Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности



Совокупность объективных черт инвестиционной деятельности в Украине обусловливает инвестиционную активность регионов, результативность инвестиционных процессов, а также их территориальную дифференциацию.

Территориальная дифференциация инвестиционной деятельности формируется под влиянием огромного количества региональных, общегосударственных и международных факторов, которые отражают пространственную специфику инвестиционной деятельности в регионах, сложность региональных отношений и связей в инвестиционной сфере.

Каждый регион вырабатывает свои подходы к улучшению инвестиционного климата и дальнейшей активизации инвестиционной деятельности. В то же время, не вызывает сомнений, что процесс формирования инвестиционно- привлекательных регионов с разветвленной, многоукладной экономикой под влиянием изменений приоритетов общественного развития — сложен и длителен.

В последнее время для государств с переходной экономикой все большую актуальность приобретает проблема привлечения долгосрочных инвестиций. Так, общий объем необходимых иностранных инвестиций в экономику Украины составляет около 50 млрд. долларов США [73]. Из них только столичному региону необходимо 8 млрд. долларов США [73]. Однако специфика экономической ситуации, значительные риски и неопределенность капиталовложений в Украине ограничивают поступление инвестиционных ресурсов.

В целом, инвестиционному процессу в регионах Украины


присущи следующие особенности.

1. Децентрализация инвестиционного процесса. В рамках
этого процесса следует выделить два направления:

- государство — регион;

- региональные органы власти — региональные про­
мышленные и финансовые институты.

В первом случае происходит передача управленческих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении государственных источников инвестиций. Во втором слу­чае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Кроме того, характерно уменьшение доли прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях. Следовательно, современный инвестиционный процесс в регионе характеризуется сокращением доли государственных инвести­ций при сохранении государственного контроля над объемом капитальных вложений.

2. Переход к преимущественно экономическим методам управления инвестиционным процессом. Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает роль собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора. Появляются значительные резервы во внедрении новых форм государственного управления инвестиционным процессом: долевое участие государства, стимулирование развития фондового рынка, внедрение системы поощрений и преференций для отечественных инвесторов. Эта тенденция проявляется в падении управляемости инвестиционной сферы.

3. Появление новых участников инвестиционного процесса. Примитивная система воспроизводственных отношений «государство — промышленное предприятие» трансформируется в разветвленную структуру участников инвестиционного процесса. Изменение количественных и качественных параметров усложняет реализацию инвестиционной политики и позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участникам. Кроме того, с углублением процесса приватизации растет объем инвестиционных поступлений в приватизированные предприятия.

4. Противоречивость целей инвестиционной политики.


В осуществлении инвестиционной политики каждый регион Украины преследует самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной экономической политики, так и общегосударственным целям экономического развития. Поэтому большинство регионов страны ставит своей стратегической целью создание структурно и технологически развитой экономики с ус­тойчивым типом воспроизводства.

5. Низкая инновационная направленность инвестиций. Недостаточная проработка организационно-экономических моделей деятельности субъектов экономики обусловила низкую инновационную активность в украинской экономике. Обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике региона — ключевая экономическая проблема успешности его развития.

6. Стремление к достижению структурного равновесия. В региональной экономике инвестиционные потоки имеют определен­ные ограничения структурного характера. Каждое структурное подразделение нуждается в установлении предельных уровней развития, которые должны быть адекватными тактическим условиям реализации того или иного этапа программы экономического развития.

7. Целевая направленность инвестирования. В Украине иностранные капиталовложения направляются в отрасли, которые не являются приоритетными с точки зрения интенсификации развития внутреннего и внешнеэкономического потенциала государства (производство кондитерских изделий, напитков, табачных изделий, операции с недвижимостью, услуги юридическим лицам), и в меньшей степени - в машиностроение, металлургию, химическую промышленность. Ограниченность инвестиционных ресурсов вызывает необходимость капиталовложений в проекты, имеющие конкретное обоснование и практическую пользу. Так, на 1.01. 2005 года в машиностроительную отрасль было вложено всего 2,7% от общей суммы инвестиций, тогда как в оптовую торговлю и посредничество в торговле - всего 15,9%, в пищевую промышленность - 14,1% [73]. Иностранные инвестиции ориентированы на захват внутреннего рынка товаров и услуг, а не на поддержку национального производства. В этом состоит различие в использовании иностранных инвестиций в Украине по сравнению с Венгрией, Польшей и, особенно, с новыми индустриальными странами Азии, где значительная часть


иностранных инвестиций ориентируется на формирование экспортного сектора экономики.

8. Недостаточная эффективность инвестирования.
Инвестиции, направляемые в экономику региона, не всегда
приносят прибыль в условиях целевого ограничения конкретного
проекта, времени его реализации, привлекаемых под него
ресурсов. Ввиду этого, целесообразно вкладывать средства в
проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки
окупаемости невелики, а условия реализации не имеют
дополнительных рисков. Инвестиции должны направляться
в первую очередь на создание новых производств,
ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки
сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной
промышленной базы.

9. Зависимость динамики инвестиционных процессов от
наличия преференций.
В регионах, где успешно действуют
свободные экономические зоны (СЭЗ) и территории приоритетного
развития (ТПР), процесс привлечения как национального, так и
иностранного капитала имеет более ярко выраженную динамику,
чем в целом в Украине. Наибольшие результаты по внедрению
специального режима инвестиционной деятельности достигнуты
в Донецкой, Закарпатской, Львовской и Харьковской областях
[14]. В то же время, направленность инвестиций в приоритегные
виды экономической деятельности СЭЗ и ТПР реализуется на
уровне 10-20%. Среди областей с наименьшими показателями
реализации приоритетов СЭЗ и ТПР выделяются Луганская и
Житомирская области [14].

10. Низкий уровень инвестирования в расчете на душу населения. Среди 25 государств СНГ и Центральной Европы по показателю уровня инвестирования на душу населения Украина занимает 22-е место, уступая государствам Центральной Европы и Прибалтики, где показатель превышает 1,5-2,5 тыс. долл. США на одного человека. Притом, что даже г. Киев, как один из наиболее сильных реципиентов, где на одного человека приходится 1000 долларов США, уступает по данному показателю столицам западных государств [40].

//. «Сервисный» характер современной тактики зарубежных инвесторов. Инвестиционный поток, направленный на массовую дистрибуцию иностранных товаров на украинский рынок или на дублирование уже раскрученных в других


государствах схем предоставления различного рода торговых, консалтинговых, рекламных услуг, обусловил повышенный уровень поступлений этих инвестиций в столичный регион, который характеризуется наибольшей покупательской способностью населения и возможностями создания сервисных служб общегосударственной направленности. Эта особенность определила повышенную долю Киева в общем объеме притока иностранного капитала, которому уступают высокоразвитые индустриальные центры Донбасса и Приднепровья, а также и другие регионы Украины.

Вышеуказанные причины определяют не только отраслевую направленность иностранных инвестиций, но и территориальную дифференциацию их использования в украинской экономике.

За годы независимости приток прямых иностранных инвестиций в Украину осуществлялся с четкой периодичностью:

- в период с 1992 по 1994 год прослеживался низкий уровень привлечения иностранных инвестиций. Так, в 1994 году этот показатель в расчете на душу населения не превышал 10 долларов США, что было обусловлено кризисной ситуацией в украинской экономике [73];

- в период с 1994 по 2000 год отмечен динамичный рост интереса иностранных инвесторов к украинской экономике. В этот период объем иностранных инвестиций вырос в 6,8 раза. В числе причин повышения интенсивности инвестиционной деятельности— выход экономики Украины из кризиса и, соответственно, повышение международного рейтинга Украины [73];

- период с 2001 года по нынешнее время характеризуется повышением инвестиционной привлекательности экономики Украины. В это время объем иностранных инвестиций вырос в 2,5 раза. Однако, несмотря на периодическое улучшение инвестиционных рейтингов Украины, в 2005 году темпы роста инвестиций сократились [40]. Это стало одной из причин замедления темпов экономического роста.

Следует отметить, что диспропорции в экономическом развитии регионов Украины отражаются и на региональной Дифференциации инвестиционной привлекательности.

Согласно данным таблиц 6.2. и 6.3., за последнее десятилетие наибольшим уровнем инвестиционной деятельности характеризуются: г. Киев, Киевская, Донецкая, Запорожская,


Таблица 6.2. Территориально-административные единицы с наиболь­шим объемом поступлений прямых иностранных инвес­тиций на одного человека (по состоянию на 2005 год)

 

  % Место по объему ПИИ на одного человека Место по показателю объема ПИИ!
Украина - -
г. Киев 575.2
Киевская обл. 160,5
Запорожская обл. 140,1
Днепропетровская обл. 120,2
Одесская обл. 115,5
Донецкая обл. 57,3

Таблица 6.3. Территориально-административные единицы с наименьшим поступлением ПИИ на одного человека (по состоянию на 2005 год)

 

  % Место по объему ПИИ иа одного человека Место по абсолютному показателю объема ПИИ
Украина - -
Черновицкая обл. 14,9
Тернопольская обл. 18,5
Винницкая обл. 20,7
Хмельницкая обл. 26,0
Луганская обл. 32,5
г. Севастополь 74,9

Днепропетровская и Одесская области. Среди областей с наименьшей долей иностранных инвестиций следует выделить: Винницкую, Черновицкую, Тернопольскую, Хмельницкую, Луганскую области. Помимо этого, к числу динамично развивающихся и активно привлекающих инвестиции относятся Львовская и Закарпатская области, которые используют инвестиции в рамках функционирования Карпатского еврорегиона. Необходимо признать, что в последние годы повысилась активность иностранных инвесторов в отношении Луганской, Днепропетровской, Черновицкой, Кировоградской, Харьковской областей и АРК, что свидетельствует о росте интереса


иностранных инвесторов к экономическому потенциалу обозначенных регионов.

В 2006 году крупнейшими инвестиционными донорами Украины выступали США (16,6% объема ПИИ), Кипр (10,8%), Великобри­тания (9,5%), Нидерланды (8,4%). Россия (6,7%), Германия (5,7%), большая часть которых относится к ведущим мировым экспортерам капитала [80].

Однако эти государства обеспечивают всего около одной трети экспорта капитала в мире, а инвестиции из азиатских стран, таких, как Япония, Китай, Саудовская Аравия, Сингапур и Тайвань (еще одна треть мирового капитала), в Украине представлены слабо.

Интересен тот факт, что доля прямых иностранных инвестиций из оффшорных зон занимает в экономике Украины около 22% всего их объема. Очевидно, этот поток иностранных инвестиций имеет украинское происхождение (ранее в силу различных причин капитал был вывезен за пределы государства, и теперь возвращается уже в качестве иностранного инвестиционного ресурса).

Одной из главных причин низкого уровня прямого иностранного инвестирования в Украине пока что остается неблагоприятный, по фавнению с другими государствами, инвестиционный климат. На сегодняшний день инвестиционный климат Украины характеризуют:

- несовершенство имеющейся нормативно-правовой базы;

- кризисное положение в экономике государства;

- «непрозрачность» фондового рынка и приватизационных процессов;

- низкая покупательская способность населения;

- высокая доля теневого сектора экономики;

- неблагоприятная экологическая ситуация;

- высокий уровень коррумпированности в органах власти.
Именно устранение этих отрицательных черт инвестиционного

климата, которые находят выражение в различных видах инвестиционных рисков, может стимулировать инвестиционную активность в регионах и таким образом повысить инвестиционную привлекательность экономики Украины.

Оценка инвестиционной привлекательности регионов Украины на основе учета инвестиционного потенциала и рисков, как двух взаимосвязанных составляющих инвестиционной привле­кательности региона, позволила выявить ряд закономерностей.

Лидирующие позиции по суммарному инвестиционному


потенциалу (табл. 6.4) по праву занимает г. Киев, который опережает всех по социально-трудовому, хозяйственному, инновационному, финансовому и потребительскому потенциалам. Он также имеет наиболее разветвленную инфраструктуру и развитую структуру рыночных институтов [6]. Вместе с тем, очень низкий уровень природно-сырьевого потенциала и высокий экологический риск (выбросы в атмосферу загрязняющих веществ более чем в сто раз превышают показатели наиболее благополучной в этом плане Херсонской области) снижают инвестиционную привлекательность столицы (табл. 6.5).

Сразу за Киевом следует Донецкая область, которая, одновременно с высоким инвестиционным потенциалом, также характеризуется повышенным риском. Несмотря на весомый разрыв в величине природно- сырьевого потенциала, она уступает столице по семи другим составляющим инвестиционного потенциала [80]. Днепропетровская, Запорожская и Луганская области имеют средний инвестиционный потенциал и повышенный риск для вложения инвестиций, обусловленный негативными региональными тенденциями в финансовом секторе, опасной криминогенной ситуацией, неблагоприятной экологической обстановкой и наличием повышенного социально-демографического риска.

Для ряда регионов характерен средний уровень инвестиционного потенциала и риска: Автономная Республика Крым, г. Севастополь, Харьковская, Одесская, Николаевская, Львовская, Черкасская, Киевская, Полтавская и Ровенская области. Проигрьші в потенциале перед областями с высокой концентрацией инвестиционного капитала объясняется слабым развитием промышленного производства, упадком аграрного сектора.

Вместе с тем, удельный вес «среднего» региона составляет 0,6-4,8% экспорта, 1-5% инвестиций, 2-3% розничного товарооборота. Количество работающих предприятий на душу населения, как правило, ниже среднего показателя по стране (19 предприятий на 1 тыс. человек) [6].

Несмотря на непосредственную близость к столице, Киевская область занимает лишь девятую позицию по совокупному инвестиционному потенциалу. Это связано с перемещением ресурсов (трудовых и финансовых) в город Киев, что увеличивает его и без того высокие финансово-экономические показатели.


Таблица 6.4. Инвестиционный потенциал регионов Украины в 2004 году


(по мере убывания)


           
   
 
   
 
 


Таблица 6.5. Инвестиционный риск регионов Украины в 2004 году (по мере возрастания) [6]


Подобная ситуация характерна и для ряда других, близко расположенных к столице областей - Черкасской, Черниговской, Житомирской и Сумской.

Еще одна группа, состоящая из одиннадцати областей (Ивано-Франковской, Кировоградской, Волынской, Винницкой, Сумской, Закарпатской, Херсонской, Черновицкой, Тернопольской, Житомирской и Черниговской), находится в зоне с низким инвестиционным потенциалом и средним уровнем риска.

Обособленное положение Хмельницкой области объясняется повышенным уровнем риска, обусловленным неблагоприятными тенденциями в предпринимательском и финансовом секторе, а также социально-демографическими факторами.

Таким образом, в результате оценки инвестиционной привлекательности выделяются пять региональных групп, каждая из которых имеет свои особенности. У регионов-лидеров (Киев и Донецкая область) - большие внутренние резервы, высокие инвестиционный потенциал и запас прочности от воздействующих на них рисков, они обладают необходимыми ресурсами для устойчивого развития. Несмотря на повышенный уровень риска, в ближайшее время их инвестиционное будущее существенно не изменится. Единственными ограничениями по привлечению инвестиций в ближайшие годы могут стать насыщенность рынка, высокий уровень конкуренции, ограниченность трудовых и природно-сырьевых ресурсов.

Недавние лидеры (Днепропетровская, Запорожская и Луганская области) по уровню инвестиционного потенциала образовали группу регионов-сублидеров. Эти области имеют повышенный уровень социально-демографического и финансового риска, характеризуются неблагополучной экологической обстановкой и нестабильной криминогенной ситуацией. В числе генерирующих факторов инвестиционной привлекательности этой группы -обеспеченность природно-сырьевой базой и наличие высокоразвитой индустриальной структуры. Однако повышенный уровень инвестиционного риска требует диверсификации инвестиций и поиска надежных субъектов в регионах с меньшим уровнем риска.

Базисные регионы (АР Крым, г. Севастополь, г. Харьков, Одесская, Николаевская, Львовская, Черкасская, Киевская, Полтавская и Ровенская области) формируют основу экономической системы государства. Именно здесь формируется новая плеяда инвестиционно привлекательных регионов. У этой группы - средние


по стране уровень инвестиционного потенциала и уровень риска, что в ближайшее время вызовет к ней повышенный интерес инвесторов.

В состав «регионов-челленджеров» входят две группы. С одной стороны - это продолжающие демонстрировать стабильный рост в промышленности и сельском хозяйстве аграрно-индустриальные Винницкая, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Тернопольская и Черновицкая области. С другой - Сумская, Херсонская, Житомирская, Черниговская и Кировоградская области, с технологически отсталой производственной базой. Эти области имеют хороший инвестиционный потенциал, однако без ощутимой помощи государства им не обойтись.

Регионом-аутсайдером является Хмельницкая область, которая при умеренном инвестиционном потенциале имеет высокие экономический, финансовый и социально-демографический риски. Снижение вышеуказанных рисков, а также увеличение доли услуг в структуре экономики региона позволит Хмельницкой области улучшить свои показатели и присоединиться к группе «регионов-челленджеров» (см. рис.3 Приложения).

Очевидно, в ближайшие годы факторами, лимитирующими инвестиционную деятельность в Украине, станут насыщенность рынка, высокий уровень конкуренции, ограниченность трудовых и природно-сырьевых ресурсов, а также особенности ценовой политики в сфере энергоносителей. Ценовой фактор также будет способствовать сохранению инвестиционных диспропорций по секторам и отраслям экономики, а также консервации инвестиционных диспропорций по регионам.

Исходя из этого, важнейшую роль в активизации инвестиционной деятельности Украины играет разработка экономической политики, ориентированной на формирование и использование инвестиционного потенциала регионов.

Контрольные вопросы:

1. Какие черты характеризуют современный инвестиционный процесс в Украине?

2. Каковы особенности отраслевой и территориальной направленности инвестиционных потоков в Украине?

3. В чем специфика региональной дифференциации Украины по уровню инвестиционной привлекатель­ности?


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.