Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-экономических систем региона



 

При проведении регионального экономического анализа необходимо разработать и использовать систему показателей, необходимую для комплексного, системного исследования причинно-следственных связей экономических явлений и процессов в регионе. Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще определяется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей, от того, насколько полно система показателей отражает сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа. Что касается составляющих системы показателей, то здесь могут рассматриваться различные варианты. Однако при возможных различиях в подходах к организации и направленности региональных социально-экономических исследований следует, все же, определить некоторые основные принципы построения подобных систем:

· соответствие общей методологии и принципов построения системы индикаторов, используемых отечественной статистикой;

· удовлетворение потребностей местных органов самоуправления в качественной оперативной информации, отражающей основные социально-экономические явления и процессы, происходящие в регионе;

· система показателей должна быть комплексной, то есть отражать региональную экономику как целостную систему, а не отслеживать отдельные стороны экономической деятельности;

· кроме того, при организации регионального экономического анализа необходимо использование обычных принципов статистического исследования - репрезентативности и экономичности.

При определении направлений анализа социально-экономического развития региона очень важно четко представлять не только естественные факторы или сравнительные преимущества экономической системы того или иного региона, но и отличия, особенности, специфику, исторические и культурные корни. При стратификации (разделении, расчленении) рыночного пространства мы выделяем и представляем следующие показатели исследования социально-экономического развития региона (рис.2.2).

Данная схема структурирует имеющиеся мезоэкономические показатели и обнаруживает межструктурные связи. Блоки выявленных уровней структуры обозначены соответственно цифрами, они содержат в себе комплекс более детальных показателей характеризующих их состав. Показатели условий хозяйствования и уровня развития производственных систем составляют базовый первый уровень рис.2.2., их лидирующая позиция в иерархии показателей отличается степенью объективности, стабильностью. Изучение данного блока показателей позволяет решать вопросы об использовании в стратегическом плане высокого уровня урбанизации, влияние местоположения, природно-сырьевых источников, обосновывать мероприятия по улучшению состояния окружающей среды и совершенствовать природопользование, определять перспективы динамики численности населения и его занятости по отраслям народного хозяйства, а также возможный уровень безработицы.

Разделение и обобществление труда находят выражение непосредственно в социально-экономических системах региона в виде дифференциации и концентрации хозяйствующих субъектов по производству продукции, а на уровне общественного производства в целом - в отраслевой и региональной дифференциации и концентрации деятельности. Отраслевая дифференциация выражается в росте числа отраслей производства, а концентрация - в сосредоточении производства на крупных предприятиях в рамках отрасли, так и в более широких границах, включающих производственные процессы разных отраслей. Таким образом, исследование показателей данного блока позволяют выявить ресурсный потенциал региона и выявить возможные перспективные направления их использования.

 

1. Показатели условий хозяйствования и уровня развития

социально-экономических систем региона

           
 
     
 
 


Природно-экономи Оценка уровня специали- Уровень развития и структуры

ческие условия зации и интенсификации производительных сил

 
 


2. Показатели экономического развития региона

 

                   
         
 


Показатели Уровень Целостность Показатели Оценка

Производства инфраструк- воспроизвод- бюджетно- эффективности

в системе турного ственной финансового экономических

СНС обеспечения базы состояния систем

 

3. Показатели уровня социального развития региона

показатели показатели показатели показатели показатели

доходов и потребления накопленного обеспечен- дифференциации

расходов материальных имущества ности доходов населения

населения благ и услуг жильем уровня бедности

 

 

 
 


4. Разработка стратегии социально-экономического развития региона

 

Рис. 2.2. Система показателей оценки социально-экономического развития региона

 

Показатели второго блока позволяют выявить экономическое состояние региона. Основу в данном уровне схемы составляют мезоэкономические показатели СНС, с их помощью определяются, возможности функционирования отраслей и секторов экономики в перспективе, обосновываются межрайонных и внешнеэкономических связей, направления совершенствования инфраструктуры. Оценка научно-инновационной сферы требует решить вопрос о системе взаимосвязей между производством и наукой и их эффективного взаимодействия. Уровень бюджетно-финансовой самодостаточности региона, позволяет определить, как свой реальный «потолок», так и гарантированный минимум возможностей.

Показатели третьего блока во многом зависят от состояния показателей второго уровня и характеризуют социальные параметры развития региона. Они включают в себя, в частности, показатели доходов и расходов населения, уровень потребления материальных благ и услуг, накопление имущества, показатели социальной дифференциации населения.

Четвертый блок строится на основе полученных результатов исследования первого и второго уровня показателей социально-экономического развития региона, однако следует отметить, что определение направлений совершенствования социально-экономических систем региона станет эффективным лишь при изучении их социальной ориентации.

Выше нами были определены показатели, которые дают возможность разработать стратегические направления развития региона. В основу такой структуры должно быть заложено изменение экономических условий воспроизводства в регионе, в этом случае важное значение приобретает параметрический анализ социально-экономических систем региона, с целью определения направлений их совершенствования. В зависимости от задач, поставленных перед исследованием региональной экономики, их можно рассмотреть в статике и динамике.

При анализе статического состояния необходимо установить положение региона на данный период, выяснить причины негативных и положительных параметров. При анализе в динамике необходимо охарактеризовать траекторию развития какого-либо явления, выявить факторы эндогенного и экзогенного характера, предопределившие наблюдаемую у объекта конфигурацию траектории развития.

Таким образом, система показателей социально-экономического развития региона предусматривает классификацию и систематизацию так как, какой бы исчерпывающей не была совокупность показателей, без учета взаимосвязи, соподчиненности она не может дать адекватные представления об эффективности воспроизводственных процессов. Предлагаемая система показателей социально-экономического развития региона обеспечивает методологическое единство всех частных показателей системы и дающих однозначную оценку уровня и динамики исследуемого процесса.

В основу современной методологии исследования социально-экономических систем региона должно быть положено представление об экономике как целостном многомерном динамическом объекте, развивающемся на основе закономерностей экономической статики и циклической динамики, периодически и последовательно проходящем через фазы структурных циклов, периоды подъема, стабильности, кризиса, депрессии и оживления.

Инструментарий исследования социально-экономических систем должен базироваться на воспроизводственном подходе, что обеспечивает реализацию принципа системности к исследованию текущего и перспективного состояния региона. Комплексная оценка экономики региона должна производиться с позиции оценки уровня и степени использования ее потенциалов, воздействия ресурсных ограничений и лимитирующих факторов внешней среды. Важнейшим элементом системного, комплексного исследования социально-экономического развития региона служат аналитические приемы и способы, являющиеся рабочим инструментарием обработки экономической информации.

Система показателей социально-экономического развития региона позволяет выявить основные параметры состояния и определить перспективы развития социально-экономических систем региона.

 
 


транспортно-географическое положение

 

           
     


наличие видов пропускная способность близость к сырьевым

транспорта путей сообщения и ресурсным базам

 

 
 


наличие рынков сбыта и необходимого сырья

                   
   
       
 


водные земельные лесные полезные

ресурсы ресурсы ресурсы ископаемые

 

 
 


размещение производства и населения по территории региона

 

           
     
 


возможность плотность целесообразность

размещения экономической размещения

новых деятельности новых

производств производств

 

 
 


условия экологического характера

 

           
     


показатели сос- показатели показатели

тояния, исполь- характеризующие антропогенной

зования и охраны деятельность нагрузки

природных ресурсов человека

 

 
 


показатели оценки демографического потенциала

 

показатели численности показатели естественного показатели

населения и его размещения движения населения миграции

 

 
 


показатели оценки рынка труда

 

           
     


показатели показатели показатели численности

занятости безработицы и состава занятых лиц

 

 
 


Рис.2.3. Показатели характеризующие использование

базовых ресурсных потенциалов региона

 

Согласно рис.2.2. первым блоком анализа экономики региона, является оценка базовых ресурсных потенциалов. В состав данного блока входят три подсистемы: экономико-географическое положение, природные ресурсы, демографический потенциал и рынок труда. Показатели, представленные на рис.2.3. позволяют с достаточной степенью достоверности описать наличие ресурсов по экономическим районам региона.

Изучение базового ресурсного потенциала целесообразно начать с природных ресурсов, так как они являются не воспроизводимыми источниками, их наличие не зависит от воли и желания людей. В отечественной статистике природные ресурсы, вовлеченные в экономический оборот, включаются в состав национального богатства, однако ввиду отсутствия стоимостной оценки данного элемента их учет ведется только в натуральном выражении.

В ходе анализа состояния природных ресурсов необходимо охарактеризовать возможности развития региона за счет их рационального использования. В качестве показателей следует взять количество и качество запасов, изучить условия их добычи и возможности транспортировки.

Изучение состояния и возможностей использования природных ресурсов региона должно быть неразрывно связано с анализом второй подсистемы территориальной структуры региона и его экономико - географического положения, так как данный фактор также не зависит от воли людей, но оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие региона. Оценка индикаторов территориальной структуры в большинстве своем осуществляется традиционными методами экономической географии: картографическими, сравнения.

Учет и оценка гео-физических и гео-политических потенциалов составляет исходную базу анализа экономики региона.

В практике экономических сопоставлений в понятие «обеспечивающих потенциалов» включают такие элементы, как уровень развития производственных и социально-инфраструктурных отраслей, научно-инновационный потенциал, бюджетно-финансовые ресурсы (рис.2.4). Наиболее универсальным показателем оценки обеспечивающих потенциалов является показатель валового регионального продукта, который характеризует не только современный уровень развития экономики, но и особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень вовлеченности региона в интеграционные процессы и другие аспекты.

С методологической точки зрения создание оценок уровня и динамики развития рыночной среды в регионе означает расчеты системы показателей, которая количественно характеризовала бы степень развитости рыночных отношений в различных аспектах. Логикой построения таких оценок можно использовать СНС, с помощью которой можно в большей степени отразить многосторонность этого процесса, в настоящее время перед региональной экономикой стоит задача адаптации макроэкономических показателей СНС для решения проблем анализа.

Согласно концепциям СНС экономическое производство включает в себя следующие виды деятельности: производство товаров, включая товары для собственного потребления; оказание услуг для реализации; деятельность финансовых посредников; оказание нерыночных услуг органами государственного управления; оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства; оказание услуг наемной прислугой; оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления[4]. Таким образом, мы видим, что именно в СНС наиболее полно рассматривается производственный комплекс. Покажем это на примере схемы взаимосвязи между макроэкономическими показателями (рис.2.5).

 
 


показатели оценки производственного потенциала

 

               
       


показатели количество и материально- оценка

СНС структура техническая межрегиональных

предприятий база взаимосвязей

 
 


показатели оценки научно-инновационного потенциала

 

               
       
 


показатели качество и показатели показатели

инновационности конкуренто диверсифика воспроизвод-

хозяйствования способность ции произ- ственной комп-

продукции водства лексности

 

 
 


показатели оценки социально-инфраструктурного потенциала

 

                   
         


показатели показатели показатели показатели показатели

медицинского образования развития торговли и ЖКХ

обслуживания культуры услуг

 

 
 


показатели бюджетно-финансового потенциала

 

                   
         
 


показатели показатели показатели дефицит показатели

СНС финансового финансовой (профицит) финансовых

состояния обеспеченности бюджета результатов

 


Рис.2.4. Показатели анализа обеспечивающих потенциалов региона

 

К сожалению, на уровне регионов при расчете ВРП чаще всего используется только один метод (производственный), а распределительный метод и доходов еще не нашли своего признания, это, на наш взгляд, не позволяет провести комплексный анализ происходящих преобразований.

Переход на СНС органов статистики еще только начался, поэтому остальные макроэкономические показатели СНС вообще не рассчитываются (региональный доход, валовое накопление, конечное потребление, региональное сбережение, региональное богатство и другие), следовательно в настоящее время стоит большая проблема перехода с системы показателей баланса народного хозяйства (БНХ) на СНС, а в регионах заметно ощущается “голод” в соответствующей информации.

 
 


1. ВРП в ценах конечного использования (конечного покупателя).

2. Потребление основного капитала.

3. Чистый внутренний продукт в ценах конечного использования (1-2)

4. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы и других территорий страны.

5. Валовой региональный доход (1+4).

6. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы и других территорий страны).

7. Валовой региональный располагаемый доход (5+6).

8. Региональное конечное потребление.

9. Региональное сбережение

10. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы и других территорий страны.

11. Общие источники финансирования инвестиций (9+10).

12. Валовое накопление как элемент использования ВРП

13. Затраты на приобретение земли, природных ископаемых, не произведенных нематериальных активов (за вычетом продажи).

14. Чистое кредитование / чистое заимствование (11-12-13).

 

Рис.2.5. Система взаимоувязанных показателей СНС[5]

 

Выше перечисленные направления анализа можно применить для характеристики: 1) размера регионального рынка; 2) изменения отраслевой структуры производства; 3) использования структуры произведенного продукта на потребление, накопление и экспорт; 4) процессов распределения и перераспределения доходов. Кроме того, в экономическом анализе можно использовать целый ряд показателей производных от ВРП: отношение дефицита бюджета к ВРП; соотношение темпов роста денежной массы и ВРП; отношение ВРП к общей сумме капитала, используемого в производстве; доля сбережений населения в Структуру экономики в регионе можно анализировать и с точки зрения степени устойчивости, уровня специализации, повторяемости производственного процесса, полноты производственно-технологического цикла, уровня связанности регионального комплекса. Кроме анализа статического состояния экономического потенциала региона, необходимо изучить динамические качества региона. Характеризуя процесс развития, принято различать его эволюционную и революционную формы, причем, если первой из них свойственны медленные, постепенные, преимущественно количественные измерения, то вторая связана с коренными, качественными, скачкообразно осуществляемыми преобразованиями[6].

Прежде всего для региона необходимо установить степень устойчивости экономической структуры, которую можно оценить, по мнению доктора экономических наук. О.Г. Дмитриевой, как устойчивую, неустойчивую, формирующуюся.

Устойчивая структура характерна для староосвоенных регионов с давно сложившимся и слабо реконструируемым устройством производства. Неустойчивая структура может наблюдаться как в регионах, испытывающих интенсивный экономический рост при высоком уровне экономического развития, так и в неразвитых регионах, даже при незначительных объемах нового инвестирования. Формирующаяся структура характерна для вновь осваиваемых регионов, переходящих, например, из индустриальной стадии производства в постиндустриальную, либо для регионов, претерпевающих коренную реконструкцию экономического производства. Последняя ситуация часто имеет место после депрессии и частично разрушенного экономического потенциала[7].

Потенциал преобразования может определяться резервами повышения готовности региона к практической реализации тех или иных трансформаций в различных сферах его жизнедеятельности. Индикаторами для оценки потенциала преобразований могут выступать, например, полнота и глубина разработки проекта тех или иных изменений, готовность региона (социально-психологическая, технологическая, правовая, организационная, информационная, научно-методическая) к практической реализации намеченных трансформаций.

Преобразования производственного потенциала, как правило, связаны с волнообразно-цикличной динамикой развития экономики, которые на уровне регионов зачастую развиваются более ярко и контрастно относительно средненационального развития. Поэтому целесообразным являются исследования мультипликационных процессов на региональном уровне.

При действии мультипликатора роста импульсы экономического роста, проявившиеся в одной отрасли региона, переносятся на другие. При этом стабилизация в отраслях специализации создает предпосылки роста других отраслей, этот период инвестиционный цикл находится на восходящей линии.

Мультипликатор спада развертывается при падении производства в одной отрасли и распространяет импульс спада по технологической цепочке на инфраструктуру рынка. Относительное равновесие может быть достигнуто, когда объемы производства пришли в некоторое равновесие после воздействия мультипликатора. Следовательно для выхода из кризисного состояния в регионе должны быть созданы отрасли с высокой мультипликативной активностью[8].

При всей значимости рыночного механизма сохраняется роль регулирования государства как координатора социально-экономической жизни общества. Важное значение имеет решение государственных и общественных институтов о распределении ресурсов на производство общественных благ. В странах с развитой и регулярной региональной статистикой такая задача носила бы чисто технический характер и не имела самостоятельного значения. В наших условиях это не так. С одной стороны, у нас имеются обширные статистические данные о количестве коек, киноустановок, посадочных мест и так далее, они безусловно представляют интерес в плане культурного уровня жизни населения, но эти данные бесполезны при анализе состояния и перспектив развития социально-инфраструктурного потенциала, они не могут дать ответ: выдержит ли рыночные преобразования данная сфера? Следовательно, при составлении системы индикаторов третьего этапа необходимо охарактеризовать возможности региона в сфере улучшения медицинского, бытового, культурного, транспортного, торгового и жилищно-коммунального обслуживания населения на основе расширения номенклатуры и повышения качества услуг, повышения их доступности для широких слоев населения.

Одним из основных критериев характеризующих эффективность проводимых реформ является уровень развития региона в сфере улучшения медицинского, бытового, торгового, жилищно-коммунального, транспортного и культурного обслуживания населения. Анализ явлений и процессов происходящих в социальной жизни общества затрагивает личные интересы каждого человека, с которыми связаны его благополучие, удовлетворение потребностей, реализация жизненных планов.

Процесс общественного воспроизводства осуществляется на основе единства производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. Потребности человека и общества безграничны, но их материальные и духовные возможности конечны. Природа, наука и техника на каждой фазе исторического развития предлагают наиболее возможный в техническом и экономическом отношении вариант развития. Потребности, как правило, превышают объем производства, но производство, постоянно развиваясь, стремится к расширению своих возможностей, для удовлетворения растущих потребностей населения. Распределение и объем как категории экономической науки - это не только распределение ресурсов, или факторов производства. Распределение и обмен являются связующими звеньями между производством и потреблением. Потребление выступает в виде заключительной стадии воспроизводственного цикла, именно в этот период созданные товары и услуги получают свое общественное признание.

На второй стадии воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта, возникают финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость товаров реализована. Оценка бюджетно-финансового потенциала является важным моментом в анализе социально-экономического развития региона, так как является весьма значимым условием развития территорий и уровня жизни населения.

О масштабах перераспределительных процессов посредством государственного регулирования свидетельствует отношение доходной части государственного бюджета к ВРП. Поскольку бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, показатели отражают результаты перераспределения финансовых ресурсов вертикального и горизонтального характера (межотраслевой и межтерриториальный). На основе показателей системы национальных счетов возможен прогностический анализ сценария бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, социальной политики, способствующей принятию решений, связанных с государственным регулированием в условиях рыночной экономики.

Одна из важнейших характеристик государственного бюджета, соотношение размеров дефицита и объема ВРП. В системе международных экономических сопоставлений даже рекомендуется предельная величина дефицита по отношению к ВРП (не более 4%). Большую аналитическую нагрузку имеют показатели доли государственных расходов в объеме ВРП. В частности, этот показатель используется в эмпирическом анализе зависимости экономического роста (спада) от государственных расходов. Мировая практика подтверждает, что регионы с большей долей госрасходов в ВРП развиваются значительно медленнее, чем регионы, ограничивающие эту долю. Сложнее установить причину и следствие: то ли регионы развиваются медленнее из-за того, что тратятся слишком большие ресурсы на государственные нужды, включая управление. Но можно объяснить этот факт и с другой позиции: из-за низких темпов экономического роста доля государственных расходов возрастает. Эмпирически, по мнению некоторых экономистов, было установлено, что если доля госрасходов в ВРП превышает 2/3, то темпы экономического роста находятся в обратной зависимости от масштабов государственных расходов. Объясняется же этот факт следующим образом: когда государственные расходы столь значительны, то это свидетельствует о чрезмерной интенсивности госрегулирования и перераспределения расходов через государственный бюджет. Чем выше размеры государственных расходов (по сравнению с уже высоко поднятой планкой концентрации финансовых ресурсов в руках государства), тем ниже их отдача, а следовательно, ниже темпы экономического роста или глубже спад. Если доля государственных расходов меньше 30%, то причина и следствие меняются своими местами. Теперь, как показывает экономическая практика, обобщаемая экономической теорией, сохранение госрасходов на уровне примерно 1/4 - 1/3 ВРП образует стабилизирующий фактор, удерживающий экономику от возможной опасно низкой частной инвестиционной активности. Наконец, есть третий вариант, когда доля госрасходов находится в интервале между 1/3 и 2/3 ВРП. По мнению аналитиков, указанный диапазон количественных характеристик возможен тогда, когда не наблюдается однозначной зависимости между экономической динамикой и долей государственных расходов в ВРП[9].

На экономический рост в указанных условиях большое влияние могут оказать распределение государственных расходов, величина и направленность денежных потоков, перспективы инвестирования, доверие населения и зарубежных инвесторов к проводимой государством экономической политике. Наиболее важными направлениями оценки финансового потенциала могут быть: сбор бюджетных налогов; выполнение бюджетных обязательств; управление бюджетным дефицитом и региональным долгом; объем финансовых результатов отвлекаемых на обслуживание местных бюджетов; степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Оценка уровня жизни населения региона является третьим блоком проведения комплексного регионального экономического анализа. Категорию уровня жизни следует понимать в узком и широком смысле слова. Уровень жизни в узком смысле - это достигнутый уровень потребления благ и услуг населением. Уровень жизни в широком смысле слова включает в себя весь комплекс социально-экономических условий жизни общества. Как правило, категория уровня жизни включает в себя комплексную систему показателей (рис.2.6.), которые и характеризуют последнюю стадию воспроизводственного цикла, что позволяет выявить степень удовлетворения потребности региона за счет собственного производства, а это в свою очередь будет свидетельствовать об его экономическом развитии и жизненном уровне населения.

 
 


Показатели оценки уровня жизни населения

 

                   
         


показатели показатели показатели показатели показатели

доходов и потребления накопленного обеспечен- дифференциации

расходов материальных имущества ности доходов населения

населения благ и услуг жильем уровня бедности

 


Рис.2.6. Показатели оценки уровня жизни населения региона

 

Анализ соотношения между денежной массой и валовым региональным продуктом - непременное условие принятия решения по нахождению оптимума между выполнением обязательств руководством региона по социальным программам, особенно защиты малоимущих групп населения, и объективными потребностями региона в сокращении инфляционных процессов и стимулирования экономического роста. Характеристика инфляции - важная составная часть анализа уровня жизни, обобщающие показатели которой входят в СНС, среди которых показатель реальных располагаемых денежных доходов.

Также важной характеристикой социального благополучия является уровень безопасности жизни населения, так как данный фактор во многом способствует развитию инвестиционной привлекательности региона.

Продолжением регионального экономического анализа является определение стратегических направлений или сценариев социально - экономического развития, используемых в управлении экономикой. Место экономического анализа в управлении современной рыночной экономикой определяется характером решаемых регионом проблем.

Первый блок проблем связан с определением возможностей при изменяющихся ресурсах достижения социально-экономических целей в заданные сроки. Инструмент для разработки соответствующей группы показателей - динамические модели экономического роста.

Второй блок проблем имеет отношение к нахождению ответа на вопрос: как увязать задачи и средства для всего прогнозируемого (планируемого) периода и отрезка времени в отдельности. Ответить на указанный вопрос, значит определить, как обеспечить экономическое равновесие во всех звеньях регионального хозяйства.

Третий блок проблем касается оптимизации социально - экономического развития по определенному критерию. Мезоэкономический прогноз регионального экономического развития не может не учитывать его стохастического характера. Неопределенность мезоэкономического регионального прогноза связана с возникновением новых проблем и ситуаций в ходе развития системы. Изменение ситуаций может быть в принципе предусмотрено, поскольку эти проблемы формируются в течении длительного времени и должны быть выявлены в ходе экономического анализа развития региона. Очевидно, что регион, как открытая система, не может прогнозировать свое поведение, не принимая во внимание внешние факторы и прежде всего экономическую политику государства. Экономика региона обладает еще рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать при определении направлений развития региона.

При определении стратегических направлений социально-экономического развития региона необходимо решить две стратегические проблемы:

1. Что максимально возможно сделать в рамках существующего механизма регулирования экономических отношений в регионе?

2. Как нужно изменить региональную экономику, чтобы повысить эффективность использования ее потенциалов.

В частности, при оценке базовых ресурсных потенциалов решается вопрос об использовании в стратегическом плане (высокого уровня урбанизации, влияние местоположения, природно-сырьевых источников, обоснование мероприятий по улучшению состояния окружающей среды и совершенствования природопользования, определяются перспективы динамики численности населения и его занятости по отраслям производства, а также возможный уровень безработицы).

- При оценке производственного потенциала на основе анализа достигнутого уровня экономического развития определяются возможности функционирования отраслей и секторов экономики в перспективе, обоснование межобластных и внешнеэкономических связей.

- При оценке социально-инфраструктурного потенциала, необходимо обосновать направления социального развития населения, повышения уровня и качества жизни, исходя из достигнутого уровня обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры.

- При оценке научно-инновационного потенциала требуется решить вопрос о системе взаимосвязей между производством и наукой и их эффективного взаимодействия

- При оценке потенциального уровня бюджетно-финансовой самодостаточности региона, полезно знать как реальный свой «потолок», так и гарантированный минимум возможностей.

Все эти проблемы должны рассматриваться как минимум при учете двух внешних факторов: уровня инфляционных процессов и возможностей и темпов перехода к экономике с новыми технологическими характеристиками. Очевидно, что эти показатели оказывают решающую роль на большинство остальных показателей социально-экономического развития региона. И столь же ясно, что из внутренних условий нельзя спрогнозировать их динамику. В лучшем случае возможны оценки некоторых отдельных факторов обусловливающих их изменения на различных фазах воспроизводственного цикла.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.