в исполь­зовании морфем. Это подтверждается также данными Л.Р Давидович, исследовавшей особенности речевого развития подростков с остаточ­ными явлениями моторной алалии. При этом наблюдаются (особенно у детей с III уровнем речевого недоразвития) ошибки, характерные и для всех других форм речевого недоразвития: ошибки в оформлении атипич­ных форм множественного числа существительных («стулы» вместо стулья, «пальты» вместо пальто), смещение падежных окончаний по типам склонения, а также родовых окончаний прилагательных, смеше­ние падежных окончаний, выражающих родственные отношения, не­равномерное усвоение форм выражения падежных окончаний (более позднее формирование творительного падежа, замена его именитель­ным; длительный период формирования преименного родительного падежа, замена его именительным), например «букет цветы; набрал полную корзину грибы» и т.д. Но при этом у моторных алаликов про­цент указанных ошибок значительно выше, чем у других детей.


Однако наше исследование свидетельствует, что названные ошибки у моторных алаликов носят иной характер, чем у умственно отсталых детей или у детей с задержками психического развития, о чем пойдет речь далее. В данном же случае важно показать, что именно специфи­ческий механизм нарушения усвоения грамматической морфологической системы языка у детей с моторной алалией вызывает у них и специфи­ческие, присущие только им, морфологические ошибки.

На наиболее низких уровнях речевого развития у моторных алали­ков наблюдается морфологическая неоформленность слов в предложе­нии (отсутствие не только косвенных, но даже и нулевых окончаний слов): «маси куси» (мальчик кушает), «ути паэ» (утка плавает), «мама си» (мама шьет), «мачи ча» (мальчик пьет чай) и т.д.

В дальнейшем под влиянием специального обучения появляются слова в нулевой начальной форме. У одних детей этот период в усло­виях их обучения и воспитания в специальных учреждениях продолжал­ся около 2 лет, у других — более длительный период.

Например:

Использование падежных форм(Вова М., 7 лет)
Вопрос экспериментатора Ответ ребенка

(ребенку демонстрируют соответствующие картинки)

Родительный падеж

У кого цыплята? курочка

У кого медвежонок? мишка

У кого ежата? езич (ежик)

У кого утята? утка

, У кого пушистый хвост? белка

У кого длинные уши? заяц

У кого котята? киця

Из чего дети лепят снежную бабу? син (снег) и т.д.

Винительный падеж

Назови, что ты видишь на картинке? Ябуко (яблоко), заяц,

кица (кошку), лелька (елку), собака

слон, белка, тир (тигра) лес селы (в школу) кавичка (в шкаф) и т.д.

Кого дети видели в зоопарке?

Куда идут дети за грибами?

Куда идут дети с цветами и портфелями?

Куда мальчик вешает пальто?


 

кица (кошке) курику (курам) зайка корова и т.д.

Дательный падеж Кому нужно молоко? Кому девочка дает зерно? Кому нужна морковка? Кому нужна травка?

падеж фертка (сеткой) моток удка краска нож... ножичка (ножницами) и т.д.

■ Творительны й

Чем девочка ловит бабочку? Чем мальчик забивает гвозди? Чем мальчик ловит рыбу? Чем мальчик раскрашивает ракету? Чем мальчику подстригают волосы?

Предложный падеж

посуда (в тарелке) мое (на мосту) каталка не называет (на льду) качелка кафтика (в шкафу)

В чем суп?

На чем стоит мальчик?

В чем девочка катает маленькую сестру?

На чем стоит собака?

На чем катается девочка?

В чем лежат книги?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.