Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Направления анализа региональной экономики.



Анализ различных аспектов экономики регионов проводится с целью диагностики проблем и разработки тактики и стратегии регионального развития.

Можно выделить следующие приемы анализа:

Макропоказатели анализа региональной экономики

1. Валовой региональный продукт (его размер в регионе, динамика, структура)

2. Доходы населения с учетом покупательной способности в данном регионе

3. Национальное богатство, сосредоточенное на территории региона (потенциальные возможности региона.

Популярным методом регионального анализа в США являются статистические карты регионов (которые составляются на основе индексов):

1.индекс экономической эффективности (характеризует прибыльность эк-ки региона)

2.индекс деловой жизнеспособности (характеризует динамику развития высокотехнологичных отраслей, возникновение, ликвидацию фирм)

3.индекс потенциала роста (хар-ет перспективы развития, потенциал населения региона)

4.налогово-фискальный индекс (отражает размер вмешательства государства в эк-ку, размер налогов и т.д.)

Метод сравнения конкурентных преимуществ основан на следующих критериях:

1.доступ к ресурсам (наличие месторождений, их разработанность, транспортные сети)

2.географическое положение региона

3.квалификация рабочей силы в регионе

4.наличие и стоимость основных средств (крупные предприятия)

5.региональная политика региона (ее направленность, особенности)

6.качество жизни в регионе

Российские методологические школы:

Институт эк-ки и организации промышленного производства СО РАН (регион как единое целое). Институт эк-ки УРО РАН (уделяют особое внимание проблемам эк-кой безопасности)

Инвариантные элементы содержания анализа соц - эк развития региона

1.Анализ развития региона как элемента соц-экон системы страны. Регион рассматривается как часть целой страны. 2.Анализ эк-кого развития региона. Регион рассматривается как самостоятельный хозяйствующий субъект. 3.Анализ соц-го развития региона. Включает в себя характеристику ситуации в сфере занятости населения и сравнительную оценку качества жизни населения региона.

4.Интегральная оценка уровня соц-го и эк-го развития региона. Позволяет обобщить информацию в форме одного или нескольких интегральных показателей, а на основе этих показателей формируются различные рейтинговые системы.

Типологизация регионов. Оценка степени развития межрегиональных связей.

Важным элементом регионального анализа является построение типологии регионов. Точная типологизация необходима для системного описания регионов, диагностики соц-экон положения региона, осуществления задач государственной региональной политики. Существует несколько подходов к построению региональных типологий.

1.Более распространенной является типологизация на основе исходного состояния и динамики определенного индикатора. Суть: Вся совокупность регионов разделяется на 2 и более группы по уровню индикатора в базисном году.

2. Типологизация регионов по сочетанию двух индикаторов, характеризующих уровни (динамику) экономического и социального развития. Практически аналогично, но разделение регионов происходит не по одному, а по двум характеристикам.

3.Типологизация регионов по главным проблемам регионального развития.

Формами межрегиональных связей являются: обмен товаров и услуг, миграция населения, финансовые и информационные потоки.

Оценка межрегиональных связей осуществляется путем выделения внутрирегионального потребления, межрегионального ввоза и вывоза, экспорта и импорта.

Степень интеграции регионов в системе внешней связи оценивается следующим образом:

1.Коэффициент вывоза (коэф-т товарности регионального производства)

qv = V / q V – вывоз продукции в деньгах

q – объем производства (ВРП)

qv = (0 – 1)

2. Коэф-т ввоза (характеризует долю ввоза в общем объеме потребления продукции в регионе).

qw = W / (q – V + W) W – ввоз продукции в деньгах

qw = (0 – 1)

3. Коэф-т товарообмена

q (V + W) = (V + W) / q

q (V + W) > 0

q (V + W) > 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.