Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩАЮЩЕГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА



В процессе проведения словарной работы необходимо уделить боль­шое внимание формированию у детей обобщающей функции слова.

В дошкольном возрасте даже дети с нарушением интеллекта овла­девают обобщенным значением существительных, обозначающих оп­ределенные предметы. Так, дети понимают, что словом стол обознача­ются различные виды столов. Вместе с тем они недостаточно усваивают обобщающее значение слов, являющихся родовыми понятиями. В ре­зультате занятий ребенок должен понять, на основании каких общих при­знаков можно объединить разнородные предметы в одну группу. С этой целью педагог сравнивает игрушки, замещающие предметы, обознача­емые одним и тем же словом (например, различные виды транспорта, животных), выделяет в них общие признаки, функциональное назначе­ние, а затем просит ребенка из предложенных игрушек или картинок отобрать все те, которые обозначаются данными словами.

В целях закрепления и более осознанного усвоения указанных по­нятий можно использовать следующие приемы работы.


Классификация предметов по логическим категориям, когда педа­гог предлагает ребенку различные картинки и просит разложить их в группы, отобрав в одну — овощи, в другую — фрукты, в третью — посуду и т.д. В этом задании принцип классификации дается детям в готовом виде.

В следующем задании принцип классификации не называется, но педагог раскладывает перед ребенком ряд картинок, относящихся к различным логопедическим категориям, например: морковка, ябло­ко, тарелка и предлагает разложить данные ему картинки (огурцы, груши, помидоры, чашку и т.д.) под указанным рядом. После выпол­нения задания ребенок называет обобщающим словом скомплекто­ванные группы. Эти задания можно усложнить, увеличивая количе­ство логических групп.

Из ряда картинок, относящихся к одной логической категории, вы­делить относящуюся к другой логической категории (по типу: найди лишнюю картинку). При этом лишняя картинка может быть различной степени контрастности с рядом однородных предметов, например: со­бака, кошка, корова, тарелка; собака, кошка, корова, курица; собака, кошка, корова, пчела; собака, кошка, корова, волк. После выполнения задания или по ходу его ребенок или педагог дают объяснения, исполь­зуя обобщающие слова.

Однако слова обладают разной мерой обобщенности лексического значения. Например, слово морковь входит в ряды слов, представля­ющих градацию обобщенного смысла: морковь-овощи-растения-живая природа-предмет. Предмет — высшая степень обобщенно­го лексического значения.

В школьном возрасте необходимо сформировать у детей и обобще­ния более высокого уровня, в частности такие, как продукты питания (все что мы едим), растения, живое — неживое и т.п. В дошкольном возрасте дети учатся сравнивать предметы, относящиеся к различным логическим категориям. Эта работа продолжается и в школе (сравне­ние учебных вещей и игрушек — 1 класс; овощей и фруктов, деревьев и кустарников, домашних и диких животных, птиц и насекомых — 2 класс и т.д.). Сравнения предметов проводятся и внутри одной логической группы. Для формирования указанного действия и понимания значений обобщающих слов разной степени сложности можно использовать сле­дующие приемы работы1, формирование таких понятий, как «фрукты, овощи, цветы, деревья». Затем на этой основе вводится понятие «ра­стение». Значение слова «растение» закрепляется следующим обра­зом. Ребенку называют 2 слова, предъявляют соответствующие картин­ки, например морковка и картофель, и задают вопрос: «Чем похожи

' Методика Р. Олвери, Д. Хорноби.


морковь и картофель? » Затем к этим словам добавляется слово (картин­ка) яблоко и педагог спрашивает: «Чем яблоко отличается от морков­ки и картофеля?», а затем: «Чем морковь, картофель и яблоко похо­жи?» Эти операции можно продолжать до тех пор, пока не получится ряд, состоящий из следующих слов: «морковь-картофель-яблоко-гру-ша-береза-ель-ромашка-колокольчик-трава». К концу ряда присоеди­няют резко контрастный объект (например, словр камень) и спраши­вают, чем он отличается от предшествующих понятий.

Формируя обобщенное значение прилагательных, педагог показы­вает на конкретных примерах наличие данного признака в целом ряде предметов (например, называет различные предметы красного цве­та). Затем дети сами определяют наличие этого признака в других предметах, сначала при непосредственном восприятии, а потом по представлениям.

В ходе дальнейшей работы целесообразно использовать следующие упражнения:

• соотнесение предметов, данных в черно-белом изображении, с со­
ответствующим цветом. Например, перед ребенком раскладывают
кружки красного, желтого, белого цвета и предлагают под ними раз­
ложить черно-белые картинки с изображением морковки, гусени­
цы, крыжовника, клубники, огурца, подсолнуха, снега, солнца и т.п.;

• исключение из ряда предметов одного и того же цвета, предмета
другого цвета (по типу задания «найти лишнюю картинку»). На­
пример, красная морковь, красный помидор, красная клубника,
зеленая гусеница; красная морковь, красная клубника, зеленый
огурец. Для этой работы необходимо использовать не только груп­
пы прилагательных, обозначающих чувственно воспринимаемые
признаки предмета, но и качественные прилагательные, обознача­
ющие материал, из которого сделаны предметы (лото «из чего сде­
лано», выполнение заданий типа: отобрать из предложенных экс­
позиций все деревянные, стеклянные, бумажные предметы).

Особенную трудность для детей представляет усвоение относитель­ных прилагательных, обозначающих собирательные, личностные каче­ства (смелый, сильный, добрый, злой, хитрый и т.д.). Для их усвоения можно рекомендовать чтение педагогом специально подобранных тек­стов с последующей беседой и комментарием.

Формируя обобщенное значение глаголов, педагог показывает, что одно и то же действие могут выполнять различные существа или пред­меты, например, плавает рыба, утка, собака, человек; растет дерево, трава, цветы, ребенок и т.д.

С этой целью можно использовать игру в глагольное лото, отве­ты на вопросы типа: отгадай, что растет, что (кто) плавает, кто лета­ет, кто ползет, что висит и т.д. При этом в облегченном варианте перед


ребенком раскладывают картинки с изображением предметов, выпол­няющих указанные действия. В более сложном варианте опора на эти картинки исключается.


ложении указанное слово другим, например, в предложении: Солнце светит заменить слово светит (как можно еще сказать, что делает солнце?).


 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.