Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организационно-экономические направления инновационной политики региона



Анализ экономических процессов в Украине в последние годы свидетельствует о том, что на различных уровнях управления проявляется необходимость динамичного роста экономики на основе инновационных преобразований.

Стержневым блоком экономической стратегии всех развитых государств является инновационная политика, воплощающая в себе формы и методы государственного стимулирования научно-технической деятельности, широкого внедрения научных разработок в конечный производственный результат.

Ввиду этого, стратегической целью региональной инновационной политики выступает создание благоприятного инновационного пространства, которое обеспечивало бы превращение научных идей и разработок в рыночные продукты международного уровня, а также внедрение этих продуктов в важнейшие сферы экономики и социальную сферу.

Тактическими целями инновационной политики выступают:

- формирование эффективно действующего цивилизованного рынка инноваций;

- привлечение научно-технического комплекса региона к многостороннему научно-техническому сотрудничеству;

- создание на региональном уровне эффективного органи­зационно-финансового механизма поддержки и развития инновационной деятельности.

Формирование и реализация инновационной политики регионального уровня осуществляется с учетом системы принципов,среди которых [22]:

- гармонизация нормативно-правовой базы инновационной политики в соответствии с международными соглашениями;

- ориентация системы государственного регулирования инновационного процесса на системообразующие факторы


самофункционирования рынка инноваций;

- обеспечение конкурентоспособности и недискриминации участия всех субъектов инновационного рынка, в том числе и зарубежных, при получении стимулов и преференций со стороны органов местного самоуправления;

- использование преференций в сфере инновационной деятельности со стороны местных органов власти;

- использование вариантно-сценарного подхода к
формированию и реализации инновационной политики и
обеспечения максимальных результатов в условиях ограничения
ресурсной базы.

Для каждого региона Украины необходима разработка модели инновационного развития, согласованная со стратегическими приоритетами развития региона, формирование детальных программ решения инновационных задач на всех уровнях регионального управления.

В мире наиболее известны две, оправдавшие себя, модели инновационной политики [62]:

- американская модель, которая базируется на
максимальной автономии предпринимательства, принципе
свободной конкуренции и регулировании рынка инноваций
крупными международными корпорациями;

- японская модель, которая предполагает обеспечение
государством технологических приоритетов путем
стимулирования конкретных технологий.

Анализ существующих моделей инновационного развития регионов свидетельствует о том, что их интегральный характер обеспечен тремя типами технологий:

- интеллектуальной, которая отвечает за разработку планов и поиск путей решения инновационных проблем;

- управленческой, призванной обеспечить реализацию поставленных целей инновационного развития с учетом реальных финансовых, организационных и человеческих ресурсов;

- политической, которая необходима для учета различных факторов регионального развития и формирования системы участников инновационного процесса в регионе [62].

В структурном отношении региональная инновационная модель должна включать:

- создание базы данных прикладных научных разработок
научных и высших учебных заведений региона;


- создание инновационной инфраструктуры, включающей технопарки в областных центрах, агропарки - в сельских районах, а также информационно-консультационные центры по передаче инноваций;

- создание системы повышения квалификации управленцев и предпринимателей в сфере инновационного менеджмента;

- необходимость реализации механизма внебюджетного финансирования инноваций со стороны негосударственных финансово-банковских учреждений, привлечения приватизационных средств на инвестирование в этой сфере;

 

- создание системы стимулирования инвестиционного процесса с помощью ускоренной амортизации, налоговых преференций инновационной деятельности;

- превращение научно-исследовательского комплекса региона в привлекательный для инвестиций хозяйственный сектор и расширение объемов разработок;

- создание эффективной системы разностороннего сотруд­ничества в инновационной сфере.

Формирование модели инновационного развития региона осуществляется путем становления региональных центров инновационной деятельности и создания регионального инновационного мегакомплекса.

Сложность процесса формирования региональной модели инновационного развития обусловлена влиянием системы факторов, среди которых:

- ускорение прогресса в инновационной сфере;

- изменение спроса;

- наличие в регионе инновационной предпринимательской деятельности, которая должна обеспечить разработку приемов для экономически обоснованного достижения стратегических целей.

Стратегия инновационного развития должна касаться функционирования каждого региона, который должен иметь свои приоритетные направления развития в соответствии с научно-производственной базой и потенциалом производственных возможностей, с ориентацией на существующие ресурсы и рыночные потребности. Обобщение отечественного и зарубежного опыта инновационной деятельности позволяет Вьіделить достаточно широкий спектр организационно-экономических мероприятий инновационного характера,


реализация которых необходима на региональном уровне.

К числу важнейших условий реализации региональной
инновационной модели относится эффективное
функционирование инновационного предпринимательства -
самостоятельной инновационной деятельности

хозяйственных субъектов, направленной на внедрение инноваций в производство или социальную сферу. Другими словами, инновационное предпринимательство выступает новой формой интеграции науки и производства, сущность которой состоит в освоении, внедрении и реализации различных форм стимулирования инновационной деятельности (льготного налогообложения, ускоренного режима амортизационных отчислений, инвестиционного кредитования, субсидирования, целевых бюджетных ассигнований, дотаций и кредитных гарантий).

Эффективной формой регионального инновационного
сотрудничества является подписание двухсторонних
соглашений в пределах так называемых стратегических
альянсов на кооперационных условиях, что позволяет снизить
затраты и риски, рационализировать производственный
процесс, использовать общий опыт и потенциал в освоении
рынков, создать возможность интеграционного выполнения
работ по обмену основными технологиями и ноу-хау. По
оценкам экспертов, использование интегральной формы
инновационной деятельности сокращает продолжительность
НИОКР на 30-70%, уменьшает время от начала разработки
изделия до выхода его на рынок на 90%, повышает уровень
качества продукции до 20% [34]. Внедрение предложенных
направлений инновационной деятельности в регионе
предусматривает интеграцию усилий региональной власти
и руководства отдельных предприятий, что позволит
обеспечить проведение широкомасштабного и

углубленного анализа тенденций развития инновационных процессов, которые выступают важнейшей предпосылкой подготовки и принятия управленческих решений, отработки организационно-экономических мероприятий по активизации инновационной деятельности, разработки комплекса обоснованных предложений и путей дальнейшего реформирования системы управления экономикой региона. Обеспечение поддержки инновационной деятельности требует высокой концентрации производственно-


финансовых ресурсов региона, которая достигается только при условии согласованного сотрудничества всех участников инновационного процесса. Решение этой

Рис. 7.1. Основные цели инновационного развития региона.


проблемы возможно путем создания специальной региональной организационно-управленческой структуры, способной мобилизировать производственный, трудовой и интеллектуальный потенциал региона. Формирование дееспособной структуры такого типа необходимо при участии как можно большего круга участников инновационного процесса в регионе: ведущих НИИ, производственных организаций, занятых в сфере консалтинга, информационного, финансового обеспечения и других видов услуг, а также одного или нескольких авторитетных банков, способных кредитовать инновационные проекты на основе гарантий возвратности денежных средств.

Система управления региональным развитием должна быть представлена соответствующими органами управления, которые принимают решения в направлении регионального развития. Кроме того, дополняет эту систему сеть агентств регионального развития, которые представляют собой операторов рыночного типа, деятельность которых направлена на интегрирование инициатив бизнеса, науки и региональных профессиональных обществ.

Целью управления инновационной деятельностью является создание системы взаимодействия всех участников инновационного цикла (наука, НИОКР, производство на основе использования научно-технического и производственного потенциалов региона.

Процесс управления инновационной деятельностью региона начинается с разработки иерархии целей, которые должны быть достигнуты в процессе управления инновационным развитием региона (рис. 7.1) [34].

Реализация модели инновационного развития способствует укреплению экономики регионов через углубление научно-технического сотрудничества, создание инновационной инфраструктуры.

В Украине региональные модели инновационного развития имели возможность воплотиться в технополисах функционального типа со специальным режимом инновационной и инвестиционной деятельности («Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника», «Институт электросварки им. Е. А. Патона», «Институт монокристаллов») [34]. Реализация региональных моделей инновационного развития обеспечила «демонстрационный эффект» влияния на инновационную активность других регионов, а также создание условий для дальнейшего стимулирования инновационной деятельности в государстве.


Контрольные вопросы:

1. В чем сущность инновационной политики государства?

2. Какие стратегические и тактические цели преследует региональная инновационная политика?

3. В чем сущность современных моделей инновационного развития региона?

4. Каковы цели управления инновационным развитием региона?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.