Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФОРМИРОВАНИЕ И РАСШИРЕНИЕ СЛОВЕСНЫХ ПОНЯТИЙ



В процессе развития речи у умственно отсталых детей недостаточ­но отработать предметную соотнесенность слова, необходимо сформи­ровать, расширить систему понятий, знаний, стоящих за словом, его смысловые связи с другими словами. Для этого можно использовать следующие упражнения:

• чтение в сопровождении с иллюстрациями специально подобран­
ных текстов, раскрывающих данное смысловое понятие;

• рассмотрение специально подобранных картинок и проведение бе­
сед по ним;

• сравнение данного понятия, входящих в него отдельных признаков
с другими, противоположными по значению;

• определение предметов, явлений, качеств, характеризующих дан­
ное понятие, по их описанию;

• отгадывание специально подобранной серии загадок (текст зага­
док содержит характеристику отдельных явлений, входящих в круг
данного понятия);


 

• выбор сюжетных и предметных картинок, характеризующих дан­
ное понятие;

• заканчивание начатых педагогом предложений;

• описание предмета или явления, обозначаемого тем или иным сло­
весным понятием, ребенком с опорой на вопросы педагога, нагляд­
ность и без них.

В качестве примера приведем фрагменты занятий, направленных на формирование понятия «зима» и значений слов, связанных с этим по­нятием.

На 1 занятии детям иллюстрируется сюжетная картинка и читает­ся текст.

«Пришла зима. Выпал белый снег. Снег покрыл землю, деревья, крыши домов. Рады ребята зиме. Они катаются по снегу на санках, лыжах. А вот эти ребята лепят снежную бабу. Посмотрите, вместо глаз они поставили ей угольки, вместо носа — морковку, вместо губ — пру­тики, а на голову надели ведро. Вот так снеговик!» Дети выполняют ап­пликацию снежной бабы.

На 2 занятии детям зачитывают строчки из стихотворения:

«Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится».

После чтения стихотворного отрывка дети отвечают на вопросы пе­дагога: «Когда это бывает, чем покрыта земля, деревья зимой?» Дети рассматривают изображение деревьев зимой, в том числе ели и сосны. Педагог объясняет, что зимой листьев на деревьях нет, а на елке и со­сне иголки, они зеленые. На них лежит снег. Под руководством педа­гога дети делают зарисовку или выполняют аппликацию, изображаю­щие зимнюю ель. Педагог предлагает им отгадать загадки:

Глаза — угольки, Губы — сучки. Холодная, большая Кто я такая?

Меня не растили, Из снега лепили. Вместо носа ловко Вставили морковку.

Бел, да не сахар, нет ног, да идет.

На этом же занятии педагог объясняет, что зимой вода в реке за­мерзает, поэтому зимой на реке лёд. Он твердый, скользкий, по нему можно кататься. Дети катаются по льду на коньках (иллюстрация).

На 3 занятии вниманию детей предлагаются различные контрастные картинки: река покрыта льдом; река в жаркий летний день; дети ле­пят снежную бабу — дети собирают грибы; дети купаются — дети ка­таются на коньках. Лес (на его фоне ели) в снегу, лес (лиственный) летом.


Педагог предлагает выбрать только те картинки, на которых изоб­ражена зима. После этого логопед рассказывает о других картинках, поясняя, что летом жарко, дети купаются, растут цветы, ягоды, грибы. Сравнивается елка летом и зимой.

Предлагают детям отгадать загадки, закончить начатые предложения:

Идут морозные деньки. Нужны нам лыжи и ... Зимой холодно, а летом ... Снег мягкий, а лед... Летом дети на реке купаются, А зимой...

На 4 занятии проводится беседа о том, что зимой холодно, люди надевают теплые вещи. Вывешивается картинка с изображением зим­него пейзажа, на его фоне — люди, одетые в зимнюю одежду. Педа­гог предлагает внимательно рассмотреть картинку и сказать, во что одеты люди.

Далее проводится игра в лото, по ходу которой дети указывают, ког­да нарисованная на картинках вещь надевается (зимой или летом). На занятии проводится игра, в процессе которой дети одевают кукол для зимней и летней прогулки (отбор вещей проводится самими детьми).

Педагог демонстрирует картинки с недостающими деталями или с ошибками. Например: мальчики идут по снегу и держат лыжные пал­ки, но на ногах у них нет лыж; зимний пейзаж, на его фоне стоят зеле­ные елки, зеленые березы и дубы. Дети должны назвать недостающие детали и найти ошибки.

Отгадать загадки: «Зимой и летом одним цветом»; «Палки да нож­ки бегут по дорожке».

На последующих занятиях в процессе чтения специально подобран­ных текстов детей знакомят с тем, как звери проводят зиму, чем они питаются, где живут, какие изменения происходят в их окраске и по­чему. Затем педагог предлагает выполнить различные задания. Напри­мер, найти ошибки в картинках:

Белый заяц бежит по зимнему снегу. Рыжая белочка сидит на снегу. Серый заяц сидит на снегу и грызет кору. Медведь в зимнем лесу ест малину.

Закончить предложения, начатые педагогом:

Летом птицы прилетают, зимой ... Зимой птицы улетают, летом ... Зимой заяц белый, а летом ...


Отгадать загадки:

Это кто зимой холодной, бродит по лесу злой и голодный?

Его не встретишь на дороге Он всю зиму спит в берлоге.

Ей не страшен холод,

Ей не страшен голод. '

У нее дупло

В нем уютно и тепло,

В нем грибов сухих полно.

На заключительных занятиях актуализируются полученные знания. С этой целью можно предложить игру в лото «Когда это бывает». На больших картинках, которые получают дети, изображена зима и лето, на маленьких карточках, которые они открывают, — предметы, иллю­страции, сюжеты, которые так или иначе характеризуют зиму и лето. Например, дети кормят зимующих птиц; дети поднимают выпавшего из гнезда птенчика; мальчик, одетый в зимнюю одежду; мальчик, одетый в летнюю одежду; мальчик ест сосульку; мальчик ест ягоды; идет снег — идет дождь.

Детям предлагают исключить лишнюю картинку в ряду: лыжи, конь­ки, санки, лодка; шуба, меховая шапка, валенки, панамка.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.