Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конституц. основы АТС Федеральный округ.



 

цель: повыш. экономич. управл.

Принцип:

- федерализма

- сплошного районирования

(непрерывного)

- национально-территориальное деление

 

 

1 уровень: Федеральные органы

власти

2 уровень: Органы власти субъектов

Федерации.

 

3 уровень: Органы местного самоуправления

муниципальных районов и городских округов

 

4 уровень: Органы местного самоуправления

городских поселений и сельских.

 

Объекты управления внутри субъекта называется – муниципальное образование.

 

Общее экономическое районирование – второй вид районирования.

Оно целевое и сплошное (непрерывное).

 

Общее экономическое районирование должно содействовать совершенствованию территориального разделения труда и повышению эффективности национального рынка.

 

Получается, что цель этого районирования то чтобы повысить функционирование национальной экономики. Что территория страны была вовлечена в процесс функционирования экономки с наибольшей отдачей. Для этого и разделяют страну на экономические районы. Их 11 на территории страны. Мы получаем их после экономического районирования. Если мы хотим повысить отдачу от территорий в ВВП, то выделяемые экономические районы должны быть особыми объектами, за которыми государство должно вести контроль. Выделяемые районы являются объектами государственного статистического наблюдения.

Чтобы оценить насколько эффективно функционирует область нужно сравнить результаты функционирования этой области с областью со схожими условиями. Для нас такое сравнение будет репрезентативным (представительным). Если нет базы сравнения, нам трудно делать сравнения. Именно поэтому дополнительным принципом районирования является принцип смежности (расположенные рядом) В этом случае экономический район формирует базу для сравнения.

Если мы говорим, про то что в экономический район попадают по принципу смежности, если ли субъектов не относимые ни к одному экономическому району – нет смежности у Калининградской области. Поэтому выделяют 11 экономических районов и Калининградскую область.

В настоящее время территория России разделена на 11 экономически районов каждый из которых включает определенные субъекты федерации по принципу смежности. В неэкономических районах находятся только Калининградская область. Выделяемые регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования.

 

 

Целевое районирование – хотим повысить эффективность национального рынка, чтобы территории были вовлечены в процесс с наибольшей отдачей.

Проблемное районирование – 3 вид районирования.

 

В отличае от первых двух видов – оно не является ни целевым ни непрерывным - оно дискретное и проблемно-ориентированное.

Дискретное – вся территория быть признана проблемной не может.

 

Проблемно-ориентированное. – направлено на решение конкретной проблемы.

 

Выявление проблемных регионов – значит, что эти регионы сами разрешить свои проблемы не может и может надеяться на помощь государства.

 

Если выделяется такой регион то он имеет право на получение федеральной поддержки.

 

При проблемном районировании должны существовать четко определенные правила для выявлении проблемных регионах. Должны существовать некие условия, при которых центр признает проблемы региона – проблемами страны в целом.

 

Можно выделить следующие качественные признаки проблемных регионов, чей статус позволяет региону претендовать на получение финансовой поддержки из федерального центра:

 

1. Особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности. (Наиболее сложные по своему состоянию регионы. Эта кризисноть может обернуться массовым оттоком населения, митингами, к возникновению криминагенмой ситуации)

 

2. Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики.

 

3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны. (По данной характеристики мы должны понимать, почему Калининградская область будет проблемным регионом. Если не будем решать проблемы изолированности, то мы эту территорию потерям)

 

4. Недостаток собственных средств и ресурсов для самостоятельного решения проблемы.( Цель государственного регулирования экономики – повышение благосостояния населения. Мы не должны ущемлять население на территории у которых нет средств и ресурсов для решении проблем)

 

Выделяют 6 типов проблемных регионов:

 

1 тип: Кризисные регионы. (К категории кризисных, относятся регионы, в которых значение основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране. ) Субъект, который существенно уже других регионов (почти в половину)

 

2 тип: Отсталые регионы. ( Термин используется редко. Носит политический окрас и применяется в 2 ситуациях (чрезвычайно редко) : когда кризисность привела к тому, когда меняется команда региона из-за кризисности региона, или на момент когда команда только что пришла, по итогам проведенного регионального аудита) Аудит – региональная диагностика, которая позволяет выявить сильные и слабые стороны региона, его возможности и слабые стороны.

 

3 тип: Депрессивные регионы. ( Это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране) Депрессивные раньше обеспечивали социально-экономические показатели, а сейчас у них депрессия и они занимают место ниже среднероссийских показателей, но выше кризисных.

Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:

 

1. Снижение конкурентоспособности основной продукции. (Упал спрос в продукции компании. Идет ухудшение социально-экономических характеристик)

 

2. Отказ от системы государственного заказа и сокращение инвестиционного спроса. (Возникновение мультипликативного эффекта, сокращение государственных расходов)

 

3. Истощение материально-сырьевой базы.

 

4. Структурные сдвиги в экономике страны.

Выделяют:

 

- Старопромышленные – это те, где сформированная структура промышленности не учитывает возникшие в настоящее время процессы, возникающие в промышленности.

 

- Аграрно-промышленные – возникает у тех депрессивные регионах, у которых агропромышленный комплекс занимает достаточно большую долю в структуре экономики. Если доля большая, то регион попадает в депрессию.

 

- Добывающие (очаговые) регионы. – в них существуют месторождения которые снижают свою эффективность и вслед за этим территория ощущает депрессию.

 

Депрессивные регионы различаются. Относятся к категории проблемных, и федеральный центр, выявляя проблемы, пытается разрешить проблему (не симптом).

 

4 тип: Связана с анализом финансовыми потоками на территорию и с территории района. ( Возможны 2 ситуации:

1. Может быть финансовы поток с территории больше чем финансовый поток на территорию – в этом случает регион называется регион-донор (Тюменская область – наибольшая боля нефтегазового комплекса расположена там, доходы экономики и финансовые потоки больше чем потоки на территорию)

 

2. Финансовый поток на территорию больше чем поток с территории, регион-реципиент (регион, в рамках межбюджетный отношений получает финансовую поддержку. ) Регион получает финансовые средства в рамках межбюджетных отношений связаны с финансовыми потоками 3-х типов:

 

- дотация – выделяется из вышесостоящего бюджета в нижестоящий на безвозмездной, безвозвратной основе на текущее цели (орган власти субъекта федерации получаемые финансовые средства в виде дотации направление использование средств выбирает сам)

 

- субвенция – из бюджета в бюджет или юридическому лицу на безвозместной и безвозвратной основе на четко вы деленные цели использования. (Четко целевое использование) (Например: Конституционно гражданин имеет право на бесплатное общее образование. Школа располржена на территории того населенного пункта где проживали. Имущество (здание и т.д.) принадлежит муниципалитету. Муниципалитет реализет другие полномочия чем федеральный уровень. Для того чтобы реализовать услугу федеральный центр передает образовательную субвенцию на территорию муниципалитета. Рассчитает стоимость обучения конкретного учащегося. (Субвенция всегда носит целевой характер)

 

- субсидия – из бюджета в бюджет юридеческому или физическому лицу, на четко определенные цели, но предполагается порететное (на данное целевое направление вкладывает и муниципалитет, и регион) или долевое финансирование.

(Пример: Жилищная субсидия. Сумма оплаты коммунальных услуг уменьшается при определенных условиях.)

 

Определятся в кодифицируемом документе. Это бюджетный кодекс ст 6 – дает определение данные понятий.

 

В структуре репициентов выделается особая группа: дотационные регионы – получают помощь от федерального центра, на текущие цыели и определяют расходование самостоятельно.

 

5 тип: Регионы приграничья ( Отличаются по своим функция государственные границы и границы субъектов РФ это характерино для любой страны которая выделяе субъекты. Граница должна обеспечивать контроль 3-х функций:

- контактная

- барьерная

- фильтрующая

Они выстраиваются так, чтобы обеспечить национальную безопасность страны. (например: обеспечение границы государства (таможенные ограничения) Граница реализует не только контактную функцию, она создает определенные барьеры и фильтрует товары во имя национальной безопасность. Но внутри страна должна сохранять экономическое единство. Принцип единства связан: одна валюта, нет перетока капитала внутри страны. Это приводит к тому, что внутренние (региональные) границы в отличии от государственной:

- контактная

- фильтрующая

Барьерной нет, так как она мешает сохранению единства.

Регион часть границ которых совпадает с государственной должны реализвать больше функций чем те субъекты у которых территориальнвя граница на территориальную не выходит. Существуют такие субъекты у которын задачи с обеспечением национальной безопаьсти больше чем те у которых нет. Их выделяют кА кособые регионы требующие государственной поддрежки – регионы приграничья.

 

К категории приграничных относятся регионы территория которых испытывает существенное влияние государственной границы. Государственная граница выполняет:

- барьерную фильтрующую и контактную функцию.

Региональная граница только фильтрующую и контактную. Это связано с необходимостью обеспечить единство экономического пространства.

Выделяют для четкого оценивания оценки воздействия государственной границы на региональное развитие 3 уровня приграничья:

Если часть границы региона совпадает с государственной значит это регион относится к макроуровню приграничья.

К макроуровню приграничья относятся все субъекты федерации имеющие прямий выход к государственным грицам – это 51 субъект федерации, площадь которых составляет около 73% от общей площади территории страны и 50% численность начеления от общероссийской величины. Это макроуровень.

 

Субъект внутри делятся на муниципальные районы и городские округа. Те муниципальные районы субъекта федерации относимых к приграничью, имеющие в своих границах часть границы мы относим к мезоуровню приграничья. Те муниципальные районы часть границ которых имеют прямой выход на государственную границу.

К мезоуровню приграничья относятся : административные районы в составе субъетков федерации, ачсть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города, расположенные на территории этих районов.

 

Та приграничная полоса, которая выделяется по границе, определяет нам микроуровеньприграничья. НА настоящий момент полоса=5 км. Но Россия вступила в ВТО. По требованиям ВТО граница полосы расширяется до 15 км.

К микроуровню относится приграничная полоса, включающая населенные пукнкы, непосредственно выходящие на государственную границу. Ширина приграничной полосы по российским нормам составляет 5 км. По нормам ВТО полоса составляет 15 км. Территория, попадающая в мезо и микроуровень приграничья получает федеральную поддержку с учетом особенностей приграничья к которому отнесена.

 

д/з. Выделив разновидность приграничья, написать какие субъекты федерации имеют выход на эти приграничья и определить основные тенденции в развитии приграничных взаимодействий.

6 тип: Регионы Севера. У регионов севера особые природно-климатические условия, ет которые требуют особого подхода в развитии территории (сложность проживания, большие затраты на строительство) приводит к тому что у этих регионов необходимо особым образом организовать миграционную политику (приток трудоспособное население должно привлекаться при том, как нетрудоспособные должны уменьшаться, происходит отток населения).Северный завоз - требуется обеспечить продовольствие и топливо. нам потребутся поддерка федерального уровня. Сами сомостоятельно обеспечить добычу минералов регионы севера не могут.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.