Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ социального развития регионов Украины



Региональная дифференциация уровня социального


развития определяется спецификой демографических процессов, состоянием рынка труда, образовательно-квалификационными характеристиками трудового потенциала, уровнем материального обеспечения населения, а также уровнем развития социальной инфраструктуры.

Негативное влияние на социальное развитие регионов Украины на современном этапе оказывает сложная ситуация на рынке труда, высокий уровень безработицы, низкая доступность и недостаточное качество социальных услуг, снижение качества образования, низкий уровень доходов и личного потребления, распространение бедности.

Интегральным показателем развития социальных процессов в регионе является индекс человеческого развития, характеризу­ющийся особенностями рынка труда, демографических процессов, материальным благополучием, условиями проживания населения, состоянием охраны здоровья, уровнем образования и состоянием социальной среды [10].

Одной из острейших и значимых проблем устойчивого социально-экономического развития регионов Украины является проблема сохранения трудового потенциала, так как именно качественные и количественные показатели трудового потенциала в современных условиях выступают важнейшим фактором результативности экономических преобразований.

Трудовой потенциал представляет собой интегральную совокупность возможностей населения к осуществлению экономической деятельности. Состояние трудового потенциала определяется с помощью оценки качественного и количественного уровня трудового потенциала.

В условиях рыночных отношений понятие полной занятости определяется равновесием спроса и предложения на рынке труда и эффективным использованием трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы— это часть населения, которая бла­годаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе создания материальных и нематериальных благ [27].

Трудовые ресурсы формируют:

- трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от


16 до 55 лет), за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и 2 групп и неработающих мужчин в возрасте от 50 до 60 лет, а также женщин в возрасте от 45 до 55 лет, получающих пенсию по старости или на льготных условиях;

- мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте
55 лет и старше, подростки моложе 16 лет, работающие на
предприятиях и в организациях различных форм
собственности [27].

Экономически неактивноенаселение — это та часть населения региона, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения [27].

Рынок трудапредставляет собой совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы в регионе. Кроме того, это место пересечения различных социально-экономических интересов и функций. Главными составляющими регионального рынка труда являются совокупный спрос, как общая потребность экономики в наемной рабочей силе, и совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Работодатель—это наниматель, содержание функций которого дифференцируется в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации и соци­ального статуса [41].

В зависимости от соотношения между спросом и предложением выделяют три типа регионального рынка труда:

- трудодефицитпый, в рамках которого функциони­
рование рыночного механизма затруднено в связи с
недостаточным предложением труда;

- трудоизбыточный, при котором формируется
избыточное предложение труда вследствие наличия на
рынке большого числа безработных;


- равновесный, в рамках которого величины спроса и
предложения труда сбалансированы.

Основными функциями регионального рынка труда явля­ются [51]:

- организация отношений работодателей и наемных работ­ников;

- обеспечение конкуренции как между работодателями, так и между наемными работниками;

- установление равновесных ставок заработной платы;

- решение вопросов занятости населения;

- осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы между отраслями и сферами экономики.

В целом, для современного рынка труда в Украине характерны следующие тенденции:

- наличие существенных изменений отраслевой
структуры занятости;

- значительные масштабы неполной и неэффективной занятости;

- излишняя концентрация рабочей силы на убыточных предприятиях;

- снижение доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких отраслях;

- потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работников;

- постоянный рост числа молодежи среди безработных;

- преобладание в профессиональной ориентации молодежи установок на работу в социальной сфере;

- неадекватность масштабов, структуры и форм первичной профессиональной подготовки граждан;

- слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке;

- чрезвычайно сложная ситуация с трудоустройством отдель­ных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих);

- сохранение селективного подхода при высвобождении


рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья;

- наличие значительного числа регионов с критической
ситуацией в сфере занятости, свидетельствующее о том, что
перспективы развития отдельных отраслей и производств не
предполагают пока обеспечение занятости населения.

Одним из главных критериев эффективности функцио­нирования регионального рынка труда выступает безработица.

Под безработицей понимается несоответствие на региональном рынке труда, в связи с которым предложение тру­да превышает спрос на него. По законодательству, безработными являются трудоспособные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости и находящиеся в поиске работы. Принятая в Украине система учета безработицы не отражает действительных тенденций в функционировании рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются на биржах труда, ищут работу самостоятельно или прибегают к услугам негосударственных посреднических структур.

Различают следующие виды безработицы [64]:

- скрытую безработицу, которая характеризуется использованием работников в производстве, в действительности требующем меньшего количества рабочей силы. Эта форма безработицы особенно характерна для сельского хозяйства, но по разным причинам может возникать и в отраслях промышленности;

- фрикционную безработицу, которая возникает в связи с несовершенством различных технических аспектов деятельнос­ти рынка труда, например, отсутствием своевременной и полноценной информации о наличии рабочих мест;

- сезонную безработицу, которая предопределяется сезонными колебаниями в объеме производства продукции и оказании услуг определенными отраслями. К таковым относятся некоторые виды строительных, сельскохозяйственных и заготовительных работ и другие виды деятельности, которые обеспечивают занятость только в течение определенных сезонов;

- структурную безработицу, которая связана как с нехваткой производственных мощностей, так и с отсутствием возможности найти работу вследствие различных личных качеств и свойств нанимающихся работников (например, половозрастных особенностей, национальности, уровня образования, квалифика-


ции). Для данного типа безработицы характерно периодичес­кое высвобождение определенного числа работников из-за структурных сдвигов в производстве, вызывающих измене­ния в спросе на некоторые профессии;

- циклическую безработицу, которая связана с тем или иным состоянием экономики и обусловлена конкретной фазой экономического цикла.

Рост безработицы является фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе.

Уровень безработицы может колебаться в значительных пределах. К резкому увеличению количества безработных приводят массовые сокращения рабочих мест из-за банкротства, снижения объемов производства, модернизации и технического перевооружения действующих предприятий. В идеальном случае допустимым считается такой уровень безработицы, который не подрывает возможностей осуществления процесса расширенного воспроизводства, включая производство продовольственных и непродовольственных товаров и оказание услуг в размерах, достаточных для поддержания прав граждан на получение доходов, образование, здраво­охранение, социальную защиту на уровне прожиточного минимума.

В Украине в 2006 году численность экономически активного населения в возрасте от 16 до 60 лет составила 22,3 млн. человек, из них 20,9 млн. чел. (93,7%) были заняты экономической деятельностью, остальные не имели работы, но находились в ее поиске. На начало 2007 года уровень безработицы в Украине составил 2,7% от количества населения в трудоспособном возрасте, из них треть -молодые люди в возрасте до 35 лет, причем, каждый второй из них - житель сельской местности. Самый высокий уровень безработицы зарегистрирован в Тернопольской области -5,3%, а самый низкий - в г. Киеве (0,4%) [89].

Показатель нагрузки незанятого населения на свободные рабочие места составил 5 человек на 1 рабочее место (вакансию). В региональном отношении самый высокий уровень трудоустройства наблюдался в г. Киеве, а самый низкий -в Тернопольской области [89].

Высокий уровень развития трудового потенциала региона свидетельствует о его высокой конкурентоспособности и


наблюдается в г. Киев, Харьковской, Львовской,
Закарпатской, Черницкой, Запорожской, Тернопольской,
Ивано-Франковской областях. Средний уровень
демонстрирует достаточно высокие качественные и
количественные характеристики трудового потенциала, а
также ограниченные возможности его использования. Низкий
уровень развития трудового потенциала сохраняется в
Черниговской, Киевской, Херсонской, Черкасской,
Житомирской, Волынской областях и является

свидетельством существования кризисных тенденций в системе регионального рынка труда [89].

Качественная и количественная деформация развития трудового потенциала регионов Украины обусловлена различными демографическими тенденциями и показателями, среди которых:

- уменьшение численности населения. На 1.01.2007 года в Украине проживало 46,66 млн. человек. Общее сокращение произошло в результате природной убыли. Заметный рост естественной убыли обусловлен повышением смертности (16,0%о) и, в большей степени, снижением рождаемости [89]. Украина занимает одно из первых мест в Европе по уровню смертности и последнее по уровню рождаемости. Кроме того, в Украине остается высоким уровень детской смертности, который превышает аналогичный показатель в Австрии, Дании, Германии, Японии и Швеции. В целом, самыми высокими темпами снижения численности населения характеризуются центральные и восточные регионы. Относительно благоприятной является демографическая ситуация в западных областях и в г. Киеве [73];

- структура половозрастного состава. В Украине прослеживается тенденция к снижению удельного веса населения, которое моложе трудоспособного возраста, и повышению удельного веса населения в возрасте 55 лет и более. Такая ситуация привела к тому, что в Украине на 1 пенсионера приходится в среднем 1,88 работника (для сравнения, во Франции и США этот показатель составил - 2,5, в Японии - 2,6). Наибольший удельный вес людей старшего возраста был зарегистрирован в Чернигов­ской, Винницкой, Черкасской и Полтавской областях, а младшего возраста - в Ровенской, Закарпатской и Волынской областях [89];

- интенсивность миграционного оттока населения.


Наибольший отток населения за пределы государства
наблюдался в Донецкой области, АР Крым,
Днепропетровской области, в г. Киеве, а также

в Харьковской и Запорожской областях. Среди прибывших в Украину: 78% - иммигранты из государств СНГ и 22% - из других государств. Среди выбывших - 71% эмигрантов направились в государства СНГ и 29% - в другие государства

[70];

- плотность населения, В Украине плотность населения составляет 78,2 человек на км2 и увеличивается в направлении от центральных областей к восточным и западным [89]. Среди областей Украины наибольшая плотность населения отмечена в Донецкой, Львовской, Черновицкой, Днепропетровской и Ивано-Франковской областях, а самая низкая — в Житомирской, Кировоградской, Херсонской и Черниговской областях. Диапазон крайних значений по этому показателю составляет 4,73:1 [70];

- уровень заболеваемости населения, который усложняет процессы качественного воспроизводства трудового потенциала, препятствует его сохранению, возможности развития и эффективного использования. Здоровье как качественный показатель трудового потенциала оценивается по определенным показателям, среди которых наибольшей информативностью отличается уровень общей заболеваемости. Самый высокий уровень заболеваемости населения отмечен в г. Киеве, г. Сева-стополе, Винницкой, Черкасской, Волынской и Черниговской областях. Средний уровень заболеваемости населения прослеживается в Днепропетровской, Киевской, Ивано-Франковской областях. Низкий уровень этого показателя отмечен в Черновицкой, Донецкой, Одесской, Тернопольской, Сумской, Хмельницкой, Кировоградской, Херсонской, Ровенской и Луганской областях [89];

- уровень профессиональной подготовки, который
выступает основой успешной трудовой деятельности и
определяет направления использования трудового потенциала.
Мировой опыт свидетельствует о том, что уровень образования
трудовых ресурсов обеспечивает около 40% темпов
экономического роста, а в Западной Европе - около 75% прироста
национального богатства [73]. В Украине самый низкий уровень
профессиональной подготовки отмечен в Тернопольской,
Хмельницкой и Черновицкой областях [89];


- уровень научного развития регионов, который
определяется по совокупности показателей, основными среди
которых выступают численность научных кадров и их
качество. В Украине сосредоточен огромный научный
потенциал (около 15 специалистов, имеющих степень
кандидата или доктора наук на 10000 населения) [89]. Самый
высокий уровень обеспеченности научными кадрами
отмечен в г. Киеве, а самый низкий — в Кировоградской,
Житомирской, Волынской, Ровенской, Черниговской и
Хмельницкой областях [89].

Значительные региональные диспропорции в качественном и количественном состоянии трудового потенциала обусловливают необходимость реализации различных методов управления его развитием.

Среди первостепенных направлений улучшения трудового потенциала следует выделить:

- совершенствование государственной и региональной
политики, направленной на создание условий оптимального
развития трудового потенциала регионов;

- стимулирование работодателей в подготовке и повышении квалификации персонала;

- повышение требований к профессиональной подготовке специалистов, обеспечение ее финансирования, формирование банка данных потребностей региона в специалистах с учетом заказов предприятий различных форм собственности и региональных центров занятости;

- обеспечение формирования прогрессивной структуры
занятости, ликвидация скрытой безработицы, преодоление теневой
занятости;

- обеспечение политики активизации и стимулирования
занятости населения через профессиональное обучение,
предпринимательскую деятельность;

- создание организационно-правового механизма предотвра­
щения нелегальной трудовой миграции, в том числе и через
территорию Украины.

Помимо этого, в процессе анализа социального развития регионов актуальным является рассмотрение основных направ­лений преодоления неравенства доходов населения, исследование проблемы бедности, ее особенностей и социально-экономических последствий, а также механизмов государственного регулирования


доходов населения.

Так, разрыв между отдельными областями по уровню средне­месячной заработной платы составляет 2-2,5 раза [89]. Самый низкий показатель объемов доходов населения - в г. Севастополе, а максимальный - в Киевской, Винницкой и Луганской областях. При этом абсолютные значения доходов населения на одного человека также имеют региональную дифференциацию - макси­мальный показатель в г. Киеве превышает минимальный показатель Закарпатской области в 2,3 раза [89].

Различия регионов по степени дифференциации доходов обусловлены как проводимой региональной экономической и социальной политикой, так и причинами, не зависящими от вмешательства органов власти, а именно: имеющимися в распоряжении региона ресурсами, а также существующими в регионе климатическими и географическими условиями. В силу этого, реальное состояние материальной обеспеченности населения и его дифференциацию по уровню благосостояния точнее характеризуют показатели расходов. Структура совокупных расходов домашних хозяйств свидетельствует о низком уровне жизни как в стране в целом, так и в отдельных группах областей в частности. Самую большую долю (62,55%) совокупных расходов домашние хозяйства направляют на питание. Следующей по своей весомости -доля расходов на оплату услуг (16,68%), в том числе жилищно-коммунальных (14,8 %) [89].

Украина постепенно превращается в государство «бедных» и «богатых» регионов. Особенно это заметно по показателям уровня доходов населения. Разрыв между отдельными регионами по уровню среднемесячной заработной платы в 2006 году составил 2-2,5 раза, а по уровню среднемесячных доходов в расчете на одного человека превысил 6 раз. По площади введенного в эксплуатацию жилья разница между регионами составила 3 раза, а по уровню обеспеченности легковыми автомобилями - превышает 2 раза [90].

К проблеме дифференциации доходов населения очень тесно примыкает проблема бедности. Углубление и обострение проблемы бедности в Украине — это результат неприемлемой Дифференциации доходов. В соответствии с действующим законодательством, в качестве границы бедности используется прожиточный минимум, дифференцированный по регионам


и представляющий собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека.

Исследование регионального аспекта бедности в Украине показывает, что значительные группы беднейшего населения сконцентрированы в регионах с низким уровнем экономического развития и слабыми возможностями обеспечения приемлемого уровня развития социальной сферы за счет собственных ресурсов. Средний уровень бедности граждан в Украине составляет 28%. Почти 15 млн. украинских граждан относятся к категории бедных [90]. Самый высокий уровень бедности отмечен в Волынской, Ровенской, Житомирской, Тернопольской, Хмельницкой, Черновицкой, Херсонской областях. Наиболее низкий уровень бедности отмечен в г. Киеве, Харьковской, Закарпатской, Киевской и Одесской областях. Если Киев выделяется самым высоким уровнем зарплаты, то в пограничных областях уровень жизни поддерживается за счет трансграничной торговли (Черниговская, Харьковская и Одесская области) или высокой доли трудоспособного населения, временно работающего за рубежом (Закарпатская область) [89]. В регионах с относительно низким уровнем бедности высокая самозанятость, временная трудовая миграция, высокая доля незарегистрированного сектора экономики (теневой торговли и личного подсобного хозяйства).

Анализ социального развития регионов требует учета показателей, отражающих уровень обеспечения населения медицинскими, жилищно-коммунальными, образовательными услугами. Обеспеченность населения социальными благами и услугами можно охарактеризовать с помощью таких показателей, как розничный товарооборот и платные услуги в расчете на 1 человека (которые опосредованно выражают денежные расходы населения), обеспеченность населения жильем, услугами в сфере здравоохранения (обеспеченность врачами и больничными койками). Наивысшие значения этих показателей в 2005 году имели: г. Киев, г. Севастополь, АР Крым, а также Харьковская, Одесская и Днепропетровская области. Самый низкий уровень платных услуг наблюдался в Ивано-Франковской, Ровненской и Луганской, Волынской и Житомирской областях [90].

Обеспеченность жильем в Украине в среднем на 1 жителя


составляет 20,7 м2. Однако почти 20% жителей имеют уровень обеспеченности жильем менее 6,5 м2. Самая низкая обеспечен­ность жильем наблюдается в г. Киеве, а самая высокая - в Черниговской, Житомирской, Винницкой и Киевской областях [89].

Следует отметить, что на сегодняшний день количественных показателей обеспеченности населения жильем уже недостаточно. На первый план выступают качественные показатели жилищно-бытовых условий. По требованиям Совета Европы, каждая семья должна иметь отдельную квартиру, и ком­нат в ней должно быть столько, сколько членов семьи плюс еще одна. Такое соотношение достигается при общей площади жилья на 1 жителя не менее 25 м2. Однако свыше 60% жилищного фонда Украины по уровню благоустройства не отвечает не только международным стандартам, но и современным отечественным требованиям.

Еще одним показателем, характеризующим социальное развитие, является коэффициент преступности. «Лидерами» в этом отношении стали Днепропетровская, Запорожская и Харьковская области, что объясняется значительным количеством и высокой плотностью населения, наличием существенного количества крупных промышленных городов, где преступность всегда выше, чем в малых городах и селах [90].

По совокупности анализируемых выше показателей и индикаторов уровня социального развития первую позицию занимает г. Киев, в котором показатели уровня образования, условий проживания, демографической ситуации, особенностей рынка труда и материального благополучия населения существенно превышают соответствующие показатели всех остальных регионов. Далее в рейтинге находятся Закарпатская, Харьковская, Львовская, Полтавская области и АР Крым. Относительно высок показатель уровня социального развития в Винницкой, Киевской, Ровенской, Тернопольской, Хмельницкой и Черновицкой областях. Самые низкие показатели характерны для Донецкой, Луганской областей, в которых, отмечены самые низкие в Украине показатели продолжительности жизни, охвата населения образовательными услугами, а также самый высокий уровень загрязнения окружающей среды, невзирая на высокий уровень доходов населения [89].

Обеспечение всестороннего развития человеческого


потенциала регионов требует разработки соответствующей системы управленческих мероприятий, среди которых:

- совершенствование социальных программ по созданию
новых рабочих мест и повышению эффективности

работы служб занятости;

- формирование государственного и местных бюджетов в сфере образования, охраны здоровья, социальной защиты и культуры на основе общегосударственных социальных стандартов;

- формирование и реализация государственной политики в сфере регулирования внутрирегиональной и межрегио­нальной трудовой миграции;

- внедрение новых механизмов развития региональной социальной инфраструктуры;

- предотвращение развития хронической бедности населения;

- реформирование пенсионного обеспечения;

- развитие системы кредитования жилья, особенно для молодых семей.

Реализация вышеуказанных мероприятий органами государственной и местной власти позволит создать дополнительные условия для обеспечения высоких темпов экономического роста в регионах и повышения уровня жизни населения.

Контрольные вопросы:

1. Какие показатели характеризуют уровень человеческого развития региона?

2. Какова специфика дифференциации регионов Украины по совокупности показателей, отражающих уровень человеческого развития?

3. Какие существуют направления регулирования социального развития регионов Украины?


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.