Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы реституции документального наследия Беларуси.

Утраченные и перемещённые документы по истории Беларуси: проблемы их поиска.

Нормы международного права о реституции документов перемещённых во время войн и катастроф.

Проблемы реституции документального наследия Беларуси.

Определение понятия реституция

В международном правереституция— это возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного одним из воюющих государств с территории другого государства, являющегося его военным противником.

ИСТОРИОГРАФИЯ

Историография данной проблемы отнюдь небогатая. Вопросам защиты культурных в широком смысле ценностей посвящены работы Довгяло Д.И., Е. Александрова , М. М. Богуславского , Л. Н. Галенской , И. Э. Мартыненко , П. Дж. О’Кифа , Л. В. Протта. При этом значительно большее количество исследований в сфере культурного сотрудничества, культурных обменов, сохранения и возвращения культурного наследия - В. И. Акуленко, Л. Николас, М. Ф. Шумейко, В. Соколовский, А.Запартыко, В.Селеменев, Я.Янушкевич П. К. Гримстед.

Причины и механизм вымывания документальных ценностей, созданных в течении многовековой истории на территории Беларуси, уже достаточно хорошо исследованы.

Первая волна массового вывоза архивалий, целых комплексов документов была связана с разделами Речи Посполитой. Множество архивных комплексов и коллекций было вывезено в Российскую империю. Но и до этого многочисленные войны разоряли архивные богатства Беларуси. Во время Северной войны по указу Петра не только на российских территориях искали древние грамоты и манускрипты, но и территория Речи Посполитой стала ареной поиска и вывоза ценностей. Стягивание материалов из ведомственных архивохранилищ в Москву и С-Петербург прекратилось после утверждения в 1845 г. Закона «Учреждение губернских правлений».

В 19-нач. 20 века на территории Беларуси не существовало архивохранилищ, за исключением Витебского архива древних актовых книг. Однако и он имел региональное значение и не выполнял функций центрального хранилища. Отсюда происходит вымывание архивных ценностей в Москву, Петербург, Варшаву, Киев, Вильно. Вместе с тем, учёные силы Беларуси по причине отсутствия университетских центров, уезжая в таковые, вывозили с собой свои коллекции и архивы. После их смети, всё это оседало в архивах тех стран, где они жили. Сложилась значительная литература библиографического, археографического плана, указывающая на местонахождение архивных собраний, вывезенных ранее с территории Беларуси. Отметим, «Описание рукописей Виленской публичной библиотеки, церковно-славянских и русских»/ Сост. Ф.Н.Добрянский, Вильна, 1882 г. «Описания рукописного отдела Виленской публичной библиотеки», Вильна, 1895-1904 гг. Вып.1-5; «Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов», Спб, 1987, 1907. Т.1-2; «Опись документов Виленского центрального архива древних актовых книг», Вильна, 1901-1913,Вып.1-10; «Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР 11-13 вв.»//Археографическая комиссия, М., 1984 г.; Шлюбский Л.А. Доля кнігасховаў і архіваў зямель крыўскіх і былога Вялікага княства Літоўскага. Коўна -1925;

Во время 1ой мировой аойны, революции 1917 г и гражданской войны многое из архивного наследия было утрачено полностью. В Минске погибло 45 архивных фондов. Архив Минского губернского правления, Минского тюремного замка, Могилёвский судебный архив были проданы торговцам. Многое сжигалось самими работниками архивов во время революции 1917 г.На волне погромов помещичьих поместий погибли хранившиеся в усадьбах личные архивы.

Вторая мировая война стала тем «девятым валом», который создал зияющие лакуны в архивных собраниях Беларуси. Из 22 зданий архивных учреждений уцелело после войны только 9. Накануне ВОВ Государственный Архивный Фонд составлял 7.5 млн. дел, 7 млн. дел находились в ведомственных архивах и ещё 6 млн. дел в районных архивах с переменным составом. Архивные работники НКВД смогли организовать эвакуацию только 75.3 тыс дел.

Работа по выявлению находившихся за пределами Беларуси отечественных собраний наиболее активно велась в 1920-е гг. Именно тогда в белорусские архивы были возвращены многие документальные комплексы, находившиеся в российских хранилищах, были обозначены места хранения комплексов имевших спорный характер. Проблемы реституции архивных документов едва ли не впервые были озвучены на Первой Всебелорусской конференции архивных работников 12-14 мая 1924 г. и Первом съезде исследователей белорусской археологии и археографии 17-18 января 1926 г. На конференции речь шла о необходимости возвращения в Беларусь архивных собраний, вывезенных в 19-нач.20 века в Россию. Съезд смог принять резолюцию о реституции белорусских архивных, музейных и книжных ценностей. К сожалению, только часть резолюций была реализована. По-прежнему архив великокняжеской канцелярии рассредоточен. Его материалы находятся в России, Польше, Литве и частично в Беларуси.

В связи с выше сказанным сегодня важнейшей задачей является составление базы данных о наличии за пределами республики архивных собраний белорусского происхождения и о Беларуси.

1) Начало созданию базы «Зарубежная беларусика» было положено изданием в 1990 г. справочника «Дакументы па гісторыі Беларусі, якія зберагаюцца ў цэнтральных дзяржаўных архівах СССР».

2) Определённый вклад в формирование базы вносят материалы научных конференций по проблемам реституции культурных ценностей, выявления зарубежных архивных собраний: “Рэстытуцыя культурных каштоўнасцей: праблемы вяртання і сумеснага выкарыстання” (1996, 1998, 2000 гг.), “Замежная архіўная беларусіка”(1996 г).

3) Информация о зарубежной беларусике пополняется за счёт изучения специализированной архивно-музейной периодики: “Отечественные архивы”, “Советские архивы”, “Вопросы архивоведения”, “Архивное дело”, “Археографический ежегодник”, “Архивы Украины” (Украина), “Украински археографичны щёричник”, “Архивна справа”, “Архив Радзяньскойи Украйины”, “Archeion” (Польша), “Archivmitteilung”(Германия)

4) Непосредственное сотрудничество архивистов и историков с зарубежными архивными учреждениями, работа в них и пополнение материалов Базы Данных “Зарубежная Белорусика”

В последнее время наиболее активное сотрудничество белорусских историков и архивистов налажено с архивными учреждениями Германии. Существенную помощь этому сотрудничеству оказывает Белорусский республиканский фонд “Взаимопонимание и проимирение”. Он содействет поисковой работе белорусских исследователей в немецких архивах Арользена, Кобленца, Потсдама, Берлина, Фрайбурга. Это прежде всего материалы связанные с периодам Второй мировой и Великой Отечественной войн. Вместе с тем, в Берлине находится Кенигсбергский секретный архив Тевтонского ордена. Его фонды являются крупнейшим местохранилищем латиноязычных документов по истории Беларуси 13-14 вв. Белорусские исследователи привозят копии документов по истории Беларуси и передают их на хранение в Национальный архив Республики Беларусь.

Ещё оним государством, где хранятся многочисленные архивные фонды с документами по истории Беларуси является Литва. В Вильнюсском архиве содержатся часть Метрики Литовской, материалы Минской каденции Главного Трибунала ВКЛ, актовые книги ВКЛ до 1799 г. из Гроденской губернии, материалы по истории БНР, материалы по истории католицизма, православия и униатства на територии Беларуси в 14-19 вв.Это прежде всего фонды 21, 582, 395, 604, 634, 694 и т.д.

В Главном Архиве Древних Документов в Варшаве сегодня находятся материалы Архива Браницких из Сухой, Архив Прозоров (из Хойников) и Ельских (из Замостья под Минском). Документы советских партийных органов Беларуси и Литовско-Белорусской ССР за 1917-1921 гг хранятся в Варшавском центральном военном архиве. Главный архив новых документов в Варшаве является местохранилищем огромного количества материалов по истории Западной Беларуси в период 1921-1939 гг., общественно-политической, культурной, религиозной, экономической жизни.

2.

Вопросы реституции архивных комплексов стали предметом международного права ещё в 19 веке. Впервые эта проблема была урегулирована на официальном уровне после австро-пруско-итальянской войны.

В Новейшее время вопрос о возврате культурных ценностей был озвучен польской дипломатией при заключении Рижского мирного договора в 1921 г. «Россия и Украина возвращают Польше следующие предметы, вывезенные в Россию или Украину со времени 1 января 1772 года с территории Польской Республики:

a) всякие военные трофеи (например – знамена, штандарты, всякие военные знаки, орудия, оружие, полковые регалии и т. п.), а также и трофеи, взятые, начиная с 1792 года, у польского народа в его борьбе против царской России за свою независимость. Не подлежат возврату трофеи российско-украннско-польской воины 1918–1921 годов;

b) библиотеки, книжные, археологические и архивные собрания, произведения искусства, предметы древности, а также всякого рода коллекции и предметы, имеющие историческую, национальную, художественную, археологическую и научную или вообще культурную ценность.

Собрания и предметы, упомянутые под литерами a и b сего пункта настоящей статьи, возвращаются независимо от того, при каких обстоятельствах или по каким распоряжениям тогдашних властей они были вывезены, а также независимо от того, какому юридическому или физическому лицу они принадлежали первоначально или после вывоза.»

После Второй мировой войны некоторые основы осуществления реституции были заложены во Всеобщей Декларации прав человека и гражданина (1948 г.). Механизм осуществления гарантий подробнее изложен в Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, вступивших в силу в 1976 г. Участвующие в Пакте государства обязуются уважать свободу, безусловно, необходимую для научных исследований и творческой деятельности (п. 3), а также признают пользу, извлекаемую из поощрения и развития международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях (п. 4)

К целям международного культурного сотрудничества относятся:

1) распространение знаний, содействие развитию дарований и обогащение различных культур;

2) развитие мирных отношений и дружбы между народами и содействие лучшему пониманию образа жизни каждого из них;

3) содействие применению принципов, провозглашенных в декларациях Организации Объединенных Наций, которые упомянуты в преамбуле Декларации;

4) обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни;

5) улучшение условий материальной и духовной жизни человека во всех частях мира [7, с. 410].

Большой вклад в понимание культурного наследия как необходимого элемента международных отношений и сотрудничества между государствами был внесен Всемирной конференцией по культурной политике, состоявшейся в Мехико 26 июля — 6 августа 1982 г.

Вопросы реституции в мирное время регулируются Конвенцией ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., а также Конвенцией УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 г. [14, разд. 3, c. 15]. Конвенция УНИДРУА предпологает реституцию культурных ценностей в том случае, если оны были вывезены незаконно и в судебном порядке данный факт был доказан. Реституция производится согласно положениям присоединившихся к конвенции стран. Конвенция специально оговорила, что международное право может рассматривать как объект реституции:

А) Редкие коллекции и образцы фауны, флоры, минералов и анатомии и объекты палеонтологического интереса.

В) Ценности, относящиеся к истории, включая историю наук и технологии, войн и социальной истории, жизни национальных лидеров, мыслителей, ученых и художников, артистов и событий национальной важности.

С) Предметы археологических раскопок (регулярных или подпольных) или археологических открытий.

D) Элементы художественных или исторических памятников или археологических заповедников, которые были заново открыты.

Е) Древности возрастом более 100 лет, такие как надписи, монеты и гравюры.

F) Объекты этнографического интереса.

G) Ценности художественного интереса, такие как:

i) картины, полотна и рисунки, изготовленные вручную на любом и с применением любого материала (исключая промышленные рисунки или ремесленные изделия, украшенные вручную);

ii) оригинальные лепные работы и скульптуры из любого материала;

iii) оригинальная резьба, чеканка и литография;

iv) оригинальные художественные изделия и конструкции из любых материалов.

Н) Редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и публикации специального характера (исторические, художественные, научные, литературные и т.д.), единичные или в коллекциях.

I) Почтовые, акцизные и схожие с ними марки, единичные или в коллекциях.

J) Архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы.

К) Предметы мебели, созданные более 100 лет назад, и старинные музыкальные инструменты.

 

Сейчас термин «перемещённые ценности» не признаётся международным сообществом из-за вольности его трактовки.

3.

14 февраля 1992 г. членами СНГ было подписано Соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения. Это Соглашение касалось вопроса возвращения, в том числе и архивных собраний. Стремление государств — участников СНГ разрешить вопрос возвращения культурных ценностей странам их происхождения было продиктовано выкристаллизировавшейся после распада Советского Союза в самостоятельную, в том числе и для белорусского государства, проблемой реституции культурных ценностей.

Легальные дефиниции таких понятий, как «реституция» и «компенсаторная реституция», в законодательстве стран СНГ закреплены лишь в Российской Федерации в статье 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» :

реституция — вид материальной международно-правовой ответственности государства, совершившего акт агрессии или иное международно-противоправное деяние, заключающейся в обязанности данного государства устранить или уменьшить причиненный другому государству материальный ущерб путем восстановления прежнего состояния, в частности путем возврата имущества, разграбленного и незаконно вывезенного им с оккупированной его войсками территории другого государства;

Основу сложной и неоднозначной проблемы реституции для стран СНГ в первую очередь составлял правовой вопрос определения статуса перемещенных на территорию Советского Союза после окончания Второй мировой войны культурных ценностей, которые ранее во время войны были разграблены и вывезены с территорий республик СССР немецко-фашистскими захватчиками.

Основная проблема заключалась в том, что многим советским республикам была возвращена лишь часть потерянных во время войны культурных ценностей, которые не были уничтожены и не исчезли бесследно во время войны. При этом возвращались, как правило, лишь те культурные ценности, которые были идентифицированы как собственность той или иной республики специально созданным отделом реституции управления репараций и военных поставок Советской Военной Администрации в Германии при возвращении в порядке реституции культурных ценностей как собственности СССР.

Так, БССР после войны было возвращено всего 182 ящика с вывезенными культурными ценностями (3491 единица) со склада «Дерутра», находящегося в «Восточном порту» Берлина, из которых 108 ящиков содержали археологический материал Академии наук БССР Это совсем небольшое количество, если учесть тот огромный ущерб культурному достоянию республики, который был причинен немецко-фашистскими захватчиками.

В то же время множество объектов культурного наследия республик было смешано с культурными ценностями, которые возвращались в порядке реституции (в том числе и компенсаторной реституции) в РСФСР. Большинство из этих ценностей размещались в запасниках Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и других учреждений, где по некоторым данным находятся и по сегодняшний день. Как отмечается в литературе, еще до недавнего времени в отношении культурных ценностей, перемещенных в Советский Союз, был установлен строгий режим секретности, не допускающий вообще какой-либо информации не только о их статусе, но и о том, где они вообще находятся. В некоторых государственных хранилищах за прошедшие 60 лет даже не была полностью проведена инвентаризация соответствующих ценностей.

Действие Соглашения от 14 февраля 1992 г., оказалось непродолжительным, и было приостановлено 19 февраля 1992 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации на ее территории. А в 1995 г. Соглашение было денонсировано Верховным Советом Российской Федерации как не соответствующее законодательству России. Тем самым, был сделан односторонний отказ России от исполнения взятых обязательств по сотрудничеству в области возвращения объектов культурного наследия государствам их происхождения.

Дальнейшее решение проблемы реституции объектов культурного наследия государствам происхождения в рамках СНГ было связано с принятием в Российской Федерации Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Закон закрепил официальную позицию России при решении вопроса определения правового статуса тех культурных ценностей из состава перемещенных из Германии и ее бывших военных союзников, которые оказались на территории Российской Федерации. Другими словами, обозначил одностороннюю позицию Российской Федерации относительно проблемы реституции культурных ценностей.

Ключевое положение Закона отражено в статье 6, в соответствии с которой все перемещенные культурные ценности, ввезенные в Союз ССР в осуществление его права на компенсаторную реституцию и находящиеся на территории Российской Федерации, объявлены собственностью Российской Федерации.

В то же время Закон предоставил гарантии права собственности Республике Беларусь, Латвийской Республике, Литовской Республике, Республике Молдова, Украине и Эстонской Республике на перемещенные культурные ценности. В соответствии с данными гарантиями предметы культуры, которые могли оказаться в составе перемещенных культурных ценностей, но были разграблены и вывезены в период Второй мировой войны Германией и(или) ее военными союзниками не с территории РСФСР, а с территорий Белорусской, Латвийской, Литовской, Молдавской, Украинской и Эстонской ССР и составляли национальное
достояние указанных, а не других союзных республик, входивших в состав Союза ССР в границах на 1 февраля 1950 г., могут быть переданы указанным государствам по принадлежности.

Таким образом, в нормах Закона предусмотрена возможность возвращения культурных ценностей из числа перемещенных, в том числе и в Республику Беларусь.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.